Программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа составлена по учебнику алебры 9 класса под редакцией С.А. Теляковского (авторский коллектив Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r_abochaya_programma_po_algebre_9klass_savchuk.docx | 38.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 21»
РАССМОТРЕНО на заседании методического объединения, протокол № 1 от «29» августа 2019г. руководитель МО ____________ | ПРИНЯТО на Педагогическом совете школы протокол № 1 от «30» августа 2019г. | УТВЕРЖДАЮ директор школы _____________/Е.А. Левицкая приказ № 238 от «30» августа 2019г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по математике (алгебра)
Классы 9Б
Учитель: Савчук Людмила Ивановна
Количество часов
всего - 102 часа
в неделю - 3 часа
Плановых контрольных работ – 8
Учебная программа (автор): Сборник рабочих программ 5-9 классы. Математика: алгебра. Составитель Бурмистрова Т. А. М.: «Просвещение», 2015 (Стандарты второго поколения)
Учебно-методический комплекс (автор, издательство, год издания) :
Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. 9 класс.
М.: «Просвещение», 2019
2019г
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Алгебра»
Личностные результаты:
у обучающихся будут сформированы:
- ответственное отношение к учению;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного,
здоровьесберегающего поведения;
- формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
- первоначальные представления об алгебраической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, оеё
значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской,
творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач.
Метапредметные результаты:
регулятивные
обучающиеся научатся:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных
задач;
- предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные
возможности её решения;
- сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
- определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
- осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
- выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
- концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- использовать общие приёмы решения задач;
- применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
- осуществлять смысловое чтение;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации,
аргументации;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в
понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по
аналогии) и выводы;
- формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно -коммуникационных
технологий (ИКТ-компетентности);
- видеть алгебраическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
- интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в
том числе с помощью ИКТ);
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять
функции и роли участников;
- взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на
основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
- разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в
совместной деятельности.
Предметные результаты:
обучающиеся научатся:
- работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои
мысли в устной и письменной речи, применяя алгебраическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
- владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о степени, одночлене, многочлене, функции;
- выполнять алгебраические преобразования, применять их для решения учебных математических задач и задач;
- пользоваться изученными алгебраическими формулами;
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- знать основные способы представления и анализа статистических данных;
обучающиеся получат возможность научиться:
- выполнять алгебраические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач,
возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных разделов курса, в том числе задач, не
сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно
интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Содержание учебного предмета
Глава 1. Квадратичная функция.
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у = ах2+ bх + с, её свойства и график. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0.
В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у=ах2+n, у=а(х-m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2+ bх + с может быть получен из графика функции у = ах2с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2+ bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Формирование умений решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хnпри четном и нечетном натуральном показателе n.. Вводится понятие корня n-й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.
Глава 2. Уравнения и неравенства с одной переменной.
Целые уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0. Выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем; выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2+ bх + с>0 ах2+ bх + с<0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох).
Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
Глава 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными.
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Цель: выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, должно осуществляться с достаточной осторожностью и ограничиваться простейшими примерами.
Привлечение известных обучающимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Глава 4. Прогрессии.
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
Глава 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое исполнятся в дальнейшем при выводе формул для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний. При изучении данного материала необходимо обратить внимание обучающихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
6. Повторение.
Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс алгебры 9 класса).
Итого: 105часов
Из них:
Контрольных работ – часов.
Календарно-тематическое планирование. (9 класс)
№ п/п | По плану | Фактически | Тема урока | Примечание |
Повторение (6ч) | ||||
1 | Алгебраические дроби | |||
2 | Степень с целым показателем | |||
3 | Квадратные корни | |||
4 | Квадратные уравнения | |||
5 | Линейные неравенства | |||
6 | Стартовая контрольная работа | |||
Глава I. КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ (22ч) | ||||
§1 Функции и их свойства | ||||
7 | Функция. Область определения и область значений функции | |||
8 | Функция. Область определения и область значений функции | |||
9 | Функция. Область определения и область значений функции | |||
10 | Свойства функций. | |||
11 | Свойства функций. | |||
§2 Квадратный трехчлен | ||||
12 | Квадратный трехчлен и его корни. | |||
13 | Квадратный трехчлен и его корни. | |||
14 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | |||
15 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | |||
16 | Контрольная работа №1по теме «Функции и их свойства. Квадратный трехчлен» | |||
§3 Квадратичная функция и ее график | ||||
17 | Функция y=ax2 , ее график и свойства. | |||
18 | Функция y=ax2 , ее график и свойства. | |||
19 | Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2. | |||
20 | Графики функций y=ax2+ n, y=a(x-m)2. | |||
21 | Построение графика квадратичной функции. | |||
22 | Построение графика квадратичной функции. | |||
23 | Построение графика квадратичной функции. | |||
§4 Степенная функция. Корень n-й степени. | ||||
24 | Функция у=хп. | |||
25 | Функция у=хп. | |||
26 | Корень п-ой степени. | |||
27 | Корень п-ой степени. | |||
28 | Контрольная работа №2 по теме «Квадратичная функция» | |||
Глава II. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ(14ч) | ||||
§5 Уравнения с одной переменной | ||||
29 | Целое уравнение и его корни. | |||
30 | Целое уравнение и его корни. | |||
31 | Целое уравнение и его корни. | |||
32 | Дробные рациональные уравнения. | |||
33 | Дробные рациональные уравнения. | |||
34 | Дробные рациональные уравнения. | |||
35 | Дробные рациональные уравнения. | |||
36 | Дробные рациональные уравнения. | |||
§6 Неравенства с одной переменной | ||||
37 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | |||
38 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | |||
39 | Решение неравенств методом интервалов. | |||
40 | Решение неравенств методом интервалов. | |||
41 | Решение неравенств методом интервалов. | |||
42 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | |||
Глава III. УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ(17ч) | ||||
§7 Уравнения с двумя переменными и их системы | ||||
43 | Уравнение с двумя переменными и его график. | |||
44 | Уравнение с двумя переменными и его график. | |||
45 | Графический способ решения систем уравнений | |||
46 | Графический способ решения систем уравнений | |||
47 | Графический способ решения систем уравнений | |||
48 | Решение систем уравнений второй степени. | |||
49 | Решение систем уравнений второй степени. | |||
50 | Решение систем уравнений второй степени. | |||
51 | Решение систем уравнений второй степени. | |||
52 | Решение задач с помощью уравнений второй степени. | |||
53 | Решение задач с помощью уравнений второй степени. | |||
54 | Решение задач с помощью уравнений второй степени. | |||
§8 Неравенства с двумя переменными и их системы | ||||
55 | Неравенства с двумя переменными. | |||
56 | Неравенства с двумя переменными. | |||
57 | Системы неравенств с двумя переменными. | |||
58 | Системы неравенств с двумя переменными. | |||
59 | Контрольная работа №4 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | |||
Глава IV. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ(15ч) | ||||
§9 Арифметическая прогрессия | ||||
60 | Последовательности. | |||
61 | Последовательности. | |||
62 | Определение арифметической прогрессии. Формула п | |||
63 | Определение арифметической прогрессии. Формула п | |||
64 | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | |||
65 | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | |||
66 | Формула суммы п первых членов арифметической прогрессии. | |||
67 | Контрольная работа №5 по теме «Арифметическая прогрессия» | |||
§10 Геометрическая прогрессия | ||||
68 | Определение геометрической прогрессии. Формула п | |||
69 | Определение геометрической прогрессии. Формула п | |||
70 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | |||
71 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | |||
72 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | |||
73 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | |||
74 | Контрольная работа №6 по теме «Геометрическая прогрессия» | |||
Глава V. ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ(12ч) | ||||
§11 Элементы комбинаторики 8 | ||||
75 | Примеры комбинаторных задач. | |||
76 | Примеры комбинаторных задач. | |||
77 | Перестановки. | |||
78 | Перестановки. | |||
79 | Размещения. | |||
80 | Размещения. | |||
81 | Сочетания. | |||
82 | Сочетания. | |||
§12 Начальные сведения из теории вероятностей3 | ||||
83 | Относительная частота случайного события. | |||
84 | Вероятность равновозможных событий. | |||
85 | Вероятность равновозможных событий. | |||
86 | Контрольная работа №7 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | |||
ПОВТОРЕНИЕ(19ч) | ||||
87 | Числовые выражения | |||
88 | Числовые выражения | |||
89 | Последовательности и прогрессии | |||
90 | Последовательности и прогрессии | |||
91 | Иррациональные выражения. | |||
92 | Иррациональные выражения. | |||
93 | Степень и ее свойства. | |||
94 | Степень и ее свойства. | |||
95 | Уравнения и неравенства | |||
96 | Уравнения и неравенства | |||
97 | Уравнения и неравенства | |||
98 | Итоговая контрольная работа | |||
99 | Преобразование алгебраических выражений | |||
100 | Преобразование алгебраических выражений | |||
101 | Преобразование алгебраических выражений | |||
102 | Графики функций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...