Банк дидактических материалов по теме «Квадратные уравнения» 8 класс
учебно-методический материал по алгебре (8 класс)
банк дидактических материалов содержит обучающие карточки, самостоятельные работы, контрольные работы по теме «Квадратные уравнения» 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material_po_teme_kvadratnye_uravneniya_8_klass.doc | 222 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактический материал по теме «Решение квадратных уравнений»
Обучающая карточка №1
1. Записать квадратное уравнение ах2+вх+с=0, если известны его коэффициенты а=7, в=-4, с=11. Решение.
Если а=7, в=-4, с=11, то квадратное уравнение имеет вид 7х2 -4х +11=0.
2.Какие из чисел -3, 2, 4, -2, 0, 1 являются корнями уравнения х2 – 5х + 4= 0?
Решение.
Если х = -3, то (-3)2 - 5*(-3) + 4 = 0 — неверно, так как 9 + 15 +4 ≠ 0;
если х = 2 , то 22 – 5 * 2 + 4 = 0 — неверно, так как 4 – 10 + 4 ≠ 0 ;
если х = 4, то 42 – 5 * 4 + 4 = 0 — верно, так как 16 -20 + 4 = 0;
если х = -2, то (-2)2 – 5*(-2) + 4=0 — неверно, так как 4 + 10 + 4 ≠ 0;
если х = 0, то 02 - 5*0 + 4 = 0 — неверно, так как 0 – 0 + 4 ≠ 0;
если х = 1, то 12 – 5*1 + 4 = 0 — верно, так как 1 - 5 + 4 = 0.
Ответ: 1 ;4.
3.Найти корни уравнения или решить уравнение 1). х2 - 256 = 0. 2). 64х2 = 0. 3). х2 + 49 = 0
Решение. Решение. Решение.
х2 – 256 = 0, 64 х2 = 0, х2 + 49 = 0,
х2 = 256, х2 = 0, х2 = - 49,
х = ± , х = 0. корней нет, так как -49 < 0.
х = ± 16.
Ответ: ± 16. Ответ: х=0. Ответ: корней нет.
4).Решить уравнение.
1) х2 + 10х + 25 =0. 2). (х-2) (х2 + 2х + 4) – х2(х – 72) = 0.
Решение. Решение.
х2 + 10х + 25 = 0, (х - 2) (х2 + 2х + 4) - х2 (х - 72) = 0,
(х + 5)2 = 0, х3 - 8 – х3 + 72 х2 = 0,
х + 5 = 0, 72х2 = 8,
х = -5. х2 = ,
Ответ: -5. х = ± ,
х = ± .
Ответ: .
Обучающая карточка №2
Решить уравнения:
1). 7х2 = 0. 2). 5х2 - 125 = 0. 3). 6х2 + 36 = 0. 4) 5х2 + 7х = 0.
Решение . Решение . Решение . Решение.
х2 = 0, 5х2 = 125, 6х2 = -36, х (5х + 7) = 0,
х=0. х2 =125 : 5, х2 = -36 : 6, х = 0 или 5х +7 = 0,
Ответ: 0. х2 = 25, х2 = -6, 5х = -7,
х = ± , корней нет, х = -7 : 5,
х = ± 5. так как -6 < 0. х = - 1,4.
Ответ: ± 5. Ответ: корней нет. Ответ: -1,4 ; 0.
5)
Решение.
Дробь равна нулю, тогда и только тогда, когда числитель равен нулю, а знаменатель отличен от нуля.
х2 – 16 = 0, х2 – 16 = 0,
х – 4 ≠ 0. х2 = 16,
х = ± 4.
Если х =-4, то х – 4 ≠ 0 верно, если х = 4, то х – 4 ≠ 0 неверно.
Ответ: — 4.
Обучающая карточка №3
Решить уравнения методом выделения полного квадрата.
1. х2 + 4х +3 = 0. 2. х2 – 6х + 5 = 0. 3. 5х2 – 7х – 6 = 0.
Решение. Решение. Решение.
х2 + 4х = - 3, х2 – 6х = -5, х2 - х - = 0,
х2 + 2*2х + 4 = -3 + 4, х2 – 2*3х + 9 = -5+9, х2 - х = ,
(х + 2)2 = 1, (х – 3)2 = 4, х2 – 2*х+ = ,
х + 2 = -1 или х + 2 = 1, х - 3 = -2 или х – 3 = 2, (х - )2 =,
х = -1 – 2 х = 1 – 2, х = -2 +3 х = 2 + 3, х - или х -
х = - 3 х = - 1. х = 1 х = 5. х = х = ,
Ответ: -3, -1. Ответ: 1; 5. х = х = .
Ответ: 2.
Обучающая карточка №4
Решить квадратные уравнения:
1). 4х2 – 11х + 6 = 0. 2). х2 – 4х + 4 = 0. 3). х (х+1) = -56.
Решение . Решение . Решение.
а = 4, в = -11, с = 6, а = 1, в = -4, с =4, х2 + х + 56 = 0,
D = в2 – 4ас, D = в2 – 4ас, а =1, в= 1, с = 56,
D = (-11)2 – 4*4*6, D = (-4)2 – 4*1*4, D = в2 – 4ас,
D = 121 – 96, D = 16 – 16, D = 12 – 4*1*56,
D = 25, D = 0, D = 1 – 224,
D > 0,уравнение имеет D = 0, уравнение имеет D < 0, корней нет.
два корня: один корень: Ответ: корней нет.
х1,2 = , х = ,
х1,2 = х =
х1 = Ответ: 2.
х2 =
Ответ: 0,75; 2
4).
Решение.
Н.О.К. 20,
(х2 + х )*5 – (3 – 7х)*1=6,
5х2 + 5х -3 + 7х = 6,
5х2 + 12х – 3 – 6 = 0,
5х2 + 12х – 9 = 0,
а = 5, в = 12, с = -9,
D = в2- 4ас,
D= 122 – 4*5*(-9),
D = 144 +180,
D = 324.
D > 0, уравнение имеет два корня х1,2 = ,
х1,2 = ,
х1 = х2 =
Ответ: -3; 0,6.
Обучающая карточка №5
1.Решить приведенное квадратное уравнение х2 – х – 2 = 0.
Решение.
х1,2 = , х1,2 = , х1,2 = , х1,2 = ,
х1,2 = х1 = , х2 =
Ответ: -1; 2.
2. Записать приведенное квадратное уравнение, имеющее корни х1 =3, х2 = -6.
Решение.
Если х1 = 3, х2= -6, то приведенное квадратное уравнение имеет вид: х2 + 3х – 18 = 0, так как по теореме Виета х1 + х2 = -p, т.е. х1 + х2 = - (3+(-6)) = - (-3) = 3, х1*х2 = q, т.е 3* (-6) = - 18.
Ответ: х2 + 3х – 18 = 0.
3.Квадратный трехчлен разложи на множители 3х2 + 8х – 3.
Решение.
Найдем корни квадратного трехчлена: 3х2 + 8х – 3 = 0.
а =3, в = 8, с = -3, D = в2 – 4ас, D = 82 – 4*3*(-3), D = 64 +36 = 100,
D > 0, квадратное уравнение имеет два корня: х1,2 =, х1,2 = х1 = х2 = по доказанной теореме о разложении на множители квадратного трехчлена получаем, 3х2 + 8х – 3 = 3(х-)(х+3) = (3х -1)(х+3).
Использовали формулу ах2 + вх + с + а*(х – х1)*(х – х2).
Ответ: 3х2 + 8х – 3 = (3х – 1)(х + 3).
4.Сократить дробь
Решение.
Разложим числитель и знаменатель дроби на множители, используя формулу
ах2 + вх + с + а*(х – х1)*(х – х2).
-х2+5х+36=0, х2-х-20=0,
а=-1, в=5, с=36, х1,2 = ,
D = в2-4ас, D = 25 +144 = 169, х1,2 = = =
D>0,уравнение имеет два корня х1 = , х2=
х1,2 = , х1,2=,
х1 = х2=.
Преобразуем дробь Ответ:
Обучающая карточка № 6
1.Решить уравнение х4 – 4х2 – 5 = 0.
Решение.
Обозначим х2 = t, тогда данное уравнение примет вид: t2 – 4t – 5 = 0. а =1, в=-4, с=-5, D = в2 – 4ас, D = 16 +20 = 36, D>0, уравнение имеет два корня: х1,2 = х1,2 = , х1 = х2 =
получим два уравнения: х2 = 5 х2= -1
х = действительных корней нет,
так как -1<0.
Ответ: .
2.Решить уравнение
Решение.
Преобразуем разность
Н.О.З. у(у-4) ≠ 0,
у(у+4) + у2 = 2у2 -8у – 4(у-4),
у2 + 4у + у2 = 2у2 – 8у – 4у + 16,
2у2 + 4у – 2у2 + 12у – 16 = 0,
16у – 16 = 0,
16у = 16,
у = 1.
Если у = 1, то у(у-4) ≠ 0, верно.
Ответ: у=1.
3.Решить уравнение (х+7)4 -5(х+7)2 + 4 = 0.
Решение.
Обозначим (х+7)2 = t, тогда данное уравнение имеет вид t2 – 5t + 4 = 0,
а=1, в=-5, с=4, D =в2- 4ас, D = 25 – 16 = 9, D>0, уравнение имеет два корня: х1,2= х1,2= х1= х2=
Таким образом, получаем два уравнения: (х+7)2=4 или (х+7)2 = 1,
х+7 = х+7 =
х+7=2 или х+7=-2 или х+7=-1 или х+7=1
х = 2 -7, х = -2-7, х= -1-7, х= 1- 7,
х = -5. х = -9. х = -8. х = -6.
Ответ: -9; -8; -6; -5.
Обучающая карточка №7
1.Задача. Моторная лодка прошла 25 км по течению реки и 3 км против течения, затратив на весь путь 2ч. Какова скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 3 км/ч.
Решение.
Пусть х кч скорость лодки в стоячей воде. Тогда скорость лодки по течению (х+3)км/ч, а против течения (х-3) км/ч. По течению реки 25 км лодка прошла за ч, а против течения 3 км за ч. По условию задачи известно, что на весь путь лодка затратила 2ч, составим и решим уравнение
Н.О.З. (х+3)(х-3) ≠ 0,
25*(х-3) + 3*(х + 3) = 2*(х2 – 9),
25х - 75 + 3х + 9 = 2х2 – 18,
28х – 66 = 2х2 – 18,
2х2 – 28х + 48 = 0,
х2 – 14х + 24 = 0,
а=1, в = -14, с = 24,
D = в2 – 4ас,
D =196 – 96 = 100,
D>o, уравнение имеет два корня: х1,2 = , х1,2 =
х1 = х2 =
Если х = 12, то (х+3)(х-3) ≠ 0, верно;
Если х =2, то (х+3)(х-3) ≠ 0, верно.
По смыслу задачи скорость лодки в стоячей воде должна быть больше скорости течения реки. Этому условию удовлетворяет число 12 и не удовлетворяет число 2.
Ответ: 12 км/ч.
Контрольная работа по теме «Квадратные уравнения»
Вариант №1
I уровень1.Решить уравнение: а)14х2-9х=0; б)16х2=49;
в)
2.Решите биквадратное уравнение х4-13х2+36=0
3.Моторная лодка прошла 28 км против течения реки и 16 км по течению, затратив на весь путь 3ч. Какова скорость моторной лодки в стоячей воде, если известно, что скорость течения реки равна 1 км/ч.
Составьте модель.
II уровень
1.Сократите дробь
2.Решите уравнение к задаче ОУ.
III уровень
1.Один из корней уравнения х2+kх+45=0 равен 5. Найдите второй корень и коэффициент k.
2.Решите задачу ОУ.
Вариант №2
I уровень
1.Решить уравнение: а)6х-5х2=0; б)25х2=1;
в)
2.Решите биквадратное уравнение х4-29х2+100=0
3.Моторная лодка прошла 3 км против течения реки и 25 км по течению, затратив на весь путь 2ч. Какова скорость моторной лодки в стоячей воде, если известно, что скорость течения реки равна 3 км/ч.
Составьте модель.
II уровень
1.Сократите дробь
2.Решите уравнение к задаче ОУ
III уровень
1.Один из корней уравнения х2-26х+q=0 равен 12.. Найдите второй корень и коэффициент q.
2.Решите задачу ОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме "Квадратные уравнения"
Система заданий для проверки знаний учащихся по теме "Квадратные уравнения"...
Дидактические материалы по теме Квадратные уравнения
Представленные вашему вниманию дидактические материалы предназначены для организации самостоятельной работы учащихся и для осуществления контроля знаний, умений и навыков. Они могут ...
Дидактическая игра по теме "Квадратные уравнения"
Авторская игра «Составь слово» ориентирована на отработку навыков решения квадратных уравнений дифференцированных по уровню сложности. В ходе игры обучающиеся заменяют полученные ответы к заданиям по ...
Разработка дидактических материалов по теме «Глагол» (5 класс)
Работа содержит дидактические материалы по теме "Глагол" для 5 класса....
Дидактические материалы по теме «Квадратные уравнения».
Дидактические материалы по теме «Квадратные уравнения»....
Логико-дидактический анализ содержания темы «Квадратные уравнения»
Логико-дидактический анализ содержания темы "Квадратные уравнения"...
Дидактические материалы по теме "Биосфера" (6 класс)
Дидактические материалы разноуровневого характера по теме "Биосфера"...