Решение текстовых задач с помощью таблицы-памятки(9 класс)
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Разработка для учащихся 9 классов по математике.
как научиться решать текстовые задачи, используя модели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
таблиц-памятка | 34.58 КБ |
prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx | 611.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс творческих разработок учителей, преподавателей математики образовательных организаций ЯНАО: «Инновационные технологии в современной образовательной организации».
Номинация «Педагогическое искусство»
Методическая разработка мастер-класса.
Тема: « Решение текстовых задач с помощью таблицы-памятки»
Актуальность: мы все видим, как снижается интерес учащихся к решению
текстовых задач, немногие дети берутся за задачу №22 на ОГЭ и не в №11, профильный уровень, ЕГЭ. В чем причина, почему так происходит и что делать с этим?
Цель работы: познакомить коллег с данной наработкой, которая, по моему мнению, помогает решить возникшую проблему, пусть не для всех сразу, но для какой-то части учащихся – однозначно;
данное мероприятие поможет организовать дискуссию по предложенной проблеме, поможет нам всем обменяться мнениями, выработать совместными усилиями что-то общее, составить план действий.
Цели занятия с учащимися
- помочь преодолеть негативное отношение учащихся к «сложным» текстовым задачам; (создать ситуацию успеха);
- показать взаимосвязь многих тем физики, химии с математикой, которые помогают описать явления и процессы на языке формул;
-познакомить с таблицей-памяткой, ввести формулу работы через производительность;
- выработать единый алгоритм для решения текстовых задач
Задачи:
- научить учащихся работать с текстом задачи, за словами узнавать явление, тему;
- научить использовать таблицу-памятку при выборе нужных формул и моделей;
- помочь учащимся выработать алгоритм решения текстовой задачи.
Состав участников мероприятия: коллеги - математики школы, учащиеся 9-х классов;
Методы и приемы: фронтальная беседа, групповая работа, работа в парах сменного состава, индивидуальная работа.
Оборудование: интерактивна доска, проектор, персональные компьютеры, раздаточный материал к уроку;
Место проведения: 11 кабинет МБОУ СОШ №4 г. Салехарда
Вступление
Сегодня в современных реалиях, когда в один клик ребенок может найти любую информацию за минуту, очень трудно бывает работать в классе, где дети разного уровня.
Но и здесь есть выход - их самих же организовать, настроить, объяснить, как помочь друг другу.
Как я это делаю. Познакомившись с новым классом, узнаю возможности каждого ребенка, делю их на группы и взаимно дополняющие пары. Меняю их составы от урока к уроку до тех пор, пока не получается «нужная комбинация». Предлагаю более продвинутым быть консультантами и если вначале это 3-5 человек в классе, то со временем их становится все больше, многим хочется побывать в роли консультанта.
При такой работе выигрываю все, дети родители, учителя, школа. Всем уютно, комфортно, обсуждать, узнавать, делиться понятым, объясняют темы, теоремы, решения задач – друг другу, спорить, открывать каждый раз для себя все новое и интересное, увлечься.
Хочу привести пример как мы с учащимися 9 классов учимся решать текстовые задачи по типу вариантов КИМ №22 ОГЭ и №11 ЕГЭ 2018-2019.
В зависимости от уровня детей, каждый раз это разное начало. Одним достаточно сказать читай условие по 3-5 раз, постарайся понять явление, опиши его на математическом языке и 99% - задача решена, а другому надо от самого начала пройти логическую цепь развития от «Витя задумал число к нему прибавить 5, получилось 15» ввести понятие неизвестного, пройти дорогой от элементарных линейных уравнений до дробно-рациональных, через систему уравнений и только тогда, когда есть необходимый потенциал, можно начинать заниматься задачами.
И тут возникает еще одна проблема – дети неплохо знают нужные формулы по теме движение и совсем ничего не знают!? по теме работа, а смеси и сплавы вообще «диковинка» для них.
На помощь приходит физика с химией - тема «Работа» в физике и тема «Растворы, расплавы» в химии (относительная концентрация, массовая доля вещества в растворе, расплаве).
На одном занятии ввожу понятия, разбираем явления, описываем их формулами, вводим математические модели. А затем учимся читать и перечитывать тексты задач, «примеряем», что за явление? какая тема? что сравнивают? что надо найти? Если надо - делаем рисунок, выстраиваем логическую цепочку, опираемся на формулы и выстраиваем алгоритм:
изучение условия (если нужен – выполнение рисунка)→ определение темы задачи → выбор нужных формул (сначала с таблицы-памятки) → написание уравнения или системы уравнений к «явлению» →выражение неизвестной переменной→ решение уравнения
Все - задача решена.
У детей постепенно появляется вкус к решению задач, азарт - они начинают понимать, у них выстраивается определенная система действий. Процесс пошел. Это «цепная реакция». Человек, открывший для себя эту «эврику» - стал другим!
Для того чтобы быстрее происходила классификация и выстраивался нужный алгоритм и была создана совместными усилиями с учащимися, таблица - памятка. В ней отражены и систематизированы все нужные разделы, которые встречаются в текстовых задачах ОГЭ и ЕГЭ и напрямую связаны с понятной для них темой - движение, впитанной в глубоком детстве.
План мероприятия:
1. Организационный момент, представление сторон друг другу;
2. Постановка целей и задач;
3. Основная часть:
А) Постановка проблемы, установка плана ее устранения (на данном занятии и на перспективу)
Б) Знакомство с таблицей- памяткой;
В) Применение таблицы для классификации задач по теме- на первом этапе. Затем определение нужной формулы, модели той или иной формулы на предложенном материале;
Г) Выделение самых проблемных задач с перечня и их совместное решение
Д) Работа на сайте «решу ОГЭ» с индивидуальным вариантом по №22, с самопроверкой решения на этом же ресурсе;
Д) Самостоятельная работа по выбору уровня задачи с взаимной проверкой.
4. Рефлексия:
Узнал ли ты для себя что-то новое?
Что понял?
Что запомнил?
Какой вывод можно сделать из проделанной работы?
Что посоветуешь своему младшему брату, сестренке?
Повлияют ли приобретенные тобой знания, умения, практический опыт, при решении задач, на тебя в целом?
5. Подведение итогов. Обмен таблицей памяткой и списком задач, вызвавших наибольшее затруднение у каждого индивидуально.
Выводы.
Решая текстовые задачи мы -развиваем себя, совершенствуемся.
Продолжить работу в этом направлении.
Обмен мнениями.
Таблица-памятка
Движение S- путь; v-скорость; t- время | Работа А-работа; П-производительность; t- время | Смеси, сплавы, растворы W – концентрация раствора; -масса вещества в растворе или сплаве; – масса всего раствора |
S = v t → t =
→ | A = Пt →П = → t = | ; =+ |
+ ∆v = + | + + | =W |
Иногда S = 1 | Очень часто А = 1 | Вначале переходим от процента к десятичной дроби |
Задачи к уроку
Задача 1.1 Движение
Из А в В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину со скоростью 55 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью на 6 км/ч больше скорости первого. В результате чего прибыл с первым автомобилем в пункт В одновременно. Найдите скорость первого автомобиля.
Изучив досконально условие, поразмыслив:
Выбираем модель
- время в пути и одного и другого автомобиля – ОДИНАКОВО - путь оба автомобиля проехали один и тот же, значит можно взять S=1;
- и только у второго менялась скорость на половине пути ( поэтому вводим коэффициент ½);
- за неизвестную величину возьмем скорость первого автомобиля : V
= → = ; +
получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче
= + , → v(v+6)≠0
решая это дробно- рациональное уравнение по всем правилам, получили традиционно квадратное уравнение:
- 49V – 660 = 0
и как всегда с немаленьким дискриминантом, пугающим учеников: 5041.
Корень квадратный извлекается мы на верном пути. Найдены корни -11 и 60, исключаем посторонний.
Ответ: скорость первого автомобиля 60 км/ч.
Задача 1.2 Работа.
Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?
Выбираем модель
- время накачивания воды в бак сравнивают с временем выкачивания воды из него же, значит, нам подойдет формула: = - наполняем ее
- , где А1 - вода накачанная в бак, А2-выкачанная. П1- производительность насоса л/мин при накачивании, а П2 при выкачивании.
За неизвестное принимаем производительность насоса при накачивании воды в бак.
Получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче
- = 5 → Х (Х+3)≠0
решая это дробно-рациональное уравнение, получаем традиционно квадратное уравнение:
- 6х – 351 = 0
С большим и красивым дискриминантом:7056 корень квадратный извлекается мы на верном пути.
Найдены корни -7.8 и 9 исключаем посторонний
Ответ: в бак за минуту накачивается 9 литров воды.
Задача 1.3 Смеси и растворы.
При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 30%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 60%, получили раствор, содержащий 40% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?
Эта задача необычна т к она «смешанного» типа часть условия дано в конкретных числах, а часть неизвестна и приходится вводить две переменные, при этом решать ОДНО уравнение с двумя переменными, что и вызывает затруднение у детей.
Формула, которая используется в этой задаче, проста и доступна: = w
w- концентрация раствора, m – соответственные массы.
Пусть первый раствор взят массой Х грамм, тогда он содержит 0,3Х грамм чистой кислоты, а второй раствор взят массой У грамм, тогда он содержит 0,6 У грамм чистой кислоты. При смешивании двух этих растворов получится раствор массой (Х + У) грамм, по условию задачи, он содержит 0,4 (Х + У) чистой кислоты→ можно составить уравнение:
0,3Х +0,6 У = 0,4 (Х + У)
0.6У -0.4У = 0.4Х -0.3Х
0,2 У = 0.1Х
Х= 2У значит первый раствора -одна часть, а второго две части.
Ответ: отношение, в котором были взяты растворы 1 : 2
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Движение S - путь; v -скорость; t - время Работа А-работа; П-производительность; t - время Смеси, сплавы, растворы W – концентрация раствора; -масса вещества в растворе или сплаве; – масса всего раствора S = v t → t = → A = П t →П = → t = ; = + + ∆ v = + + + = W Иногда S = 1 Очень часто А = 1 Вначале переходим от процента к десятичной дроби Движение S - путь; v -скорость; t - время Работа А-работа; П-производительность; t - время Очень часто А = 1 Вначале переходим от процента к десятичной дроби
Задача 1.1 Движение Из А в В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину со скоростью 55 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью на 6 км/ч больше скорости первого. В результате чего прибыл с первым автомобилем в пункт В одновременно. Найдите скорость первого автомобиля.
Изучив досконально условие, поразмыслив: Выбираем модель - время в пути и одного и другого автомобиля – ОДИНАКОВО - путь оба автомобиля проехали один и тот же, значит можно взять S =1; - и только у второго менялась скорость на половине пути ( поэтому вводим коэффициент ½); - за неизвестную величину возьмем скорость первого автомобиля : V = → = ; + получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче = + , → v ( v +6)≠0
решая это дробно- рациональное уравнение по всем правилам, получили традиционно квадратное уравнение: - 49 V – 660 = 0 и как всегда с немаленьким дискриминантом, пугающим учеников: 5041. Корень квадратный извлекается мы на верном пути. Найдены корни -11 и 60, исключаем посторонний. Ответ: скорость первого автомобиля 60 км/ч.
Задача 1.2 Работа. Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?
Выбираем модель - время накачивания воды в бак сравнивают с временем выкачивания воды из него же, значит, нам подойдет формула: = - наполняем ее - , где А1 - вода накачанная в бак, А2-выкачанная. П1- производительность насоса л/мин при накачивании, а П2 при выкачивании. За неизвестное принимаем производительность насоса при накачивании воды в бак. Получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче - = 5 → Х (Х+3)≠0
решая это дробно-рациональное уравнение, получаем традиционно квадратное уравнение: - 6х – 351 = 0 С большим и красивым дискриминантом:7056 корень квадратный извлекается мы на верном пути. Найдены корни -7.8 и 9 исключаем посторонний Ответ : в бак за минуту накачивается 9 литров воды.
Задача 1.4 Смеси и растворы . При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 30%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 60%, получили раствор, содержащий 40% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы
Эта задача необычна т к она «смешанного» типа часть условия дано в конкретных числах, а часть неизвестна и приходится вводить две переменные, при этом решать ОДНО уравнение с двумя переменными, что и вызывает затруднение у детей. Формула, которая используется в этой задаче, проста и доступна: = w w - концентрация раствора, m – соответственные массы. Пусть первый раствор взят массой Х грамм, тогда он содержит 0,3Х грамм чистой кислоты, а второй раствор взят массой У грамм, тогда он содержит 0,6 У грамм чистой кислоты. При смешивании двух этих растворов получится раствор массой (Х + У) грамм, по условию задачи, он содержит 0,4 (Х + У) чистой кислоты→ можно составить уравнение:
0,3Х +0,6 У = 0,4 (Х + У) 0.6У -0.4У = 0.4Х -0.3Х 0,2 У = 0.1Х Х= 2У значит первый раствор - одна часть, а второго две части. Ответ: отношение, в котором были взяты растворы 1 : 2
Решаем вместе Первую половину трассы автомобиль проехал со скоростью 55 км/ч, а вторую — со скоростью 70 км/ч. Найдите среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Решаем вместе Имеется два сплава с разным содержанием меди: в первом содержится 60%, а во втором — 45% меди. В каком отношении надо взять первый и второй сплавы, чтобы получить из них новый сплав, содержащий 55% меди?
Самостоятельно решить, выбери нужный вариант 1 вариант(задача на 4) Свежие фрукты содержат 80% воды, а высушенные — 2 0%. Сколько сухих фруктов получится из 200 кг свежих фруктов? 2 вариант(задача на 5) Первый рабочий за час делает на 10 деталей больше, чем второй, и выполняет заказ, состоящий из 60 деталей, на 3 часа быстрее, чем второй рабочий, выполняющий такой же заказ. Сколько деталей в час делает второй рабочий?
Проверь себя Ответы к задачам 1 вариант: 50 кг 2 вариант 10 деталей в час
Оцени сам свою работу на уроке Узнал ли ты для себя что-то новое? Что понял? Что запомнил? Какой вывод можно сделать из проделанной работы? Что посоветуешь своему младшему брату, сестренке? Повлияют ли приобретенные тобой знания, умения, практический опыт, при решении задач, на тебя в целом ?
Успехов в учебе СПАСИБО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики в 6 классе:"Решение текстовых задач с помощью графиков"
Итоговый замысел состоит в том, чтобы показать детям, что применение графиков к решению текстовых задач в одних случаях может почти полностью заменить чисто вычислительные приёмы, а в других - облегчи...
Урок в 5 классе. Решение текстовых задач с помощью составления уравнений.
Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является уроком – закрепления полученных знаний.Подобраны задачи с интересным содержанием....
Решение текстовых задач с помощью умножения и деления 5 класс.
Урок связан с экологическим воспитанием....
Конспект урока "Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений", 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.
Конспект урока по теме «Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений»Обучающие цели: Обеспечить усвоение умения решать алгебраические и геометрические задачи с помощью квадратных...
Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."
Данный учебный модуль разработан в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления» «Космическое путешествие»
Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления»«Космическое путешествие»...
План конспект урока "Решение текстовых задач с помощью умножения и деления" 5 класс
План конспект урока...