Простейшие показательные уравнения.
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Конспект урока для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prosteyshie_pokazatelnye_uravneniya._.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по алгебре в 10 классе
Тема урока: «Простейшие показательные уравнения. Уравнения, сводящиеся к простейшим заменой неизвестного».
Методические цели:
1) образовательная: ввести понятие показательное уравнение; формировать умение решать показательные уравнения; формировать умение решать показательные уравнения основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной, отработать навыки решения показательных уравнений основными методами: функционально-графическим, методом уравнивания показателей степеней, методом введения новой переменной;
2) воспитательная: воспитание самостоятельности, творческого подхода к изучению нового материала;
3) развивающая: развитие логического мышления, умение выбирать материал для изучения.
Методическое обоснование темы:
Данная тема изучается в начале первого семестра и является частью темы "Показательные и логарифмические уравнения и неравенства" учебного раздела "Алгебра и начала анализа 10 класс". Реализация ИКТ на уроках позволяет реализовать дифференцированный, личностно-ориентированный подход в обучении. Позволяет сформировать интерес к математике.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, проектор, записи на доске, карточки.
Ход урока:
1. Организационный момент
(Сообщение темы и целей урока)
2. Повторение свойств степени.
Перечислим свойства показателей степени:
Нулевая степень любого числа равна единице.
Далее:
Следствие из данного свойства:
3. Объяснение нового материала.
Показательным уравнением называется уравнение содержащее переменную в показателе, то есть это уравнение вида:
, где f(x) выражение, которое содержит переменную.
Методы решения показательных уравнений
1. В результате преобразований уравнение можно привести к виду:
Тогда применяем свойство:
2. При получении уравнения вида a f(x) = b используется определение логарифма, получим:
3. В результате преобразований можно получить уравнение вида:
Применяется логарифмирование:
Далее применяем свойство логарифма степени:
Выражаем и находим х.
4. Закрепление нового материала.
- Найдите корень уравнения:
41–2х = 64.
Необходимо сделать так, чтобы в левой и правой частях были показательные выражения с одним основанием. 64 мы можем представить как 4 в степени 3. Получим:
41–2х = 43
Основания равны, можем приравнять показатели:
1 – 2х = 3
– 2х = 2
х = – 1
Проверка:
41–2(–1) = 64
41+2 = 64
43 = 64
64 = 64
Ответ: –1
- Найдите корень уравнения 3х–18 = 1/9.
Известно, что
Значит 3х-18 = 3-2
Основания равны, можем приравнять показатели:
х – 18 = – 2
х = 16
Проверка:
316–18 = 1/9
3–2 = 1/9
1/9 = 1/9
Ответ: 16
- Найдите корень уравнения:
Представим дробь 1/64 как одну четвёртую в третьей степени:
Теперь можем приравнять показатели:
2х – 19 = 3
2х = 22
х = 11
Проверка:
Ответ: 11
- «Метод введения новой переменной» (или замены)
Суть этого метода – ввести такую замену переменной, что показательное уравнение преобразится в такое, которое решается гораздо проще. Все что останется после решения этого самого «упрощенного уравнения» — это сделать «обратную замену»: то есть вернуться от замененного к заменяемому.
Пример :
4x + 2x= 12.
Решение:
22x + 2x– 12 = 0
Обозначаем 2x = у.
y2 + y – 12 = 0
y1 = - 4; y2 = 3.
a) 2x = - 4.Уравнение не имеет решений, т.к. 2х> 0.
б) 2x = 3; 2x= 2log23; x = log23.
Ответ: log23.
5. Решение заданий по теме.
Работа по вариантам (задания демонстрируются на экране)
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решите уравнения | |
1) ; 2) ; 3); 4) ; 5) . | 1) ; 2) ; 3) ; 4) ; 5) . |
Решение заданий из учебника.
6.Проверочная работа.
Учащиеся начинают решать задания уровня А, решив их, можно перейти к уровню В. Уровень С не обязательно решать всем учащимся, а только более подготовленным учащимся.
Уровень
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решить уравнение: 1. ; 2. ; 3. . | Решить уравнение: 1. ; 2. ; 3. . |
Вариант 3 | Вариант 4 |
Решить уравнение: 1. ; 2. ; 3. . | Решить уравнение: 1. ; 2. ; 3. . |
Уровень
Вариант 1 | Вариант 2 |
Решить уравнение: 1. ; 2. ; 3. . | Решить уравнение: 1. ; 2. . 3. . |
Вариант 3 | Вариант 4 |
Решить уравнение: 1. ; 2. . 3. . | Решить уравнение: 1. ; 2. . 3. . |
Уровень
Вариант 1 | Вариант 2 |
1. Решить уравнение 2. Решить систему уравнений
| 1. Решить уравнение 2. Решить систему уравнений
|
Вариант 3 | Вариант 4 |
1. Решить уравнение 2. Решить систему уравнений
| 1. Решить уравнение 2. Решить систему уравнений
|
8. Подведение итогов урока. Рефлексия. Выставление оценок.
9. Домашнее задание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема 15. ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ПО ТЕМАМ 9-14: "Показательные уравнения. Показательно-степенные уравнения. Показательные неравенства. Преобразования и вычисления логарифмических выражений. Логарифмические уравнения. Логарифмические неравенства".
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, а также абитуриентов к вступител...
Методы решения простейших показательных уравнений
План конспект урока в 11 классе по теме " Методы решения простейших показательных уравнений"...
конспект урока "Решение показательных уравнений, сводящихся к простейшим заменой"
открытый урок на конкурс учитель года...
Контрольная работа "решение простейших показательных и логарифмических уравнений"
в контрольной работе представлены разноуровневые задания по теме....
Урок по теме: Простейшие показательные уравнения
На данном уроке познакомить с различными методами и приемами решения показательных уравнений....
Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства
Простейшие показательные и логарифмические уравнения и неравенства...
презентация на открытый урок "Простейшие показательные уравнения, методы решения"
Материал поможет познакомить обучающихся с определением показательного уравнения и основными методами и приемами решения показательных уравнений....