Открытый урок "Показательные уравнения и неравенства" 11 класс
план-конспект урока по алгебре (11 класс)
Конспект открытого урока в 11ом классе натему "Показательные уравнения и неравенства"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_pokazatelnye_uravneniya_i_neravenstva.docx | 87.3 КБ |
pokazatelnye_uravneniya_i_neravenstva_otkrytyy_urok.ppt | 971.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ Чыраа-Бажынская СОШ
ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ
РЕШЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЬНЫХ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ
Учителя математики: Монгуш С.С.
2016-2017 уч.год
Тема: “Решение показательных уравнений и неравенств”.
Цели урока
Обучающие:
- обобщение знаний и умений учащихся по применению методов решения показательных уравнений ;
- закрепление свойств показательной функции в процессе решения показательных неравенств;
- формирование заинтересованности учащихся в решении нестандартных показательных уравнений и неравенств при подготовке к ЕГЭ.
Развивающие:
- развивать у учащихся умения анализа условия задачи перед выбором способа её решения;
- активизация познавательной деятельности посредством использования компьютерных технологий;
- развитие навыков самоконтроля и самооценки, самоанализа своей деятельности.
Воспитательные:
- формирование умения работать самостоятельно, принимать решения и делать выводы;
- воспитание внимательности, устремленности к самообразованию и самосовершенствованию;
- осознание учащимися социальной, практической и личной значимости учебного материала по изучаемой теме.
Оборудование:
1. Мультимедийная установка. На уроке используется презентация “Решение показательных уравнений, неравенств”:
- при повторении теоретического материала на экране высвечиваются повторяемые определения, график показательной функции;
- при самопроверке на экране появляются эталонные ответы на соответствующие задания.
2. На столах лежат буклеты для организации самостоятельной работы в виде исправления ошибок в решении, карта “Рефлексия”.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Методы и приёмы проведения урока: фронтальный опрос, индивидуальная работа, работа в парах, самостоятельная работа (тест), рефлексия.
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение теоретического материала.
- Устный счет.
- Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ.
- Физкультминутка для глаз.
- Найдите ошибку.
- Решение усложненного задания ЕГЭ.
- Закрепление знаний.
- Домашнее задание.
- Рефлексия.
Эпиграф к уроку: С.Коваль: «Уравнения – это золотой ключ, открывающий все математические сезамы».
I. Организационный момент
С древних времен на Руси, прощаясь и встречаясь, говорили «Будь здоров». Сейчас мы говорим «Здравствуйте», т.е. люди желают здоровья друг другу. Здравствуйте ребята и гости.
Мобилизирующий момент: Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь» Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…»Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
II. Повторение теоретического материала.
Функция y=ax монотонна на R и принимает все положительные значения.
Тогда, согласно теореме о корне, уравнение ax=b имеет единственный корень.
Пусть b=at.
Уравнение примет вид ax =at. из равенства степеней с одинаковыми основаниями получим x=t.
Примеры учащихся.
Решение показательных неравенств основано на свойстве показательной функции: при а>1 функция y=ax возрастает; при 0x - убывает. Примеры учащихся.
III. Устный счет.
IV. Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ.
Приобретать знания - храбрость
Приумножать их – мудрость
А умело применять – великое искусство.
На носу ЕГЭ, поэтому нам надо тщательно к нему подготовиться. На данном этапе урока мы решим разноуровневые задания из ЕГЭ.
Решите уравнение:
1) 45+x=643x
Уравнение решается методом уравнивания оснований
45+X=43*3x
5+x=9x
8x=5
X=0,625
Ответ: х=0,625
2) 53х - 2 53х -1 - 3 53х – 2 = 60,
Уравнение решается методов вынесения общего множителя за скобки
53х (1-2 5 -1 - 3 5– 2 ) = 60,
53х = 60, разделим обе части уравнения на дробь , получаем
53х = 125,
3х =3,
х=1.
Ответ: х=1.
Решите неравенство:
1)
Решение:
Т.к. y=6t – возрастающая, перейдем к равносильному неравенству:
x2+2x>3
x2+2x-3>0
Ответ:
Решить неравенство:
2)
Решение:
V. Физкультминутка для глаз. Следить глазами за появлением показательных функций на экране глазами. Заодно повторить график показательных функций.
VI. Найдите ошибку:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Решите неравенство:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Правильное решение:
,
,
,
,
.
Решите неравенство:
,
Решение:
,
,
,
,
.
Критерии оценивания:
Нахождение всех ошибок и в уравнении и в неравенстве – «5»;
Нахождение ошибок в уравнении или в неравенстве – «4»;
Нахождение ошибки, но не до конца либо уравнении, либо в неравенстве – «3»;
Не нашел ошибки – «2».
VII. Решение более сложного задания ЕГЭ.
VIII. Закрепление знаний. Онлайн тест «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина.
IX. Домашнее задание:
1 уровень.
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение:
а) ; а)
б) 2 х – 1 + 2 х + 2= 36. б) 5 х - 5 х - 2= 600.
№2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства:
а) ; а) ;
б) 4х – 2х 2. б) 9х – 3х 6.
2 уровень.
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение:
а) ; а) ;
б) 3х-1 + 3х+ 3х +1 = 13. б) б) 2х+2 + 2х+3+ 2х +4 = 7.
№2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства:
а) ; а) ;
б) 5х + 51-х 6 . б) 41-х + 4х 5.
3 уровень.
Вариант 1. Вариант 2.
№1 Решите уравнение: №1 Решите уравнение:
а) ; а) ;
б) 6х + 6х +1 = 2х + 2х +1 + 2х +2. б) 3х - 1 + 3х + 3х +1 = 12х-1 + 12х.
№2. Решите неравенства: №2. Решите неравенства:
а) ; а) ;
б) 4х +1 - 136х + 9х+1 б) 25х +0,5 - 710х + 22х+1
Рефлексия урока. Отметить точкой на графике показательной функции уровень своих полученных знаний сегодня на уроке.
Итоги урока. Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока «Решение уравнений - это золотой ключ, открывающий все сезамы». С. Коваль
Мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой золотой ключик. С помощью которого перед вами открывались любые двери.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
На уроке рассматривались показательные уравнения и неравенства, которые можно решить разными способами и которые часто встречаются в заданиях ЕГЭ по математике . Класс, в котором проводился урок, характеризуется неустойчивостью внимания и слабыми знаниями. Отсюда вытекает необходимость в разнообразии видов деятельности и частая их сменяемость.
- Повторение теоретического материала и устный счет направлены на включение в работу всего класса и актуализацию знаний, используемых при решении показательных уравнений. На этапе «Найдите ошибку» урока используется индивидуальная и парная работа, направленная на развитие навыков самоконтроля и взаимоконтроля, внимательности.
- Урок разбивается на две части, примерно равные по объему, которые разделены физкультминуткой для отдыха и смены видов деятельности. В первой части решаются показательные уравнения и неравенства различной сложности из базового уровня ЕГЭ. Во второй части урока усвоенные знания проверяются с помощью задания «Найдите ошибку» и демонстрирования решение более сложного показательного уравнения. Закрепление данного материала производится путем включения онлайн тестирования «Решу ЕГЭ» Дмитрия Гущина.
- На уроке использованы задания стандартного учебника (А. Г. Мордкович «Алгебра и начала анализа 10-11»), И.В. Ященко «ЕГЭ 4000 задач с ответами по математике»,Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова «»Повторение курса в формате ЕГЭ», А.Н. Руруин «Контрольно-измерительные материалы».
- Домашнее задание состоит из трех уровней сложности, направленной на развитие познавательного интереса учащихся и творческого мышления.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показательные уравнения и неравенства Повторение теоретического материала Устный счет Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ Физкульминутка Найдите ошибку Решение задания ЕГЭ из второй части профильного уровня Творческое задание Домашнее задание
Эпиграф к уроку: «Уравнения – это золотой ключ, открывающие все математические сезамы»
Урок я хочу начать притчей “Однажды молодой человек пришел к мудрецу. Каждый день по пять раз я произношу фразу: «Я принимаю радость в мою жизнь» Но радости в моей жизни нет. Мудрец положил перед собой ложку, свечу и кружку и попросил «Назови, что ты выбираешь из них». «Ложку», – ответил юноша. Произнеси это 5 раз.». «Я выбираю ложку», послушно произнес юноша 5 раз.. «Вот видишь, -сказал мудрец, повторяй хоть миллион раз в день, она не станет твоей. Надо…»Что же надо? Надо протянуть руку и взять ложку. Вот и вам сегодня надо взять свои знания и применить их на практике.
2. 1. Пусть Показательные уравнения
Показательные неравенства Решение показательных неравенств часто сводиться к решению неравенств или Эти неравенства решаются с помощью свойства возрастания или убывания показательной функции
Устный счет 6 4 - 3 - 3 - 1 - 1 - 1 0
Решение показательных уравнений и неравенств из ЕГЭ Приобретать знания – храбрость Приумножать их – мудрость А умело применять – великое искусство
Физкульминутка
Найдите ошибку
Правильное решение
Критерии оценивания: Нахождение всех ошибок и в уравнении и в неравенстве – «5»; Нахождение ошибки в уравнении или в неравенстве – «4»; Нахождение ошибки, но не до конца, либо уравнении, либо в неравенстве – «3»; Не нашел ошибки – «2».
Возможная запись решения ученика . Решите уравнение , тогда или или или т.к. , то
Рефлексия Отметить точкой на графике показательной функции уровень своих полученных знаний сегодня на уроке Усвоил на недостаточном уровне Усвоил на среднем уровне Усвоил на хорошем уровне Усвоил на отличном уровне
Спасибо за урок!
Интернет-ресурсы Циркуль: http://www.daviddarling.info/images/compasses.jpg Карандаш: http://www.proshkolu.ru/content/media/pic/std/3000000/2240000/2239093-7acd9447b354cc7e.gif Угольник-транспортир: http://p.alejka.pl/i2/p_new/25/38/duza-ekierka-geometryczna-z-uchwytem-rotring-14-cm_0_b.jpg Фон «тетрадная клетка»: http://radikal.ua/data/upload/49112/4efc3/3bd0a3d6bb.jpg
Автор шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок алгебры в 11 классе. Касательная. Уравнение касательной
урок алгебры в 11 классе по теме: "Касательная. Уравнение касательной"1. Тип урока: Урок изучения нового материала 2. Цели урока: · Уточнить понятие «касательной». · Вывести уравнение касател...
Открытый урок -семинар по теме "Решение тригонометрических уравнений" в 10 классе
Отработать навыки решения тригонометрических уравнений, приводимых к квадратным, и однородных уравнений....
«Решение систем линейных уравнений» в 7 классе,конспект открытого урока
Урок обобщения и систематизации знаний с применением элементов технологии критического мышления....
Открытый урок по математике 5 класс "Уравнение"
Обобщающий урок по теме "Уравнение"...
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
Открытый урок по алгебре 8 класс "Квадратные уравнения".
Работа содержит разработку урока, презенацию к уроку, текст самостоятельной работы планируемой на данном уроке....
Открытый урок "Уравнения и неравенства повторение" 9 класс
урок повторения и закрепления знаний по теме «Уравнения и неравенства»Пройден он в форме игры, которая называется «Математический детектив»....