Рабочая программа по алгебре 7 класс
рабочая программа по алгебре (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Карачаевского городского округа
«Средняя школа № 1 г. Теберды имени И. П. Крымшамхалова»
«Рассмотрено» на заседании ШМО ЕМЦ __________/ / (Ф. И. О.) Протокол № ________ от «_____»___________20___г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР _________/З. Г. Семенова/ (Ф. И. О.) «_____»___________20___г. | «Утверждено» Приказ № _______ от «_____»___________20___г. директор _________/Т. М. Ячменцева/ (Ф. И. О.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
_по алгебре, 7 класс _
предмет, класс и т.п.
__________Абайханова К. М._________
Ф. И. О. учителя
2020 – 2021 уч.год
Составлена с учетом авторской программы Кузнецова А. А., 4-е издание 2017 г.
2020 г.
Рабочая программа по алгебре для 7 класса
- Пояснительная записка
Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что её объектом являются количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей.) Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.
Развитие у обучающихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения обучающихся и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от обучающихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности развитого воображения, алгебра развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремлённость, творческую активность,) самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументированно отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности обучающихся.
II. Цель и задачи
- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
- развить логическое мышление и речь – умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
III. Планируемые результаты
РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Обучающийся научится:
1) понимать особенности десятичной системы счисления;
2) владеть понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3) выражать числа в эквивалентных формах, выбирая наиболее подходящую в зависимости от конкретной ситуации;
4) сравнивать и упорядочивать рациональные числа;
5) выполнять вычисления с рациональными числами, сочетая устные и письменные приёмы вычислений, применять калькулятор;
6) использовать понятия и умения, связанные с пропорциональностью величин, процентами в ходе решения математических задач и задач из смежных предметов, выполнять несложные практические расчёты.
Обучающийся получит возможность:
7) познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями, отличными от 10;
8) углубить и развить представления о натуральных числах и свойствах делимости;
9) научиться использовать приёмы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ.
ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА
Обучающийся научится:
1) использовать начальные представления о множестве действительных чисел;
2) владеть понятием квадратного корня, применять его в вычислениях.
Обучающийся получит возможность:
3) развить представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в человеческой практике;
4) развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
ИЗМЕРЕНИЯ, ПРИБЛИЖЕНИЯ, ОЦЕНКИ
Обучающийся научится:
1) использовать в ходе решения задач элементарные представления, связанные с приближёнными значениями величин.
Обучающийся получит возможность:
2) понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
3) понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных.
АЛГЕБРАИЧЕСКИЕ ВЫРАЖЕНИЯ
Обучающийся научится:
1) владеть понятиями «тождество», «тождественное преобразование», решать задачи, содержащие буквенные данные; работать с формулами;
2) выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
3) выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
4) выполнять разложение многочленов на множители.
Обучающийся получит возможность:
5) научиться выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
6) применять тождественные преобразования для решения задач из различных разделов курса (например, для нахождения наибольшего/наименьшего значения выражения).
IV. Содержание предмета.
АРИФМЕТИКА
Рациональные числа. Расширение множества натуральных чисел до множества целых. Множества целых чисел до множества рациональных. Рациональное число как отношение m/n, где т — целое число, n — натуральное. Степень с целым показателем.
Действительные числа. Квадратный корень из числа. Корень третьей степени. Запись корней с помощью степени с дробным показателем. Понятие об иррациональном числе. Иррациональность числа и несоизмеримость стороны и диагонали квадрата. Десятичные приближения иррациональных чисел. Множество действительных чисел; представление действительных чисел бесконечными десятичными дробями. Сравнение действительных чисел. Координатная прямая. Изображение чисел точками координатной прямой. Числовые промежутки.
Измерения, приближения, оценки. Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц до Вселенной), длительность процессов в окружающем мире. Выделение множителя — степени десяти в записи числа. Приближённое значение величины, точность приближения. Прикидка и оценка результатов вычислений.
АЛГЕБРА
Алгебраические выражения. Буквенные выражения (выражения с переменными). Числовое значение буквенного выражения. Допустимые значения переменных. Подстановка выражений вместо переменных. Преобразование буквенных выражений на основе свойств арифметических действий. Равенство буквенных выражений. Тождество. Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены и многочлены. Степень многочлена. Сложение, вычитание, умножение многочленов. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности. Формула разности квадратов. Преобразование целого выражения в многочлен. Разложение многочленов на множители. Многочлены с одной переменной. Корень многочлена. Квадратный трёхчлен; разложение квадратного трёхчлена на множители. Алгебраическая дробь. Основное свойство алгебраической дроби. Сложение, вычитание, умножение, деление алгебраических дробей. Степень с целым показателем и её свойства. Рациональные выражения и их преобразования. Доказательство тождеств. Квадратные корни. Свойства арифметических квадратных корней и их применение к преобразованию числовых выражений и вычислениям.
Уравнения. Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Свойства числовых равенств. Равносильность уравнений. Линейное уравнение. Квадратное уравнение: формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Решение уравнений, сводящихся к линейным и квадратным. Примеры решения уравнений третьей и четвёртой степеней. Решение дробно-рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными, примеры решения уравнений в целых числах. Система уравнений с двумя переменными. Равносильность систем. Системы двух линейных уравнений с двумя переменными; решение подстановкой и сложением. Примеры решения систем нелинейных уравнений с двумя переменными. Решение текстовых задач алгебраическим способом. Декартовы координаты на плоскости. Графическая интерпретация уравнения с двумя переменными. График линейного уравнения с двумя переменными; угловой коэффициент прямой; условие параллельности прямых. Графики простейших нелинейных уравнений: парабола, гипербола, окружность. Графическая интерпретация систем уравнений с двумя переменными.
Неравенства. Числовые неравенства и их свойства. Неравенство с одной переменной. Равносильность неравенств. Линейные неравенства с одной переменной. Квадратные неравенства. Системы неравенств с одной переменной.
ФУНКЦИИ
Основные понятия. Зависимости между величинами. Понятие функции. Область определения и множество значений функции. Способы задания функции. График функции. Свойства функций, их отображение на графике. Примеры графиков
зависимостей, отражающих реальные процессы.
Числовые функции. Функции, описывающие прямую обратную пропорциональные зависимости, их графики и свойства. Линейная функция, её график и свойства. Квадратичная функция, её график и свойства. Степенные функции с натуральными показателями 2 и 3, их графики и свойства. Графики функций y = √x, y = , у = | x |.
Числовые последовательности. Понятие числовой последовательности. Задание последовательности рекуррентной формулой и формулой n-го члена. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена арифметической и геометрической прогрессий, суммы первых n-х членов. Изображение членов арифметической и геометрической прогрессий точками координатной плоскости. Линейный и экспоненциальный рост. Сложные проценты.
ВЕРОЯТНОСТЬ И СТАТИСТИКА
Описательная статистика. Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Случайная изменчивость. Статистические характеристики набора данных: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, раз-
мах. Представление о выборочном исследовании.
Случайные события и вероятность. Понятие о случайном опыте и случайном событии. Частота случайного события. Статистический подход к понятию вероятности. Вероятности противоположных событий. Независимые события. Умножение
вероятностей. Достоверные и невозможные события. Равно возможность событий. Классическое определение вероятности.
Комбинаторика. Решение комбинаторных задач перебором вариантов. Комбинаторное правило умножения. Перестановки
и факториал.
ЛОГИКА И МНОЖЕСТВА
Теоретико-множественные понятия. Множество, элемент множества. Задание множеств перечислением элементов, характеристическим свойством. Стандартные обозначения числовых множеств. Пустое множество и его обозначение. Подмножество. Объединение и пересечение множеств, разность множеств. Иллюстрация отношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера — Венна.
Элементы логики. Понятие о равносильности, следовании, употребление логических связок если ..., то ..., в том и толь-
ко в том случае, логические связки и, или.
МАТЕМАТИКА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
История формирования понятия числа: натуральные числа, дроби, недостаточность рациональных чисел для геометрических измерений, иррациональные числа. Старинные системы записи чисел. Дроби в Вавилоне, Египте, Риме. Открытие десятичных дробей. Старинные системы мер. Десятичные дроби и метрическая система мер. Появление отрицательных чисел и нуля. Л. Магницкий. Л. Эйлер. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений, неразрешимость в радикалах уравнений степени, большей четырёх. Н. Тарталья, Дж. Кардано, Н. X. Абель, Э. Галуа. Изобретение метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Р. Декарт и П. Ферма. Примеры различных систем координат на плоскости. Задача Леонардо Пизанского (Фибоначчи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма и Б. Паскаль. Я. Бернулли. А. Н. Колмогоров.
V. Календарно-тематическое планирование, алгебра 7 класс
№ урока | Наименование темы | дано по плану | дано по факту | примечание |
Повторение | ||||
1 | Повторение. Делимость чисел. Действия с обыкновенными дробями | |||
2-3 | Повторение. Действия с десятичными дробями. Положительные и отрицательные числа. | |||
4-5 | Повторение. Пропорции. Решение уравнений. | |||
6 | Повторение. Проценты | |||
7 | Повторение. Прямоугольные координаты на плоскости | |||
Глава 1. Выражения. Тождества. Уравнения. | ||||
§ 1. Выражения | ||||
8 | п.1. Числовые выражения | |||
9 | п.2. Выражения с переменными | |||
10 | п.2. Выражения с переменными | |||
11 | п.3. Сравнение значений выражений | |||
§ 2. Преобразование выражений | ||||
12 | п.4. Свойства действий над числами | |||
13 | п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений | |||
14 | п.5. Тождества. Тождественные преобразования выражений | |||
15 | Контрольная работа № 1 по теме ≪Выражения и тождества≫ | |||
§ 3. Уравнения с одной переменной | ||||
16 | п.6. Уравнение и его корни | |||
17 | п.7. Линейное уравнение с одной переменной | |||
18 | п.7. Линейное уравнение с одной переменной | |||
19 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | |||
20 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | |||
21 | п.8. Решение задач с помощью уравнений | |||
§ 4. Статистические характеристики | ||||
22 | п.9. Среднее арифметическое, размах, мода. | |||
23 | п.9. Среднее арифметическое, размах, мода. | |||
24 | п.10. Медиана как статистическая характеристика | |||
25 | п.10. Медиана как статистическая характеристика | |||
26 | Контрольная работа № 2 по теме ≪Уравнения≫ | |||
Глава 2. Функции | ||||
§ 5. Функции и их графики | ||||
27 | п.12. Что такое функция | |||
28 | п.13. Вычисление значений функции по формуле | |||
29 | п.13. Вычисление значений функции по формуле | |||
30 | п.14. График функции | |||
31 | п.14. График функции | |||
§ 6. Линейная функция | ||||
32 | п.15. Прямая пропорциональность и ее график | |||
33 | п.15. Прямая пропорциональность и ее график | |||
34 | п.16. Линейная функция и ее график | |||
35 | п.16. Линейная функция и ее график | |||
36 | Контрольная работа № 3 по теме ≪Функции≫ | |||
Глава 3. Степень с натуральным показателем | ||||
§ 7. Степень и ее свойства | ||||
37 | п.18. Определение степени с натуральным показателем | |||
38 | п.19. Умножение и деление степеней | |||
39 | п.20. Возведение в степень произведения и степени | |||
40 | п.20. Возведение в степень произведения и степени | |||
§ 8. Одночлены | ||||
41 | п.21. Одночлен и его стандартный вид | |||
42 | п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | |||
43 | п.22. Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень | |||
44 | п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики | |||
45 | п.23. Функции у = х2 и у = х3 и их графики | |||
46 | Контрольная работа № 4 по теме ≪Степень с натуральным показателем≫ | |||
Глава 4. Многочлены | ||||
§ 9. Сумма и разность многочленов | ||||
47 | п.25. Многочлен и его стандартный вид | |||
48 | п.26. Сложение и вычитание многочленов | |||
49 | п.26. Сложение и вычитание многочленов | |||
50 | п.26. Сложение и вычитание многочленов | |||
§ 10. Произведение одночлена и многочлена | ||||
51 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | |||
52 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | |||
53 | п.27. Умножение одночлена на многочлен | |||
54 | п.28. Вынесение общего множителя за скобки | |||
55 | п.28. Вынесение общего множителя за скобки | |||
56 | Контрольная работа № 5 по теме ≪Сумма и разность многочленов. Многочлены и одночлены≫ | |||
§ 11. Произведение многочленов | ||||
57 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | |||
58 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | |||
59 | п.29. Умножение многочлена на многочлен | |||
60 | п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки | |||
61 | п.30. Разложение многочлена на множители способом группировки | |||
62 | Контрольная работа № 6 по теме ≪Произведение многочленов≫ | |||
63 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||
Глава 5. Формулы сокращенного умножения | ||||
§ 12. Квадрат суммы и квадрат разности | ||||
64 | п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | |||
65 | п.32. Возведение в квадрат и в куб суммы и разности двух выражений | |||
66 | п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | |||
67 | п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | |||
68 | п.33. Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности | |||
§ 13. Разность квадратов. Сумма и разность кубов | ||||
69 | п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму | |||
70 | п.34. Умножение разности двух выражений на их сумму | |||
71 | п.35. Разложение разности квадратов на множители | |||
72 | п.35. Разложение разности квадратов на множители | |||
73 | п.36. Разложение на множители суммы и разности кубов | |||
74 | Контрольная работа № 7 по теме ≪Формулы сокращенного умножения≫ | |||
75 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||
§ 14. Преобразование целых выражений | ||||
76 | п.37. Преобразование целого выражения в многочлен | |||
77 | п.37. Преобразование целого выражения в многочлен | |||
78 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | |||
79 | п.38. Применение различных способов для разложения на множители | |||
80 | Контрольная работа № 8 по теме ≪Преобразование целых выражений≫ | |||
81 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||
Глава 6. Системы линейных уравнений | ||||
§ 15. Линейные уравнения с двумя переменными и их системы | ||||
82 | п.40. Линейное уравнение с двумя переменными | |||
83 | п.41. График линейного уравнения с двумя переменными | |||
84 | п.41. График линейного уравнения с двумя переменными | |||
85 | п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными | |||
86 | п.42. Системы линейных уравнений с двумя переменными | |||
§ 16. Решение систем линейных уравнений | ||||
87 | п.43. Способ подстановки | |||
88 | п.43. Способ подстановки | |||
89 | п.44. Способ сложения | |||
90 | п.44. Способ сложения | |||
91 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнения | |||
92 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнения | |||
93 | п.45. Решение задач с помощью систем уравнения | |||
94 | Контрольная работа № 9 по теме ≪Системы линейных уравнений и их решения≫ | |||
95 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||
Рефлексивная фаза (итоговое повторение, демонстрация личных достижений) | ||||
Повторение | ||||
96 | Функции | |||
97 | Одночлены. Многочлены | |||
98 | Формулы сокращенного умножения | |||
99 | Системы линейных уравнений | |||
100 | Контрольная работа № 10 (итоговая) | |||
101 | Анализ контрольной работы. Решение задач | |||
102 | Урок занимательной математики |
VI. Учебно-методический комплекс
Печатные издания
1. Макарычев Ю. Н. Алгебра, 7 кл.: учебник для общеобразовательных организаций / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, С. Б. Суворова; под редакцией С. А. Теляковского. — М.:Просвещение, 2014.
2. Звавич Л. И. Алгебра, 7 кл.: дидактические материалы / Л. И. Звавич, Л. В. Кузнецова, С. Б. Суворова. — М.: Просвещение, 2017.
3. Дудицын Ю. П. Алгебра, 7 кл.: тематические тесты / Ю. П. Дудицын, В. Л. Кронгауз. — М.: Просвещение, 2017.
ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ
- http://www.matematika-na.ru - Решение математических задач 7-9 классы.
- http://4-8class-math-forum.ru - Детский Математический Форум для школьников 4 - 8 классов.
- http://umnojenie.narod.ru/ - Способ умножения "треугольником".
- http://www.mathprog.narod.ru - материалы по математике и информатике для учителей и учащихся средних школ, подготовленный учителем средней общеобразовательной школы Тишиным Владимиром.
- http://kvant.mccme.ru/ - сайт Научно-популярного физико-математического журнала "Квант".
- http://zaba.ru - сайт "Математические олимпиады и олимпиадные задачи".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...