Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Карачаевского городского округа
«Средняя школа № 1 г. Теберды имени И. П. Крымшамхалова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ЕМЦ __________/ / (Ф. И. О.) Протокол № ________ от «_____»___________20___г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/З. Г. Семенова/ (Ф. И. О.) «_____»___________20___г. | «Утверждено» Приказ № _______ от «_____»___________20___г. директор _________/Т. М. Ячменцева/ (Ф. И. О.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_по алгебре, 9 класс _
предмет, класс и т.п.
__________Абайханова К. М._________
Ф. И. О. учителя
2020 – 2021 уч.год
Составлена с учетом авторской программы Кузнецова А. А., 4-е издание 2017 г.
2020 г.
Рабочая программа по алгебре для 9 класса
- Пояснительная записка
Сознательное овладение учащимися системой алгебраических знаний и умений необходимо в повседневной жизни для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно - научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения учащихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда – планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры школьники должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, проводить четкие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.
II. Цели и задачи изучения:
1. В направлении личностного развития:
- Развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- Формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- Воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- Формирования качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- Развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
- Формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- Развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- Формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
- Овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- Создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
III. Планируемые результаты
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) использовать понятия и учения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Выпускник получит возможность:
2) научиться использовать приемы , рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Выпускник научится:
1) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Выпускник получит возможность:
2) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Выпускник научится:
1) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
2) выполнять разложение многочленов на множители,
Выпускник получит возможность:
3) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
УРАВНЕНИЯ
Выпускник научится:
1) понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
Выпускник получит возможность:
2)применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
НЕРАВЕНСТВА
Выпускник научится:
1) решать линейные неравенства с одной переменной и их системы; решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
2) применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
3) разнообразным приемам доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств для решения разнообразных математических задач и задач смежных предметов, практики;
4) применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств, содержащих буквенные коэффициенты.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ. ЧИСЛОВЫЕ ФУНКЦИИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать функциональные понятия и язык (термины, символические обозначения);
2) строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
3) понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
4) проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-задачные, с «выколотыми» точками и т.п.);
5) использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
ЧИСЛОВЫЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Выпускник научится:
1) понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
2) применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессиями, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
3) решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых nчленов арифметической и геометрической прогрессий, применять при этом аппарат уравнений и неравенств;
4) понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
ОПИСАТЕЛЬНАЯ СТАТИСТИКА
Выпускник научится использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных.
Выпускник получит возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в идее таблицы, диаграммы.
СЛУЧАЙНЫЕ СОБЫТИЯ И ВЕРОЯТНОСТЬ
Выпускник научится находить относительную частоту и вероятность случайного события.
Выпускник получит возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов.
КОМБИНАТОРИКА
Выпускник научится решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций.
Выпускник получит возможность научиться некоторым специальным приемам решения комбинаторных задач.
IV. Содержание курса
№ | Тема, основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности обучающегося |
1 | Квадратичная функция | Вычислять значения функции, заданной формулой, а также двумя и тремя формулами. Описывать свойства функций на основе их графического представления. Интерпретировать графики реальных зависимостей. Показывать схематически положение на координат ной плоскости графиков функций у = ах2, у = ах2 + n, y = а (x − m)2. Строить график функции y = ax2 + bx + c, уметь указывать координаты вершины параболы, её ось симметрии, направление ветвей параболы. Изображать схематически график функции y = хn чётным и нечётным n. Понимать смысл записей вида , и т. д., где а — некоторое число. Иметь представление о нахождении корней n-й степени с помощью калькулятора |
1.1 | Функции и их свойства. Квадратный трехчлен. | |
1.2 | Квадратичная функция. Степенная функция | |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | Решать уравнения третьей и четвёртой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательных переменных, в частности решать биквадратные уравнения. Решать дробные рациональные уравнения, сводя их к целым уравнениям с последующей проверкой корней. Решать неравенства второй степени, используя графические представления. Использовать метод интервалов для решения несложных рациональных неравенств |
2.1 | Уравнения с одной переменной | |
2.2 | Неравенства с одной переменной | |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | Строить графики уравнений с двумя переменными в простейших случаях, когда графиком является прямая, парабола, гипербола, окружность. Использовать их для графического решения систем уравнений с двумя переменными. Решать способом подстановки системы двух уравнений с двумя переменными, в которых одно уравнение первой степени, а другое — второй степени. Решать текстовые задачи, используя в качестве алгебраической модели систему уравнений второй степени с двумя переменными; решать составленную систему, интерпретировать результат |
3.1 | Уравнения с двумя переменными и их системы | |
3.2 | Неравенства с двумя переменными и их системы | |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | Применять индексные обозначения для членов последовательностей. Приводить примеры задания последовательностей формулой n- го члена и рекуррентной формулой. Выводить формулы n- го члена арифметической прогрессии и геометрической прогрессии, суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий, решать задачи с использованием этих формул. Доказывать характеристическое свойство арифметической и геометрической прогрессий. |
4.1 | Арифметическая прогрессия | |
4.2 | Геометрическая прогрессия | |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | Выполнить перебор всех возможных вариантов для пересчёта объектов и комбинаций. Применять правило комбинаторного умножения. Распознавать задачи на вычисление числа пере становок, размещений, сочетаний и применять соответствующие формулы. Вычислять частоту случайного события. Оценивать вероятность случайного события с помощью частоты, установленной опытным путём. Находить вероятность случайного события на основе классического определения вероятности. Приводить примеры достоверных и невозможных событий |
5.1 | Элементы комбинаторики | |
5.2 | Начальные сведения из теории вероятностей | |
6 | Повторение | Составляют план и последовательность действий. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Выражают структуру задачи разными средствами Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона. Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий. Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки. Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Выражают структуру задачи разными средствами Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. |
6.1 | Уравнения, неравенства, системы уравнений | |
6.2 | Функции | |
6.3 | Прогрессии. Элементы комбинаторики |
V. Календарно-тематическое планирование по алгебре в 9 классе
№ | Темы уроков | Дата по плану | Дата по факту | Примечание | ||
1 | Повторение. Разложение многочлена на множители. | |||||
2 | Повторение. Решение рациональных уравнений и систем уравнений с одной переменной. | |||||
3 | Повторение. Решение неравенств с одной переменной. | |||||
4 | Повторение. Решение систем неравенств с одной переменной. | |||||
5 | Входная контрольная работа. | |||||
Глава 1. Квадратичная функция 22ч. | ||||||
6 | Функция. Область определения и область значений. | |||||
7 | Функция. Область определения и область значений. | |||||
8 | Свойства функций | |||||
9 | Свойства функций | |||||
10 | Свойства функций | |||||
11 | Контрольная работа №1 «Понятие функции» | |||||
12 | Квадратный трехчлен и его корни. | |||||
13 | Квадратный трехчлен и его корни. | |||||
14 | Разложение кв. трехчлена на множители. | |||||
15 | Разложение кв. трехчлена на множители. | |||||
16 | Функция у=ах2 график и свойства | |||||
17 | Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2 | |||||
18 | Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2 | |||||
19 | Построение графика квадратичной функции | |||||
20 | Построение графика квадратичной функции | |||||
21 | Построение графика квадратичной функции | |||||
22 | Функция у = хn | |||||
23 | Функция | |||||
24 | Построение графиков функций у = хn | |||||
25 | Построение графиков функций у = хn | |||||
26 | Контрольная работа № 2 «Квадратичная и степенная функции» | |||||
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной 14 ч. | ||||||
27 | Определение корня n-ной степени. | |||||
28 | Определение корня n-ной степени. | |||||
29 | Целое уравнение, его корни. | |||||
30 | Целое уравнение, его корни | |||||
31 | Целое уравнение, его корни | |||||
32 | Дробные рациональные уравнения | |||||
33 | Дробные рациональные уравнения | |||||
34 | Дробные рациональные уравнения | |||||
35 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | |||||
36 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | |||||
37 | Решение неравенств второй степени с одной переменной | |||||
38 | Решение неравенств методом интервалов | |||||
39 | Контрольная работа №3. «Уравнения и неравенства с одной переменной» | |||||
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными 17 ч. | ||||||
40 | Уравнение с двумя переменными и его график | |||||
41 | Уравнение с двумя переменными и его график | |||||
42 | Графический способ решения систем уравнений | |||||
43 | Решение систем уравнений второй степени | |||||
44 | Решение систем уравнений второй степени | |||||
45 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | |||||
46 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | |||||
47 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | |||||
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени | |||||
49 | Системы неравенств с двумя переменными | |||||
50 | Системы неравенств с двумя переменными | |||||
51 | Системы неравенств с двумя переменными | |||||
52 | Контрольная работа №4 «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | |||||
Глава 4. Арифметическая и геометрическая прогрессии 15 ч. | ||||||
53 | Последовательности | |||||
54 | Определение арифметической прогрессии. | |||||
55 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | |||||
56 | Формула n-го члена арифметической прогрессии | |||||
57 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | |||||
58 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | |||||
59 | Контрольная работа №5«Арифметическая прогрессия» | |||||
60 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | |||||
61 | Определение геометрической прогрессии. | |||||
62 | Формула n-го члена геометрической прогрессии | |||||
63 | Формула n-го члена геометрической прогрессии | |||||
64 | Формула суммы n первых членов геом. прогрессии | |||||
65 | Формула суммы n первых членов геом. прогрессии | |||||
66 | Сумма бесконечной геометрической прогрессии. | |||||
67 | Контрольная работа №6«Геометрическая прогрессия» | |||||
68 | Примеры комбинаторных задач | |||||
69 | Примеры комбинаторных задач | |||||
70 | Перестановки | |||||
71 | Перестановки | |||||
72 | Размещения | |||||
73 | Размещения | |||||
74 | Сочетания | |||||
75 | Сочетания | |||||
76 | Сочетания | |||||
77 | Относительная частота случайного события | |||||
78 | Вероятность равновозможных событий | |||||
79 | Вероятность равновозможных событий | |||||
80 | Контрольная работа №7. «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | |||||
Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ | ||||||
81 | Повторение. Преобразование рациональных выражений | |||||
82 | Повторение. Преобразование рациональных выражений | |||||
83 | Повторение Тождественные преобразования | |||||
84 | Повторение. Функции | |||||
85 | Повторение. Функции | |||||
86 | Повторение. Решение уравнений и систем уравнений | |||||
87 | Повторение. Решение уравнений и систем уравнений | |||||
88 | Повторение. Решение уравнений и систем уравнений | |||||
89 | Повторение. Решение задач | |||||
90 | Повторение. Решение задач | |||||
91 | Повторение. Решение задач | |||||
92 | Повторение. Неравенства и системы неравенств | |||||
93 | Повторение. Неравенства и системы неравенств | |||||
94 | Повторение. Неравенства и системы неравенств | |||||
95 | Итоговая контрольная работа | |||||
96 | Повторение. Арифметическая прогрессия | |||||
97 | Повторение. Геометрическая прогрессия | |||||
98 | Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | |||||
99 | Повторение. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | |||||
100-102 | Итоговое повторение. Подготовка к ОГЭ |
VI. Учебно-методическое обеспечение
1. Бурмистрова Т. А. Алгебра. Программы общеобразовательных учреждений. 7-9 классы. – М.: Просвещение, 2017.
2. Изучение алгебры в 7-9 классах: пособие для учителей / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова, И.С.Шлыкова. – 3-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2017.
4. Жохов В.И. Алгебра. Дидактические материалы. 7,8, 9 классы / В.И. Жохов, Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк.- 14-е изд.- М.:Просвещение, 2019.
Информационно-коммуникативные средства:
Сайты для учащихся:
- Интерактивный учебник. Алгебра 9 класс. http://www.matematika-na.ru
- Энциклопедия для детей http://the800.info/yentsiklopediya-dlya-detey-matematika
- Энциклопедия по математике http://www.krugosvet.ru/enc/nauka_i_tehnika/matematika/MATEMATIKA.html
- Справочник по математике для школьников http://www.resolventa.ru/demo/demomath.htm
- Математика он-лайн http://uchit.rastu.ru
Сайты для учителя:
- Педсовет, математика http://pedsovet.su/load/135
- Учительский портал. Математика http://www.uchportal.ru/load/28
- Уроки. Нет. Для учителя математики, алгебры, геометрии http://www.uroki.net/docmat.htm
- Видеоуроки по алгебре – 9 класс , UROKIMATEMAIKI.RU (Игорь Жаборовский)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...