Урок-игра по математике "Шпионы"
материал по алгебре (6 класс)

Урок-игра предназнаена для 5-6 классов. Знакомимся с шифром поворотной решетки и историей математики, в частности математика Гипатии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Державинский лицей» г. Петрозаводск

Учитель математики Шмидт Елизавета Сергеевна

Урок-игра по математике для 5-6 класса

Задачи

  • Познакомиться с наукой криптографией

  • Научиться использовать шифр поворотной решетки

  • Познакомиться с историей первой женщины-математика Гипатии

Шаблоны шифра поворотной решетки прилагаются в отдельном файле для удобства. Саму решетку можно распечатать на цветном картоне и вырезать закрашенные квадратики канцелярским ножом.  

Задания составляются в зависимости от пройденного материала, возможна шифровка заданий в таблицы.

Ход урока

Термин «криптография» греческий, он  означает «секретный шрифт». Эта наука в основном занимается шифрованием текстов и других данных, чтобы предотвратить несанкционированный доступ к ним. Как доказали ученые, тексты начали шифровать уже в третьем тысячелетии до нашей эры. Как в Римской империи, так и в Средневековье, важные сообщения и военные приказы зашифровывались с помощью криптографии.

Юлий Цезарь для своих сообщений использовал очень простую форму криптографии, известную как «шифр сдвига». Каждая буква в его тексте была заменена на третью следующую в алфавите. Таким образом, вместо A писали D. Получатель должен был знать код шифра, чтобы прочитать нужные слова.

Также криптография использовалась и во Вторую мировую войну.

Шифр поворотной решетки

                1                

2


                3

В данном квадрате зашифрована Тема сегодняшнего занятия.

Прикоснемся к истории математики (по часовой стрелке)

с

п

р

р

с

и

и

м

м

с

м

и

к

с

м

м

о

а

с

с

м

т

н

с

е

м

к

ё

м

м

к

а

м

м

т

м

к

с

и

м

я

к

м

к

к

к

м

к

м

ч

и

к

м

с

с

с

с

к

м

т

к

м

к

о

Давайте разгадаем следующий шифр.

 «Сохраняй свое право на размышление, мыслить неправильно лучше чем не думать совсем» - Гипатия

м

с

в

о

ы

о

х

н

о

с

л

н

р

л

у

а

а

р

н

и

ч

а

я

т

з

ш

ь

й

м

е

н

ы

ч

с

ш

е

е

в

л

м

о

и

н

е

ё

р

е

а

д

н

п

в

у

и

р

е

,

и

м

а

л

а

ь

в

с

т

к

ь

с

о

с

с

с

с

с

н

о

с

с

е

в

ц

с

с

с

ц

е

с

И

с

с

м

Т

с

с

А

с

-

Т

с

с

г

ы

с

и

с

с

.

П

с

с

сс

с

с

а

с

с

с

т

с

с

с

с

И

с

с

с

я

Как Вы думаете, о ком мы сегодня поговорим?

Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии

Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350/370 (?) — март 415) —философ, математик, астроном и механик.

Отцом Гипатии был Теон Александрийский, крупный учёный, принадлежащий к Александрийской школе, известный астроном, механик и математик. Мать девочки, к сожалению, умерла при родах.

Младший брат уступал способностям Гипатии. Отец учил  ее астрономии и  механике. Теон гордился своей дочерью.

По воспоминаниям ее  современников, Гипатия  любила геометрию , а ночью наблюдала за небом. Она была наблюдательна и присматривалась к разным мастерам. В будущем, ее наблюдательность позволит Гипатии повторять несложные  инструменты. Также Гипатия сконструировала астролябию и гироскоп.

Изобретениями Гипатии пользовался Коперник при расчётах времени восхода и захода светил.


Гипатия ввела  понятия  гипербола, парабола, эллипс.

Довольно скоро она превзошла и своего отца.
Современники писали, что Гипатия была от природы «талантливее и утонченнее отца» и вскоре – слава Гипатии затмила славу Теона, чему отец только радовался.

В 20 лет Гипатию пригласили преподавать в Алексндрийскую школу. Слухи об образованности Гипатии распространялись по всему миру и люди со всех концов земли хотели стать ее учениками.

Используя шифр поворотной решетки напишите телеграмму Елизавете Сергеевне (64 символа).   Опишите Ваши впечатления и эмоции. На оборотной стороне нарисуйте смайлик Вашего настроения

Хорошего дня и успехов в учебе!



Предварительный просмотр:

Используя шифр поворотной решетки напишите телеграмму Елизавете Сергеевне (64 символа).   Опишите Ваши впечатления и эмоции. На оборотной стороне нарисуйте смайлик Вашего настроения.

Хорошего дня и успехов в учебе!

МОУ «Державинский лицей»

Всезнайка

14.12.2019

Шмидт Елизавета Сергеевна

Для заметок

Шифр поворотной решетки

                1                                                                

2


                3

В данном квадрате зашифрована Тема сегодняшнего занятия.

с

п

р

р

с

и

и

м

м

с

м

и

к

с

м

м

о

а

с

с

м

т

н

с

е

м

к

ё

м

м

к

а

м

м

т

м

к

с

и

м

я

к

м

к

к

к

м

к

м

ч

и

к

м

с

с

с

с

к

м

т

к

м

к

о

Давайте разгадаем следующий шифр.

м

с

в

о

ы

о

х

н

о

с

л

н

р

л

у

а

а

р

н

и

ч

а

я

т

з

ш

ь

й

м

е

н

ы

ч

с

ш

е

е

в

л

м

о

и

н

е

ё

р

е

а

д

н

п

в

у

и

р

е

,

и

м

а

л

а

ь

в

с

т

к

ь

с

о

с

с

с

с

с

н

о

с

с

е

в

ц

с

с

с

ц

е

с

И

с

с

м

Т

с

с

А

с

-

Т

с

с

г

ы

с

и

с

с

.

П

с

с

сс

с

с

а

с

с

с

т

с

с

с

с

И

с

с

с

я

Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии

Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350/370 (?) — март 415) —философ, математик, астроном и механик.

  1. Смекалистый слуга
    Постоялец гостиницы обвинил слугу в краже всех его денег. Смекалистый слуга сказал так: «Это — правда, я украл все, что он имел». Тогда слугу спросили о сумме украденных денег, и он отвечал: «Если к украденной мною сумме прибавить еще 10 рублей, то получится мое годовое жалованье, а если к сумме его денег прибавить 20 рублей, получится вдвое больше моего жалованья».
    Сколько денег имел постоялец и сколько рублей в год получал слуга?

  1. «Сколько лет твоему сыну?» - спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: «Если к возрасту моего сына прибавить столько же да еще половину, то будет 10 лет».
    Сколько же лет сыну?

  1. Сколько раз бьют часы?
    Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течение 12 часов?

  1. Через сколько дней встретятся путники?
    Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

        



Предварительный просмотр:

 

Задачи

  1. Смекалистый слуга
    Постоялец гостиницы обвинил слугу в краже всех его денег. Смекалистый слуга сказал так: «Это — правда, я украл все, что он имел». Тогда слугу спросили о сумме украденных денег, и он отвечал: «Если к украденной мною сумме прибавить еще 10 рублей, то получится мое годовое жалованье, а если к сумме его денег прибавить 20 рублей, получится вдвое больше моего жалованья».
    Сколько денег имел постоялец и сколько рублей в год получал слуга?

Ответ: нисколько

  1. 1. «Сколько лет твоему сыну?» - спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: «Если к возрасту моего сына прибавить столько же да еще половину, то будет 10 лет».
    Сколько же лет сыну?

Ответ 4

  1. 1. Сколько раз бьют часы?
    Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течение 12 часов?

Ответ: 78

  1. 1. Через сколько дней встретятся путники?
    Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?
    Ответ За один день путники сближаются на 70 верст. Поскольку расстояние   между   городами   равно  700   верст,   то   встретятся   они   через

700:70=10 дней.

  1. Коза
    Один человек купил трех коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается : по чему каждая коза пошла?

Ответ; по землецц2

Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии

Женщина-философ – явление экзотическое. Так считали во времена Гипатии, в 300-400 годах нашей эры. Она выросла в семье одного из крупнейших учёных Александрии и превзошла своего отца; преподавала математику, астрономию и философию, была веротерпимой, чем привлекала студентов язычников, иудеев и христиан; выступала доверенным советником городских правителей и вошла в историю как величайший учёный древней Александрии. TED-Ed выпустил видеолекцию о Гипатии, о том, как её обвинили в чародействе и сделали учёного жертвой христианского фанатизма и изуверства.

История философа будоражила и до сих пор волнует умы людей искусства и науки. О ней писали Вольтер и Чарльз Кингсли, её именем назвали лунный кратер и астероид. В 2009 году режиссёр Алехандро Аменабар снял историческую драму «Агора», повествующую о судьбе Гипатии Александрийской. Фильм критиковали за исторические неточности, но многие детали из жизни этой личности до сих пор остаются в области дискуссий.

В городе Александрии в 415 году н. э. епископ и префект находились в состоянии борьбы. Всё началось с разногласий по поводу поведения ополчения монахов, а закончилось обвинением в чародействе, выдвинутом против одной из самых влиятельных фигур в городе.

Гипатия Александрийская была выдающимся математиком, философом и советником правителей города. За прошедшие столетия подробности её жизни стали предметом многочисленных споров и почти обрели мифический статус. Принято считать, что ни одно из собственных сочинений Гипатии не сохранилось, но рассказы современников и студентов о её работе и жизни рисуют картину качеств, которые сделали её известным учёным, любимым учителем и в итоге привели к гибели.

Гипатия родилась примерно в 355 году в Александрии, тогда входившей в состав египетской провинции Преторианской префектуры Востока Римской империи, и славившейся интеллектуальным центром. Её отец Теон Александрийский – греческий математик и астрономом; мать неизвестна. Вероятно, Гипатия была единственным ребёнком в семье, и Теон сам её воспитывал. Повзрослев, она превзошла своего отца как в математике, так и в философии, стала самым выдающимся учёным города и заняла его место во главе школы неоплатонизма Теона-Гипатии, похожей на современный университет. Она усовершенствовала научные инструменты, написала учебники по математике и разработала более эффективный метод деления чисел.

Но, пожалуй, самый значительный вклад в интеллектуальную жизнь Александрии она внесла благодаря своему учению.

Философия, которой обучала Гипатия, основывалась на наследиях Платона и Аристотеля, а также мистического философа Плотина и математика Пифагора. Объединение таких влиятельных идей сформировало школу под названием неоплатонизм. Для неоплатоников математика имела духовный аспект, разделённый между четырьмя ветвями – арифметика, геометрия, астрономия и музыка. Эти предметы изучались не только ради любопытства или практической пользы, но и потому, что они подтверждали веру в то, что числа – священный язык Вселенной. В повторяющихся узорах алгебраических формул и геометрических фигур, орбитах планет и гармонических интервалах музыкальных тонов неоплатоники видели рациональную космическую силу в действии. Студенты углублялись в этот упорядоченный математический мир, чтобы достичь высшего единства с силой, что называют «Единое».

Гипатия считалась язычницей – традиционное римское верование до христианства – она не поклонялась никакому конкретному божеству или божествам, и её идеи могли применяться наряду с несколькими религиозными точками зрения. Иудейские, христианские и языческие студенты приезжали из самых дальних уголков империи, чтобы учиться у неё. Беспартийная среда, которую поддерживала Гипатия, где все студенты могли чувствовать себя комфортно, была особенно замечательной, учитывая религиозные и политические беспорядки, которые разрушали Александрию в то время.

Христианство недавно стало государственной религией империи. Местный архиепископ Кирилл неуклонно наращивал политическую власть, призывая ополчившихся ревностных христианских монахов разрушать языческие храмы и изводить иудейское население. Поступая таким образом, он посягнул на светскую власть римского префекта Ореста, который был умеренным христианином, что привело к ожесточенной общественной вражде между ними.

Поскольку Гипатия считалась мудрой и беспристрастной фигурой, префект Орест обратился к ней за советом, и она рекомендовала действовать честно и сдержанно. Но когда группа монахов спровоцировала бунт, сильно ранив при этом Ореста, он замучил их предводителя до смерти. Кирилл Александрийский и его последователи обвиняли Гипатию, заявив, что она занимается колдовством, чтобы обратить Ореста против христианства. В марте 415 года ополчившиеся монахи архиепископа схватили Гипатию на улице города и жестоко убили, расчленив тело.

Смерть Гипатии стала поворотным моментом в политике Александрии. После её убийства другие философы в греческой и римской традиции бежали, и роль города как образовательного центра уменьшилась. В самом деле, пытливый, открытый и беспристрастный дух, который она продвигала, умер вместе с Гипатией.

«Учить верить суевериям – самое чудовищное дело». (Гипатия Александрийская).
Источник: https://www.myjane.ru/articles/text/?id=19013

Гипа́тия Александри́йская (др.-греч. Ὑπᾰτία ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; (350/370 (?) — март 415) — позднеэллинистический философ-неоплатоник, математик, астроном и механик. Преподавала в Александрии; схоларх школы Теона-Гипатии.



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Всезнайка МОУ «Державинский лицей» 2019 год

Слайд 2

Криптография Шифр поворотной решетки

Слайд 3

Прикоснемся к истории математики

Слайд 4

«Сохраняй свое право на размышление, мыслить неправильно лучше чем не думать совсем» - Гипатия

Слайд 5

Гипатия – история величайшего учёного древней Александрии Гипа́тия Александри́йская ( др.-греч. Ὑπ ᾰτί α ἡ Ἀλεξάνδρεῖα; ( 350 / 370 (?) — март 415 ) — философ , математик , астроном и механик .

Слайд 6

Гипатия любила геометрию, а астрономию считала «вершиной знаний» Ввела понятия гипербола, парабола, эллипс . Около 400 года Гипатию , которой было всего 20 лет, пригласили читать лекции в знаменитую Александрийскую школу

Слайд 7

Смекалистый слуга Постоялец гостиницы обвинил слугу в краже всех его денег. Смекалистый слуга сказал так: «Это — правда, я украл все, что он имел». Тогда слугу спросили о сумме украденных денег, и он отвечал: «Если к украденной мною сумме прибавить еще 10 рублей, то получится мое годовое жалованье, а если к сумме его денег прибавить 20 рублей, получится вдвое больше моего жалованья». Сколько денег имел постоялец и сколько рублей в год получал слуга?

Слайд 8

2. «Сколько лет твоему сыну?» - спросил один человек у своего приятеля. Приятель ответил: «Если к возрасту моего сына прибавить столько же да еще половину, то будет 10 лет». Сколько же лет сыну?

Слайд 9

3. Сколько раз бьют часы? Часы бьют каждый час и отбивают столько ударов, сколько показывает часовая стрелка. Сколько ударов отобьют часы в течение 12 часов?

Слайд 10

Через сколько дней встретятся путники? Идет один человек в другой город и проходит в день по 40 верст, а другой человек идет навстречу ему из другого города и в день проходит по 30 вёрст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся?

Слайд 11

Используя шифр поворотной решетки напишите телеграмму Елизавете Сергеевне (64 символа). Опишите Ваши впечатления и эмоции. На оборотной стороне нарисуйте смайлик Вашего настроения

Слайд 12

Шифр поворотной решетки

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Своя Игра"

Урок-игра "Своя Игра", 10 классЭлемент внеурочного мероприятия, используем на уроках-викторинах....

Урок-игра "Олимпийские игры", 6 класс

Урок на действия с дробями....

Урок - игра "Своя игра: Нервная система и анализаторы"

Урок направлен на повторение и закрепление знаний по темам «Нервная система» и «Анализаторы. Органы чувств».  При обучении классов, в которых биология не является профильной дисциплиной, во...

Играем всерьёз. Урок-игра "Путешествие в страну Русского языка"

Заключительный урок русского языка в 5 классе...

Урок-игра. Размещение предприятий на территории Кубани. интегрированный урок - деловая игра по технологии и экологии в 8 классе

деловая игра,  интегрированный урок .Проводится в групповом в сочетании с индивидуальной деятельностью учащихся. Обобщает знания учащихся полученные на предыдущих уроках технологии, географии.Фор...

Обобщающий урок по теме "Общий обзор природы России" (Урок - игра "Своя игра ") 8 класс

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков по теме....

Урок- игра по истории, 10 класс. Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»

Урок- игра по истории, 10 класс.Повторительно-обобщающий урок истории, 10 класс. Игра «Умники и умницы». Тема «История Отечества с древнейших времен до конца XIX века»...