Урок алгебры по теме "Теорема Виета"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Технологическая карта урока разработана для учащихся 8 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teorema_vieta_.docx43.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока алгебры по теме "Теорема Виета"

Разработатала:   учитель математики МБОУ "Киргинская ООШ" Гаптиева Галина Романовна

Урок:  изучение нового материала

Технология:  исследовательская деятельность

Тема урока: «Теорема Виета»

Цели урока: 

  • обучающая: раскрытие связей между корнями квадратного уравнения и его коэффициентами (теорема Виета); формирование способа конструирования квадратных уравнений по заданным корням (обратная теорема Виета); рассмотреть различные задания на применение теоремы Виета.
  • развивающая: способствовать выработке у школьников умения обобщать изучаемые факты, формулировать выводы;  развивать исследовательские навыки и самостоятельность путем составления ими уравнений;
  • воспитывающая: научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле; формировать навыки сотрудничества.

Оборудование: доска, тетрадь, карточки с кроссвордом для определения темы.

Планируемые результаты

  • Предметные – знать способ решения приведенного квадратного уравнения, знать теорему Виета, уметь решать приведенное квадратное уравнение, уметь применять теорему Виета для решения приведенного квадратного уравнения, уметь сравнивать числа, выбирать наибольшее.
  • Личностные - уметь анализировать, делать выбор, самоконтроль, уметь корректировать свои действия (в случае если в таблице кодов нет такого числа), уметь работать в парах, объективно оценить свои знания
  • Метапредметные – уметь самостоятельно определять цель, уметь работать по алгоритму, работать с символами (запись теоремы Виета на математическом языке).

Структурные единицы урока

время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Совместная деятельность

Что происходит с точки зрения реализации исследовательской деятельности

1.

Организацион-ный момент.

2 мин

Учитель сообщает ученикам, в какой технологии будет построен урок, что на уроке будут выбраны «лучшие теоретики и практики»

2.

Актуализация знаний

10 мин.

Раздает карточки с кроссвордом и предлагает определить тему урока. Помогает ученикам, у которых возникли затруднения.

Совместно с учащимися формируются  цели урока и намечает план работы.

Решают задания, определяют и озвучивают тему урока по ключевому слову кроссворда.

Познакомиться с теоремой Виета.                       Научиться применять данную теорему на практике.                      Воспитывать взаимопонимание и настойчивость для достижения результатов.

Определяется тема урока, намечается план работы.

Повторяют материал, необходимый для работы на уроке.

Создается образ результата исследовательской деятельности, и намечается путь его достижения.

3.

Открытие нового знания

19 мин

Предлагает по вариантам выполнить задание №1. Найти сумму корней и  их произведение, заполнить таблицы.

Помогает ученикам, у кого возникли затруднения.

Проверяет, записывает фамилии 3-ех учеников на доску.

2) Предлагает выполнить задание № 2.

Проверяет, записывает фамилии 3-ех учеников на доску.

Предлагает сформулировать теорему Виета.

Фиксирует фамилия, справившихся учеников.

Задает задание: составить план доказательства теоремы.

Корректирует и помогает.

Предлагает доказать теорему

Проверяет.

По данным, заполненной на доске таблицы, выявляются лучшие теоретики. Оценивает их работу.

Задает вопрос: «Где можно использовать данную теорему?» При затруднении, просит рассмотреть задания после параграфа и сделать вывод.

Прикрепляет на доску, заранее приготовленные на карточках, возможные варианты ответов.

1) Решают приведенное квадратное уравнение по формуле корней, заполняют таблицу, ищут закономерность, делают вывод.

Ученики, закончившие работу первыми, подходят к учителю.

Озвучивают  полученные результаты.

2) Решают неприведенное квадратное уравнение, заполняют таблицу, делают вывод.

Ученики, закончившие работу первыми, подходят к учителю.

Озвучивают  полученные результаты.

Работая в парах, учащиеся письменно формулируют теорему.

 

Обсуждают формулировку, приходят к выводу.

В парах составляется план (письменно), затем выносится на обсуждение.

Письменно доказывают теорему.

Отвечают на вопрос (фронтально)

а)проверка в решении  кв. уравнений;

б)быстрое решение уравнений;

в)составление уравнений по заданным корням;

г)Решение уравнений с параметрами;

д)Разложение на множители, сокращение дробей.

Один из учеников записывает результаты на доске.

Поэтапно делается вывод о сумме и произведении корней квадратного уравнения

Один из учеников записывает результаты на доске.

Один из учеников записывает план доказательства на доске.

Один из учеников доказывает теорему Виета на доске.

Систематизируется теоретический материал.

Идет поиск закономерности.

Формируется умение провести аналогию

Получение предварительного «продукта» (результата) исследовательской деятельности.

Исследуется и оценивается результат деятельности, его практическая значимость.

4.

Закрепление нового материала.

10 мин

Предлагает выбрать и решить самостоятельно задачи, которые понятны.

Собирает тетради.

По результатам самостоятельной работы и выполненного домашнего задания, на следующем уроке будет назван «лучший практик»

Решают в тетрадях по выбору № 960; 965; 968; 970 все (а,б)

Формируются навыки применения теоремы Виета.

Выявляется уровень усвоения темы.

Мотивация к выполнению задания

Мотивирование на продолжение работы по применению полученного продукта.

5.

Рефлексия

2 мин

Просит учащихся ответить на вопрос: «Что нового они сегодня узнали?

Отвечают на вопрос.

6.

Домашнее задание

2 мин

Дает пояснения по д/з

Записывают дом. задание в дневник № 964, 967 – уровень А;  № 971, 972 – уровень В и С.

Приложение

К уроку по теме   «Теорема Виета».

Актуализация знаний. (на парту)

    Задание 1. Разгадать кроссворд.

1

2

3

4

5

6

7

1.Название числа в произведении числа и одной или нескольких переменных.

  1. Равенство, содержащее переменную.
  2. Всякое значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство.
  3. Выражение х2 – 4ас, для квадратного уравнения.
  4. Квадратное уравнение, где один из коэффициентов b или с равен 0 .
  5. Один из способов задания функции.
  6. Словосочетание в алгебре «Математическая …».

      Задача – шарада.

      Выполните задание и узнайте второе слово темы, вписывая буквы, соответствующие ответу в предложенную таблицу:

       

№ задания

1

2

3

4

5

Буква

  1. Чему равен дискриминант квадратного уравнения  х2+ 5х + 6=0
  2. Сколько корней имеет уравнение х2 + 5х + 6 = 0
  3. Найдите сумму корней уравнения х2 + 5х + 6 = 0
  4. Найдите произведение корней уравнения х2 + 5х + 6 = 0
  5. Один из корней уравнения х2 + 5х + с=0 равен 2. Найдите значение с.

Ответы:  

Т

Е

А

В

И

 6

 - 5

 - 14

1

2

Изучение нового материала.

             Задание 2.

1)  решите уравнение 1 вариант:  х2–х–6 = 0;   2 вариант: х2–8х–20=0. Найдите сумму корней и их произведение. Результаты запишите в таблицу:

a

b

c

X1

X2

X1+X2

X1 X2

1 вариант

2 вариант

 Найдите закономерность и сделайте вывод.

             Задание 3.

2) Решите уравнения ( по вариантам) 2 – 9х+10=0;  5х2+12х+7=0

                Найдите сумму корней и их произведение. Результаты запишите в   таблицу:

               

а

b

c

X1

X2

X1+X2

X1. X2

1 вариант

2 вариант

         Найдите закономерность и сделайте вывод.

         Задание 4.  Работая в парах

 1.Сформулируйте теорему.

  1.  Составьте план доказательства.

3. Попытайтесь доказать теорему.

Выбираем «Лучшего теоретика» На доске таблица:

Вывод по таблице 1

Вывод по таблице 2

Формулировка теоремы Виета (письменно)

План доказательства теоремы.

Доказательство теоремы

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

Ученики, первые справившиеся с заданиями, подходят к учителю, а тот проверяет правильность выполнения и заносит их фамилии в таблицу. Затем дети озвучивают свои записи, остальные – слушают и обсуждают.

Фронтально.  Для чего нам может пригодиться данная теорема?

  1. Для проверки корней кв. уравнений:
  2. Для нахождения корней кв. уравнения (без вычисления D;
  3. Для составления уравнения по заданным корням;
  4. Для решения уравнений с параметрами;
  5. Для разложения на множители кв. трехчлена и  сокращения дробей                                                                                          (заготовки ответов учитель крепит на доску)

Закрепление нового материала.

№ 960; 965; 968; 970 все под (а, б)    Выберите и решите самостоятельно те задачи, которые вам понятны.

Сдают тетради. По результатам самостоятельной работы и выполнения домашнего задания выбирают «лучшего практика», поэтому учащиеся еще могут себя проявить.

Подведение итогов.

             Рассмотрение задач на применение  теоремы Виета мы продолжим на следующем уроке

Домашнее задание.

№964; 967 – уровень А.

№ 971, 972 – уровень В и С.

     

Оформление доски:

Дом.

Задание:

Таблица 1

Таблица 2

Теорема

Формули-ровка:

План доказа-тельства:

Виета

Доказа-тельство теоремы:

Т 1

Т 2

Ф

П

Д

Магнит-ная доска:

Ответы к заданиям урока:

1) Кроссворд

1к

о

э

ф

ф

и

ц

и

е

н

т

2у

р

а

в

н

е

н

и

е

3к

о

р

е

н

ь

4д

и

с

к

р

и

м

и

н

а

н

т

5н

е

п

о

л

н

о

е

6ф

о

р

м

у

л

а

7з

а

д

а

ч

а

1.Название числа в произведении числа и одной или нескольких переменных.

  1. Равенство, содержащее переменную.
  2. Всякое значение переменной, при которой уравнение обращается в верное равенство.
  3. Выражение х2 – 4ас, для квадратного уравнения.
  4. Квадратное уравнение, где один из коэффициентов b или с равен 0 .
  5. Один из способов задания функции.
  6. Словосочетание в алгебре «Математическая …».

2)  Задача – шарада.

  1. Чему равен дискриминант квадратного уравнения  х2+ 5х + 6=0   (1)
  2. Сколько корней имеет уравнение х2 + 5х + 6 = 0   (2)
  3. Найдите сумму корней уравнения х2 + 5х + 6 = 0   ( - 5)
  4. Найдите произведение корней уравнения х2 + 5х + 6 = 0  (6)
  5. Один из корней уравнения х2 + 5х + с=0 равен 2. Найдите значение с. (-14)

Ответы:  

Т

Е

А

В

И

 6

 - 5

 - 14

1

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект к уроку алгебры в 8 классе по учебнику Алимов Ш.А. ТЕМА УРОКА «Решение квадратных уравнений. Теорема Виета»

 Информационные технологии на уроках математики.Урок в системе деятельностного подхода обучения. Включает в себя слайдовую презентацию, с помощью которой можно активизировать познавательный интерес уч...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета".

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в МКШ – использование на уроках элементов новых педагогических технологий, активных методов и  форм обучения....

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета».

Урок алгебры в 8 классе. Тема урока: «Теорема Виета». Урок формирования новых знаний. На уроке были созданы ситуации для самоконтроля и самоанализа своей деятельности. Для мотивации дальнейшей учебной...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Урок изучения нового материала по теме "Теорема Виета" - это проблемный урок, когда в ходе выполнения практической работы учащиеся получают ответ на вопрос "Есть ли связь между корнями уравнения и его...

Презентация к уроку алгебры "Теорема Виета". 8 класс

Презентация содержит разноуровневый материал для проведения итогового урока по теме "Теорема Виета"...

Урок алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета"

Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме: "Решение квадратных уравнений. Теорема Виета"....

Конспект и презентация урока алгебры в 8 классе по теме "Теорема Виета" с использованием ЭОР"

Урок изучения нового материала. Цель урока формирование практико-ориентированной компетенции при выводе и доказательстве теоремы Виета. Проблемная ситуация создает мотивацию к учебной деятельнос...