Интегрированный урок по теме "Математика и литература. Бородино"
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Данную разработка может быть использована студентами физико -математических факультетов педагогических учебных заведений и учителями математики 5 классов. Материал содержит задачи, придуманные обучающимися 5 класса. Тема задач- Бородинское сражение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
matematika_i_literatura._borodino.doc | 47.5 КБ |
matematika_i_literatura.borodino.ppt | 2.83 МБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по литературе и математике
Бородино в цифрах
Цель:
Обучающие: вспомнить вместе с детьми исторические события 1812 года и проанализировать текст Лермонтова «Бородино», посвященный этому событию.
Совершенствовать вычислительные навыки учащихся при решении примеров и задач, связанных с Бородинским сражением.
Развивающие: развивать кругозор учащихся, логическое мышление, пополнять словарный запас, прививать любовь к литературе.
Воспитательные: воспитывать у учащихся такие духовные понятия, как любовь к Родине, к народу.
Оборудование:
-Презентация к уроку.
-Карточки с заданиями.
-Учебник по литературе.
-Тетради по математике.
Выставки книг, репродукций и детских рисунков о Бородинском сражении.
Структура урока.
1.Художественное вступление.
2. Определение эпиграфа к уроку и темы урока.
3. Организационный момент: объяснение правил для команд.
4. История создания стихотворения + вычислительные действия с определением даты написания стихотворения.
5. Анализ стихотворения по строфам, сопровождаемый математическими расчётами.
6. История возникновения Триумфальной арки в Москве + математические вычисления.
7. Итог урока.
Ход урока.
Все отрывки из стихотворения «Бородино» дети рассказывают по желанию, наизусть.
Первый чтец:
- Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
Второй чтец:
— Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!
Учитель: Ребята, сейчас прозвучали слова, которые являются эпиграфом нашего урока.
А вот тему урока вы попробуйте определить самостоятельно
СЛАЙД№1, 2.
На экране появляются три портрета: Наполеона, Лермонтова и Кутузова.
Посмотрите на эти портреты. Назовите этих людей, что общего может быть между ними.
Обратите внимание на предметы, изображённые под портретами (линейка, циркуль, транспортир и разбросанные числа в виде дат 1812, 1814, 1841,..)
СЛАЙД № 3
Учитель. Попытайтесь теперь расшифровать код названия темы, решив примеры:
200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26 24 60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11
100+1/20 от 100 = Д
68:4 =Н
12*1/6 от 12 =В
1200:6 =Б
13 равно 1/3 этого числа=Р
120-1/2 от 120 =Ц
54+15 =И
89-63 =О
11-6 =Ф
20*1/5 от 20 =А
77:1/11 от 77 =Х
Слайд № 4
Бородино в цифрах – так звучит тема нашего урока, урока литературы и математики.
Слайд № 5
Цели урока
- Научиться использовать правила математики для решения задач, связанных с литературно-историческим содержанием
СЛАЙД № 6,7
Попробуйте вспомнить историю создания «Бородино». Когда и почему было написано это произведение?
История создания этого стихотворения очень интересна. Ещё мальчиком Мишель, так называла Лермонтова бабушка, интересовался историей и о Бородинском сражении много читал, общался с очевидцами, ведь сам Лермонтов родился после этого события в 1814 году. Лермонтов затрагивал эту тему и в других своих произведениях, но данное стихотворение является лучшим из всех. Кто может ответить, в каком году было написано «Бородино»?
Слайды 8
Учитель
(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания.
1) В каком году была первая Отечественная война?
2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов?
3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?
Е. В. Литературный критик В. Г. Белинский писал: «Это стихотворение отличается простотою, безыскусственностью, в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в тоже время благороден, силен и полон поэзии».
Давайте же окунёмся в мир поэтического слова. Но прежде чем работать с текстом проведём словарную работу и вспомним значение слов военной терминологии первой четверти 19 века.
СЛАЙД № 9,10,11,12
Редут – Полевое укрепление
Лафет – станок для крепления ствола артиллерийского орудия
Бивак – стоянка войск под открытым небом
Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
Улан и драгун – солдаты кавалерии
Картечь — артиллерийский снаряд для близкого расстояния.
Третий чтец
Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»
- Кто знает, почему русские войска отступали?
Война началась внезапно. Наполеон, покоривший всю Европу, двинул свою армию на Москву 24 июня 1812 года французские войска перебрались через реку Неман и вторглись на территорию России. «Не пройдёт и месяца, как мы будем уже в Москве»- любил повторять Наполеон. Почему так был уверен в победе Наполеон?
Слайд № 13- 14. Каждая группа решает по две задачи. Напечатать 4 карточки по 2 задачи.
1) Пехота — 72000 человек
Кавалерия — в 4 раза меньше, чем
Артиллерия — на 4000 человек меньше, чем
Казаки — в 2 раза меньше, чем
Ратники ополчения — 9000 человек
Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?
2) Пехота — 90 000 человек
Кавалерия — 1/3 пехоты
Артиллерия — девятая часть от пехоты.
Инженерные войска — в 10 раз меньше, чем артиллерия
Какова численность французской армии накануне Бородинского сражения?
СЛАЙД № 15 (редут русских войск)
Четвертый чтец
И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться, где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Как вы понимаете выражение «ушки на макушке»?
Учитель (рассчитать площадь, занимаемую русскими войсками)
- А теперь попробуем определить площадь редута французских и русских войск. Приглашаем 4 человек к доске, решаем следующие 3 задачи:
1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах).
2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск
(выразить в гектарах). Во сколько раз позиции русских больше позиций французов?
3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска? Какую часть составляет 12 км от 110 км ?
4) Французская армия двигается со скоростью 11 км/ч, русская армия, двигаясь навстречу французам со скоростью на 2 км/ч большей, через сколько часов они встретятся, если между ними 12 км.
Два дня велась перестрелка, все ждали основного боя. Найдите в тексте, как ведут себя французы перед решающим сражением и как ведут себя русские.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус…
Тяжело в ученье, легко в бою, — говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова.
Малограмотных солдат обучали по –умному, т. к. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке.
Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте. Шагом марш
СЛАЙД №16 (маршировка )
Физкультминутка.
Сено, солома, сено, солома.
Трусость и лень оставляем дома.
Будем учиться, будем стараться
Сильных врагов нам не стоит бояться
Каждый в душе готовился к кровопролитному бою, и все понимали, что погибнут в этом бою, но враг не пройдёт.
Учитель. (о числе погибших со стороны французских и русских). Решим следующие задачи, где сказано о числе погибших.
СЛАЙД № 9.(бой, где драгуны…) Найдите описание боя.
Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами
Все промелькнули перед нам,
Все побывали тут.
Вам не видать таких сражений!
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой…
Какие средства выразительности использует автор при описании боя.
(сравнения, эпитеты, звукопись, аллитерацию)
Страшно представить, как всё происходило в тот день 6 сентября. Вот как вспоминает этот бой один из очевидцев: «Многие из сражавшихся побросали своё оружие, сцеплялись друг с другом, раздирали друг другу рты, душили один другого в тесных объятиях и вместе падали мёртвыми. Кавалерия скакала по трупам, как по бревенчатой мостовой, втискивая трупы в землю, пропитанную кровью; раскалённые пушки не могли выдержать действие пороха и лопались с треском».
(можно показать Слайды из фильма)
Вот затрещали барабаны и отступили басурманы. (враги)
Тогда считать мы стали раны, товарищей считать.
Дома вы подготовили самостоятельно задачи по данной тематике. Заслушаем их.
СЛАЙД № 17 (Триумфальная арка)
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке.
Учитель (задача про Триумфальную арку)
В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза больше, чем плит с текстами.
Подведение итога урока.
Используя математические знания, мы ещё лучше проанализировали текст и глубже сумели понять чувство гордости и уважения поэта к народу – победителю
Итог урока.
Оценки.
Домашнее задание: придумать задачи о бородинском сражении, красочно оформить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из всех моих сражений самое ужасное то, что я дал под Москвой. Французы показали себя быть достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон Бонапарт
1812, 1814, 1841
Шпаргалка 100+1/20 от 100 = Д 68:4 =Н 12*1/6 от 12 =В 1200:6 =Б 13 равно 1/3 этого числа=Р 120-1/2 от 120 =Ц 54+15 =И 89-63 =О 11-6 =Ф 20*1/5 от 20 =А 77:1/11 от 77 =Х Тема урока : 200 – 26 – 39 – 26 – 105 – 69 – 17 – 26 24 60 – 69 – 5 – 39 – 80 – 11
Лермонтов Михаил Юрьевич (в ночь со 2 на 3(15).10. 1814, Москва (в доме генера-майора Ф.Н. Толя напротив Красных ворот) — 15(27).07.1841, Пятигорск), русский поэт. По материнской линии происходил из богатого дворянского рода Столыпиных. Мать Мария Михайловна Арсеньева (1795—1817). Бабушка поэта Елизавета Алексеевна (по мужу Арсеньева) — родная сестра Д.А. Столыпина, внук которого Председатель кабинета министров П.А. Столыпин приходился троюродным братом Михаилу Юрьевичу Лермонтову. Бородино в цифрах
По отцовской линии род Лермонтовых ведет свое начало от Георга Лермонта (Шотландия). Находясь на службе у польского короля, в 1613 году, при осаде крепости Белой, Георг Лермонт был взят в плен и перешел на сторону русских, сражался в чине офицера в отряде Д. Пожарского и за хорошую службу царю получил грамоту в 1621 году на владение землей в Галическом уезде Костромской губернии. От него и пошли Лермонтовы, уже во втором поколении, принявшие Православие. Поэт Михаил Юрьевич Лермонтов является восьмым коленом от прибывшего в Россию шотландского воина.
Отец поэта — Юрий Петрович Лермонтов (1787—1831), капитан в отставке из небогатых помещиков Тульской губернии. По словам близко знавших его людей, это был замечательный красавец, с доброй и отзывчивой душой, но крайне легкомысленный и несдержанный. Поместье его - Кропотовка, Ефремовского уезда Тульской губернии - находилось по соседству с имением Васильевским, принадлежавшим Елизавете Алексеевне Арсеньевой, урожденной Столыпиной. Красота и столичный манеры Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой, нервную и романтически-настроенную Марию Михайловну. Несмотря на протест своей гордой матери, она вскоре стала женой небогатого "армейского офицера".
Детские годы Михаила, с марта 1815 года, прошли в селе Тарханы Чембарского уезда Пензенской губернии (ныне с. Лермонтово Пензенской области) в имении бабушки Е.А. Арсеньевой. Прекрасная природа, заботливое отношение бабушки, отличное домашнее образование, которое было стандартом в дворянской среде того времени, всё способствовало нравственному и духовному развитию будущего поэта: «Моя душа, я помню с детских лет, // Чудесного искала...»
(Устный счёт) Год написания вы легко вычислите, выполнив эти задания. 1) В каком году была первая Отечественная война? 2) В каком году родился М.Ю. Лермонтов? 3) В каком году написано стихотворение «Бородино», если Лермонтову было 23 года?
Редут
Лафет Картечь
Бивак Кивер
Уланы и драгуны
Пехота — 72000 человек Кавалерия — 1/4 пехоты Артиллерия — на 4000 человек меньше, чем кавалерия Казаки — 1/2 артиллерии Ратники ополчения — 9000 человек Какова численность русской армии накануне Бородинского сражения?
Пехота — 90000 человек Кавалерия — 1/3 пехоты Артиллерия — девятая часть от пехоты Инженерные войска — в 10 раз меньше, чем артиллерия Какова численность французской армии накануне Бородинского сражения?
1) Позиции русских растянулись на 10 км по фронту и на 5 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями русских (выразить в гектарах). 2) Позиции французов растянулись на 6 км по фронту и на 4 км вглубь. Вычислите площадь, занятую позициями французских войск (выразить в гектарах). Во сколько раз позиции русских больше позиций французов? 3) Бородинское поле расположено в 12 км от города Можайска и в 110 км от города Москвы. На сколько км расстояние до Москвы больше, чем до Можайска? 4) Французская армия двигается со скоростью 11 км/ч, русская армия, двигаясь навстречу французам со скоростью на 2 км/ч большей, через сколько часов они встретятся, если между ними 12 км.
Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя быть достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми. Наполеон 5) Французская армия потеряла в Бородинском сражении 35 тысяч человек, а русская армия 45 тысяч. Во сколько раз потери русских больше потерь французов.
Тяжело в ученье, легко в бою, — говорил А. В. Суворов, учитель Кутузова. Малограмотных солдат обучали по –умному, т. к. солдаты не понимали, где право и лево, им приматывали к ногам сено и солому, и тренировали в маршировке. Представьте себя на месте новобранцев. Встаньте .Шагом марш Сено, солома, сено, солома. Трусость и лень оставляем дома. Будем учиться, будем стараться Сильных врагов нам не стоит бояться
Постройка Триумфальных ворот — первого и единственного в Москве памятника арочного типа, сооруженного после войны 1812 г.,— растянулась на пять лет из-за недостатка денежных средств и безразличия со стороны городских властей. Только 20 сентября 1834 г. состоялось открытие этого своеобразного памятника, отражающего военную мощь, славу и величие России, героизм ее воинов-победителей. Бове создал яркий, выразительный образ непокоренной Москвы, восставшей «из пепла и развалин», как говорилось в одной из надписей на арке. Задача про Триумфальную арку В оформление Триумфальной арки входят 8 плит, часть из которых являются барельефами, а на остальных нанесены надписи. Сколько плит каждого вида украшают сооружение, если известно, что барельефов в 3 раза больше, чем плит с текстами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Итоговый тест к интегрированному уроку по МХК и литературе по теме " Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"....
Интегрированный урок по МХК и литературе по теме "Слово о полку Игореве" в литературе, музыке и живописи"
Данная презентация является прекрасным дополнением по изучению этого произведения по курсу "Литература" 9 класс....
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Урок-викторина Интегрированный урок внеклассного чтения по литературе и природоведению по книге В. Бианки «Лесная газета»
Для этого урока-игры выбран сборник рассказов В.В. Бианки «Лесная газета». В.В. Бианки – писатель-натуралист, один из основоположников детской природоведческой литературы. Он в одинаковой степен...
интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"
Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...
Интегрированный урок русского языка и литературы в 11 классе по теме «Входите! Входите, дети!» Роль литературы в будущем самоопределении молодежи (по рассказу М. Гелприна «Свеча горела»)
Тип урока: урок открытия нового знанияФормы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.Используемые технологии:Тренинговые технологии: технология «Дебаты»Технологии на основе эффективн...
Конспект интегрированного урока по истории и литературе "Образ Емельяна Пугачева в истории и литературе"
В школе мы изучаем литературу и историю как отдельные дисциплины, а ведь эти науки очень близки и часто пересекаются. Трудно понять литературного героя, не зная эпохи, в которой он жил. Еще труднее оц...