комбинаторные задачи, 9 класс
план-конспект занятия по алгебре (9 класс)
правило умножения, правило сложения, перестановки, размещения, сочетания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kombinatorika_9_kl.docx | 22.97 КБ |
Предварительный просмотр:
§18. Комбинаторные задачи. Теория
Определение1. Случайный эксперимент ( случайное испытание) – любое действие, которое можно повторить большое количество раз в приблизительно одинаковых условиях.
Определение 2. Результат этого эксперимента- исход – случайное событие.
Правило произведения. Если объект А можно выбрать m способами, а объект В можно выбрать n способами независимо от выбора А, то выбор пары (А,В) можно сделать mn способами. Т.е. выбрать « и А и В» можно по правилу умножения.
Пример 1.
Сколькими способами можно составить дорожные знаки из:
геометрических фигур :
буквы и цифры.
Решение:
- Геометрическую фигуру можно выбрать – 4 способами.
- Букву можно выбрать независимо от геометрической фигуры -33 способами.
- Цифру можно выбрать независимо от г.ф. и буквы – 10 способами.
- Тогда тройку (Ф,Б,Ц) можно выбрать - 4 33 10 = 1320 способами
- Ответ: 1320 фигур.
Пример 2.
Учитель подготовил к контрольной работе карточки. В каждую карточку входит по 1 заданию на изученные темы:
4 примера на линейные неравенства
5 текстовых задач (2-е на движение; 3-и на совместную работу)
6 примеров на квадратные уравнения ( в 2-х уравнениях D 0)
Вопрос: Сколько всего вариантов карточек можно составить?
Решение:
1, выбрать линейное неравенство можно – 4 способами
2. выбрать текстовую задачу можно независимо от неравенства – 5 способами
3. выбрать квадратное уравнение можно независимо от выбора неравенства и задачи – 6 способами.
4. выбрать тройку (Н,З,У) моно по правилу умножения – 4 5 6 =120 способами.
Ответ: 120 карточек
Вопрос: Сколько существует вариантов, в которых встречается задача на движение?
- Выбор в 1 и з пунктах остаются неизменными.
- Выбрать задачу на движение можно 2-мя способами
- Выбрать такую тройку можно по правилу умножения.
4 6 = 48 карточек.
Ответ: 48 карточек.
Вопрос: Сколько существует способов составления карточек, в которых у квадратного уравнения будут корни, а задача- на совместную работу?
Решите самостоятельно.
Правило сложения. Если объект А можно выбрать m способами, а объект В – n способами, причем ни один из способов выбора А не совпадает с каким- нибудь выбором В, то выбор «А или В» можно сделать по правилу сложения: m +n
Пример. В урне 19 шаров: 5 красных, 6 синих, 8 желтых. Ученик достает из урны каждый раз один шар.
Вопрос: Сколько существует способов выбора красного или синего шара?
Решение:
Т.к. стоит связка «или», т о пользуемся правилом сложения 5 + 6 = 11
Ответ 11 способов
Изменим вопрос. Сколько существует способов выбора 2-х шаров разного цвета?
Решение:
- Выбор пары (К,С) найдем по правилу умножения 5
- Выбор пары (К,Ж) также 5
- Выбор пары (С,Ж) аналогично, 6 8 =48.
- Выбрать 2 шара разного цвета мы сможем по правилу сложения
30 + 40 + 48 = 118.
Ответ: 118
Определение 3. Произведенbе n - первых натуральных множителей называется
n - факториал. Запись 1 3 n = n!
Внимание: 0! = 1 1! = 1 n! = (n- 3)! (n -2)(n – 1)n.
Примеры:
1) 6 =30 ; 2) 12! – 10! = 10! (12 - 1) = 10! 131 = 3628800 131.
Перестановки
Определение. Пусть из множества, состоящего из n различных элементов, мы составляем упорядоченные наборы , состоящее из n элементов.
Каждый такой набор называется перестановкой. Общее число перестановок из n элементов обозначается Рn = n !
Задача 1. Сколько пятизначных номеров можно составить из цифр 0,1,2,3,4?
Решение:
1.Можно решать методом организованного перебора или составить дерево возможных вариантов.
2. Так как номер телефона может начинаться и с цифр 0, то нам необходимо составить все пятерки из данных пяти цифр. Понятно, что цифры могут повторяться.
Например, одна такая пятерка (0,1,2,3,4), другая – (0,1,2,3,0)
А всего таких пятерок Р5 = 5!= 120 вариантов
Ответ: 120 номеров
Задача 2. К хозяину пришли гости А,В.С,Д,Е. Все сели за круглый стол.
Вопрос: Сколько существует способов рассадки гостей, включая хозяина?
Решение: Р6 = 6! = 720 вариантов
Вопрос: Сколькими способами можно рассадить гостей, если место хозяин известно?
Решение:
Одно место занято, остается 5 человек на пять мест. Р5 =5! = 120
Ответ : 120 вариантов
Вопрос: Сколько существует способов рассадки, если гостя А следует посадить рядом с гостем Е?
Решение:
- Усаживаем гостя А – 6 вариантов
- Гость Е может сидеть от а как справа, так и слева – еще 2 варианта.
- Остается 4 гостя на 4 места - Р4 = 4! = 24
- Тогда общее количество мест найдем по правилу произведения
6 24 = 288
Ответ: 288
Сочетания
Определение. Пусть из множества, состоящего из n различных элементов. Мы из него выбираем к элементов. Причем порядок выбора не играет роли. Тогда каждый такой набор называется сочетанием. Общее количество таких наборов обозначается Сnк =
Внимание. С100 = С1010 = 1 ; С101 =С1010 = 10 ; С102 = С108 =
С n2 =
Задача 3. В классе 27 учеников. Из них надо выбрать 3, чтобы они приняли участие в турнире по теннису. Сколько существует таких способов?
Решение:
Порядок выбора не играет роли, поэтому это С273 = 2925 вариантов.
Ответ: 2925 вариантов
Размещения
Определение. Пусть из множества, состоящего из n различных элементов.
Мы из него выбираем к элементов, причем важен порядок выбора.
Каждый такой набор называется размещением. Количество всех размещений обозначается Аnk =
Аnk = Сnк k!
Задача 4. В ящике находится 6 карточек с цифрами 1.2.3.4.5.6. Вынимают три карточки. Сколько трехзначных чисел можно составить при таком выборе?
Порядок выбора важен, т.к. число 123 и 132 – это разные числа.
Поэтому количество всех выборов А63 = = 120
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Комбинаторные задачи", 9 класс
Презентация к заключительному уроку по теме "Комбинаторные задачи" в 9 классе. Имеется удобная таблица для различия задач на размещения, сочетания и перестановки и интерактивный тест....
Решение комбинаторных задач и задач по теории вероятности
Данную презентацию составил ученик 9 класса для проверки домашнего задания по изучаемой теме. Тексты задач взяты из сборника для подготовки к ГИА "Математика 9 класс" под редакцией Ф.Ф.Лысенко и С.Ю. ...
урок математики: "Комбинаторные задачи 5 класс"
урок разработан по учебному комплекту Базовый учебник УМК « Алгоритм успеха», Вентана-Граф. Под редакцией А.Г. Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир...
Презентация к уроку в 6 классе "решение комбинаторных задач"
Данная презентация может использоваться учителем при изложении нового материала по теме "Решение комбинаторных задач"....
Мастер- класс по теме "Решение комбинаторных задач" . ФГОС
Мастер- класс по данной теме был проведён в 5 классе в виде презентации по сказке "Буратино", где учащиеся помогали герою этой сказки преодолеть трудности и подойти к теме урока....
Обобщение опыта "Развитие логического мышления у учащихся 6 класса через решение комбинаторных задач на уроках математики"
Данный материал представляет обобщение опыта по решению комбинаторных задач в 6 классе. Также представлены разработки уроков по теме "Решение комбинаторных задач"...
"Исторические комбинаторные задачи" 7 класс
Тема "Комбинаторика" не так давно была возвращена в учебники по математике. Презентация содержит материал для вводного урока по данной теме....