Программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)

Рабочая программа  составлена по учебнику  алебры 9 класса под редакцией С.А. Теляковского (авторский коллектив Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_abochaya_programma_po_algebre_9klass_savchuk.docx38.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

РАССМОТРЕНО

на заседании методического

объединения, протокол № 1

от «29» августа  2019г.        

руководитель МО ____________

ПРИНЯТО                                            

на Педагогическом совете школы

протокол № 1        

от «30» августа 2019г.        

УТВЕРЖДАЮ

директор школы

_____________/Е.А. Левицкая

приказ № 238 от «30» августа 2019г.

                                                                                                                                     

                                                                       РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  математике (алгебра)

         Классы   

Учитель:      Савчук Людмила Ивановна

Количество часов

                               всего  - 102 часа

                               в неделю  - 3 часа

Плановых контрольных  работ 8

Учебная программа (автор): Сборник рабочих программ 5-9 классы. Математика: алгебра. Составитель Бурмистрова Т. А. М.: «Просвещение», 2015 (Стандарты второго поколения)        

       

Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год  издания) :  

Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. 9 класс.
М.: «Просвещение», 2019

2019г

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра»

Личностные результаты:

у обучающихся будут сформированы:

  • ответственное отношение к учению;
  •  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  умение  ясно,  точно,  грамотно  излагать  свои  мысли  в  устной  и  письменной  речи,  понимать  смысл  поставленной  задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
  •  начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
  • экологическая  культура:  ценностное  отношение  к  природному  миру,  готовность  следовать  нормам  природоохранного,

здоровьесберегающего поведения;

  • формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у обучающихся могут быть сформированы:

  • первоначальные  представления  об  алгебраической    науке  как  сфере  человеческой  деятельности,  об  этапах  её  развития,  оеё

значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная  компетентность  в  общении  и  сотрудничестве  со  сверстниками  в  образовательной,  учебно-исследовательской,

творческой и других видах деятельности;

  •  критичность мышления, умение распознавать логически некорректные  высказывания, отличать гипотезу от факта;
  •  креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических  задач.

Метапредметные результаты:

регулятивные

обучающиеся научатся:

  • формулировать и удерживать учебную задачу;
  • выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • планировать  пути  достижения  целей, осознанно  выбирать наиболее  эффективные  способы  решения  учебных  и  познавательных

задач;

  • предвидеть  уровень  усвоения  знаний,  его  временных  характеристик;
  • составлять план и последовательность действий;
  • осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
  • адекватно  оценивать  правильность  или  ошибочность  выполнения  учебной  задачи,  её  объективную  трудность  и  собственные

возможности её решения;

  • сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
  •  предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
  •  осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
  •  выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
  • концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

познавательные

обучающиеся научатся:

  •  самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
  •  использовать общие приёмы решения задач;
  •  применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
  •  осуществлять смысловое чтение;
  •  создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
  •  самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
  •  понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
  •  понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,

аргументации;

  •  находить  в  различных  источниках  информацию,  необходимую  для  решения  математических  проблем,  и  представлять  её  в

понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по

аналогии) и выводы;

  •  формировать  учебную  и  общепользовательскую  компетентности  в  области  использования  информационно -коммуникационных

технологий (ИКТ-компетентности);

  •  видеть алгебраическую  задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
  •  выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  •  планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  •  выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
  • интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в

том числе с помощью ИКТ);

  •  оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
  •  устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;

коммуникативные

обучающиеся научатся:

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,  распределять

функции и роли участников;

  •  взаимодействовать  и  находить общие  способы  работы;  работать  в  группе:  находить общее  решение  и  разрешать  конфликты на

основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  •  прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
  •  разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  •  координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
  •  аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в

совместной деятельности.

Предметные результаты:

обучающиеся научатся:

  • работать с  математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои

мысли  в  устной  и  письменной  речи,  применяя  алгебраическую    терминологию  и  символику,  использовать  различные  языки  математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;

  •  владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о  степени, одночлене, многочлене, функции;
  •  выполнять алгебраические  преобразования, применять их для решения учебных математических задач и задач;
  •  пользоваться изученными алгебраическими  формулами;
  • самостоятельно  приобретать  и  применять  знания  в  различных  ситуациях  для  решения  несложных  практических  задач,  в  том  числе  с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
  •  пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  •  знать основные способы представления и анализа статистических данных;

обучающиеся получат возможность научиться:

  • выполнять  алгебраические  преобразования  выражений,  применять  их  для  решения  учебных  математических  задач  и  задач,

возникающих в смежных учебных предметах;

  •  применять  изученные  понятия,  результаты  и  методы  при  решении  задач  из  различных  разделов  курса,  в  том  числе  задач,  не

сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • самостоятельно  действовать  в  ситуации  неопределённости  при  решении  актуальных  для  них  проблем,  а  также  самостоятельно

интерпретировать  результаты  решения  задач  с  учетом  ограничений,  связанных  с  реальными  свойствами  рассматриваемых  процессов  и явлений.

Содержание учебного предмета

Глава 1. Квадратичная функция.

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2+ bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0.

В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2+ bх + с может быть получен из графика функции у = ах2с помощью двух параллельных  переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2+ bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.

Формирование умений решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хnпри четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится  понятие корня  n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной.

Целые уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0. Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Формирование умений решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).

Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

Глава 3.  Уравнения и неравенства с двумя переменными.

Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.

Цель: выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.

Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Глава 4. Прогрессии.

Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.

Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.

Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.

Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

6. Повторение.

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).

Итого:   105часов

Из них:

Контрольных работ –   часов.

Календарно-тематическое планирование. (9 класс)

№ п/п

По плану

Фактически

Тема урока

Примечание

 Повторение (6ч)

1

Алгебраические дроби

2

Степень с целым показателем

3

Квадратные корни

4

Квадратные уравнения

5

Линейные неравенства

6

Стартовая контрольная работа

Глава I. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (22ч)

§1 Функции и их свойства

7

Функция. Область определения и область значений функции

8

Функция. Область определения и область значений функции

9

Функция. Область определения и область значений функции

10

Свойства функций.

11

Свойства функций.

§2 Квадратный трехчлен

12

Квадратный трехчлен и его корни.

13

Квадратный трехчлен и его корни.

14

Разложение квадратного трехчлена на множители.

15

Разложение квадратного трехчлена на множители.

16

Контрольная работа №1по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен»

§3  Квадратичная функция и ее график

17

Функция y=ax2 , ее график и свойства.

18

Функция y=ax2 , ее график и свойства.

19

Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2.

20

Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2.

21

Построение графика квадратичной функции.

22

Построение графика квадратичной функции.

23

Построение графика квадратичной функции.

§4 Степенная функция. Корень n-й степени.

24

Функция у=хп.

25

Функция у=хп.

26

Корень п-ой  степени.

27

Корень п-ой  степени.

28

Контрольная работа №2  по теме «Квадратичная функция»

Глава II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ(14ч)

§5 Уравнения с одной переменной

29

Целое уравнение и его корни.

30

Целое уравнение и его корни.

31

Целое уравнение и его корни.

32

Дробные рациональные уравнения.

33

Дробные рациональные уравнения.

34

Дробные рациональные уравнения.

35

Дробные рациональные уравнения.

36

Дробные рациональные уравнения.

§6 Неравенства с одной переменной

37

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

38

Решение неравенств второй степени с одной переменной.

39

Решение неравенств методом интервалов.

40

Решение неравенств методом интервалов.

41

Решение неравенств методом интервалов.

42

Контрольная работа №3  по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной»

Глава III.  УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ(17ч)

§7 Уравнения с двумя переменными и их системы

43

Уравнение с двумя переменными и его график.

44

Уравнение с двумя переменными и его график.

45

Графический способ решения систем уравнений

46

Графический способ решения систем уравнений

47

Графический способ решения систем уравнений

48

Решение систем уравнений второй степени.

49

Решение систем уравнений второй степени.

50

Решение систем уравнений второй степени.

51

Решение систем уравнений второй степени.

52

Решение задач с помощью уравнений второй степени.

53

Решение задач с помощью уравнений второй степени.

54

Решение задач с помощью уравнений второй степени.

§8 Неравенства с двумя переменными и их системы

55

Неравенства с двумя переменными.

56

Неравенства с двумя переменными.

57

Системы неравенств  с  двумя переменными.

58

Системы неравенств  с  двумя переменными.

59

Контрольная работа  №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными»

Глава IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ(15ч)

§9 Арифметическая прогрессия

60

Последовательности.

61

Последовательности.

62

Определение арифметической прогрессии. Формула п

63

Определение арифметической прогрессии. Формула п

64

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

65

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

66

Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии.

67

Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия»

§10 Геометрическая прогрессия

68

Определение геометрической прогрессии. Формула п

69

Определение геометрической прогрессии. Формула п

70

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

71

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

72

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

73

Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.

74

Контрольная работа №6  по теме «Геометрическая прогрессия»

Глава V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ(12ч)

§11 Элементы комбинаторики 8

75

Примеры комбинаторных задач.

76

Примеры комбинаторных задач.

77

Перестановки.

78

Перестановки.

79

Размещения.

80

Размещения.

81

Сочетания.

82

Сочетания.

§12 Начальные сведения из теории вероятностей3

83

Относительная частота случайного события.

84

Вероятность равновозможных событий.

85

Вероятность равновозможных событий.

86

Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории  вероятностей»

ПОВТОРЕНИЕ(19ч)

87

Числовые выражения

88

Числовые выражения

89

Последовательности и прогрессии

90

Последовательности и прогрессии

91

Иррациональные выражения.

92

Иррациональные выражения.

93

Степень и ее свойства.

94

Степень и ее свойства.

95

Уравнения и неравенства

96

Уравнения и неравенства

97

Уравнения и неравенства

98

Итоговая контрольная работа

99

Преобразование алгебраических выражений

100

Преобразование алгебраических выражений

101

Преобразование алгебраических выражений

102

Графики функций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др

Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)

Тематический план по алгебре  разработан в соответствии с  Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА       Предмет    алгебра      Класс...