Построение графика квадратичной функции, содержащей модуль
статья по алгебре (9 класс)
Рассмотрены всевозможные случаи расположения модуля в квадратичной функции и построение их графиков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafik_kvadratichnoy_funktsii_soderzhashchey_modul.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
График квадратичной функции, содержащей модуль.
Функция, определяемая формулой у=ах²+вх+с, где х и у переменные, а параметры а, в и с – любые действительные числа, причём а≠0, называется квадратичной.
График функции у=ах²+вх+с есть парабола; осью симметрии параболы является прямая . При а>0 «ветви» параболы направлены вверх, при а<0 – вниз.
Чтобы построить график квадратичной функции, нужно:
1) найти координаты вершины параболы и отметить её в координатной плоскости;
2) построить ещё несколько точек, принадлежащих параболе;
3) соединить отмеченные точки плавной линией.
Определение: абсолютной величиной неотрицательного числа называется само это число, абсолютной величиной отрицательного числа называется противоположное ему положительное число.
Свойства: 1 .|a| ≥0, 3 .|a∙b|=|a|∙|b|,
2. |a|²= a², 4. |a/b|=|a|/|b|, b≠0
2. Построение графика квадратичной функции, содержащей переменную под знаком модуля.
На примере функции у= x ^2– 6х +5 рассмотрены всевозможные случаи расположения модуля.
у = |x 2 – 6х +5|
у = | х | 2 – 6х +5
у = х² – 6|х| +5
у = |х|² - 6|х|+5
у = |х² – 6х| +5
у = |х² – 6|х| +5|
у = x 2 -|6х + 5|
|y|= x 2 – 6х +5
Пример 1:Построим график функции у = |x 2 – 6х +5|.
Пользуясь определением модуля, рассмотрим два случая:
1) x 2– 6х +5≥ 0, тогда у= x 2– 6х +5.
Построим данную параболу. Выделим все точки параболы с неотрицательной ординатой.
2) x 2– 6х +5<0, тогда у= -(x 2– 6х +5) или -x 2+ 6х -5>0, y= -x 2+ 6х -5.
Построим график данной функции, и выделим все точки параболы с положительной ординатой. Все выделенные в обоих случаях точки образуют график функции у = |x 2 – 6х +5|.
.
Итак ,можно сделать вывод: чтобы получить график функции у = |x 2 -6х + 5|, нужно часть параболы, расположенной ниже оси Ох, зеркально отобразить относительно оси Ох .
Пример 2:Рассмотрим график функции у = |х|²– 6х +5.
Т. к. |х|²= х², то график функции у =|х|² - 6х +5 совпадет с графиком функции у = х² - 6х +5, не содержащей знак абсолютной величины.
.
Пример 3: Рассмотрим график функции у = х² – 6|х| +5.
Воспользуемся определением модуля числа.
Пусть x≥0, тогда y= х² - 6х +5.
Построим параболу у = х² - 6х +5 и обведём ту её часть, которая соответствует неотрицательным значениям х , т.е. часть, расположенную правее оси Оу.
2)Пусть x<0, тогда y= x² + 6х +5.
В той же координатной плоскости построим параболу у = х² +6х +5 и обведём ту её часть, которая соответствует отрицательным значениям х, т.е. часть, расположенную левее оси Оу. Обведённые части парабол вместе образуют график функции у = х² - 6|х| +5
Итак, можно сделать вывод: для построения графика функции у = х² – 6|х| +5. надо сохранить ту часть графика , точки которой находятся на оси Oy или справа от нее, и симметрично отобразить ее относительно оси Оy.
Пример 4: Рассмотрим график функции у = |х|² - 6|х|+5.
Т.к. |х|²= х², то график функции у = |х|² – 6|х| +5 совпадает с графиком функции у = х² – 6|х| +5, рассмотренном в примере 3.
Пример 5. Построим график функции у = |х² – 6х| +5.
Для этого построим сначала график функции у = х² - 6х. Чтобы получить из него график функции у = |х² - 6х|, нужно часть параболы, расположенную ниже оси х, заменить линией ей симметричной относительно оси х. Т.к. нам
Нужно построить график функции у = |х² - 6х| +5, то график рассмотренной нами функции у = |х² - 6х| нужно просто поднять по оси у на 5 единиц вверх.
Пример 6: Построим график функции у = |х² – 6|х| +5|.
Для этого сначала построим график функции у =х²- 6|х| +5. (см. пример 3).
Т. к. наша функция полностью находится под знаком модуля, то для того, чтобы построить график функции
у = |х² – 6|х| +5|, нужно часть параболы, расположенную ниже оси Ох, заменить линией ей симметричной относительно оси Ох.
Пример 7:Построим график функции у = x 2 -|6х + 5|.
Пользуясь определением модуля, рассмотрим два случая:
6х+5≥0, т.е. х ≥ -5∕6, , тогда функция примет вид у=x² - 6х -5.
Построим параболу и обведем ту часть , где x≥-5∕6,
6х+5<0, т.е. х < -5∕6, тогда функция принимает вид у=x² + 6х +5.
Построим эту параболу и обведем ту её часть, которая расположена левее точки с абсциссой х =-5∕6,
Обведенные в обоих случаях части парабол являются графиком данной функции.
Пример 8. |y|= x 2 – 6х +5
Равенство |y|= x 2 – 6х +5 не задает функции, т. к. при
x 2 – 6х +5 >0 имеем 2 значения y, соответствующих
данному значению x, а при x 2 – 6х +5 <0, ни одного такого
значения. График данного уравнения строится так:
Отбрасываем ту часть графика , которая лежит ниже оси
Ох, а оставшуюся часть симметрично отображаем
относительно оси Ох.
1)Для построения графика функции y = |f(x)| , надо сохранить ту часть графика функции y = f(x), точки которой находятся на оси Ох или выше оси Ох, и симметрично отразить относительно оси Ох ту часть графика функции y = f(x), которая расположена ниже оси Ох.
2) Для построения графика y = f(|x|) надо сохранить ту часть графика функции y = f(|x|), точки которой на оси Оу или справа от неё и симметрично отразить эту часть графика относительно оси Оу.
3) Чтобы построить график функции |y|= x 2 – 6х +5 нужно:
Отбросить ту часть графика , которая лежит ниже оси
Ох, а оставшуюся часть симметрично отобразить
относительно оси Ох
Используемая литература:
1.Математика. Алгебра. Функции. Анализ данных. 9 кл.: М.: Учеб. для общеобразоват. учреждений / Г. В. Дорофеев, С. Б. Суворова, Е. А. Бунимович, Л. В. Кузнецова, С. С. Минаева. 2. Курс высшей математики для техникумов. И. Ф. Суворов, Москва - 1967.
3. Математика. Алгебра и элементарные функции. М. И. Абрамович, М. Т. Стародубцев.
4. А.Г. Мордкович Книга для учителя. Беседы с учителями. Москва – «Оникс 21 век», «Мир и образование», 2005 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по математике "Графики квадратичных функций, содержащих модули"
Презентация по математике "Графики квадратичных функций, содержащих модули", демонстрирует учащимся ход выполнения построений графиков....
Урок по алгебре для 9 класса по теме «Построение графика квадратичной функции, содержащей модуль»
Данный материал представляет собой разработку урока по алгебре с использованием мультимедийного оборудования.Цели урока:1.Исследование расположения графика квадратичной функции в зависимости от модуля...
Построение графика квадратичной функции, содержащей модуль
Урок в 9 классе по алгебре, используя разноуровневую технологию...
Тема: «Построение графиков квадратичной функции, содержащей модуль»
Урок математики...
График квадратичной функции, содержащей модуль
Методическая разработка занятия элективного курса для 9 класса с элементами исследовательской деятельности....
Дидактические материалы для занятий математического кружка "Математика +" 7 класс. Занятие27. Построение графика линейной функции, содержащей знак модуля
Математический кружок- одна из наиболее эффективных форм внеклассных занятий. Для меня, как учителя, важно иметь под рукой пособие, в котором представлены идеи решений и которое позволило бы провести ...
Реализация индивидуального подхода при изучении темы построения графиков квадратичной функции с модулем
в работе предлагается оригинальный дизайн карт-навигаторов при изучении темы построения графиков квадратичной функции с модулем. С помощью такого способа организации учебной деятельности учащийся само...