Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа по алгебре. 9 класс. ФГОС. Учебник Виленкина. Тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_algebra9.docx | 39.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол от «__»__2019г №__ | Утверждаю Директор МКОУ Краснофлотская СОШ __________Николюкина К.С. «___»____________2019г Пр.№_____ |
Рабочая программа
Алгебра
9 класс
II ступень обучения
Составитель:
Учитель Вислова М.Г. (IКК)
2019-2020 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, примерной программы основного общего образования по математике; рабочая программа обеспечена учебно-методическим комплектами «Алгебра» для 9 класса, авторы Ю.Н. Макарычев, К.И.Нешков, С.Б.Суворова (под ред. Теляковского) (М: Просвещение).
Цели
Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
- воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одногоязыка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
Планируемые результаты освоения предмета
В результате изучения математики ученик должен знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; приводить примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; приводить примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Арифметика
Уметь
- выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
- переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
- пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
- решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;
- десятичной, проценты – в виде дроби и дробь – в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
- выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с натуральными показателями; находить значения числовых выражений;
- округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- решения несложных практических расчетных задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
- устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления, с использованием различных приемов;
- интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
Алгебра
Уметь
- составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
- выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочлена на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- решать линейные уравнения и уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений с двумя переменными;
- решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
- изображать числа точками на координатной прямой;
- определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
- находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
- определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем уравнений;
- описывать свойства изученных функций, строить их графики;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
- моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
- описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
- интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей
Уметь
- проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;
- извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;
- решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов и с использованием правила умножения;
- вычислять средние значения результатов измерений;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- выстраивания аргументации при доказательстве и в диалоге;
- распознавания логически некорректных рассуждений;
- записи математических утверждений, доказательств;
- анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
- решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
- решения практических и учебных задач, требующих систематического перебора вариантов;
- понимания статистических утверждений.
Содержание курса
Алгебра
Повторение (4ч)
1. Свойства функций. Квадратичная функция (22 ч)
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция у=ах2+bx+c,ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
В начале темы систематизируются сведения о функциях, даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства. Тем самымсоздается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начал анализа.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у=ах2, ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Приемы построения графика функции у=ах2+bx+cотрабатывается на конкретных примерах. При этом особое внимание уделяется формированию у учащихся умения указать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.
Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции у=хnпри четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n-й степени. Учащиеся получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора.
2. Уравнения и неравенства с одной переменной (14 ч)
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения новой переменной. Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции. Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (17 ч)
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.
Ознакомление учащихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени, ограничивается простейшими примерами.
Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений.
Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.
Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и системы неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.
4. Прогрессии (15 ч)
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы n первых членов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель – дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.
Работа с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.
Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий.
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (13 ч)
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания, соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Изучение темы начинается с решения задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения.
Учащиеся знакомятся с начальными сведениями их теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события.
Повторение (17ч)
Утверждаю:
Директор школы
_____________________(К.С.Николюкина)
«___»_______________2019
Пр.№____
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Краснофлотская средняя общеобразовательная школа
Тематическое планирование.
Алгебра
9 класс
II ступень обучения
Учитель:
Вислова М.Г. (IКК)
2019 – 2020 учебный год
№п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | |
По плану | Факт. | |||
Повторение | 4ч | |||
1 | Повторение. Действия с рациональными дробями. | 1 | ||
2 | Повторение. Решение линейных неравенств и систем неравенств. | 1 | ||
3 | Повторение. Степень с целым показателем. | 1 | ||
4 | Повторение. Решение линейных и квадратных уравнений. | 1 | ||
1. Квадратичная функция | 22ч | |||
5 | Функция. Область определения и область значений функции. | 1 | ||
6 | Упражнение в построении графиков функций. | 1 | ||
7 | Свойства функций. | 1 | ||
8 | Построение и чтение графиков функции. | 1 | ||
9 | Свойства функций. Самостоятельная работа. | 1 | ||
10 | Квадратный трехчлен и его корни. | 1 | ||
11 | Решение задач на нахождение наибольшего и наименьшего значений выражений. | 1 | ||
12 | Разложение квадратного трехчлена на множители. | 1 | ||
13 | Сокращение дробей. | 1 | ||
14 | Контрольная работа №1по теме «Функции и их свойства». | 1 | ||
15 | Функция у=ах2, ее график и свойства. | 1 | ||
16 | График функциу=ах2+n. | 1 | ||
17 | График функции у=а(х-m)2. | 1 | ||
18 | Упражнение в построении графиков функций у=ах2+n и у=а(х-m)2. | 1 | ||
19 | Построение графика квадратичной функции. | 1 | ||
20 | Построение и чтение графиков квадратичной функции. | 1 | ||
21 | Наибольшее и наименьшее значения квадратичной функции. | 1 | ||
22 | Самостоятельная работа по теме «Квадратичная функция». | 1 | ||
23 | Функция у=хn. | 1 | ||
24 | Корень n-ой степени | 1 | ||
25 | Обобщающий урок по теме «Квадратичная функция». | 1 | ||
26 | Контрольная работа № по теме «Квадратичная функция». | 1 | ||
2. Уравнения и неравенства с одной переменной | 14ч | |||
27 | Целое уравнение и корни. | 1 | ||
28 | Решение уравнений введением новой переменной. | 1 | ||
29 | Решение биквадратных уравнений. | 1 | ||
30 | Решение уравнений высших степеней. | 1 | ||
31 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | ||
32 | Решение дробных рациональных уравнений. | 1 | ||
33 | Решение дробных рациональных уравнений введением новой переменной. | 1 | ||
34 | Самостоятельная работа по теме «Дробные рациональные уравнения». | 1 | ||
35 | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 1 | ||
36 | Решение систем неравенств с одной переменной. | 1 | ||
37 | Самостоятельная работа по теме «Неравенства второй степени». | 1 | ||
38 | Решение неравенств методом интервалов. | 1 | ||
39 | Упражнение в решении неравенств методом интервалов. | 1 | ||
40 | Контрольная работа №по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной». | 1 | ||
3. Уравнения и неравенства с двумя переменными | 17 ч | |||
41 | Уравнение с двумя переменными и его график. | 1 | ||
42 | Построение графиков уравнений. | 1 | ||
43 | Графический способ решения систем уравнений. | 1 | ||
44 | Решение систем уравнений графическим способом. | 1 | ||
45 | Решение систем уравнений второй степени. | 1 | ||
46 | Решение систем уравнений способом подстановки. | 1 | ||
47 | Решение систем уравнений способом сложения. | 1 | ||
48 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. | 1 | ||
49 | Решение задач на движение с помощью систем уравнений. | 1 | ||
50 | Решение задач на совместную работу. | 1 | ||
51 | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 | ||
52 | Самостоятельная работа по теме «Решение задач с помощью систем уравнений». | 1 | ||
53 | Неравенства с двумя переменными | 1 | ||
54 | Системы неравенства с двумя переменными | 1 | ||
55 | Решение систем неравенств с двумя переменными. | 1 | ||
56 | Изображение множества решений системы неравенств на координатной плоскости. | 1 | ||
57 | Контрольная работа №по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными». | 1 | ||
4. Арифметическая и геометрическая прогрессии | 15ч | |||
58 | Последовательности. | 1 | ||
59 | Определение арифметической прогрессии. | 1 | ||
60 | Формула n-го члена арифметической прогрессии. | 1 | ||
61 | Формула суммы первых n членов арифметической прогрессии. | 1 | ||
62 | Решение задач на арифметическую прогрессию. | 1 | ||
63 | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | ||
64 | Подготовка к контрольной работе по теме «Арифметическая прогрессия». | 1 | ||
65 | Контрольная работа №по теме «Арифметическая прогрессия». | 1 | ||
66 | Определение геометрической прогрессии. | 1 | ||
67 | Формула n-го члена геометрической прогрессии. | 1 | ||
68 | Формула суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | ||
69 | Решение задач на нахождение суммы первых n членов геометрической прогрессии. | 1 | ||
70 | Решение задач на арифметическую и геометрическую прогрессии. | 1 | ||
71 | Решение задач на бесконечную геометрическую прогрессию. | 1 | ||
72 | Контрольная работа №по теме «Геометрическая прогрессия». | 1 | ||
5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 13 ч | |||
73 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | ||
74 | Примеры комбинаторных задач. | 1 | ||
75 | Перестановки. | 1 | ||
76 | Нахождение значений выражений. | 1 | ||
77 | Размещения . | 1 | ||
78 | Решение более сложных задач на размещения. | 1 | ||
79 | Сочетания. | 1 | ||
80 | Решение более сложных задач на сочетания. | 1 | ||
81 | Решение задач. Самостоятельная работа. | 1 | ||
82 | Относительная частота случайного события. | 1 | ||
83 | Вероятность равновозможных событий. | 1 | ||
84 | Решение задач на вычисление вероятностей. | 1 | ||
85 | Контрольная работа № по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей». | 1 | ||
Повторение | 17 ч | |||
86 | Иррациональные выражения. | 1 | ||
87 | Тождественные преобразования. | 1 | ||
88 | Формулы сокращенного умножения. | 1 | ||
89 | Разложение многочлена на множители. | 1 | ||
90 | Решение задач на смеси и сплавы. | 1 | ||
91 | Целые уравнения. | 1 | ||
92 | Дробные рациональные уравнения. | 1 | ||
93 | Системы уравнений. | 1 | ||
94 | Решение задач с помощью уравнений и систем уравнений. | 1 | ||
95 | Решение задач на совместную работу. | 1 | ||
96 | Решение задач на движение. | 1 | ||
97 | Системы неравенств. | 1 | ||
98 | Функции. Построение графиков функций. | 1 | ||
99 | Арифметическая и геометрическая прогрессии. | 1 | ||
100-101 | Итоговая контрольная работа. | 2 | ||
102 | Обобщающий урок. | 1 | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...