открытый урок алгебры в 7 классе на тему: "Показательные уравнения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
открытый урок алгебры в 7 классе на тему: "Показательные уравнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokazatelnye_uravneniya.doc | 599 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Показательные уравнения».
Цель урока:
Образовательная: показать виды и способы решения показательных уравнений.
Развивающая: развитие познавательных процессов учащихся; зрительной и слуховой памяти, логического и математического мышления, воображения, устойчивости, гибкости и способности к распределению внимания.
Воспитательная: воспитание у учащихся аккуратности и точности при выполнении заданий у доски и ведения тетрадей, умения работать в коллективе, коммуникабельности, дисциплинированности на уроке, ответственности за свои действия, самостоятельности, воспитание интереса к предмету.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: Репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: Компьютер, мультимедиа проектор, презентация.
Литература:
- Г.И. Григорьева: Алгебра и начала анализа. 10 класс: Поурочные планы по учебнику Ш. А. Алимова и др.
- Ю.М. Колягин и др. «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс. Учебник» М.: Мнемозина, 2010. - 335с.
- Саранцев, Г. И. Методика обучения математике: методология и теория : учеб. Пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений по направленю «Педагогическое образование» (профиль «Математика») / Г. И. Саранцев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2012. – 292 с.
План урока:
1. Организационный момент (1 мин)
2. Актуализация знаний (5 мин)
3. Изучение и закрепление нового материала (35 мин)
4. Подведение итогов урока (3 мин)
5. Домашнее задание (1 мин)
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Приветствие учеников, проверка посещаемости, проверка готовности классной комнаты и учащихся к уроку.
- Актуализация знаний
Учитель: Сегодня на уроке мы изучим новую тему: Показательные уравнения. Но сначала ответьте на вопросы. Функция какого вида называется показательной?
Ученик: Функция вида у = ах, где а > 0, a ≠ 1 – основание, конкретное заданное число, а х – переменная, называется показательной функцией.
Учитель: От чего зависят свойства показательной функции?
Ученик: От основания показательной функции.
Учитель: Перечислите основные свойства показательной функции.
Ученик: Показательная функция обладает следующими свойствами:
10. Область определения показательной функции у = ах – множество действительных чисел.
20. Множество значений показательной функции у = ах – множество положительных чисел.
30. Показательная функция у = ах возрастает при а > 1 и убывает при 0 < a < 1.
40. Функция общего вида.
50. Не ограничена.
Учитель: Вспомните свойства степеней с действительным показателем.
Ученики:
(Запись на доске)
1. ;
2. ;
3. ;
4. ;
5.
3. Изучение и закрепление нового материал
Учитель: Запишите число, классная работа, тема урока: Показательные уравнения.
(Запись на доске и в тетрадях)
Число «»
Классная работа
Показательные уравнения
Учитель: Посмотрите на уравнение . Уравнения такого вида называются показательными уравнениями Уравнение - простейшее показательное уравнение. Т.к. в левой части уравнения находится степень, то какое условие необходимо поставить?
Ученики: а>0, a≠1.
Учитель: А учитывая, что область значений показательной функции множество положительных действительных чисел, то какое условие надо поставить для b?
Ученики: b>0.
Учитель: Запишите определение, представленное на слайде.
(Запись в тетрадях)
Показательным уравнением называют уравнение, содержащее переменную в показателе степени.
Учитель: Рассмотрим пример . Представим 25 в виде 25=5², получим .
По свойству: Степени с одинаковым основанием равны тогда и только тогда, когда равны их показатели, получаем .
(Запись на доске и в тетрадях)
.
;
.
Ответ: .
Учитель: Рассмотрим пример . Будет ли данное уравнение иметь решение?
Ученики: Т.к. b<0, то данное уравнение не имеет корней.
(Запись на доске и в тетрадях)
, т.к. -25<0, то уравнение не имеет корней.
Ответ: корней нет.
Учитель: Рассмотрим пример . Данное уравнение решается методом приведения к одному основанию обеих частей уравнения, т.е. к виду . Что необходимо для этого сделать?
Ученики: Корень третьей степени из 49 можно представить в виде степени с основанием 7:
. Тогда , по свойству равенства степеней с одним основанием , .
(Запись на доске и в тетрадях)
.
;
;
.
Ответ: .
Учитель: . Данное уравнение решается методом приведения к одному основанию обеих частей уравнения, т.е. к виду . Как это можно сделать?
Ученики: Заметим, что дробь можно представить в виде степени с основанием пять:
. Тогда , используя свойство первое, получим , отсюда , .
(Запись на доске и в тетрадях)
;
;
;
;
.
Ответ: .
Учитель: Рассмотрим следующий пример . Данное уравнение решается тем же методом можно представить как по пятому свойству, записанному на доске. 576=24², тогда . Что нам это дает?
Ученики: Используя свойство третье, получим , отсюда x=2.
(Запись на доске и в тетрадях)
.
;
;
x=2.
Ответ: x=2.
Учитель: Рассмотрим пример .
(Один из учеников у доски)
Ученик: Данное уравнение решается тем же методом можно представить как по пятому свойству, записанному на доске. 784=28², тогда . Используя свойство третье, получим , отсюда x=2.
(Запись на доске и в тетрадях)
x=2.
Ответ: x=2.
Учитель: Рассмотрим пример . Данное уравнение решается методом вынесения общего множителя за скобки. Чаще всего выносят за скобки степень с наименьшим показателем. Вынесем за скобки . Что получим?
Ученики:, , , , x-1=0, x=1.
(Запись на доске и в тетрадях)
;
;
;
;
x-1=0, x=1.
Ответ: x=1.
Учитель: Рассмотрим пример .
(Один из учеников у доски)
Ученик: Данное уравнение решается методом вынесения общего множителя за скобки. Чаще всего выносят за скобки степень с наименьшим показателем. Вынесем за скобки и получим
(Запись на доске и в тетрадях)
Ответ: y=3.
Учитель: Рассмотрим пример . Данное уравнение имеет вид . Решается делением обеих частей уравнения на степень стоящую в левой или в правой части уравнения. Поделим обе части уравнения на , получим . Воспользуемся свойством четвертым и представим 1 в виде , , x=0.
(Запись на доске и в тетрадях)
.
;
;
x=0.
Ответ: x=0.
Учитель: Рассмотрим пример . Заметим, что . Исходное уравнение примет вид . Уравнение какого вида мы получили?
(Один из учеников у доски)
Ученик: Данное уравнение имеет вид . Решается делением обеих частей уравнения на степень стоящую в левой или в правой части уравнения. Поделим обе части уравнения на , получим , x-3=0, x=3.
(Запись на доске и в тетрадях)
4. Подведение итогов.
Учитель: Давайте вспомним, что называется показательным уравнением?
Ученик: Показательным уравнением называется уравнение, в котором неизвестное содержится в показателе степени.
Учитель: К какому виду приводятся все показательные уравнения?
Ученик: Часто показательные уравнения сводятся к ах = ас, где b = ас, т.е. к простейшим показательным уравнениям.
5. Домашнее задание.
Учитель: Домашнее задание: знать определение, что называют показательным уравнением и методы их решения. Примеры для решения будут размещены в электронном журнале. Спасибо за урок.
Анализ урока алгебры
Урок алгебры проводился в МКОУ «Чанкурбенская СОШ»
Тема урока была «Показательные уравнения», тип урока – урок усвоения новых знаний. Урок предусматривал достижение следующих целей:
Образовательной: Показать виды и способы решения показательных уравнений.
Развивающей: Продолжить развитие познавательных процессов учащихся: зрительной и слуховой памяти, логического и математического мышления, воображения, устойчивости, гибкости и способности к распределению внимания.
Воспитательной: Продолжить воспитание у учащихся аккуратности и точности при выполнении заданий у доски и ведения тетрадей, умения работать в коллективе, коммуникабельности, дисциплинированности на уроке, ответственности за свои действия, самостоятельности, воспитание интереса к предмету.
Помещение к уроку было подготовлено, доска вымыта. Учащиеся подготовили рабочие места к уроку.
Этапы урока были выбраны с учетом типа урока, это был первый урок по данной теме. Все запланированные этапы урока были проведены четко, последовательно с соблюдением временных рамок. Каждый последующий этап начинался с логической связки с предыдущим. Выбранная структура урока соответствовала его типу и содержанию. Тема подразумевала изучение большого материала, поэтому урок был насыщенным, мобилизующим на активную работу. На уроке использовались коллективная и индивидуальная форма работы.
На этапе актуализации знаний учащиеся вспомнили свойства степеней с действительным показателем, эти свойства проговаривались учениками, что способствовало лучшему их запоминанию. Кроме того все свойства были записаны на доске и затем сохранялись в течение всего урока, что позволяло ускорять процесс обучения на последующих этапах урока.
В целом подобранный материал соответствовал учебной программе и уровню знаний учащихся, был структурирован и последователен, излагался в доступной для учащихся форме. Из-за свойств степеней с действительным показателем доска использовалась нерационально. Было не совсем грамотно оформлено первые два примера и только при решении третьего примера поставлен акцент учеников, чтобы не забывать писать ответ. Но ученики активно работали, отвечали на задаваемые вопросы. Делали все необходимые записи в тетрадях.
На этапе закрепления нового материала сразу оказана помощь ученикам, без предоставления им возможности подумать, самим найти способ решения, заданы наводящие вопросы и поставлены их на нужный способ. Но многие учащиеся решали примеры самостоятельно, помогали стоящим у доски ученикам. Упражнения на закрепление изученного материала соответствовали теории. Закрепление и обработка определенных умений при решении примеров происходила сразу после изучения нового материала, в результате чего до автоматизма доводилось выполнение элементарных действий. При решении примеров осуществлялись внутрипредметные связи. Отрицательным было то, что были не написаны номера на доске для тех, кто решает вперед, в результате чего нарушалась дисциплина, и качество работы на уроке ухудшалось. Из запланированного материала не был решен один пример, но так как задания были подобраны в соответствии с изложенным материалом и даны достаточно много аналогичных примеров, то считаю, что на качество усвоения и закрепления материала это не повлияло.
Методы обучения были выбраны с учетом применения их на уроках учителем математики, а также в условиях ограниченности времени урока на применение, например, исследовательского метода. Выбор объяснительно-иллюстративного метода и метода диалога обеспечили достижение принципа доступности, наглядности и воспитания, принцип научности и последовательности изложения также, считаю, были достигнуты.
На всех этапах урока учащиеся внимательно и с интересом слушали учителя. Работали самостоятельно, опережали решение примеров у доски, проявляли большой интерес к предмету. Проводился активный диалог с учениками, задавались наводящие вопросы. Вопросы задавались в течение всего урока и позволяли выяснить уровень усвоения нового материала и качество закрепления материала. Индивидуальная работа с отстающими детьми не осуществлялась, но вызывались к доске как сильных, так и слабых учеников, старалась не оставить без внимания ни одного ребенка. Это способствовало возникновению и продолжению положительного отношения к предмету, к школе в целом, следовательно, серьезного и ответственного отношения к учебе, поддержке дисциплины, стремления учиться и повышать уровень своих знаний, работать в данном коллективе и др.
Материал излагался грамотно, акцентировалось внимание на главном. Речь была понятной и логичной, эмоциональной, но допускались ошибки в речи, что было связано с волнением. Важные моменты выделялись интонацией, соблюдала педагогический такт. Внешний вид соответствовал нормам приличия. Постоянно поддерживался контакт с учащимися. Отношения к ученикам были требовательными, поощрялись старания.
В своей дальнейшей работе представленные недочеты будут учтены, а опыт педагогической деятельности постепенно будет совершенствоваться.
Зам директора по УВР Тагаева Н. Р.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок алгебры 8 класс "Решение дробно-рациональных уравнений"
Приводится конспект урока по алгебре в 8 классе по теме "Решение дробно-рациональных уравнений"...
Урок алгебры 7 класс: "Системы двух линейных уравнений с двумя переменными как математические модели реальных ситуаций"
Цель урока: продолжить формировать умение решать задачи с помощью составления математической модели, закрепить умение решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными.Тип у...
Презентации к урокам алгебры 7 класс по теме "Линейные уравнения с одной переменной"
Презентации к трём последовательным урокам, соответствующим программе по алгебре для 7 класса , содержат как теоретический , так и практический материал, а также упражнения для устного счёта. В ...
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Иррациональные уравнения.
В данном материале представлен открытый урок по алгебре 8 класс. Тема : " Иррациональные уравнения"....
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач». Интеллектуальное казино.
Открытый урок по теме: Обобщение по теме «Показательная , степенная , логарифмическая функции . Решение задач» проводится в форме Интеллектуального казино. На уроке используется много занимательн...
Тематические тестовые задания по алгебре и началам анализа для 10 класса по теме: «Показательные, логарифмические уравнения и нера-венства»
Использование на учебных занятиях элементы тестирования помогут учителю повысить эффективность проверки успеваемости учащихся. Для школьников он полезен при отработке учебного материала и при подготов...