Пособие для учащихся «Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»
методическая разработка по алгебре (9 класс) на тему
В данной статье представлен материал, который поможет ученикам расширить знания о решении систем уравнений второй степени с двумя переменными и научиться решать особые виды систем уравнений.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В.К. Кузнецова,
учитель математики ГБОУ «Школа № 329» г. Москва
кандидат педагогических наук
Готовимся к ОГЭ
Пособие для учащихся «Некоторые приемы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»
Известны два основных метода решения систем уравнений с двумя переменными: метод подстановки и метод сложения. Но не всякую систему уравнений можно решить, используя эти методы, существуют некоторые особые виды систем уравнений.
Можно выделить три таких вида систем уравнений и обозначить принципы их решения.
1-й вид. Системы, в которых одно из уравнений представлено в виде
f (x) · g (x) = 0
Принцип решения: переход к совокупности двух систем
2-й вид. Системы, в которых встречается однородное уравнение.
Принцип решения: деление однородного уравнения на одну из переменных в квадрате и решение полученного квадратного уравнения
2-й вид. Симметрические системы уравнений.
Принцип решения: введение новых переменных
Рассмотрим примеры решения выделенных видов систем уравнений:
Пример1. Решить систему уравнений
Решение:
Эту систему можно решить двумя способами:
1) путем преобразований прийти к системе, в которой одно из уравнений представляется в виде: f (x) · g (x) = 0;
2) воспользоваться методом сложения и выразить одну переменную через другую.
Проанализировав условие системы, мы видим, что второй способ в данном случае – более простой.
Умножим первое уравнение системы на –3 и сложим почленно левые и правые части уравнений.
Получим:
11ху – 66 = 0;
ху = 6;
х = .
Подставим полученное выражение в первое уравнение системы.
Получим:
– 18 + 14 = 0;
= 4;
у2 = 9;
у1 = 3 х1 = 2;
у2 = –3 х2 = –2.
Решением исходной системы является пара чисел: (2; 3), (–2; –3).
Ответ: (2; 3), (–2; –3).
Пример 2. Решить систему уравнений
Решение:
Метод замены переменной.
Обозначим буквой t и решим первое уравнение системы относительно новой переменной:
12t2 – 25t + 12 = 0;
D = 625 – 576 = 49;
t1 = ;
t2 = .
Обратная замена:
= или х = | = х = |
Получаем, что исходная система уравнений равносильна совокупности двух систем:
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы: (–4; –3), (4; 3).
Ответ: (–4; –3), (4; 3).
Пример 3. Решить систему уравнений
Решение:
Обозначим: х + у = U
xy = V
Тогда:
х2 + у 2 = (х + у)2 – 2ху = U2 – 2V.
Получим систему:
U2 – 2 · 12 = 25;
U2 = 49;
U1 = 7;
U2= –7.
Значит, исходная система равносильна совокупности двух систем:
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы:
(–3; –4), (–4; –3), (3; 4), (4; 3).
Ответ: (–3; –4), (–4; –3), (3; 4), (4; 3).
Существуют системы уравнений, которые не относятся ни к одному из выделенных видов. Покажем, как они могут быть решены.
Пример 4. Решить систему уравнений
Решение:
Разделим почленно правые и левые части первого уравнения на второе:
= 2 х = 2у.
Значит, исходная система уравнений равносильна следующей системе:
3у2 = 3;
у2 = 1;
у1 = 1 х1 = 2;
у2 = –1 х2 = –2.
Решив полученные системы уравнений, получим решение системы:
(2; 1), (–2; –1).
Ответ: (2; 1), (–2; –1).
Пример 5. Решить систему уравнений
Решение:
Вычтем из второго уравнения первое.
Получим:
4х (х – у) – 4х (х + у) = 32;
4х (х – у – х – у) = 32;
4х · (–2у) = 32;
ху = –4;
у = .
Значит, исходная система уравнений равносильна следующей системе:
Замена:
Пусть х2 = а, тогда получим:
4а2 – 65а + 16 = 0
D = 652 – 16 · 16 = (65 – 16) (65 + 16) = 49 · 81
Обратная замена:
х = ±4, х = ±.
Решив полученные системы уравнений, получим решение исходной системы:
(4; –1), (–4; 1), .
О т в е т: (4; –1), (–4; 1),.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
графическое решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
Разработка урока алгебры в 9 классе с применением ИКТ. частично-поисковым методом...
Некоторые приемы решения систем уравнения второй степени с двумя переменами.
Уравнения в школьном курсе алгебры занимают ведущее место. На их изучение отводится времени больше, чем на любую другую тему. Действительно, уравнения не только имеют важно...
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
Цель урока: формирование навыков решения систем уравнений второй степени, сознательного выбора способа решения системы, развитие потребности в нахождении рациональных способов решения систем....
Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными
пезентация к уроку...
Технологическая карта урока "Решение систем уравнений второй степени с двумя неизвестными"
Разработка урока "Решение систем уравнений второй степени с двумя неизвестными"Алгебра 9 кл...
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными».
Открытый урок алгебры в 9 классе по теме: « Некоторые приёмы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными»....
Технологическая карта урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений"
1. Разработка технологической карты урока алгебры в 9 классе по теме: "Решение систем уравнений второй степени с двумя переменными. Графический способ решения систем уравнений.2. Технологическая ...