Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы учащихся на уроках истории
статья по истории по теме
В статье приведены примеры заданий, позволяющих осуществлять индивидуально-дифференцированный подход на уроках истории.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы
учащихся на уроках истории и обществознания
Учитель истории и обществознания
МКОУ 1-Абрамовской СОШ Леонтьева Н.В.
Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует развитию таких ценных качеств, как сообразительность и точность в работе, умение вычленить основной материал темы и подобрать дополнительный, умение анализировать и обобщать пройденный материал, связывать его с новым и т.п.
Наблюдения и анализ выполнения самостоятельных работ учащимися показал, что самостоятельную деятельность школьников можно организовать на всех этапах урока: при проверке знаний, при изучении нового материала, при закреплении и обобщении учебного материала. При этом эффективность зависит от того, как учитываются психологические особенности учащихся класса, интеллектуальный потенциал детей и уровень их готовности к осуществлению самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
При организации самостоятельной работы учащихся над материалом в пределах требований программы нельзя снижать объём выполняемого задания. Но, реализуя дифференцированный подход с учётом наличия в классе учащихся с разным уровнем сформированности общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношением к учению, можно дифференцировать степень сложности выполняемого задания.
Название метода: регулирование степени сложности выполняемого задания с учётом уровня сформированности у учащегося общеучебных умений и навыков, подготовки по предмету и отношения к учению.
Характеристика условий, при которых данный метод или приём наиболее применим: при самостоятельном выполнении учащимися задания.
Краткое описание того, что делаете вы как учитель и того, что делают ученики: учитель предлагает ученикам для индивидуальной самостоятельной работы на карточках одинаковое, но разной степени сложности задание, учащиеся знакомятся с содержанием задания и выполняют.
Примеры заданий.
I. Приведённые примеры заданий используются на обобщающих уроках при повторении большого объема материала.
Задание 1. Назвать понятия, определения которых приведены ниже (7 класс, «Новые явления в социально – экономическом развитии России 17 века»)
_____ - ежегодные торги
______ - предприятие, основанное на ручном разделении труда
______ - устойчивые экономические связи между разными районами государства
______ - производство в регионе какого-либо одного товара
___________ - владельцы вотчин
___________ - земля, даваемая за службу
____________ - земля, переходящая по наследству
____________ - большая группа лиц, обладающая правами и обязанностями, передающимися по наследству.
При дифференцированном подходе учащиеся, обладающие достаточным объемом знаний по теме, самостоятельно дают определения понятиям. А учащиеся, у которых плохо развита долговременная память или имеют пропуски уроков, получают карточку с перечислением понятий и выполняют задание по их подбору к определениям.
Задание 2. В текст вставь пропущенные слова:
Вместо Боярской думы был образован ____________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
Вместо нескольких десятков громоздких приказов были созданы 11_________________, работа которых была более эффективной. Вместо патриарха делами Русской православной церкви ведал теперь_____________________, деятельность которого контролировал назначаемый императором________________________________________.
Поиском тайных врагов императора, выявлением заговорщиков занималась _________
________________________________.
По указу 1714 года о единонаследии поместье приравнивалось к _______________. А дворяне получали такие же права, как и ________________. Продвижение по службе стало возможно для любого человека, независимо от знатности происхождения, данный порядок был закреплен в _____________________________________1722г.
Страна была разделена на 8 ______________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
Недовольные политикой Петра в самом начале его царствования объединялись вокруг его сестры_________________. После её смерти, по мере проведения реформ и продолжения Северной войны, взгляды противников преобразований обратились к сыну Петра____________________.
Опорные слова: Сенат, коллегии, Тайная канцелярия, Алексей, Софья, Табель о рангах, Синод, обер-прокурор, бояре, губернии, вотчина.
Подход к организации выполнения данного задания всеми учащимися такой же, как описан выше.
II. Задания по заполнению таблицы и составлению схемы (модели) могут быть использованы, как форма структурирования и систематизации изучаемого на уроке нового материала после его фронтального разбора или объяснения учителя, в том числе, на этапе закрепления. Также заполнение схем организуется и при повторении изученного ранее на обобщающих уроках.
При дифференцированном подходе к организации этой работы разные группы учащихся получают карточки с заданием разной степени сложности.
Вариант 1. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __
«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)
Направления/вопросы | ||||
Представители | ||||
Отношение к самодержавию | ||||
Государственный строй | ||||
Отношение к крепостному праву | ||||
Отношение к реформам Петра1 | ||||
Отношение к общине | ||||
Отношение к влиянию Запада |
Вариант 2. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __
«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)
Направления/вопросы | «официальная народность» | славянофилы | западники | Революционеры-демократы |
Представители | ||||
Отношение к самодержавию | ||||
Государственный строй | ||||
Отношение к крепостному праву | ||||
Отношение к реформам Петра1 | ||||
Отношение к общине | ||||
Отношение к влиянию Запада |
Вариант 3. Заполнить таблицу, используя текст параграфа ___ на с. __
«Общественное движение в России при Николае 1» (8 класс)
Направления/вопросы | «официальная народность» | славянофилы | западники | Революционеры-демократы |
Представители | С.Уваров М.Погодин | |||
Отношение к самодержавию | поддержка | |||
Государственный строй | Абсолютная монархия | |||
Отношение к крепостному праву | Это нормальное, естественное состояние | |||
Отношение к реформам Петра1 | Взяла страна много плохого, и хорошего | |||
Отношение к общине | Основа развития России | |||
Отношение к влиянию Запада | Негативное (революции, борьба третьего сословия) |
Вариант 1. Используя параграф __,заполнить схему «Управление страной при Петре1» (7 класс)
Вариант 2. Используя параграф __,заполнить схему «Управление страной при Петре1» (7 класс)
Представленные приёмы организации дифференцированной работы учащихся на уроке при выполнении индивидуальной самостоятельной работы обеспечивают
- посильность самостоятельного выполнения задания всеми учениками и мотивацию на активную работу с учебным материалом;
- тем учащимся, которым это необходимо, иметь образец для выполнения задания;
- вовлечённость в работу по овладению умениями и навыками самостоятельной работы с текстом всех учащихся;
- ознакомление с учебным материалом урока в полном объёме подавляющего большинства учащихся класса;
- сокращение времени на выполнение задания теми учащимися, которые медленно работают. В этом случае можно регулировать выполнение задания одновременно большинством учащихся класса и перейти к другой учебной деятельности.
Противопоказания к употреблению: регулярное использование в отношении одного ученика может привести к несформированности у него некоторых умений самостоятельной работы и нежелание выполнять задание при отсутствии помощи.
Чтобы исключить возможные осложнения и нежелательные последствия следует:
- давать аналогичные задания посильные для выполнения при полной самостоятельности (простые схемы, небольшие таблицы и др.);
- если работа оценивается отметкой, то следует заранее оговаривать балл в зависимости от степени самостоятельности при выполнении задания и при желании ученика дать возможность выполнить без дополнительной помощи и при этом получить отметку более высокого балла;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация самостоятельной работы учащихся на уроке при изучении темы "Реакции ионного обмена"
РОпыт по организации самостоятельной работы учащихся на примере урока усвоения конкретных понятий и развития умений и навыков «Реакции ионного обмена». Почему именно на примере этого урока? Вы з...
Организация самостоятельной работы учащихся на уроках в рамках подготовки к ЕГЭ
Из опыта работы по подготовке к ЕГЭ...
Дифференцированный подход в организации самостоятельной работы
Одно из направлений повышения эффективности урока - организация самостоятельной деятельности учащихся. Именно самостоятельная деятельность учащихся, организуемая и направляемая учителем, способствует ...
Статья "Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории"
В статье рассматриваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся с учебником, документами, исторической картой....
«Организация самостоятельной работы учащихся на уроках истории и обществознания»
Методические основы работы учителя при формировании навыков познания...
Дифференцированный подход при организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка
Примеры практического применения....
Юрченко Е.Ф. "Проблема организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках истории в коррекционной школе VIII вида".
В статье раскрыта методика организации самостоятельной работы учащихся в коррекционной школе VIII вида....