теоретические зачеты на уроках геометрии
методическая разработка по алгебре (5 класс)
Предварительный просмотр:
Теоретические зачеты на уроках геометрии в старших классах.
Не секрет, что при изучении геометрии учащиеся часто испытывают затруднения, особенно при решении задач, где нужно уметь производить логические рассуждения, опираясь на изученные свойства и понятия геометрических фигур. Это подтверждают анализы результатов промежуточных срезов по математике, а также протоколы результатов ЕГЭ. Поэтому при преподавании геометрии в старших классах необходимо прежде всего уделять внимание формированию базовых знаний курса стереометрии (угол между прямыми в пространстве, угол между прямой и плоскостью, угол между плоскостями, многогранники и т.д.). В целях повышения ответственности учащихся за результаты своего труда, для развития самостоятельности в овладении знаниями необходимо совершенствовать систему учета знаний учащихся. В этой связи все более широкое распространение получают зачетные формы организации контроля знаний [1]. Проведение устных тематических зачетов позволяет организовать с учениками интересную устную групповую работу, побуждает их к действию, раскрывая тем самым потенциальные возможности каждого [3]. Работа на зачете строится по схеме «учитель – ученик – группа учащихся», в которой преобладает коммуникативный, интерактивный аспект деятельности (рис. 1). Рисунок 1. Работа на зачете строится по схеме «учитель – ученик – группа учащихся» 115 Существуют разные виды зачетов. Хочу поделиться опытом проведения открытых тематических зачетов на примере темы «Многогранники» в 10 классе. Цели урока: – проверить качество усвоения теоретических знаний по теме «Многогранники»; – продолжить работу по формированию у учащихся навыков групповой работы, ответственного отношения к учебе; – развивать взаимопонимание, навыки культуры поведения. Оборудование: – вопросы к зачету; – карточки для опроса; – критерии оценивания ответов; – модели многогранников; – протоколы зачета; – листы самоанализа. Для устного опроса учащихся составила 12 карточек и разработала критерии оценивания ответов и нормы выставления оценки. Каждая карточка содержит три вопроса: теоретический на знание понятий, практический на умение применять изученные факты и задание на доказательство. Пример карточки: 1. Какая призма называется прямой (наклонной)? Назовите ее элементы. 2. Боковое ребро пирамиды перпендикулярно одной из сторон основания. Можно ли принять это ребро за высоту пирамиды? Ответ поясните рисунком и обоснуйте. 3. В пирамиде двугранные углы при основании равны. Докажите, что высота пирамиды проходит через центр окружности, вписанной в основание пирамиды. Первый и второй вопросы оцениваются в 2 балла, третий – в 3 балла. Максимальное количество баллов – 7. На оценку «5» надо набрать 7 баллов, на «4» – 5–6 баллов, на «3» – 3–4 балла. Проведение урока-зачета требует предварительной подготовки. В начале изучения темы «Многогранники» на стенде вывешиваются вопросы для подготовки к зачету и критерии оценивания ответов. Это побуждает учащихся осознанно работать с учебным материалом, объективно отбирать необходимую информацию для усвоения, дает возможность ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности. Таким образом идет формирование познавательных и регулятивных УУД. Накануне зачета, за 1–2 дня до его проведения, проходит отбор консультантов из числа желающих (5 человек; всего в классе 27 человек). Сначала консультанты сами сдают зачет учителю во внеурочное время. Мы вместе анализируем ответы, оцениваем по критериям, уточняем дета- 116 ли, распределяем карточки, по которым консультанты будут опрашивать остальных учащихся. В результате этой работы ученики-консультанты не только проговаривают теоретический материал, но и выслушивают ответы других, учатся объективно оценивать себя и своих одноклассников. Урок, на котором проводится зачет, состоит из следующих этапов: I этап «Организационный». Сообщение темы урока, представление консультантов, объяснение порядка проведения зачета. II этап «Подготовительный». В течение 10–15 минут ученики работают в черновиках: делают записи, чертежи, готовятся к устному ответу. В записях от учащихся не требуется полное письменное оформление работы, как это принято в контрольных работах. III этап «Проверка теоретических знаний». По мере готовности обучающиеся по очереди подходят с карточкой и черновиком – каждый к своему консультанту, отвечают устно. Консультант слушает ответы, оценивает их согласно критериям и заносит результаты в протокол зачета. Учитель наблюдает за работой учеников, помогает разрешать спорные вопросы, в случае необходимости может принять зачет у отдельных учащихся. IV этап «Рефлексия». Ученики, сдавшие зачет, возвращаются на свои места и заполняют листы самоанализа, где надо оценить свою работу на уроке и качество подготовки к нему. V этап «Итог урока, выставление оценок». Ученику, не сдавшему зачет, дается время на его пересдачу на следующих уроках во время проведения опроса или во время самостоятельной работы. Хотя обычно учащиеся успешно справляются с заданиями зачета. Проведение контроля знаний учащихся в такой форме имеет свои достоинства: – отсутствие четких границ этапов урока позволяет учащимся работать в индивидуальном темпе; – работая в команде, дети осваивают навыки сотрудничества, учатся объективно, избегая личностных оценочных суждений, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию; – наличие консультантов дает возможность за один урок ответить устно каждому учащемуся. Это дисциплинирует их, побуждает осознанно работать с учебным материалом; – устный ответ способствует развитию навыков математической речи, умения грамотно, логично и точно излагать свою точку зрения, умения слушать и понимать других; – возможность отвечать своим одноклассникам снижает психологическую напряженность учащихся, они чувствуют себя увереннее и комфортнее, чем при ответе учителю; – уже в ходе зачета известны результаты работы всех учеников; – зачетная форма работы готовит детей к обучению в вузах. 117 Литература 1. Берсенева Т.А. Зачетная форма организации контроля знаний старшеклассников // Математика в школе. 1988. N 6. С. 21–24. 2. Виноградова А.В. Организация коммуникативной деятельности старшеклассников при проведении устной работы по геометрии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/organizatsiya-kommunikativnoy-deyatelnosti-starsheklassnikovpri-provedenii-ustnoy-raboty-po-geometrii. 3. Деребалюк Л.В. Виды зачетов в старших классах // Математика в школе. 1989. N 1. С. 37–39. 4. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lbz.ru/metodist/docs/pso16.pdf. 5. Геометрия, 10–11: учебник для общеобразовательных организаций: базовый и углубленный уровни / Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка итогового теоретического зачета по геометрии в 7 классе.
Данный материал предназначен для проведения итогового теоретического зачета по геометрии в 7 классе.Основная цель зачёта - подготовительная работа к ГИА....
Теоретические зачеты по геометрии 7-9 классы.
Теоретические зачеты, представленные в этом пособии для учителя, помогут выявить уровень приобретенных знаний, определить готовность учеников к овладению умений и формированию первичных навыков...
Теоретический зачет по геометрии в 9 классе
Зачет по теории в 9 классе, который проходит в конце 3 учебной четверти....
Теоретические зачеты(геометрия 8 класс)
Материал за курс основной школы, автор Атанасян...
Теоретический зачет по геометрии ,11 класс
Вопросы к теоретическому зачету по геометрии ,11 класс.Зачет №1 и зачет №2 по темам геометрии 11 класса....
8 класс. Геометрия. Теоретический зачет перед контрольной работой по теме "Окружность"
Данная работа представляется собой зачет по теории по теме "Окружность" в двух вариантах с ответами. В каждом варианте 10 заданий. Детям предлагается заполнить пропуски, чтобы получилось вер...
Теоретический зачет по геометрии, 8 класс, тема: Подобные треугольники
Теоретический зачет по геометрии, 8 класс, тема: Подобные треугольники. Учебник Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев. Зачет состоит из двух частей: первая часть- билет из 2 вопро...