Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа по алгебре 9 класс содержит: пояснительную записку, основное содержание, требования к уровню подготовки обучающихся, учебно-тематический план, календарно-тематический план, ресурсное обеспечение рабочей программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_alg_9.docx | 178.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по математике составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, обязательного минимума образования, программы общеобразовательных учреждений "Алгебра 7-9 классы", автор: Т.А. Бурмистрова; М. Просвещение, 2013г., Положения о рабочей программе, в соответствии с Учебным планом общеобразовательного учреждения..
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Структура документа
Рабочая программа включает семь разделов:
титульный лист,
пояснительную записку;
основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса;
требования к уровню подготовки обучающихся;
учебно-тематический план,
календарно-тематический план;
ресурсное обеспечение рабочей программы.
Общая характеристика учебного предмета
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационноемком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления. необходимого, в частности. для освоения курса информатики: овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных. экспотенциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности — умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.
Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:
• развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике; сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;
• овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;
• изучить свойства и графики элементарных функции, научиться использовать функционально- графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;
•развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;
•получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;
• развить логическое мышление и речь — умения логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
•сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.
Цели:
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
• овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
• интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
• формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
• воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 850 ч из расчета 5 ч в неделю с 5 по 9 класс.
Примерная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа, т.к. в школьном
Учебном плане на изучение алгебры отводится 3 часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
* планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
* исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
*ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпритации, аргументации и доказательства;
* проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
* поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».
Основное содержание
Алгебра, 9 класс
(102ч, 3ч в неделю)
1. Квадратичная функция (22ч)
Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функций. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Квадратичная функция и ее график. Степенная функция и ее график.
Основная цель - расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14)
Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.
Основная цель - сформировать умения решать уравнения и неравенства с одной переменной.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17ч)
Уравнения с двумя переменными и их системы. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель - сформировать умения решать уравнения и неравенства с двумя переменными.
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии (15)
Последовательности. Определение арифметической последовательности. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии. Определение и формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13)
Элементы комбинаторики. Перестановки. Размещения. Сочетания. Начальные сведения из теории вероятностей. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.
6. Итоговое повторение(21ч)
Требования к уровню подготовки обучающихся по алгебре
Уметь:
составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления;
выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;
решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;
решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
изображать числа точками на координатной прямой, определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; решать задачи на координатной плоскости; изображать различные соотношения между двумя переменными, находить координаты точек пересечения графиков;
находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по её аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
определять свойства функции по её графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
описывать свойства изученных функций, строить их график;
решать линейные неравенства с одной переменной;
оценивать логическую правильность рассуждений, в своих доказательствах использовать только логически корректные действия, понимать смысл контрпримеров;
извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, на графиках; составлять таблицы; строить диаграммы и графики;
вычислять средние значения результатов измерений.
Применять полученные знания:
для выполнения расчетов по формулам, понимая формулу как алгоритм вычисления; для составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; для нахождения нужной формулы в справочных материалах; при моделировании практических ситуаций и исследовании построенных моделей (используя аппарат алгебры);при интерпретации графиков зависимостей между величинами, переводя на на язык функций и исследуя реальные зависимости; при записи математических утверждений, доказательств, решении задач; в анализе реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков; при решении учебных и практических задач, осуществляя систематический перебор вариантов.
Учебно-тематический план
(9 класс, алгебра)
№ п/п | Наименование темы | Количество часов | Из них (количество часов) Контрольные Тестовый работы контроль |
1 | Квадратичная функция | 22 | 2 2/3*4 |
2 | Уравнения и неравенства с одной переменной | 14 | 1 2/3ч *2 |
3 | Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 | 1 2/3ч * 2 |
4 | Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15 | 2 2/3ч * 3 |
5 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 | 1 2/3ч |
6 | Итоговое повторение | 21 | 2 2ч + 2/3ч |
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ уро ка | Раздел, тема урока | Кол. часов | Дата провед. по плану | Дата провед. фактическая |
ГЛАВА 1. Квадратичная функция. | 22 | |||
1. Функции и их свойства. | 5 | |||
1-2 | Инструктаж ТБ. Функция. Область определения и область значений функции. | 2 | ||
3-5 | Свойства функций. | 3 | ||
2. Квадратный трехчлен. | 4 | |||
6-7 | Квадратный трехчлен и его корни. | 2 | ||
8-9 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 2 | ||
10 | Контрольная работа №1. Функции. Квадратный трехчлен. | 1 | ||
3. Квадратичная функция и ее график | 8 | |||
11- 13 | Функция у = ахІ , ее график и свойства. | 3 | ||
14-15 | Графики функций у = ахІ+п и у = а(х - т)І. | 2 | ||
16-18 | Построение графика квадратичной функции. | 3 | ||
4. Степенная функция. Корень п-й степени. | 3 | |||
19 | Функция у = х | 1 | ||
20-21 | Корень п - й степени. | 2 | ||
22 | Контрольная работа №2. Квадратичная функция. | 1 | ||
ГЛАВА 2. Уравнения и неравенства с одной переменной. | 14 | |||
5. Уравнения с одной переменной. | 8 | |||
23-26 | Целое уравнение и его корни. | 4 | ||
27-30 | Дробные рациональные уравнения | 4 | ||
6. Неравенства с одной переменной. | 5 | |||
31-33 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 3 | ||
34-35 | Решение неравенств методом интервалов. | 2 | ||
36 | Контрольная работа №3. Уравнения и неравенства с одной переменной. (административная) | 1 | ||
ГЛАВА 3. Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 17 | |||
7. Уравнения с двумя переменными и их системы | 12 | |||
37- 38 | Уравнение с двумя переменными и его график. | 2 | ||
39- 41 | Графический способ решения систем уравнений. | 3 | ||
42-44 | Решение систем уравнений второй степени. | 3 | ||
45-48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени . | 4 | ||
8. Неравенства с двумя переменными и их системы. | 4 | |||
49-50 | Неравенства с двумя переменными. | 2 | ||
51-52 | Системы неравенств с двумя переменными. | 2 | ||
53 | Контрольная работа №4. Уравнения и неравенства с двумя переменными. | 1 | ||
ГЛАВА 4. АРИФМЕТИЧЕСКАЯ И ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИИ | 15 | |||
9. Арифметическая прогрессия. | 7 | |||
54 | Последовательности. | 1 | ||
55-57 | Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии. | 3 | ||
58-60 | Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии | 3 | ||
61 | Контрольная работа №5. Арифметическая прогрессия. | 1 | ||
10. Геометрическая прогрессия. | 6 | |||
62-64 | Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии | 3 | ||
65-67 | Формула суммы п первых членов геометрической прогрессии. | 3 | ||
68 | Контрольная работа №6. Геометрическая прогрессия. | 1 | ||
ГЛАВА 5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 13 | |||
11. Элементы комбинаторики. | 9 | |||
69-70 | Примеры комбинаторных задач. | 2 | ||
71-72 | Перестановки. | 2 | ||
73-74 | Размещения. | 2 | ||
75-77 | Сочетания. | 3 | ||
12. Начальные сведения из теории вероятностей. | 3 | |||
78 | Относительная частота случайного события | 1 | ||
79-80 | Вероятность равновозможных событий | 2 | ||
81 | Контрольная работа №7. Элементы комбинаторики и теории вероятностей. | 1 | ||
Итоговое повторение. | 21 | |||
82-85 | Повторение. Алгебраические выражения. | 4 | ||
86-88 | Уравнения и системы уравнений. | 3 | ||
89-90 | Задачи. | 2 | ||
91-92 | Неравенства. | 2 | ||
93-94 | Функции и графики. | 2 | ||
95-96 | Итоговая контрольная работа | 2 | ||
97-101 | Итоговое повторение курса алгебры основной школы | 5 | ||
102 | Подведение итогов года | 1 |
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Библиотечный фонд:
1. Программы общеобразовательных учреждений «Алгебра 7-9 классы». Т. А. Бурмистрова. -М. Просвещение, 2011г.
2. Учебник:
«Алгебра 9 класс» . Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др. - М. Просвещение, 2013г.
3. Поурочные разработки по:
Алгебре 9 класс. Т. Л. Афанасьева, Л. А. Тапилина. -В. «Учитель», 2012г.
4. Математические диктанты для 5-9 классов. Е. Б. Арутюнян, М. Б. Волович и др. -М. Просвещение, 2011г.
Дидактические материалы по:
Алгебре 9 класс. Л.В. Кузнецова и др. -М. Просвещение, 2011г;
Справочники:
В. С. Крамор. Повторяем и систематизируем школьный курс алгебры и начал анализа. -М. Просвещение,1990г.
Наглядные средства:
- таблицы,
- иллюстрации к играм,
- ребусы,
-портреты выдающихся математиков.
Раздаточный материал:
1. тематические тесты по алгебре 7-9 классы.
2. Карточки с заданиями для индивидуальной работы.
3. Модели геометрических плоских и пространственных фигур для практических работ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...