Урок по алгебре в 10 классе на тему "Логарифмическая функция"
план-конспект урока по математике (10 класс)
Разработки уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Обобщение по теме "Логарифмическая функция" | 154.5 КБ |
презентация к уроку "Логарифмическая функция" | 2.33 МБ |
test_v-1.xls | 25 КБ |
test_v-2.xls | 25.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: | Решение упражнений по теме: «Логарифмическая функция» |
Цели урока: | 1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме; повторить основные методы и приемы решения логарифмических уравнений и неравенств; закрепить умения применять свойства логарифмической функции; 2. Развить интерес к истории математики и ее практическим приложениям, логическое мышление и математическую грамотность речи; 3. Воспитать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога. |
Оборудование: | компьютеры, интерактивная доска. |
- Проверка домашнего задания
Какие будут вопросы по домашнему заданию? Со всеми заданиями справились? Что не получилось? (Если есть вопросы, то выполнить это задание на доске)
- Устная работа.
1.Вычислите. | log216; | log3; |
; | log211-log244; | |
log814+log8; | log35·log53; | |
log71; | ; | |
; | . |
2.Определите вид монотонности. | y=lg x; | . |
3.Сравните | и | |
и | ||
4.Выясните, положительное или отрицательное число. | ||
5.Найти область определения функции | y = log1/2 x2 | y = log8 (4-2x) y = log0,3 (- x) |
6. Решите уравнение | ||
7. Решите неравенство | ||
III. Выполнение тестовых заданий.
Проверить усвоение базового уровня темы по тестам.
ВАРИАНТ 1
А1.Найти область определения функции | |||
1) [0; 5] | 2) (3; +∞) | 3) (0; 3) | 4) (-∞; 0]U[3; +∞) |
А2. Укажите значение выражения | |||
1) 7 | 2) 6,5 | 3) 9 | 4) 5 |
А3. Укажите промежуток, содержащий корни уравнения | |||
1) (-4; -2) | 2) (-2; -1) | 3) (-1; 1) | 4) (0; 3) |
А4. Решите неравенство | |||
1) (7;+∞) | 2) (-∞; 7) | 3) (-∞; 2)U(7; +∞) | 4) (2; 7) |
ВАРИАНТ 2
А1.Найти область определения функции у = | |||
1) (0; 3) | 2) (- ∞; 0)U(3; +∞) | 3) [0; 3] | 4) (-∞; 0]U[3; +∞) |
А2. Укажите значение выражения | |||
1) 17 | 2) 9 | 3) 47 | 4) 7 |
А3. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения . | |||
1) (1; 30) | 2) (30; 50) | 3) (50; 100) | 4) (100; 200) |
А4. Решите неравенство | |||
1) (7;+∞) | 2) (-∞; 7) | 3) (-∞; 2)U(7; +∞) | 4) (2; 7) |
Вариант 3
А1.Найти область определения функции | |||
1) [0; 5] | 2) (- ∞; 0)U(5; +∞) | 3) (0; 5) | 4) (-∞; 0]U[5; +∞) |
А2. Укажите значение выражения | |||
1) 45 | 2) 49 | 3) 47 | 4) |
А3. Укажите промежуток, содержащий корень уравнения | |||
1) (-4; -2) | 2) (-2; -1) | 3) (-1; 1) | 4) (1; 5) |
А4. Решите неравенство | |||
1) (7; +∞) | 2) (-∞; 2,5) | 3) (-∞; -2)U(7; +∞) | 4) (-2; 25) |
Устный тест (2 варианта в Microsoft Excel таблице) 1 вариант ученик выполняет на интерактивной доске, другой на компьютере.
Вариант 1
1.Определите знак числа: log37
2.Определите знак числа: log0,50,3
3.Определите характер монотонности функции y = log7x
4.Сравните log813 и log812
5.При каком значении х значение функции y=log2x равно 3
6.Сравните log1/49 и log1/418
7.При каком значении х значение функции y=log1/2x равно -3
8.Определите характер монотонности функции y = log0.585x
9.Сравните log0,31/8 и log0,31/5
10.Какое значение x является допустимым для y=lg(1-x)
11.Найти корень уравнения log3x=2
Вариант 1
1.Определите знак числа: log30,52
2.Определите знак числа: log0,50,3
3.Определите характер монотонности функции y = lnx
4.Сравните log832 и log823
5.При каком значении х значение функции y=log2x равно 3
6.Сравните log1/417 и log1/418
7.При каком значении х значение функции y=log1/2x равно -3
8.Определите характер монотонности функции y = log0.585x
9.Сравните log0,31/8 и log0,31/5
10.Какое значение x является допустимым для y=lg(x-1)
11.Найти корень уравнения log5x=-3
- Решение упражнений.
№ 149 (1), № 152 (3), № 153 (1).
V. Историческая справка
Ещё в 16-17 веках практика поставила перед математиками задачу упрощения вычислений, связанных с расчётами сложных процентов в финансовых, страховых и кредитных делах. Тогда учёные воспользовались идеей, в основе которой лежат свойства степеней. Эти свойства были известны ещё Архимеду в 3 веке до н.э., который в своём сочинении «Псаммит» («Исчисление песчинок») рассматривал последовательности степеней одного и того же числа, и некоторые свойства степеней.
Первые таблицы логарифмов составлены независимо друг от друга шотландским математиком Джоном Непером и швейцаром Бюрги. Их цель была одна — желание дать новое удобное средство арифметических вычислений. Бюрги подготовил свои таблицы логарифмов чисел, по-видимому, к 1610 г., но вышли в свет они в 1620 г. уже после издания таблиц Непера, и поэтому остались незамеченными. Непер также ввёл и сам термин «логарифм», который возник из сочетания греческих слов отношение и число.
ЛОГАРИФМИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ — таблицы логарифмов чисел; применяются для упрощения вычислений. Открытие логарифмов удлинило, по выражению Лапласа, жизнь вычислителей. Использование в вычислениях вместо чисел их логарифмов позволяет заменить умножение более простой операцией сложением, деление – вычитанием, возведение в степень – умножением и извлечение корней – делением. «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов».
Наиболее распространены таблицы десятичных логарифмов и натуральных логарифмов. Они до изобретения калькуляторов, широко применялись для вычислений. Их разработал на основе неперовских таблиц русский математик В.М. Брадис.
В 1623 г., т. е. всего через 9 лет после издания первых, таблиц, английским математиком Э. Гунтером была изобретена первая логарифмическая линейка, ставшая рабочим инструментом многих поколений инженеров и ученых, вплоть до появления ЭВМ. Без логарифмической линейки не были бы построены ни первые компьютеры, ни калькуляторы. Ею пользовались во всём мире более 300 лет.
Логарифмическая шкала широко используется в различных областях науки, например:
Физика — интенсивность звука (децибелы).
Астрономия — шкала яркости звёзд.
Химия — активность водородных ионов (pH).
Сейсмология — шкала Рихтера.
Теория музыки — нотная шкала, по отношению к частотам нотных звуков.
История — логарифмическая шкала времени.
Законченный вид теории логарифмической функции придал выдающийся математик 18 века Леонард Эйлер. Он долгое время провёл в Росси и работал в Петербургской Академии наук. Ему принадлежат общие определения показательной и логарифмической функций как взаимно обратных, а также введение числа е.
VI. Итог урока.
Повторить определение логарифма, свойства логарифмов, формулы перехода к новому основанию.
Оценить работу учащихся на уроке.
VII. Задание на дом.
«Проверь себя», стр. 256 ( разноуровневое)
Сегодня на уроке мы с вами повторили и закрепили при решении устных и письменных упражнений, при выполнении тестовых заданий тему «Логарифмическая функция». Узнали интересное из истории возникновения логарифмических исчислений. И урок я хочу закончить словами американского математика Мориса Клайна.
“Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия - пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”.
Морис Клайн.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Решение упражнений по теме: «Логарифмическая функция» Потому-то словно пена, Опадают наши рифмы. И величие степенно Отступает в логарифмы. Борис Слуцкий 1. Логарифмы и их свойства. 2. Логарифмическая функция. 3. Логарифмические уравнения и неравенства.
Цели урока 1. Обобщить и систематизировать знания и умения по данной теме; повторить основные методы и приемы решения логарифмических уравнений и неравенств; закрепить умения применять свойства логарифмической функции; 2. Развить интерес к истории математики и ее практическим приложениям, логическое мышление и математическую грамотность речи; 3. Воспитать познавательную активность, чувство ответственности, культуру общения и диалога.
Вычислите
Определите вид монотонности функции
Сравните
Выясните, положительным или отрицательным является число
Решите уравнение
Найти область определения функции y = log 1/2 x 2 y = log 8 (4- 2 x ) y = log 0,3 (- x )
Решите неравенство
Самостоятельная работа
№ 149 (1)
№ 152(3)
№ 153 (1)
Джон Непер Шотландский математик -изобретатель логарифмов. В 1590-х годах пришел к идее логарифмических вычислений и составил первые таблицы логарифмов, однако свой знаменитый труд “Описание удивительных таблиц логарифмов” опубликовал лишь в 1614 году. (1550 г.— 1617г.)
Пьер Симон Лаплас (1749 г.—1827г.) Французский астроном, математик, физик, иностранный почетный член Петербургской АН. «Изобретение логарифмов, сокращая вычисления нескольких месяцев в труд нескольких дней, словно удваивает жизнь астрономов»
Логарифмические линейки. Её изобрёл английский учёный Э. Гунтер в 1623г. Логарифмическая линейка служила инженерам и математикам всего мира более 300 лет.
Леонард Эйлер (1707 г.—1783г.) Современное определение логарифма появилось у Леонарда Эйлера в середине XVIII века Логарифмическая шкала широко используется в различных областях науки, например: Физика — интенсивность звука (децибелы). Астрономия — шкала яркости звёзд. Химия — активность водородных ионов (pH). Сейсмология — шкала Рихтера. Теория музыки — нотная шкала, по отношению к частотам нотных звуков. История — логарифмическая шкала времени.
Определение логарифма
Свойства логарифмов
Формулы перехода к новому основанию
Укажите ход решения следующих уравнений
Д/з: «Проверь себя», стр.256 “ Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз, Поэзия - пробуждать чувства, Философия – удовлетворять потребности разума, Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”. Морис Клайн .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по алгебре в10 классе " Возрастание и убывание функций"
На уроке рассматривается вопросы возрастания и убывания функций после изучения темы производная в 10 классе...
План - конспект урока по алгебре, 9 класс "Соотношения между тригонометрическими функциями одного и того же угла"
Основное назначение урока заключается в систематизации знаний учащихся по изучаемой теме, создания условий для осознанного повторения ранее изученного материала, возможностей для максимального развити...
Урок алгебры, 8 класс. "Преобразования графиков функций" (презентация)
Урок по теме "Преобразование графиков функций". Элементарные преобразования графиков и примеры построения графиков функций, содержащих модуль....
Административный контроль Алгебра 9 класс Тема: «Исследование функции и построение графика функции»
Пояснительная записка Данная проверочная работа предназначена для подготовки выпускников 9-ых классов МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара к экзаменационной работе по математике в новой ф...
урок по алгебре 7 класс, тема "В гостях у функции"
Первый вводный урок по теме "Функция" - девятиклассники в гостях у семиклассников....
Разработка открытого урока по алгебре, 8 класс, по теме "Функция у=к/х, её свойства и график.
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний. в 8классе по теме "Функция у=к/х, её свойства и график"....
урок по алгебре 7 класс. Тема урока "Линейная функция"
Урок алгебры в 7 классе по теме "Линейная Функция"...