Технологическая карта урока "Решение систем уравнений второй степени с двумя неизвестными"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Разработка урока "Решение систем уравнений второй степени с двумя неизвестными"
Алгебра 9 кл
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_k_otkrytomu_uroku.docx | 380.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Данные об учителе: Дудаков И.И.
МБОУ «СОШ №42 « г.Симферополя
Должность учитель математики
Предмет: алгебра
Класс: 9
Учебник (УМК, программа): Ю.Н. Макарычев, Р.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова
Алгебра. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2014.
Тема урока: Решение систем уравнений второй степени с двумя неизвестными
Тип урока : изучение нового материала
Оборудование: доска , проектор, листки с самостоятельными работами, шаблоны графика функции у=х2, памятки с алгоритмами решения систем уравнений
Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений обучающихся, для которых проектируется урок:
обучающиеся владеют
• регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
• познавательными УУД:
- выделять и структурировать информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (1 уровень);
• личностные УУД:
- осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы по заданному алгоритму (2 уровень).
У учащихся недостаточно сформированы
• коммуникативные УУД:
- эффективно сотрудничать, осуществляя взаимопомощь и взаимоконтроль.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижения результатов обучения |
Предметные | • понимают и определяют понятия «система уравнений», «решение систем уравнений», «степень уравнения « | 1-2 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение |
• называют все способ решения систем уравнений ( графический) | 2 уровень — узнавание | |
• решают уравнения с двумя неизвестными любым способом | 2 уровень — воспроизведение действий по алгоритму | |
• Находят самый рациональный способ решения систем уравнений с двумя неизвестными | 1 уровень | |
Регулятивные | • совместно с учителем ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном | 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму |
• планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления | 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними | |
Познавательные | • извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов, просмотренной презентации | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля |
• структурируют информации в виде алгоритмов | 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля | |
Коммуникативные | • готовность к обсуждению различных точек зрения и выработке общей позиции • Обмен знаниями между учащимися Планировать учебное сотрудничество с учителем | 1 уровень — выполнение действий по алгоритму под управлением учителя |
Личностные | • развитие эстетических чувств, аккуратности при построении графиков • развитие интеллектуальных способностей, логического мышления в процессе решения задач, • уметь сравнивать, выявлять закономерности, обобщать • уметь работать самостоятельно. | 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм |
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Методы, приёмы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1. Мотивацион но-целевой этап 5 мин | Создать благоприятный психологический настрой на работу | фронтальная | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, создание благоприятного микроклимата Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения, психологическая готовность к уроку | |
2. Актуализация знаний Ориентировочный этап | Актуализация опорных знаний и способов действий. | Демонстрация презентации | Фронтальная и парная | Организация устного счета и повторения основных способов решения систем уравнений второй степени | Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. | Предметные: проводить классификацию способов решения систем уравнений второй степени, Знание методов и алгоритмов решения таких систем уравнений. Владение научной терминологией, ключевыми понятиями Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: самооценка степени усвоения учебного материала. |
3. Поисково-исследовательский этап | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мозговой штурм | фронтальная | 1)Предлагает обучающимся Решить системы уравнений , графики которых сложно начертить (с двузначными коэффициентами) 2) предлагает вспомнить , встречались ли ранее с решением систем | Вспоминают, как можно решить систему уравнений Делают свои предположения | Познавательные: умение осознанно выбирать способы решения Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
4. Практический этап | Самостоятельное решение теста | индивидуальная | Организация и контроль за процессом решения задач. | Выполняют тест | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. | |
5. Рефлексивно оценочный этап (подведение итогов урока) | Дать количественную и качественную оценку работы обучающихся | Подводит итоги работы класса в целом. | Обучающиеся сдают тесты. | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап | Учитель приветствует учащихся Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если вы хотите научиться решать задачи , то решайте их Пойа Слайд 1,2 | Готовятся к уроку, настраиваются |
Актуализация знаний | Предлагает вспомнить такие понятия как: система уравнений, графики функций, решение систем уравнений Учитель : расскажите как решать системы уравнений с двумя неизвестными Давайте проверим наши ответы( показывает слайд3) Вспоминаем основные функции и их графики ( предлагает выполнить самостоятельно задания на листке) Что является графиком уравнения с двумя неизвестными? Давайте снова вспомним алгоритм решения систем уравнений графическим способом ( слай7,8,9). Предлагает решить самостоятельно системы
| Устно отвечают на вопросы учителя Устно отвечают на вопрос учителя Читают и сверяются со свои ответом Выполняют самостоятельно в тетради
Проверяют свои ответы фронтально Парабола, гипербола , прямая и окружность Учащиеся выполняют в рабочих тетрадях Затем обосновывают свой выбор Один из учащихся у доски объясняет свой выбор Учащиеся вспоминают алгоритм , проговаривают, Выполняют задания Учащиеся решают свой вариант. Затем проверяют друг у друга ( парная работа) |
Поисково- исследовательский этап | Посмотрите на эти системы. Давайте попробуем их решить
Какие у вас возникли трудности? Посмотрите на вторую систему, обратите внимание на переменную х. Что вы заметили ? Назовите , что мы знаем про противоположные числа Ну и , отлично! Почему бы нам и не сложить эти 2 уравнения Какое уравнение получили? Решаем его Мы решили систему? Так как же будем искать переменную х? Если идей нет , учитель задаёт наводящие вопросы Вспомните, как называется этот способ решения или придумайте свой Попробуем сформулировать алгоритм для решения системы способом сложения Показывает презентацию, раздаёт памятку | -пытаются решить систему графическим способом Не во всех уравнениях можем выразить переменную у через х Они противоположные Сумма противоположных чисел равна нулю. Один из учащихся выходит к доске и почленно складывает 2 уравнения, остальные в тетрадях (х+2у)+(3у2-х)=-5+45 3у2+2у=40 Квадратное 3у2+2у-40=0 D=121 у1=-4 у2= Нет, только переменную у Учащиеся предлагают свои варианты , выбирают самый с их точки зрения удобный Х==5-2у Решают систему до конца и записывают ответ. Сложения Делают попытки сформулировать алгоритм Читают, запоминают |
Физкульт минутка | Мы устали засиделись. Давайте поиграем в «футбол.» Я вам кидаю мяч , а вы должны выразить переменную через другую. Если не можете, то передайте пас другому
Теперь посмотрим на первую системы Можем ли мы её решить известными на способами? Предлагает найти способы перехода к уравнению с одной переменной Если учащиеся не догадаются, предложить выразить какую-либо переменную через другую Что нужно сделать с другим уравнением? \ Предлагает сформулировать правило решения систем методом подстановки Показывает алгоритм на слайде №12, раздаёт памятки с алгоритмом | Учащиеся выполняют задание стоя Ни графическим, ни методом сложения не сможем решить Выражают переменную х=3-2у Учащиеся полагаясь на собственный опыт, предлагают заменить переменную х выражением 3-2у и решить получившееся уравнение Учащиеся высказывают свои предположения Читаю, стараются запомнить |
Этап рефлексии | Предлагает , пользуясь алгоритмами, решить системы с последующей проверкой
| Учащиеся решают по алгоритмам |
Этап подведения итогов | Предлагает подвести итог урока Какие способы решения систем уравнений узнали? Заполните оценочный лист | Отвечают на вопросы Заполнить оценочный лист |
24.12.2015 Учитель ЛобановаЗ.А
Самоанализ | |||
Этапы урока | Уровень достижения планируемого результата | Возможные риски | Коррекционная работа |
Стадия Вызова | Регулятивные действия -уметь соотносить то, что уже известно и усвоено, и то, что еще неизвестно -Уметь спланировать конечный результат - Познавательные действия- ---Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели- -Выделение наиболее важной информации- Построение логической цепочки вопросов Коммуникативные действия- Включаемость в коллективное обсуждение вопросов -умение поставить вопрос Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия -Воспроизведение (актуализация) знаний об уравнениях, приведение подобных слагаемых, -Определение понятий «система уравнение», «решение системы уравнений |
| 1. Предложить рассмотреть коэффициенты 2. Учитель подробно показывает сложение левых и правых частей уравнения. Вспомнить нужно также упрощение выражений 3. Можно подсказать с помощью наводящих вопросов. |
Стадия Содержания | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения - Волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии Познавательные действия - Поиск и выделение необходимой информации - Выбор способа действия - Умение осознанно строить речевое высказывание в письменной форме Коммуникативные действия - Умение слушать и вступать в диалог - Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Личностные действия - Развитие познавательных интересов, учебных мотивов Предметные действия - Построение нового знания об уравнениях - Анализ информации по теме «Решение уравнений» |
| 1. Еще раз обсудить задание, вспомнить алгоритм и объяснить ещё раз. |
Стадия Рефлексии | Регулятивные действия - Оценка как выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные действия Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме - Выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные действия - Включаемость в коллективное обсуждение вопросов - Постановка вопросов - Умение аргументировать свою точку зрения Личностные действия - Оценка действий человека -Развитие познавательных интересов, учебных мотивов - Предметные действия - Применение знаний об уравнениях при решении практических заданий - Способность использовать полученные знания на практике | 1 думаю, что на этом этапе трудностей быть не должно, так как у всех на столах будут памятки с алгоритмами | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
графическое решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
Разработка урока алгебры в 9 классе с применением ИКТ. частично-поисковым методом...
Некоторые приемы решения систем уравнения второй степени с двумя переменами.
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно, уравнения не только имеют важно...
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
Цель урока: формирование навыков решения систем уравнений второй степени, сознательного выбора способа решения системы, развитие потребности в нахождении рациональных способов решения систем....
Пособие для учащихся «Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»
В данной статье представлен материал, который поможет ученикам расширить знания о решении систем уравнений второй степени с двумя переменными и научиться решать особые виды систем уравнений....
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
пезентация к уроку...
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными».
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»....
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...