Решение текстовых задач с помощью таблицы-памятки(9 класс)
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Клименко Ирина Александровна

Разработка для учащихся 9 классов по математике.

как научиться решать текстовые задачи, используя модели.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл таблиц-памятка34.58 КБ
Файл prezentatsiya_k_zanyatiyu.pptx611.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурс творческих разработок учителей, преподавателей математики образовательных организаций ЯНАО: «Инновационные технологии в современной образовательной организации».

Номинация  «Педагогическое искусство»

Методическая разработка мастер-класса.

Тема: « Решение текстовых задач с помощью таблицы-памятки»

Актуальность: мы все видим, как снижается интерес учащихся к решению

текстовых задач,  немногие дети   берутся за задачу №22 на ОГЭ и не в №11, профильный уровень, ЕГЭ. В чем причина, почему так происходит и  что делать с этим?

        Цель работы:  познакомить коллег  с данной наработкой, которая, по моему мнению, помогает решить возникшую проблему, пусть не для всех сразу, но для какой-то части учащихся – однозначно;

данное мероприятие поможет организовать дискуссию по предложенной проблеме, поможет нам всем обменяться мнениями, выработать совместными усилиями что-то общее, составить план действий.

 

Цели  занятия с учащимися

- помочь преодолеть негативное отношение учащихся к «сложным» текстовым задачам; (создать ситуацию успеха);

 - показать взаимосвязь многих тем физики, химии с математикой, которые  помогают описать явления и процессы на языке формул;

-познакомить с таблицей-памяткой,  ввести формулу работы через производительность;

- выработать единый алгоритм для решения текстовых задач

        Задачи:

- научить учащихся работать с текстом задачи, за  словами узнавать явление, тему;

-  научить использовать таблицу-памятку при выборе  нужных формул и  моделей;

 - помочь учащимся выработать алгоритм решения текстовой задачи.

Состав участников мероприятия: коллеги - математики  школы, учащиеся  9-х  классов;

Методы и приемы: фронтальная беседа,  групповая работа, работа в парах сменного состава, индивидуальная работа.

Оборудование: интерактивна доска,  проектор, персональные компьютеры, раздаточный материал  к уроку;

Место проведения: 11 кабинет  МБОУ СОШ №4 г. Салехарда

Вступление

Сегодня в современных реалиях, когда в один клик ребенок может найти любую информацию за минуту, очень трудно бывает работать в классе, где  дети разного уровня.

 Но и  здесь есть выход - их  самих же организовать, настроить, объяснить, как помочь друг другу.

Как я это делаю. Познакомившись с новым классом, узнаю  возможности каждого ребенка, делю их на группы и взаимно дополняющие пары. Меняю их составы от урока к уроку до тех пор, пока не получается «нужная комбинация». Предлагаю более продвинутым быть консультантами и если вначале это 3-5 человек в классе,  то со временем их становится все больше, многим хочется побывать в роли консультанта.

При такой работе выигрываю все, дети родители, учителя, школа. Всем уютно, комфортно, обсуждать, узнавать, делиться понятым, объясняют темы,  теоремы, решения задач – друг другу, спорить, открывать каждый раз  для себя все новое и интересное, увлечься.

Хочу привести  пример как мы с учащимися 9 классов учимся  решать текстовые задачи  по типу  вариантов КИМ №22 ОГЭ и №11 ЕГЭ 2018-2019.

В зависимости от уровня детей, каждый раз это разное начало. Одним достаточно сказать читай условие по 3-5 раз,  постарайся понять явление, опиши его на математическом языке и 99% - задача решена, а другому  надо от самого начала пройти логическую цепь развития от «Витя задумал число к нему прибавить 5, получилось 15»  ввести понятие неизвестного, пройти дорогой от элементарных линейных уравнений до  дробно-рациональных, через систему уравнений и только тогда,  когда  есть необходимый потенциал, можно начинать заниматься задачами.

И тут возникает еще одна проблема – дети неплохо знают нужные формулы по теме движение и совсем ничего не знают!? по теме работа, а  смеси и сплавы вообще «диковинка» для них.

 На   помощь приходит физика с химией  -  тема «Работа» в физике и   тема  «Растворы, расплавы» в химии (относительная концентрация, массовая доля вещества в растворе, расплаве).

На одном занятии ввожу понятия, разбираем явления, описываем их формулами, вводим математические модели.  А затем учимся читать и перечитывать тексты задач, «примеряем», что за явление? какая тема? что сравнивают? что надо найти? Если надо - делаем рисунок, выстраиваем логическую цепочку, опираемся на формулы и   выстраиваем алгоритм:

изучение условия (если нужен – выполнение рисунка)→ определение темы задачи → выбор нужных формул (сначала с  таблицы-памятки) → написание уравнения или системы уравнений к «явлению» →выражение неизвестной переменной→ решение уравнения

 Все - задача решена.

У детей постепенно появляется вкус к решению задач, азарт - они начинают понимать, у них  выстраивается определенная система действий. Процесс пошел. Это «цепная реакция». Человек, открывший для себя эту  «эврику»  - стал другим!

Для того чтобы быстрее происходила классификация и выстраивался нужный алгоритм и была создана совместными усилиями с учащимися, таблица - памятка. В ней отражены и систематизированы все нужные разделы,  которые встречаются в текстовых задачах ОГЭ и ЕГЭ и  напрямую связаны с понятной для них темой - движение, впитанной в глубоком детстве.

План  мероприятия:

1. Организационный момент, представление сторон друг другу;

2. Постановка целей и задач;

3. Основная часть:

        А) Постановка проблемы, установка плана ее устранения (на данном занятии и на перспективу)

Б) Знакомство с таблицей- памяткой;

В) Применение таблицы для классификации задач по теме- на первом этапе. Затем определение нужной формулы, модели той или иной формулы на предложенном материале;

Г) Выделение самых проблемных задач с перечня и их совместное решение

Д) Работа на сайте «решу ОГЭ» с индивидуальным вариантом по №22, с самопроверкой решения на этом же ресурсе;

Д) Самостоятельная работа по выбору уровня задачи с взаимной проверкой.

4. Рефлексия:

        Узнал ли ты для себя что-то новое?

Что понял?

Что запомнил?

Какой вывод можно сделать из проделанной работы?

Что посоветуешь своему младшему брату, сестренке?

        Повлияют ли приобретенные тобой знания, умения, практический опыт, при решении задач, на тебя в целом?

5. Подведение итогов. Обмен таблицей памяткой и списком задач, вызвавших наибольшее затруднение у каждого индивидуально.

 Выводы.

        Решая текстовые задачи мы -развиваем себя, совершенствуемся.

Продолжить работу в этом направлении.

 Обмен мнениями.

Таблица-памятка

Движение

S- путь;

v-скорость;

t- время

Работа

А-работа;

П-производительность;

t- время

Смеси, сплавы, растворы

W –  концентрация раствора;

  -масса вещества в растворе или сплаве;

 – масса всего раствора

S = v t  →  t =

        

           →  

A = Пt  →П =

            → t =

;

=+

+ 

∆v =  +  

+ 

+ 

=W

Иногда   S = 1

Очень часто

А = 1

Вначале переходим от процента  к десятичной дроби

Задачи к уроку

Задача 1.1 Движение

Из А в В  одновременно выехали  два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину со скоростью 55 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью на 6 км/ч больше скорости первого. В результате чего прибыл с первым автомобилем в пункт В  одновременно. Найдите скорость первого автомобиля.

Изучив досконально условие, поразмыслив:

Выбираем модель

- время в пути и одного и другого автомобиля – ОДИНАКОВО      - путь оба автомобиля проехали один и тот же,  значит  можно взять S=1;

- и только у второго менялась скорость на половине пути ( поэтому вводим коэффициент ½);

- за неизвестную величину возьмем скорость первого автомобиля : V

  =    →     = ; +    

получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче

        = +  ,   →  v(v+6)≠0

 решая это дробно- рациональное уравнение по всем правилам, получили  традиционно квадратное уравнение:

 -  49V – 660 = 0  

и как всегда с немаленьким дискриминантом, пугающим учеников: 5041.

 Корень  квадратный извлекается  мы на верном пути. Найдены корни  -11 и 60, исключаем посторонний.

 Ответ: скорость первого автомобиля 60 км/ч.

Задача 1.2 Работа.

Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?

Выбираем модель

- время  накачивания воды в бак сравнивают с временем выкачивания воды из него же, значит, нам подойдет формула:   =  -  наполняем ее

-  , где А1  - вода накачанная в бак, А2-выкачанная. П1- производительность насоса л/мин при накачивании, а П2 при выкачивании.

 За неизвестное принимаем производительность насоса  при накачивании воды в бак.

Получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче

-    = 5   →   Х (Х+3)≠0

решая это дробно-рациональное уравнение, получаем  традиционно квадратное уравнение:

 -  6х – 351 = 0  

С большим и  красивым  дискриминантом:7056 корень  квадратный извлекается  мы на верном пути.

Найдены корни  -7.8 и 9  исключаем посторонний

 Ответ: в бак за минуту накачивается  9 литров воды.

Задача 1.3 Смеси и растворы.

При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 30%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 60%, получили раствор, содержащий 40% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы?

Эта задача необычна  т к она «смешанного» типа часть условия дано в  конкретных числах, а часть неизвестна и приходится вводить две переменные, при этом решать ОДНО уравнение с двумя переменными, что и вызывает затруднение у детей.

Формула, которая используется  в этой задаче, проста и доступна: = w

w- концентрация раствора, m – соответственные массы.

Пусть первый раствор взят массой Х  грамм, тогда он содержит 0,3Х грамм чистой кислоты, а второй раствор взят массой  У грамм, тогда он содержит  0,6 У грамм чистой кислоты. При смешивании двух этих растворов получится раствор массой (Х + У) грамм, по условию задачи, он содержит 0,4 (Х + У) чистой кислоты→ можно составить уравнение:

 0,3Х +0,6 У = 0,4 (Х + У)

0.6У -0.4У = 0.4Х -0.3Х

0,2 У = 0.1Х

Х= 2У значит первый раствора -одна часть, а второго две части.

Ответ: отношение, в котором были взяты растворы 1 : 2


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Таблица-памятка Формулы-помощницы , работа с моделями

Слайд 2

Движение S - путь; v -скорость; t - время Работа А-работа; П-производительность; t - время Смеси, сплавы, растворы W – концентрация раствора; -масса вещества в растворе или сплаве; – масса всего раствора S = v t → t = → A = П t →П = → t = ; = + + ∆ v = + + + = W Иногда S = 1 Очень часто А = 1 Вначале переходим от процента к десятичной дроби Движение S - путь; v -скорость; t - время Работа А-работа; П-производительность; t - время Очень часто А = 1 Вначале переходим от процента к десятичной дроби

Слайд 3

Задача 1.1 Движение Из А в В одновременно выехали два автомобиля. Первый проехал с постоянной скоростью весь путь. Второй проехал первую половину со скоростью 55 км/ч, а вторую половину пути проехал со скоростью на 6 км/ч больше скорости первого. В результате чего прибыл с первым автомобилем в пункт В одновременно. Найдите скорость первого автомобиля.

Слайд 4

Изучив досконально условие, поразмыслив: Выбираем модель - время в пути и одного и другого автомобиля – ОДИНАКОВО - путь оба автомобиля проехали один и тот же, значит можно взять S =1; - и только у второго менялась скорость на половине пути ( поэтому вводим коэффициент ½); - за неизвестную величину возьмем скорость первого автомобиля : V = → = ; + получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче = + , → v ( v +6)≠0

Слайд 5

решая это дробно- рациональное уравнение по всем правилам, получили традиционно квадратное уравнение: - 49 V – 660 = 0 и как всегда с немаленьким дискриминантом, пугающим учеников: 5041. Корень квадратный извлекается мы на верном пути. Найдены корни -11 и 60, исключаем посторонний. Ответ: скорость первого автомобиля 60 км/ч.

Слайд 6

Задача 1.2 Работа. Чтобы накачать в бак 117 л воды, требуется на 5 минут больше времени, чем на то, чтобы выкачать из него 96 л воды. За одну минуту можно выкачать на 3 л воды больше, чем накачать. Сколько литров воды накачивается в бак за минуту?

Слайд 7

Выбираем модель - время накачивания воды в бак сравнивают с временем выкачивания воды из него же, значит, нам подойдет формула: = - наполняем ее - , где А1 - вода накачанная в бак, А2-выкачанная. П1- производительность насоса л/мин при накачивании, а П2 при выкачивании. За неизвестное принимаем производительность насоса при накачивании воды в бак. Получаем итоговое уравнение, описывающее явление в данной задаче - = 5 → Х (Х+3)≠0

Слайд 8

решая это дробно-рациональное уравнение, получаем традиционно квадратное уравнение: - 6х – 351 = 0 С большим и красивым дискриминантом:7056 корень квадратный извлекается мы на верном пути. Найдены корни -7.8 и 9 исключаем посторонний Ответ : в бак за минуту накачивается 9 литров воды.

Слайд 9

Задача 1.4 Смеси и растворы . При смешивании первого раствора кислоты, концентрация которого 30%, и второго раствора этой же кислоты, концентрация которого 60%, получили раствор, содержащий 40% кислоты. В каком отношении были взяты первый и второй растворы

Слайд 10

Эта задача необычна т к она «смешанного» типа часть условия дано в конкретных числах, а часть неизвестна и приходится вводить две переменные, при этом решать ОДНО уравнение с двумя переменными, что и вызывает затруднение у детей. Формула, которая используется в этой задаче, проста и доступна: = w w - концентрация раствора, m – соответственные массы. Пусть первый раствор взят массой Х грамм, тогда он содержит 0,3Х грамм чистой кислоты, а вто­рой раствор взят массой У грамм, тогда он содержит 0,6 У грамм чистой кислоты. При смешива­нии двух этих растворов получит­ся раствор массой (Х + У) грамм, по условию задачи, он содержит 0,4 (Х + У) чистой кислоты→ можно составить уравнение:

Слайд 11

0,3Х +0,6 У = 0,4 (Х + У) 0.6У -0.4У = 0.4Х -0.3Х 0,2 У = 0.1Х Х= 2У значит первый раствор - одна часть, а второго две части. Ответ: отношение, в котором были взяты растворы 1 : 2

Слайд 12

Решаем вместе Первую по­ло­ви­ну трас­сы ав­то­мо­биль про­ехал со ско­ро­стью 55 км/ч, а вто­рую — со ско­ро­стью 70 км/ч. Най­ди­те сред­нюю ско­рость ав­то­мо­би­ля на про­тя­же­нии всего пути.

Слайд 13

Решаем вместе Име­ет­ся два спла­ва с раз­ным со­дер­жа­ни­ем меди: в пер­вом со­дер­жит­ся 60%, а во вто­ром — 45% меди. В каком от­но­ше­нии надо взять пер­вый и вто­рой спла­вы, чтобы по­лу­чить из них новый сплав, со­дер­жа­щий 55% меди?

Слайд 14

Самостоятельно решить, выбери нужный вариант 1 вариант(задача на 4) Све­жие фрук­ты со­дер­жат 80% воды, а вы­су­шен­ные — 2 0%. Сколь­ко сухих фрук­тов по­лу­чит­ся из 200 кг све­жих фрук­тов? 2 вариант(задача на 5) Пер­вый ра­бо­чий за час де­ла­ет на 10 де­та­лей боль­ше, чем вто­рой, и вы­пол­ня­ет заказ, со­сто­я­щий из 60 де­та­лей, на 3 часа быст­рее, чем вто­рой ра­бо­чий, вы­пол­ня­ю­щий такой же заказ. Сколь­ко де­та­лей в час де­ла­ет вто­рой ра­бо­чий?

Слайд 15

Проверь себя Ответы к задачам 1 вариант: 50 кг 2 вариант 10 деталей в час

Слайд 16

Оцени сам свою работу на уроке Узнал ли ты для себя что-то новое? Что понял? Что запомнил? Какой вывод можно сделать из проделанной работы? Что посоветуешь своему младшему брату, сестренке? Повлияют ли приобретенные тобой знания, умения, практический опыт, при решении задач, на тебя в целом ?

Слайд 17

Успехов в учебе СПАСИБО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики в 6 классе:"Решение текстовых задач с помощью графиков"

Итоговый замысел состоит в том, чтобы показать детям, что применение графиков к решению текстовых задач в одних случаях может почти полностью заменить чисто вычислительные приёмы, а в других - облегчи...

Урок в 5 классе. Решение текстовых задач с помощью составления уравнений.

Урок проводится после изучения темы «Решение текстовых задач уравнением» и является   уроком – закрепления полученных знаний.Подобраны задачи с интересным содержанием....

Решение текстовых задач с помощью умножения и деления 5 класс.

Урок  связан с экологическим воспитанием....

Конспект урока "Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений", 8 класс, Алимов Ш.А., Колягин Ю.М.

Конспект урока по теме «Решение текстовых задач с помощью квадратных уравнений»Обучающие цели: Обеспечить усвоение умения решать алгебраические и геометрические задачи с помощью квадратных...

Учебный модуль по теме " Уравнение. Решение уравнений.Решение текстовых задач с помощью уравнений."

Данный учебный модуль разработан   в рамках персонализированного обучения .Модуль расчитан на 12 часов. Содержитз адания для прохождения уровней  цели 2.0,,3.0 и 4.0.В модуле представле...

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления» «Космическое путешествие»

Конспект урока математики в 5 классе по теме: «Решение текстовых задач с помощью умножения и деления»«Космическое путешествие»...