Дидактический материал по теме "Квадратные уравнения"
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Система заданий для проверки знаний учащихся по теме "Квадратные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskiy_material.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРВИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ
1. Какие из уравнений являются квадратными?
а) 2х2 – 3х -7=0; б) - = 7; в) – + 4х=(х -2)2;
г) 4 + =3х; д) -5х = 41; е) 3х2 = 0,5
2. Докажите, что число 3 является корнем квадратного уравнения
x2 – 4x + 3 = 0.
3. Докажите, что число –7 не является корнем уравнения 2x2 + x – 3 = 0.
4. Приведите пример квадратного уравнения ах2+вх+с=0, у которого:
1) а>0, в<0, с>0; 4) а>0, в>0, с=0;
2) а<0, в>0, с<0; 5) а<0, в=0, с>0;
3) а>0, в<0, с=0; 6) а>0, в=0, с=0.
5. Назовите старший коэффициент и свободный член в уравнении:
а) 7х2 + 6х+11=0; д) 6х2+7х=0;
б) -5х2 + 4х+1=0; е)13х-9х2=0;
в) -7х + +2х2=0; ж) х2 +5=0;
г) 0,3х2 -11+0,25х=0; з) х2=0.
6. Замените данное уравнение равносильным ему квадратным уравнением:
а) 4х2 -11=х2 -11+9х;
б) (2х+1)(х-4)=(х-2)(х+2);
в) (2х-1)2=1-4х;
г) 3 - (4х+1)(3-х)=х2
7. Укажите неполные квадратные уравнения:
1) – 5,2x2 = 0; 5) – 9x2 – 15x – 4 = 0;
2) 19x2 + 14x – 5 = 0; 6) – 35x2 – 33 = 0;
3) 8x2 + 17x = 0; 7) x2 + 9x + 10 = 0;
4) x2 – 2x – 3 = 0; 8) – 13x2 – 11x – 1 = 0.
8. Сколько корней имеет каждое уравнение?
1) (х - 1)(х +11) = 0; 6) х² + 5 = 0;
2) (х – 2)² + 4 = 0; 7) 9х² - 1 = 0;
3) (2х – 1)(4 + х) = 0; 8) х² - 3х = 0;
4) (х – 0.1)х = 0; 9) х + 2 = 0;
5) 16х² + 4 = 0; 10) 0,07х² = 0.
9. Решите неполное квадратное уравнение:
1) x2 + 5x = 0; 5) 6x2 = 0;
2) –x2 + 8x = 0; 6) (x – 2)(x + 4) = 0;
3) x2 – 9 = 0; 7) x2 + 12x + 36 = 0;
4) –2x2 - 11 = 0; 8) 4x2 – 3x + 7 = 2x2 + x + 7
10. Дифференцированная проверочная работа
Решите уравнение: на «3»
а) х2 - 2х = 0
б)2х2-72 = 0
в)5х2 = 0
Решите уравнение: на «4»
а) 2х2 - Зх + 4х2 = 0
б)2х2-4=4х2
в) - х2 =0
Решите уравнение: на «5»
а)(х-5)(х + 3) = 2х-15
б)(х-3)(2х-4) = х2-10х
в) (2х - 5)(3х + 7) = (х - 3)(2х +5)
11. Самостоятельная работа
1. Найти корни уравнения:
а) - 0,1х2 +1 = 0;
б) у2 - = 0;
2. Решите уравнение:
а) 2у + у2 = 0;
б) 10х2 + 7х =0;
3. Какие из следующих уравнений являются неполными? В случае неполного уравнения найдите его корни.
а) х2 + 14х – 23=0;
б) - х2 + х=0;
в) х+8-9х2 =0;
4. Найдите сумму корней неполного уравнения 4х2 +9х=0.
Текущий контроль
1. Математический диктант
1. Является ли уравнение 2х2 – 3х +4=0 квадратным?
2. В уравнении 3х2 +3х - 3=0 число 3 является свободным членом?
3. Является ли уравнение 2 – 4х + х2 =0 приведенным?
4. Является ли число 0 корнем уравнения х2 – х =0?
5. Является ли полным уравнение 5х + х2 -1 =0?
6. Может ли квадратное уравнение не иметь корней?
7. Правда ли, что число 0 является корнем для любого квадратного уравнения?
2. Занесите в таблицу коэффициенты предлагаемых уравнений.
Уравнение
| а - старший коэффициент | b - второй коэффициент | с - свободный член |
2х2 – 8х +9=0 |
|
|
|
4х2 – 9=0 |
|
|
|
4х2=0 |
|
|
|
3х2 – 4х=0 |
|
|
|
1-3х2=0 |
|
|
|
24+6m2=0 |
|
|
3. Восстановите квадратное уравнение:
Уравнение
| а - старший коэффициент | b - второй коэффициент | с - свободный член |
| 3 | -2 | 1 |
| 1 | 2 | 0 |
| 3 | 0 | 4 |
| -4 | 0 | 0 |
| 9 | 0 | -4 |
| 3 | -4 | 0 |
4. Тест “Виды квадратных уравнений”
Ф.И. | полное | неполное | приве- денное | неприве- денное |
1. 5х2 -8х-4=0 |
|
|
|
|
2. х2 – 2х = 0 |
|
|
|
|
3. 5х2 = 0 |
|
|
|
|
4. х2 -16 = 0 |
|
|
|
|
5. х2 - 7х + 12 =0 |
|
|
|
|
5. Лабораторная работа (3 мин.)
Составьте квадратные уравнения, которые:
- не имеют корней;
- имеет один из корней, равный 0;
- имеет два корня, равных по модулю, но противоположных по знаку;
- имело бы один корень;
- сумма коэффициентов уравнения равна 0.
- Пример лабораторной работы:
Вариант 1.
Уровень А
1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 3х2 + 6х – 6 = 0, б) х2 - 4х + 4 = 0
2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 - 7х + 2 = 0, D = b2 - 4ac = (-7)2 – 4· 5 · 2 = …;
3. Закончите решение уравнения 3х2 - 5х – 2 = 0.
D = b2 - 4ac = (-5)2- 4· 3·(-2) = 49; х1 = … х2=…
Уровень В
Решите уравнение: а) 6х2 – 4х + 32 = 0; б) х2 + 5х - 6 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) -5х2 – 4х + 28 = 0; б) 2х2–8х–2=0.
В) При каком значении а уравнение х2 - 2ах + 3 = 0 имеет один корень?
Вариант 2.
Уровень А
1. Для каждого уравнения вида ax2 + bx + c = 0 укажите значения a, b, c.
а) 4х2 - 8х + 6 = 0, б) х2 + 2х - 4 = 0
2. Продолжите вычисление дискриминанта D квадратного уравнения ax2 + bx + c = 0 по формуле D = b2 - 4ac.
5х2 + 8х - 4 = 0, D = b2 - 4ac = 82 – 4· 5 · (- 4) = …;
3. Закончите решение уравнения х2 - 6х + 5 = 0.
D = b2 - 4ac = (-6 )2 - 4· 1·5 = 16; х1 = … х2=…
Уровень В
Решите уравнение: а) 3х2 – 2х + 16 = 0; б) 3х2 - 5х + 2 = 0.
Уровень С
Решите уравнение: а) 5х2 + 4х - 28 = 0; б) х2 – 6х + 7 = 0;
Важным моментом в изучении квадратных уравнений является рассмотрение теоремы Виета, которая утверждает наличие зависимости между корнями и коэффициентами приведенного квадратного уравнения.
1. Найти сумму и произведение корней каждого из следующих уравнений:
1) х2 — 9х + 20 = 0;
2) х2 + 2х — 80 = 0;
3) 12 х2 — х — 1 = 0;
4) 2 х2 + 13х + 21 = 0.
2. Составить квадратное уравнение по данным его корням.
1) 5 и 2; 2) — 0,1 и 10; 3) 1/3 и — 1/4; 4) — 2/3 и — 2/3
Уравнения | Корни | а + b + с |
х2 + 2х - 3 =0 | ||
х2 - 7х + 6 = 0 | ||
4х2 -7х +3 =0 |
| |
5х2 -х -4 =0
|
|
.
Задание №3 (индивидуальная работа)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
Ф | р | а | н | с | у | а | В | и | е | т | о | т | е | ц | а | л | г | е | б | р | ы |
Учащиеся самостоятельно находят методом подбора корни приведенного квадратного уравнения, причем, ученик решает уравнение, соответствующее его порядковому номеру. Ученик, справившийся с заданием, на доске под своим порядковым номером записывает букву. Если уравнения решены, верно, то получится словосочетание:
Решите уравнение, соответствующее своему порядковому номеру, и выберите больший корень уравнения:
- х2 + 7х + 10 = 0
- х2 – х – 20 = 0
- х2 + 6х – 7 = 0
- х2 + 11х + 24 = 0
- х2 + 17х + 70 = 0
- х2 – 7х – 30 = 0
- х2 + 10х – 11 = 0
- х2 + х – 12 = 0
- х2 + 11х + 28 = 0
- х2 – 4х – 21 = 0
- х2 + 4х + 3 = 0
- х2 + 7х - 18 = 0
- х2 + 6х + 5 = 0
- х2 -9х +14 = 0
- х2 + 13х + 42 = 0
- х2 + 2х - 3 = 0
- х2 – х – 12 = 0
- х2 + 12х + 35 = 0
- х2 -10х + 21 = 0
- х2 -х - 30 = 0
- х2 – 9х + 20 = 0
- х2 -11х + 24 = 0
-11 | - 10 | -9 | -8 | -7 | -6 | -5 | -4 | -3 | -2 | -1 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
я | к | м | ч | с | ц | г | и | н | ф | т | а | о | в | л | р | б | е | ы | п | у | д |
Код: большему корню уравнения соответствует буква
Тест по теме «Теорема Виета»
I вариант
а) х2 - 4х + 3 = 0
Т – {1;3}, Е – {-4;3}, А – {-3;-1};
б) х2 - 12х + 11 = 0
А – {-11;-1}, Е – {1;11}, М – {-3;8};
в) х2 + 5х + 4 = 0
А – {1;4}, М – {-4;-1}, Т – {9;20};
г) При каком значении p один из корней уравнения х2 - рх + 9 = 0 равен 1. Найти второй корень.
Е – {р=1; х2=4}, Т – {р=10; х2=-9}, А – {р=10; х2=9}.
Тест по теме «Теорема Виета»
II вариант
а) х2 - 8х + 7 = 0
И – {-1;7}, В – {1;7}, Т – {-8;-1};
б) х2 + 3х + 2 = 0
И – {-2;-1}, Е – {2;3}, B – {-1;2};
в) х2 - 16х + 15+ = 0
Т – {5;10}, Е – {1;15}, B – {-5;20};
г) При каком значении p один из корней уравнения х2 - рх + 6 = 0 равен 1. Найти второй корень.
В – {р=-2; х2=4}, Е – {р=1; х2=10}, Т – {р=7; х2=6}.
ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ
Вариант 1.
1. Полное квадратное уравнение - это уравнение вида:
а) ах2+вх+с=0, где а≠0; б) ах +bx+с=0;
в) ах2+вх=0, где а≠0; г) ах2+с=0, где а≠0;
2. Если в квадратном уравнении D = 0, то уравнение имеет:
а) 1 корень б) 3 корня
в) не имеет корней г) 2 корня
3. Какой из предложенных многочленов является квадратным трехчленом?
а) 8х2 + 4 –х3 б) 4х – 9 +2х2
в) 2х4 – 5х2 +1 г) х2 + - 2
4. Какое из чисел - 2, - 1, 3, 5 являются корнем уравнения 4х2 – 11х -3=0?
а) - 1 б) – 2 в) 3 г) 5
5. Чему равна сумма корней уравнения 7х2 -19х +4=0 ?
а) б) - в) г)
6. Какое из предложенных квадратных уравнений не имеет корней?
А. Б.
В. Г.
7. Чему равна сумма квадратов корней уравнения
?
А.4 Б.18 В.16 Г.6
8. Какое из чисел 9, - 1, 6, является корнем уравнения .
А) 9 Б) В) - 1 Г) 6
9. При каких значениях параметра квадратное уравнение имеет только один корень?
А. Нет таких значений Б.
В. Г.
10. Если в полном квадратном уравнении D<0, то уравнение имеет:
А) один корень Б) два корня
В) не имеет корней Г) четыре корня
Вариант 2.
1. Полное квадратное уравнение - это уравнение вида:
А) , где а , b; Б) ах +bx+0=0;
В) , где а; Г) , где а.
2. Если в квадратном уравнении D > 0, то уравнение имеет:
А) 1 корень Б) 3 корня
В) не имеет корней Г) 2 корня
3. Какой из предложенных многочленов является квадратным трехчленом?
А. Б.
В. Г.
4. Какое из чисел - 2, - 1, 3, 5 являются корнем уравнения?
А. - 2 Б. - 1 В.3 Г.5
5. Чему равна сумма корней уравнения ?
А. Б. - В. Г.
6. Какое из предложенных квадратных уравнений не имеет корней?
А. Б.
В. Г.
7. Чему равна сумма квадратов корней уравнения
?
А.4 Б.18 В.9 Г.1
8. Какое из чисел 9, - 1, 6, является корнем уравнения
.
А) 9 Б) В) - 1 Г) 6
9. При каких значениях параметра квадратное уравнение имеет только один корень?
А. Нет таких значений Б.
В. Г.
10. Если в полном квадратном уравнении D<0, то уравнение имеет:
А) один корень Б) два корня
В) не имеет корней Г) четыре корня
4. Критерии оценок:
"5" - 9-10 б.
"4"-7-8 б.
"3" - 5-6 б.
Тестовые вопросы (5 мин)
На доске 8 квадратных уравнений. Эти задания на слух, повторяются только два раза. Залог успеха - огромное внимание.
1. 2х2 - 8х +4 = 0;
2. 3х2 + 4х - 1 = 0;
3. х2 - 8х + 12 = 0;
4. х2 - 8 = 0;
5. х2 - 10х + 100 = 0;
6. х2 - 8х + 12 = 0;
7.3х2 = 0;
8.14 - 2х2 + х = 0
а) Выпишите номера полных квадратов уравнений.
б) Выпишите коэффициенты а, b, c в уравнении 8.
в) Выпишите номер неполного квадратного уравнения, имеющего один корень.
г) Выпишите коэффициенты a, b, c в уравнении 5.
д) Найдите дискриминант в уравнении 6.
е) Найдите дискриминант в уравнении 2 и сделайте вывод о количестве корней.
Проверяем, оцениваем себя сами:
нет ошибок - "5"
1 - 2 ошибки - "4"
3 - 4 ошибки - "3"
Вариант I
1. Имеет ли корни уравнение:
а) ;
б) ?
2. Решите уравнение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
3. Сократите дробь .
4. Один из корней уравнения равен 5. Найдите другой корень и коэффициент .
5. Площадь квадрата на 8см2 меньше площади прямоугольника. Сторона квадрата в три раза меньше одной стороны прямоугольника и на 2 см больше второй его стороны. Найдите длину стороны квадрата.
6. Поезд должен был пройти 840 км в определенное время. На половине пути он был
задержан на 30 мин из-за технической неисправности. Чтобы прибыть во время, ему пришлось увеличить скорость на 2 км/ч. Сколько времени поезд находился в пути?
Вариант II
1. Имеет ли корни уравнение:
а) ;
б) ?
2. Решите уравнение:
а) ;
б) ;
в) ;
г) ;
3. Сократите дробь
.
4. Один из корней уравнения равен 12. Найдите другой корень и коэффициент .
5. Периметр прямоугольника равен 32 см, а его площадь равна 60см2. Найдите длину меньшей стороны прямоугольника.
6. Из города А в город В выехали велосипедист и мотоциклист. Скорость велосипедиста на 10 км/ч меньше скорости мотоциклиста, поэтому он затратил на весь путь на 6 ч больше. С какой скоростью ехал мотоциклист, если расстояние между городами 120 км?
Тест по теме "Квадратные уравнения"
Тест №1.
1.Какое из уравнений не является квадратным?
а) 6х2+ 7х – 6 = 0;
б) 2х2 – 7 = 0;
в) 10 + 2х2 = 0;
г) 2х3 – 7 = 0.
2.Какое из уравнений является неполным квадратным?
а) 3х2– 8х + 15 = 0;
б) 2х2 – 7 = 0;
в)5 х2 – 8 х +3 = 0;
г) 2х – 5 = 0.
3.Укажите корни неполного квадратного уравнения: х2 – 9 = 0
а) +3 и -3; б) 3 и 6; в) нет корней; г) 0.
4. Выберите неполное квадратное уравнение, не имеющее корней:
а) 2х2 + 8 = 0; б) х2 – 3х = 0; в) х2 = 16; г) x2 – 2х = 0.
5. Укажите дискриминант данного квадратного уравнения: 6х2 + 3х – 1 = 0:
а) 44; б)33; в) 0; г) -15.
6.Укажите число корней квадратного уравнения: х2 – 3х + 3 = 0:
а) Два различных корня; б) Два совпадающих корня; в) Нет корней; г) Четыре корня.
7. Укажите, не решая, сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: у2 + 8у +15 = 0:
а) х1 + х2 = 8; х1х2 = 15;
б) х1 + х2 = 8; х1х2= - 15;
в) х1 + х2 = - 8; х1х2 = 15;
г) х1 + х2 = -8; х1х2= -15.
8. Один из корней квадратного уравнения равен 3. Найдите второй корень уравнения х2 – 5х + 6 = 0:
а) 2; б) 3; в) 6; г) 1.
Тест №2.
1.Какое из этих уравнений является квадратным:
а) 3х +2 = 0; б) 2х4 + 6х3 - 7 = 0; в) 4х2 + 3х - 5 = 0; г)2х3= 7.
2. Какое из уравнений является неполным квадратным уравнением?
а) у2 + 8у – 15 = 0; б) 5 у2 - у = 0; в) 4х2 + 3х – 7 = 0; г) 5у2 + у - 1 = 0.
3.Укажите, сколько решений имеет уравнение: 2х2 + 8х = 0?
а) Два различных корня; б) Два одинаковых корня;
в) Ни одного; г) Более двух.
4.Выберите неполное квадратное уравнение, имеющее только один корень:
а) 2х2+3 = 0; б) 2х2 = 0; в) 4х2 + 8х = 0; г) 4х2 – 64 = 0.
5.Укажите дискриминант данного квадратного уравнения: х2 + 10х + 17 = 0
а) 100; б) 32; в) 168; г) 36.
6.Укажите число корней квадратного уравнения: х2 – 8х – 10 = 0
а) Два различных корня; б) Два совпадающих корня;
в) Нет корней; г) Три корня.
7.Укажите, не решая, сумму и произведение корней приведенного квадратного уравнения: у2 – 13у -11 = 0
а) у1 + у2 = 13; у1у2 =11;
б) у1 + у2 = -13; у1у2=-11;
в) у1 + у2 =13; у1у2 = -11;
г ) у1 + у2 = -13; у1у2 =11.
8. Один из корней квадратного уравнения равен 9. Найдите второй корень уравнения: х2 – 8х – 9 = 0
а) -1; б) 2; в) -3; г) 4.
Заключение
Квадратные уравнения находят широкое применение при решении тригонометрических, показательных, логарифмических, иррациональных и трансцендентных уравнений и неравенств.
Однако, значение квадратных уравнений заключается не только в изяществе и краткости решения задач, хотя и это весьма существенно. Не менее важно и то, что в результате применения квадратных уравнений при решении задач не редко обнаруживаются новые детали, удается сделать интересные обобщения и внести уточнения, которые подсказываются анализом полученных формул и соотношений.
Данную работу можно использовать в педагогической деятельности, она может стать методическим пособием для учителей математики, преподающие в средней школе, которые стремятся вызвать интерес к урокам математики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по теме "Иррациональные уравнения"
В материале приводится методика изучения темы «Иррациональные уравнения» на основе задачного подхода, обеспечивающая возможность построения для каждого учащегося индивидуальной образовательной траекто...
Дидактический материал по теме: "Показательные уравнения" (математика, 11 класс)
В дидактических материалах предоставлены теоретические материалы по теме «Показательные уравнения», рассмотрены методы решения уравнений, предложены задания для самос...
Дидактический материал по темам: "Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы", "Показательная функция. Показательные уравнения, системы и неравества"
Тренировочные задания по темам:«Показательная функция. Показательные уравнения, неравенства и системы»«Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения, неравенства и системы»Данный дидак...
Дидактический материал по алгебре "Способы решения уравнения"
Данный дидактический материал представлен в виде таблицы. На примере одного уравнения рассмотрены 5 подходов к его решению. Этот дидактический материал может быть использован на различных этапах обуче...
6 класс. Учебник С.М. Никольского. Дидактический материал "Решение уравнений"
Отработка навыков решения уравнений....
Дидактический материал по химии ,8-9 класс.Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций
Подборка расчетных задач "Определение элемента на основании расчетов по химическим уравнениям реакций"...
Дидактический материал по алгебре, 7 класс. Тема: Решение задач с помощью уравнений.
Дидактический материал...