Рабочие программы по математике
рабочая программа по алгебре (9, 10, 11 класс)
Рабочие программы по алгебре и геометрии для 9 класса. с календарно - теаматическим планированием.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по алгебре 9 класс | 278 КБ |
рабочая программа по геометрии 9 класс | 38.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представлена рабочая программа по алгебре к учебнику: Мордкович А.Г. Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.; Мордкович А.Г., Александрова Л.А., Мишустина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра. 9 класс: Задачник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2012.
Рабочая программа включает следующие разделы:
• пояснительную записку, в которой представлены общая характеристика программы, сведения о количестве учебных часов, на которое рассчитана программа, информация об используемом учебно-методическом комплекте, а также изложены цели и задачи обучения, основные требования к уровню подготовки учащихся с указанием личностных, метапредметных и предметных результатов освоения курса математики 7 класса по каждой из предметных областей; • тематическое планирование учебного материала;
• поурочное планирование с указанием темы и типа урока, подробным перечнем элементов содержания уроков, а также основных видов учебной деятельности и планируемых результатов;
- примерные контрольные работы.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (далее – Стандарт) и полностью отражает базовый уровень подготовки школьников. Программа спланирована в соответствии с основными положениями системно-деятельностного подхода в обучении, конкретизирует содержание тем Стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Примерное распределение учебных часов по разделам программы и календарно-тематическое планирование соответствуют методическим рекомендациям авторов учебно-методических комплексов. В программе, спланированной достаточно подробно, указывается тип урока, вид контроля, описание приемов, помогающих учителю в формировании у учащихся познавательных, коммуникативных и регулятивных универсальных навыков, а также ведущие технологии, обеспечивающие эффективную работу преподавателя и ученика на уроке.
Программа выполняет две основные функции.
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получать представления о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов.
Программа по алгебре составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, с учётом преемственности с примерными программами для начального общего образования по математике. В ней также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Курс алгебры 7-9 классов является базовым для математического образования и развития школьников. Алгебраические знания и умения необходимы для изучения геометрии в 7-9 классах, алгебры и математического анализа в 10-11 классах, а также изучения смежных дисциплин.
Практическая значимость школьного курса алгебры 7 - 9 классов состоит в том, что предметом его изучения являются количественные отношения и процессы реального мира, описанные математическими моделями. В современном обществе математическая подготовка необходима каждому человеку, так как математика присутствует во всех сферах человеческой деятельности.
Одной из основных целей изучения алгебры является развитие мышления, прежде всего формирование абстрактного мышления. В процессе изучения алгебры формируется логическое и алгоритмическое мышление, а также такие качества мышления, как сила и гибкость, конструктивность и критичность. Для адаптации в современном информационном обществе важным фактором является формирование математического стиля мышления, включающего в себя индукцию и дедукцию, обобщение и конкретизацию, анализ и синтез, классификацию и систематизацию, абстрагирование и аналогии.
Обучение алгебре даёт возможность школьникам научиться планировать свою деятельность, критически оценивать её, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, приобретают навыки чёткого и грамотного выполнения математических записей, при этом использование математического языка позволяет развивать у учащихся грамотную устную и письменную речь. Знакомство с историей развития алгебры как науки формирует у учащихся представления об алгебре как части общечеловеческой культуры.
Значительное внимание в изложении теоретического материала курса уделяется его мотивации, раскрытию сути основных понятий, идей, методов. Обучение построено на базе теории развивающего обучения, что достигается особенностями изложения теоретического материала и упражнениями на сравнение, анализ, выделение главного, установление связей, классификацию, обобщение и систематизацию. Особо акцентируются содержательное раскрытие математических понятий, толкование сущности математических методов и области их применения, демонстрация возможностей применения теоретических знаний для решения разнообразных задач прикладного характера, например решения текстовых задач, денежных и процентных расчётов, умение пользоваться количественной информацией, представленной в различных формах, умение читать графики. Осознание общего, существенного является основной базой для решения упражнений. Важно приводить детальные пояснения к решению типовых упражнений. Этим раскрывается суть метода, подхода, предлагается алгоритм или эвристическая схема решения упражнений определённого типа.
Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ДАННОГО КУРСА :
1.Выработать умение строить график квадратичной функции и применять графические представления для решения неравенств второй степени с одной переменной; ознакомить учащихся с методом интервалов.
2. Выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными и решать текстовые задачи с помощью составление таких уравнений.
3. Дать понятие арифметической и геометрической прогрессии, как числовых последовательностей особого вида.
4. Расширить запас сведений учащихся о функциях, способах их задания, свойствах функций. Выработать умения использовать графики функций для решения уравнений, систем, неравенств.
5. Познакомить учащихся с решением комбинаторных задач, дать начальные сведения из теории вероятностей.
6. развитие вычислительных и формально-оперативных алгебраических умений до уровня, позволяющего уверенно использовать их при решении задач математики и смежных предметов;
7. усвоение аппарата уравнений и неравенств как основного средства математического моделирования прикладных задач;
8. осуществление функциональной подготовки школьников.
ЗАДАЧИ КУРСА
Образовательные: овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжение образования, в частности получение обучающимися конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов;
Развивающие: интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе свойственной математической деятельности; ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолении трудностей, овладение навыками дедуктивных рассуждений; развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики.
Воспитательные: воспитание культуры личности, отношение к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии, формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры. Изучение математики способствует духовно-нравственному развитию учащихся , способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии. История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
1. Личностные:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
-креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
-умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
-способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
-готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
-сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
-осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
-освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах
2. Метапредметные:
Регулятивные УУД
- Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
- Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
- Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
- Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
- Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные /наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Коммуникативные УУД
- Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
- Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
- Составлять буквенные выражения и формулы по условиям задачи; выражать из формул одну переменную через другую, осуществлять подстановку одного выражения в другое;
- Выполнять основные действия со степенями; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
- Описывать свойства изученных функций, строить их графики; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
- Решать квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящие к ним; системы двух уравнений; решать текстовые задачи с помощью составлением таких систем;
- Решать квадратные неравенства с одной переменной и их системы;
- Распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формул общего члена и сумм нескольких первых членов
- Определять свойства функции по её графику (убывание, возрастание, четность, нули функции, знакопостоянство).
- Решать комбинаторные задачи на перестановки , размещения, сочетания; находить частоту событий и находить вероятность событий.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Рациональные неравенства и их системы.
Выпускник научится:
- понимать и применять терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойств числовых неравенств;
- решать линейные неравенства с одной переменной и их системы;
- решать квадратные неравенства с опорой на графические представления;
- применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса.
Выпускник получит возможность научиться:
- разнообразным приёмам решения неравенств и систем неравенств;
- уверенно применять неравенства и их системы для решения разнообразных математических задач и задач из смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования неравенств, систем неравенств содержащих буквенные коэффициенты.
Системы уравнений.
Выпускник научится:
- решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
- понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
- применять графические представления для исследования уравнений, исследование и решение систем уравнений с двумя переменными.
Выпускник получит возможность научиться:
- овладеть специальными приёмами решения уравнений и систем уравнений;
- уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных задач из математики, смежных предметов, практики;
- применять графические представления для исследования уравнений, систем уравнений, содержащих буквенные коэффициенты.
Числовые функции.
Выпускник научится:
- понимать и использовать функциональные понятия и язык ( термины, символические обозначения);
- строить графики элементарных функций; исследовать свойства числовых функций на основе изучения поведения их графиков;
- понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и исследования зависимостей между физическими величинами.
Выпускник получит возможность научиться:
- проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера;
- на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми » точками и т.п.);
- использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов;
Прогрессии.
Выпускник научится:
- понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
- применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
- решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессии, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
- понимать арифметическую и геометрическую прогрессию как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую — с экспоненциальным ростом.
Элементы комбинаторики и теории вероятностей.
Выпускник научится:
- использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных;
- находить относительную частоту и вероятность случайного события;
- решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций
Выпускник получит возможность научиться:
- возможность приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты опроса в виде таблицы, диаграммы;
- возможность приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
- возможность научиться некоторым специальным приёмам решения комбинаторных задач.
Содержание учебного предмета.
Рациональные неравенства и их системы. (16 ч.)
Линейные и квадратные неравенства (повторение).
Рациональное неравенство. Метод интервалов.
Множества и операции над ними.
Система неравенств. Решение системы неравенств.
Системы уравнений. (14ч.)
Рациональное уравнение с двумя переменными. Решение уравнения . Равносильные уравнения с двумя переменными. Формула расстояния между двумя точками координатной плоскости. График уравнения . Система уравнений с двумя переменными. Решение системы уравнений. Неравенства и системы неравенств с двумя переменными.
Методы решения систем уравнений (метод подстановки, алгебраического сложения, введения новых переменных) равносильность систем уравнений.
Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций.
Числовые функции. (25 ч.)
Функция. Независимая переменная. Зависимая переменная. Область определения функции. Естественная область определения функции. Область значений функции.
Способы задания функции (аналитический, графический, табличный, словесный).
Свойства функций (монотонность, ограниченность, выпуклость, наибольшее и наименьшее значения, непрерывность).
Исследование функций: , , , , , , .
Чётные и нечётные функции. Алгоритм исследования функции на чётность. Графики чётной и нечётной функций.
Степенная функция с натуральным показателем, её свойства и график. Степенная функция с отрицательным целым показателем, её свойства и график.
Функция , её свойства и график.
Прогрессии. (16 ч.)
Числовая последовательность. Способы задания числовых последовательностей (аналитический, словесный, рекуррентный). Свойства числовых последовательностей.
Арифметическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной арифметической прогрессии.
Характеристическое свойство.
Геометрическая прогрессия. Формула n-го члена. Формула суммы членов конечной геометрической прогрессии.
Характеристическое свойство. Прогрессии и банковские расчёты.
Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. (12 ч.)
Комбинаторные задачи. Правило умножения. Факториал. Перестановки.
Группировка информации. Общий ряд данных. Кратность варианты измерения. Табличное представление информации. Частота варианты. Графическое представление информации. Полигон распределения данных.
Гистограмма. Числовые характеристики данных измерения (размах, мода, среднее значение)
Вероятность. Событие (случайное, достоверное, невозможное). Классическая вероятностная схема.
Противоположные события. Несовместные события. Вероятность суммы двух событий. Вероятность противоположного события. Статистическая устойчивость. Статистическая вероятность.
Обобщающее повторение. (21 часа).
Тематическое планирование учебного материала.
Алгебра 9 класс.
№ урока | Дата проведения урока | Содержание ( тема ) урока | Примечание |
1. | 03.09 | Глава 1. Неравенства и системы неравенств. 16 урока Линейные и квадратные неравенства. | |
2. | 04.09 | Применение решения неравенств для нахождения области определения выражения. | |
3. | 06.09 | Решение простейших неравенств, содержащих модуль и параметр. | |
4. | 10.09 | Рациональные неравенства. | |
5. | 11.09 | Решение квадратных неравенств методом интервалов. | |
6. | 13.09 | Решение неравенств, содержащих алгебраические дроби, методом интервалов. | |
7. | 17.09 | Решение рациональных неравенств методом интервалов. | |
8. | 18.09 | Применение решение рациональных неравенств для нахождения области определения выражения. | |
9. | 20.09 | Множества и операции над ними. Элемент множества. Подмножество. Пересечение и объединение множеств. | |
10. | 24.09 | Решение задач по выполнению операций над множествами. | |
11. | 25.09 | Системы рациональных неравенств. | |
12. | 27.09 | Решение систем рациональных неравенств. | |
13. | 01.10 | Решение систем рациональных неравенств. Решение двойных неравенств. | |
14. | 02.10 | Решение систем рациональных неравенств для нахождения области определения выражения. | |
15. | 04.10 | Обобщение материала по теме: «Неравенства и системы неравенств». | |
16. | 08.10 | Контрольная работа №1 по теме: «Неравенства и системы неравенств». | |
17. | 09.10 | Глава 2. Системы уравнений. 14 уроков. Системы уравнений. Основные понятия. Уравнение с двумя переменными. Решение уравнения с двумя переменными и его график | |
18. | 11.10 | Уравнение окружности с центром в начале координат и в любой заданной точке. | |
19. | 15.10 | Графический способ решения систем рациональных уравнений. Графическая интерпретация неравенств с двумя переменными и их систем. | |
20 | 16.10 | Методы решения систем уравнений. Решение системы уравнений подстановкой. | |
21. | 18.10 | Методы решения систем уравнений. Решение системы уравнений алгебраическим сложением. | |
22. | 22.10 | Методы решения систем уравнений. Метод введения новых переменных. | |
23. | 23.10 | Решение систем рациональных уравнений комбинацией различных методов. | |
24. | 25.10 | Решение систем рациональных уравнений разными методами. | |
25. | 05.11 | Системы уравнений как математические модели реальных ситуаций. Переход от словесной формулировки соотношений между величинами к алгебраической . | |
26. | 06.11 | Решение текстовых задач алгебраическим способом с помощью системы рациональных уравнений на движение. | |
27. | 08.11 | Решение текстовых задач с помощью системы рациональных уравнений на работу. | |
28. | 12.11 | Решение текстовых задач с помощью системы рациональных уравнений с геометрическим содержанием. | |
29. | 13.11 | Обобщающий урок по теме: «Системы уравнений». | |
30. | 15.11 | Контрольная работа №2 по теме: «Системы уравнений». | |
31 | 19.11 | Глава 3. Числовые функции. 25 урок. Определение числовой функции. Область определения, область значений функции. | |
32 | 20.11 | Нахождение области определения дробно – рациональной функции. | |
33 | 22.11 | Нахождение области определения функции, содержащей квадратный корень. | |
34 | 26.11 | Решение задач по теме: «Область определения функции. Область значений функции». | |
35 | 27.11 | Способы задания функций. | |
36 | 29.11 | Способы задания функций. | |
37 | 03.12 | Свойства функций: возрастание и убывание функции. | |
38 | 04.12 | Свойства функций: ограниченность. | |
39 | 06.12 | Свойства функций: наибольшее и наименьшее значения функции на заданном промежутке. | |
40 | 10.12 | Обзор свойств и графиков известных функций. Построение и чтение графиков функций. | |
41 | 11.12 | Четные и нечетные функции. Особенности графиков четной и нечетной функций | |
42 | 13.12 | Исследование функции на четность и построение ее графика. | |
43 | 17.12 | Обобщающий урок по теме: «Свойства функций». | |
44 | 18.12 | Контрольная работа №3 по теме: «Определение числовой функции. Свойства функций». | |
45 | 20.12 | Степенные функции с натуральным показателем и их графики. Функции у = хп ( п N ), их свойства и графики. | |
46 | 24.12 | Графическое решение уравнений и систем уравнений, содержащих функции у = хn . | |
47 | 25.12 | Построение и чтение графиков кусочных функций. | |
48 | 27.12 | Функции у = х-n ( п N ), их свойства и графики. | |
49 | 14.01 | Графическое решение уравнений и систем уравнений, содержащих функции у = х-n . | |
50 | 15.01 | Построение и чтение графиков кусочных функций. | |
51 | 17.01 | Функция у = , ее свойства и график. | |
52 | 21.01 | Корень третьей степени. Применение свойств корня для преобразования выражений с радикалами. | |
53 | 22.01 | Решение простейших уравнений, содержащих знаки радикала. | |
54 | 24.01 | Обобщающий урок по теме: «Степенные функции с целым показателем». | |
55 | 28.01 | Контрольная работа №4 по теме: «Функции у = хn , у = х-n , у = , их свойства и графики». | |
56 | 29.01 | Глава 4. Прогрессии. 15 уроков. Понятие числовой последовательности. Способы задания последовательности: аналитическое и словесное задание последовательности. | |
57 | 31.01 | Рекуррентное задание последовательности. | |
58 | 04.02 | Свойства числовых последовательностей. Монотонность последовательности. | |
59 | 05.02 | Решение задач по теме: «Числовые последовательности». | |
60 | 07.02 | Арифметическая прогрессия. Основные понятия. | |
61 | 11.02 | Формула общего члена арифметической прогрессии. | |
62 | 12.02 | Формула суммы первых нескольких членов арифметической прогрессии. | |
63 | 14.02 | Характеристическое свойство арифметической прогрессии. | |
64 | 18.02 | Решение задач по теме: «Арифметическая прогрессия». Геометрическая прогрессия. Основные понятия. | |
65 | 19.02 | Формула общего члена геометрической прогрессии. | |
66 | 21.02 | Формула суммы первых нескольких членов геометрической прогрессии. | |
67 | 25.02 | Характеристическое свойство геометрической прогрессии. | |
68 | 26.02 | Решение задач по теме: «Геометрическая прогрессия». | |
69 | 28.02 | Решение задач по теме: «Арифметическая и геометрическая прогрессии». | |
70 | 03.03 | Контрольная работа №5 по теме: «Прогрессии». | |
71 | 04.03 | Глава 5. Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятностей. 12 уроков. Комбинаторные задачи. Примеры решения комбинаторных задач. | |
72 | 06.03 | Правило умножения и дерево вариантов. Перебор вариантов. | |
73 | 10.03 | Перестановки. | |
74 | 11.03 | Статистика – дизайн информации. Группировка информации. Варианты и их кратности. | |
75 | 13.03 | Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Графическое представление информации. | |
76 | 17.03 | Числовые характеристики данных измерения. | |
77 | 18.03 | Понятие и примеры случайных событий. События достоверные, невозможные. Частота события, вероятность. Классическое определение вероятности. | |
78 | 20.03 | Вероятность противоположного события. Вероятность суммы несовместных событий. | |
79 | 03.04 | Равновозможные события и подсчет их вероятности. Решение простейших вероятностных задач. | |
80 | 07.04 | Экспериментальные данные и вероятности событий. | |
81 | 08.04 | Статистическая вероятность событий. Представление о геометрической вероятности. | |
82 | 10.04 | Контрольная работа №6 по теме: «Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности». | |
83 | 14.04 | Итоговое повторение курса алгебры. 21 урока. Итоговое повторение по теме: «Числовые выражения». | |
84 | 15.04 | Упрощение числовых выражений, содержащих корень. | |
85 | 17.04 | Итоговое повторение по теме: «Алгебраические выражения». Числовое значение буквенного выражения. | |
86 | 21.04 | Преобразование буквенных выражений, содержащих корень. | |
87 | 22.04 | Представление зависимости в виде формул. | |
88 | 24.04 | Итоговое повторение по теме: «Уравнение». | |
89 | 28.04 | Примеры решения уравнений высших степеней; методы замены переменной, разложение на множители. | |
90 | 29.04 | Итоговое повторение по теме: «Системы уравнений». | |
91 | 05.05 | Решение текстовых задач арифметическим способом. | |
92 | 06.05 | Задачи на процентное содержание и концентрацию. Сложные проценты. | |
93 | 08.05 | Итоговое повторение по теме: «Неравенства». | |
94 | 12.05 | Решение неравенств методом интервалов. | |
95 | 13.05 | Итоговое повторение по теме: «Системы неравенств». | |
96 | 15.05 | Итоговое повторение по теме: «Функции и графики». | |
97 | 19.05 | Нахождение области определения функции. | |
98 | 20.05 | Итоговое повторение по теме: «Арифметическая прогрессия». | |
99 | 22.05 | Итоговое повторение по теме: «Геометрическая прогрессия». | |
100 | 24.05 | Итоговая контрольная работа. | |
101 | 25.05 | Итоговое повторение . Решение заданий по материалам ОГЭ | |
102 | 25.05 | Итоговое повторение . Решение заданий по материалам ОГЭ |
Список литературы
- Алгебра 9 Часть 1 учебник. А.Г. Мордкович, П.В.Семенов;
- Алгебра 9 Часть 2 задачник. А.Г. Мордкович, Л.А. Александрова, Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, П.В.Семенов;
- Алгебра 9. Самостоятельные работы. Л.А. Александрова;
- Алгебра 9. Контрольные работы. Л.А. Александрова;
- Алгебра 7-9. Тесты. А.Г. Мордкович, Е.Е. Тульчинская;
- Алгебра 7-9. Методическое пособие для учителя. А.Г. Мордкович;
- Поурочное планирование по алгебре. 9 класс. Т.Л. Афанасьева, Л.А. Тапилина;
- Сборник задач по алгебре 7-9. М.В. Ткачева, Р.Г. Газарян;
- Готовимся к олимпиадам по математике. А.В.Фарков.
Интернет ресурсы :
- Министерство образования РФ;
- http://www.drofa.ru — сайт издательства «Дрофа»
- http://www.informika.ru/;
- http://www.ed.gov.ru/ ;
- http://www.edu.ru/
- http://uztest.ru
- http://4ege.ru
- Тестирование online: 5 - 11 классы : http://www.kokch.kts.ru/cdo/
- Новые технологии в образовании: http://edu.secna.ru/main/
- Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/~nauka/
- Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия: http://mega.km.ru
- сайты «Энциклопедий энциклопедий», например:
- http://www.rubricon.ru/ ;
- http://www.encyclopedia.ru/
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по математике, Программы по геометрии для 7–9 классов общеобразовательных школ к учебнику Л.С. Атанасяна и др. (М.: Просвещение, 2018). Данная рабочая программа полностью отражает базовый уровень подготовки школьников по разделам программы. Она конкретизирует содержание тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса. В ходе преподавания геометрии в 7 классе, работы над формированием у учащихся универсальных учебных действий следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями обще учебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
• планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
• решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
• исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
• ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
• проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
• поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
ЦЕЛИ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА.
- Сформировать понятие вектора как направленного отрезка, показать учащимся применение вектора к решению задач.
- Познакомить учащимся с основными алгоритмами решения произвольных треугольников.
- Расширить и систематизировать знания учащихся об окружностях и многоугольниках.
- Познакомить с понятием движения на плоскости: симметриями, параллельным переносом, поворотом.
- Развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и применения этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
ЗАДАЧИ
Образовательные овладение системой знаний и умений, необходимых для
применения в практической деятельности изучения смежных дисциплин, продолжения образования; описания реальны ситуаций на языке геометрии.
- научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками;
- познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач;
- развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач;
- расширить знания учащихся о многоугольниках;
- рассмотреть понятия длины окружности и площади круга для их вычисления;
- познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами;
- дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве.
Развивающие формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясности и точности мысли, критичности мышления, пространственных представлений; приобретения школьниками опыта проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования.
Воспитательные воспитание культуры личности, отношения к геометрии как части общечеловеческой культуры.
Цели и задачи обучения
Обучение математике в основной школе направлено на достижение следующих целей: 1. В направлении личностного развития:
• развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
• формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
• воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
• формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
•развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
2. В метапредметном направлении:
• формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
• развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
• формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
3. В предметном направлении:
• овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для продолжения обучения в старшей школе или иных общеобразовательных учреждениях, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
• создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
На протяжении изучения материала предполагается закрепление и отработка основных умений и навыков, их совершенствование, а также систематизация полученных ранее знаний. Таким образом, решаются следующие задачи:
• введение терминологии и отработка умения ее грамотного использования;
• развитие навыков изображения планиметрических фигур и простейших геометрических конфигураций;
• совершенствование навыков применения свойств геометрических фигур как опоры при решении задач;
• формирование умения доказывать равенство данных треугольников;
• отработка навыков решения простейших задач на построение с помощью циркуля и линейки;
• формирование умения доказывать параллельность прямых с использованием соответствующих признаков, находить равные углы при параллельных прямых, что находит широкое применение в дальнейшем курсе геометрии;
• расширение знаний учащихся о треугольниках.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
У обучающегося сформируется:
- умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
- представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах ее развития, о ее значимости для развития цивилизации;
- креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;
- умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- способность к преодолению стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- качества личности, обеспечивающие социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- качества мышления, необходимые для адаптации в современном обществе;
- интерес и уважение к другим народам России и мира, принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
- уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
- уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
- потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
- позитивная моральная самооценка и моральные чувства – чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении. В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
Обучающийся получит возможность для формирования:
- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
- готовности к самообразованию и самовоспитанию;
- адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- основ прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Метапредметные результаты
• умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
• умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
• умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
• умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
• умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
• понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
• умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов.
- Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
- самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
- планировать пути достижения целей;
Выпускник получит возможность научиться:
- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
- построению жизненных планов во временной перспективе;
- при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
- выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
- основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;
- основам саморегуляции эмоциональных состояний;
- прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи. Ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;
- осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установление родовидовых связей;
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение и выводы;
- создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства. Модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределение функций и ролей участников, взаимодействие и общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; случать партнера; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
- сформированность учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий;
- первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
- видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
- находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме, принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
- понимать и использовать математические средства наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
- понимать сущность алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
- самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
- организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- основам коммуникативной рефлексии;
- использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой
- социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки
- альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
- оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
- осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;
- в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- основам реализации проектно-исследовательской деятельности;
- проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- давать определение понятиям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;
- обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
- основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
- структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;
- работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Выпускник получит возможность научиться:
- основам рефлексивного чтения;
- ставить проблему, аргументировать её актуальность;
- самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
Предметные результаты
предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:
• пользоваться геометрическим языком для описания предметов окружающего мира;
• распознавать геометрические фигуры, различать их взаимное расположение;
• изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию задачи; осуществлять преобразования фигур;
• распознавать на чертежах, моделях и в окружающей обстановке основные пространственные тела, изображать их;
• в простейших случаях строить сечения и развертки пространственных тел;
• проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
• вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов); в том числе: для углов от 0 до 180° определять значения тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них, находить стороны, углы и вычислять площади треугольников, длины ломаных, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур и фигур, составленных из них;
• решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними, применяя дополнительные построения, алгебраический и тригонометрический аппарат, правила симметрии;
• проводить доказательные рассуждения при решении задач, используя известные теоремы, обнаруживая возможности для их использования;
• решать простейшие планиметрические задачи в пространстве.
Обучающийся научится:
- оперировать с начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов:
- решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
- вычислять площади кругов и секторов; длину окружности, длину дуги окружности;
- решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
- решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства).
- вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка;
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
- оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
- находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости сочетательный, переместительный и распределительный законы;
- вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых.
- владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной;
- работать в группах, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире плоские и пространственные геометрические фигуры;
- распознавать развёртки куба, прямоугольного параллелепипеда, правильной пирамиды, цилиндра и конуса;
- определять по линейным размерам развёртки фигуры линейные размеры самой фигуры и наоборот;
- вычислять объём прямоугольного параллелепипеда.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей.
- вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, круга и сектора;
- приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
- овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
- приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
- решать математические задачи и задачи из смежных предметов, выполнять практические расчёты;
- вычислять объёмы пространственных геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
- углубить и развить представления о пространственных геометрических фигурах;
- применять понятие развёртки для выполнения практических расчётов.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ СФОРМИРОВАНЫ У УЧАЩИХСЯ ПО ОКОНЧАНИЮ КУРСА.
- Различать взаимное расположение геометрических фигур;
- Изображать геометрические фигуры; выполнять чертежи по условию;
- Проводить операции над векторами, вычислять длину и координаты вектора, угол между векторами;
- Находить стороны, углы, площади треугольников, дуг окружностей;
- Решать геометрические задачи, опираясь на изученные свойства фигур, используя алгебраический и тригонометрический аппарат, соображения симметрии;
- Уметь использовать геометрические инструменты.
Содержание учебного предмета
1-2. Повторение. (2 ч) Метод координат (10 ч)
Понятие вектора. Равенство векторов. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Координаты вектора. Простейшие задачи в координатах. Уравнения окружности и прямой. Применение векторов и координат при решении задач.
Основная цель — научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками, что важно для применения векторов в физике; познакомить с использованием векторов и метода координат при решении геометрических задач. Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
На примерах показывается, как векторы могут применяться к решению геометрических задач. Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника (16 ч)
Синус, косинус и тангенс угла. Теоремы синусов и косинусов. Решение треугольников. Скалярное произведение векторов и его применение в геометрических задачах.
Основная цель — развить умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Синус и косинус любого угла от 0° до 180° вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника (половина произведения двух сторон на синус угла между ними). Этот аппарат применяется к решению треугольников.
Скалярное произведение векторов вводится как в физике (произведение длин векторов на косинус угла между ними). Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач.
Основное внимание следует уделить выработке прочных навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (16 ч)
Правильные многоугольники. Окружности, описанная около правильного многоугольника и вписанная в него. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга.
Основная цель — расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления В начале темы дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2ге-угольника, если дан правильный п-угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь — к площади круга, ограниченного окружностью.
5.Движения (10 ч)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Осевая и центральная симметрии. Параллельный перенос. Поворот. Наложения и движения.
Основная цель — познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений. Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач. Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Предмет стереометрия. Геометрические тела и поверхности. Многогранники: призма, параллелепипед, пирамида, формулы для вычисления их объёмов. Тела и поверхности вращения: цилиндр, конус, сфера, шар, формулы для вычисления их площадей поверхностей и объёмов.
Основная цель – дать начальное представление о телах и поверхностях в пространстве; познакомить учащихся с основными формулами для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
Рассмотрение простейших многогранников (призма, параллелепипеда, пирамиды), а также тел и поверхностей вращения (цилиндра, конуса, сферы, шара) проводится на основе наглядных представлений, без привлечения аксиом стереометрии. Формулы для вычисления объёмов указанных тел выводятся на основе принципа Кавальери, формулы для вычисления площадей боковых поверхностей цилиндра и конуса получаются с помощью развёрток этих поверхностей, формула площади сферы приводится без обоснования.
6. Об аксиомах геометрии (2 ч.)
Беседа об аксиомах геометрии.
Основная цель – дать более глубокое представление о системе аксиом планиметрии и аксиоматическом методе.
Различные системы аксиом, различные способы введения понятия равенства фигур.
7. Повторение. Решение задач (12ч
Тематическое планирование учебного материала.
Геометрия 9 класс.
№ урока | Дата проведения урока | Содержание (тема урока) | Примечание |
1. | 03.09 | Вводное повторение основного материала курса геометрии 8 класса. | |
2. | 06.09 | Вводное повторение по теме: «Векторы». | |
3. | 10.09 | Глава 1. «Метод координат» 10 уроков. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. | |
4. | 13.09 | Координаты вектора. | |
5. | 17.09 | Связь между координатами вектора и координатами его начала и конца. | |
6. | 20.09 | Простейшие задачи в координатах .Координаты середины отрезка. | |
7. | 24.09 | Простейшие задачи в координатах. Вычисление длины вектора по его координатам. Расстояние между двумя точками. | |
8. | 27.09 | Решение задач методом координат. | |
9. | 01.10 | Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. | |
10. | 04.10 | Уравнение прямой. | |
11. | 08.10 | Решение задач по теме: «Уравнений прямой и окружности». Взаимное расположение двух окружностей. | |
12. | 11.10 | Контрольная работа № 1. «Метод координат». | |
13. | 15.10 | Глава 2. «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов». 16 уроков. Синус, косинус, тангенс и котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. | |
14. | 18.10 | Формулы для вычисления координат точки. | |
15. | 22.10 | Решение задач по теме: «Синус, косинус, тангенс и котангенс угла». | |
16. | 25.10 | Теорема о площади треугольника. | |
17. | 05.11 | Теорема синусов. | |
18. | 08.11 | Теорема косинусов. | |
19. | 12.11 | Решение треугольников. | |
20. | 15.11 | Решение треугольников. | |
21. | 19.11 | Измерительные работы. Измерение высоты предмета. Измерение расстояния до недоступной точки. | |
22. | 22.11 | Обобщающий урок по теме: «Соотношения между сторонами и углами треугольника». | |
23. | 26ю11 | Контрольная работа № 2. «Теорема синусов, теорема косинусов». | |
24. | 29.11 | Угол между векторами. .Скалярное произведение векторов. | |
25. | 03.12 | Скалярное произведение векторов в координатах. .Свойства скалярного произведения векторов. | |
26. | 06.12 | Применение скалярного произведения векторов к решению задач. | |
27. | 10.12 | Решение задач по теме: «Скалярное произведение векторов». | |
28. | 13.12 | Контрольная работа № 3. «Скалярное произведение векторов». | |
29. | 17.12 | Глава 3. «Длина окружности и площадь круга». 16 уроков. Правильные многоугольники. Сумма углов в правильном многоугольнике. | |
30. | 20.12 | Окружность, описанная вокруг правильного многоугольника. | |
31. | 24.12 | Решение задач на описанную окружность. | |
32. | 27.12 | Окружность, вписанная в правильный многоугольник. | |
33. | 14.01 | Решение задач на вписанную окружность. | |
34. | 17.01 | Формулы для вычисления площади правильного многоугольника. | |
35. | 21.01 | Формулы для вычисления стороны правильного многоугольника и радиуса окружности, вписанной в правильный многоугольник. | |
36. | 24.01 | Построение правильных многоугольников. | |
37 | 28.01 | Решение задач по теме: «Правильный многоугольник». | |
38. | 31.01 | Длина окружности, число π. Длина дуги. | |
39. | 04.02 | Решение задач по теме: «Длина окружности». | |
40. | 07.02 | Площадь круга. Площадь кругового сектора. | |
41. | 11.02 | Решение задач по теме: «Площадь круга». | |
42. | 14.02 | Решение задач по теме: «Правильный многоугольник. Длина окружности. Площадь круга». | |
43. | 18.02 | Обобщающий урок по теме: «Длина окружности. Площадь круга». | |
44. | 21.02 | Контрольная работа № 4 по теме: «Длина окружности. Площадь круга». | |
45. | 25.02 | Глава 4. «Движения». 10 уроков. Отображение плоскости на себя. .Понятие движения. | |
46. | 28.02 | Свойства движений. | |
47. | 03.03 | Решение задач по теме: «Понятие движения. Осевая и центральная симметрии». | |
48. | 06.03 | Параллельный перенос. | |
49. | 10.03 | Построение отображения плоскости при параллельном переносе. | |
50. | 13.03 | Поворот. | |
51. | 17.03 | Построение отображения плоскости при повороте на данный угол. | |
52. | 21.03 | Решение задач по теме: «Параллельный перенос. Поворот». | |
53. | 03.04 | Решение задач по теме: «Движения». | |
54. | 07.04 | Контрольная работа № 5 по теме: «Движения». | |
55. | 10.04 | Аксиомы планиметрии. Понятие об аксиоматическом построении геометрии. | |
56. | 14.04 | Понятие о правильных многогранниках. | |
57. | 17.04 | Итоговое повторение по теме: «Начальные геометрические сведения». | |
58. | 21.04 | Итоговое повторение по теме: «Параллельные прямые». | |
59. | 24.04 | Итоговое повторение по теме: «Треугольники». | |
60. | 05.05 | Итоговое повторение по теме: «Подобные треугольники». | |
61. | 08.05 | Итоговое повторение по теме: «Четырехугольники». | |
62. | 12.05 | Итоговое повторение по теме: «Площадь». | |
63. | 15.05 | Итоговое повторение по теме: «Окружность». | |
64. | 19.05 | Итоговое повторение по теме: «Векторы. Метод координат». | |
65. | 22.05 | Итоговое повторение по теме: «Правильные многоугольники». | |
66. | 24.05 | Итоговое повторение по теме: «Длина окружности. Площадь круга». | |
67. | 25.05 | Итоговое повторение по теме: «Движения». | |
68. | 25.05 | Итоговая контрольная работа. |
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации обязательному изучению математики на этапе основного общего образования отводится не менее 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Список литературы
Учебно-методический комплекс:
- Геометрия: учеб, для 7—9 кл. / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, СВ. Кадомцев и др.].— М.: Просвещение, 2008-2011.
- Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 9 класс. - 2-е изд.,перераб. и доп. -
М.: ВАКО, 2007. - (В помощь школьному учителю). - Афанасьева Т.Л., Тапилина Л.А. Поурочные планы по учебнику Л.С.Атанасяна, В.Ф. Бутузова, С.Б. Кадомцева, Э.Г.Позняка, И.И.Юдиной «Геометрия.7-9классы» Волгоград «Учитель»
- Рурукин А.Н. Контрольно – измерительные материалы Геометрия 9 класс. М: ВАКО, 2012
- Белова А.А. Подробный разбор заданий из учебника по геометрии 9 класс (Ответы и решения) М: ВАКО, 2004
6. Атанасян, Л.С. Рабочая тетрадь [Текст]/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов.
М.Просвещение,2005.
7.Атанасян, Л.С. Изучение геометрии в 7-9 кл.: методические рекомендации для учителя [Текст]/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др. –М.: Просвещение,2003.
8.Зив, Б.Г. Дидактические материалы по геометрии для 8 кл. [Текст]/ Б.Г. Зив, В.М. Мейлер.- М.: Просвещение, 2005.
Электронные учебные пособия
- Геометрия,7-9 Атанасян Л.С.,Бубузов В.Ф.. комплект цифровых образовательных ресурсов к учебнику, ЗАО «1С», 2007
- Интерактивная математика. 5-9 класс. Электронное учебное пособие для основной школы. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС»,, 2002.
- Математика. Практикум. 5-11 классы. Электронное учебное издание. М., ООО «Дрофа», ООО «ДОС», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по математики 5-9 классы. Математика 5 класс: И.И.Зубарева, А.
Рабочая программа разработана на один учебный год: в основу программы положены педагогические и дидактические принципы (личностно ориентированные; культурно ориентированные; деятельно...
Рабочая программа по математике в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и на основе примерной основной образовательной программы. 5 класс Математика
Примерная программа по математике предназначена для 5 классов общеобразовательных учреждений. Она составлена на основе проекта Федерального государственного образовательного стандарта общего образован...
Рабочая программа по математике к учебникам "Математика 5" и "Математика 6" С. М. Никольский и другие
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями к рабочей программе, содержит ссылки на дидактические материалы...
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 2000г.
Рабочая программа по математике 9 класс - программа для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник 1) В. В. Воронкова 5 – 9 классы Математика ГИЦ «Владос», 20...
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 5-х классов Разработана на основе примерной рабочей программы ( автор – составитель О.С. Кузнецова ) учителем математики ГБОУ школы № 645 Старковской С.Н
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике....