Рабочая программа ликвидации пробелов ЗУН учащихся по математике
рабочая программа по алгебре
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_s_neuspevayushchimmi.docx | 56.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
ликвидации пробелов ЗУН учащихся по математике
Ступень обучения(класс) основное общее образование , 5-9 классы
Общее количество часов по плану 35
Количество часов в неделю –1
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по математике, разработанному министерством образования РФ.
Программа составлена на основании: «Федеральный компонент
государственного стандарта начального, среднего, общего образования»
Программа по ликвидации пробелов ЗУН учащихся.
Содержание
1. Общие положения.
Настоящая программа разработана на основании Закона об образовании.
Программа проходит процедуру экспертизы и утверждается на педагогическом совете школы, общешкольном родительском комитете.
2. Цели: своевременная
2.1Ликвидация и предупреждение имеющихся у учащихся пробелов в знаниях
и умениях по курсу математики
2.2. Обеспечение выполнения Закона об образовании.
2.3. Повышение уровня обученности и качество обучения отдельных учеников и школы в целом.
3. Задачи:
1) Создать условия для успешного усвоения учебных программ обучающимися.
2) Выбрать те педагогические технологии для организации учебного процесса, которые позволят повысить мотивацию у слабоуспевающих учеников.
3) Изучить особенности слабоуспевающих обучающихся, причины их отставания в учебе и слабой мотивации.
4) Формировать ответственное отношение обучающихся к учебному труду.
5) Сохранять и укреплять здоровье учеников.
4. Основные направления и виды деятельности:
- Выявление возможных причин низкой успеваемости и качества ЗУН учащихся.
- Принятие комплексных мер, направленных на повышение успеваемости учащихся и качества ЗУН учащихся через: внеурочную деятельность, работы с родителями, работы учителя предметника на уроке, воспитательной работы в школе.
5. Ожидаемые результаты:
Ученики 5 класса хорошо знали таблицу умножения;
Формирование ответственного отношения учащихся к учебному труду
- Создание благоприятных условий для развития интеллектуальных способностей учащихся, личностного роста слабоуспевающих и неуспевающих детей.
- Внедрение новых образовательных технологий, , которые помогут слабоуспевающим усвоить программу.
- Предоставление возможности для участия слабоуспевающих и неуспевающих школьников в творческих конкурсах, выставках и других мероприятиях.
Пояснительная записка
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. Чтобы найти средство для преодоления неуспеваемости, надо знать причины, порождающие ее. Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние. К внешним причинам можно отнести: 1) Социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы.
2) Несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и другие.К внутренним причинам неуспеваемости на сегодняшний день можно отнести: 1)Дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
2) Отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
3) Проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Сегодня в школах достаточно много учеников имеющих проблемы с обучением. Преодоление неуспеваемости встаёт важнейшей задачей школы.
Отставание — это невыполнение требований (или одного из них), которое имеет место на одном из промежуточных этапов внутри того отрезка учебного процесса, который служит временной рампой для определения успеваемости. Слово «отставание» обозначает и процесс накапливания невыполнении требований.
Неуспеваемость и отставание взаимосвязаны.. Многообразные отставания, если они не преодолены, разрастаются, переплетаются друг с другом, образуют, в конечном счете, неуспеваемость. Задача состоит в том, чтобы не допустить переплетения отдельных отставании устранить их. Это и есть предупреждение неуспеваемости.
5 План работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися
|
| |
Мероприятия | Срок | |
1. Проведение контрольного среза знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала предыдущих лет обучения. Цель: определение фактического уровня знаний детей; выявление в знаниях учеников пробелов, которые требуют быстрой ликвидации |
Сентябрь | |
2. Установление причин неуспеваемости учащихся через встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем и обязательно с самим ребенком | Сентябрь Использование диагностических методик ( см приложение) | |
3. Составление индивидуального плана работы по ликвидации пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть | Сентябрь, далее корректировать по мере необходимости | |
4. Использование дифференцированного подхода при организации самостоятельной работы на уроке. Включение посильных индивидуальных заданий. Создание ситуаций успеха на уроках. | В течение учебного года | |
5. Ведение тематического учета знаний слабоуспевающих учащихся класса | В течение учебного года | |
6. Организация индивидуальной работы со слабым учеником учителями-предметниками | В течение учебного года | |
7. Работа с родителями неуспевающих учащихся: индивидуальная беседа, проведение родительского собрания с приглашением всех учителей предметников. Цель: Определение уровня взаимодействия учителя предметника с классным руководителем, родителями учащихся в решении задач по успешности обучения детей. | В течение учебного года , по необходимости | |
8.Контроль за посещаемостью слабоуспевающих учащихся индивидуально-групповых, консультативных занятий. Цель: Изучить систему работы учителя предметника с неуспевающими на уроке. | В соответствии с планом ВШК.
| |
9.Контроль за ведением слабоуспевающими учащимися тетрадей, дневников .Работа с тетрадями и дневниками данных учащихся учителей, классного руководителя 10. Наблюдение за работой учителя на дополнительных занятиях. Цель: Как привлекаются неуспевающие к внеурочной деятельности, отношение отстающих ребят к занятиям по предмету. | В течение каждой четверти
В течение года. По мере необходимости | |
6. Программа деятельности учителя со слабоуспевающими
6.1. Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
6.2. Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
6.3. Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить ( количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
6.4. Комментировать оценку ученика (необходимо отмечать недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем)
6.5. Учитель должен ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль за ЗУН.
6.6. Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультацию.
.
7. Выявление причин неуспеваемости.
В практической работе учителей целью является установление причин неуспеваемости. В первую очередь обычно бросаются в глаза такие обстоятельства, как пропуски уроков, невыполнение домашних заданий, невнимательность ученика на уроке. Причины тут могут быть самые различные: и болезнь ученика, и его недисциплинированность, и слабохарактерность, и плохие бытовые условия, и его конфликты с учителями и товарищами
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
Таблица 1.
Причины и характер проявления неуспеваемости | |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
| Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
8. Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся. Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
Формирование положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы (табл. 2) Таблица 2
Этапы формирования положительного отношения к учению | |||
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
9. Оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).
Таблица 3
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником
|
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления
|
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
10. Профилактика неуспеваемости
Таблица 4
Профилактика неуспеваемости | |
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах |
| и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
11. Требования к учителю, работающему с проблемными детьми
- создавай в классе благоприятный психологический климат
- не раздражайся, будь терпелив и настойчив
- требуя, учитывай реальные возможности ученика
- каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы
- учитывай зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку
- учи посильным приемам регуляции поведения
- диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность –залог успешного обучения
12. Методические рекомендации для учителей по предупреждению и преодолению неуспеваемости учащихся.
I половина дня | |
При опросе | Создаётся ли атмосфера доброжелательности в классе? Разрешается ли уч-ся перед ответом у доски пользоваться пособиями? Дается ли план ответа, разрешается ли пользоваться планом, составленным дома? Концентрируется ли внимание на главных вопросах темы? Обращается ли внимание на типичные ошибки уч-ся? Подбадривается ли уч-ся при ответе создаётся ли ситуация успеха? |
При объяснении нового материала | Доступен ли темп изложения для слабоуспевающих уч-ся? Акцентируется ли внимание на главных моментах новой темы? Выясняет ли учитель степень понимания материала слабоуспевающими уч-ся, стимулирует ли внимание уч-ся вопросами? Используются ли средства возбуждающие интерес к теме, ТСО, наглядность, сравнения… Вовлекаются ли уч-ся в беседу? |
В ходе упражнений | Удачно ли подбираются упражнения для самостоятельной работы? Оказывается ли оперативная помощь слабоуспевающим уч-ся в ходе самостоятельной работы? Учитывается ли темп работы уч-ся? Приучаются ли ученики осуществлять самоконтроль в ходе самостоятельной работы? |
При выдаче д/з | Насколько оптимален объём д/з? Скоординировано ли домашнее задание с другими учителями (уроками)? Включает ли д/з работу над ошибками? Осуществляет ли учитель инструктаж о заполнении д/з, предупреждает ли о возможных затруднениях? Подбираются ли индивидуальные задания для слабоуспевающих учеников? |
II половина дня | |
|
Диагностика уровня знаний является необходимым этапом в работе для преодоления неуспеваемости. Учителю необходимо подготовить материалы, учебные пособия, которые позволят выявить уровень знаний учащихся. Этому может способствовать проведение обобщающего теста или проверочная работа по всему материалу.
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Требования к уровню подготовки учащихся |
1. | Умножение натуральных чисел в пределах 100 | 2 | Знать таблицу умножения. Уметь выполнять арифметические действия: умножение и деление натуральных чисел с использованием таблицы умножения |
2. | Уравнения | 2 | Уметь решать уравнения, зная правила нахождения компонентов арифметических действий |
3. | Решение текстовых задач | 3 | Уметь решать текстовые задачи с помощью таблиц, схем, с помощью уравнений |
4. | Тригонометрические функции | 2 | Уметь строить графики тригонометрических функций, находить значения синуса, косинуса, тангенса по величине угла |
5. | Дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. | 2 | Знать правила сложения и вычитания дробей. Уметь складывать и вычитать дроби с одинаковыми и разными знаменателями. |
6. | Умножение и деление обыкновенных дробей. | 2 | Знать правила умножения и деления обыкновенных дробей. Уметь умножать и делить дроби. |
7. | Десятичные дроби. Действия с дробями. | 2 | Знать правила умножения и деления десятичных дробей. Уметь умножать и делить дроби. |
8. | Формулы. Единицы измерения площади. | 1 | Уметь применять формулы при решении задач. Уметь выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот. |
9 | Сложение и вычитание, умножение и деление отрицательных и положительных чисел. | 3 | Знать правила действий чисел с разными, одинаковыми знаками. Уметь складывать, умножать, делить числа отрицательные и положительные. |
10 | Квадратные уравнения | 2 | Знать формулы нахождения корней квадратного уравнения. Уметь решать квадратные уравнения. |
11 | Система уравнений. | 2 | Знать способы решения систем уравнений. Уметь решать систему уравнений разными способами. |
12 | Система неравенств. | 2 | Знать способы решения систем неравенств. Уметь решать систему неравенств разными способами |
13. | Треугольники Признаки равенства треугольников | 2 | Знать признаки равенства треугольников. Уметь доказывать признаки и решать задачи на применение этих признаков. |
14. | Подобные треугольники. | 2 | Знать признаки подобия треугольников. Уметь решать задачи на применение признаков. |
15. | Многоугольники | 2 | Знать формулы нахождения площадей многоугольников. Уметь находить площади многоугольников с помощью формул. |
16. | Окружность | 2 | Уметь находить центральные и вписанные углы по отношению дуг окружности, решать геометрические задачи |
17 | Векторы. | 2 | Знать законы сложения, правило треугольника, правило параллелограмма, формулу нахождения расстояния . Уметь решать геометрические задачи , пользуясь формулами. |
Список слабоуспевающих по математике.
Работа с неуспевающими учащимися
- Ф.И.О. ученика ______________________________________________
2. Класс _____________________________________________________ 3. По каким предметам не успевает ______________________________
4. Поведение ученика __________________________________________ 5. Причины, которые привели к плохой успеваемости ___________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником __________________________________ 7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика __
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
Памятка по оказанию дифференцированной помощи учащимся со слабым развитием мыслительной деятельности Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики. Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение"Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Упражнение "Пересказ по кругу"
Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.
Памятка
по оказанию дифференцированной помощи учащимся, не желающим учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
"Пиктограмма, или Пляшущие человечки"
Учащимся предлагается для запоминания перечень слов и словосочетаний. После показа слова или словосочетания учащийся рисует на бумаге любое изображение, которое поможет ему воспроизвести предъявляемый материал. Каждое изображение обозначается номером, соответствующим порядку предъявления слов и словосочетаний. Написание отдельных букв и слов не допускается. Слова зачитываются с интервалом не более 30 с. Выбор изображения для запоминания ограничивается по времени.
Пример набора слов и словосочетаний:
- Веселый праздник
- Тяжелая работа
- Развитие
- Вкусный ужин
- Смелый поступок
- Болезнь
- Счастье
- Разлука
- Дружба
- Темная ночь
- Печаль.
Воспроизведение учащимися словесного материала осуществляется спустя 30–40 мин. Учащемуся предъявляются его рисунки с просьбой вспомнить соответствующие слова и словосочетания.
При оценке результатов подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Изучение отношения учащихся к учебным предметам
Дорогой ученик! Заполни, пожалуйста, таблицу. Напротив записанного учебного предмета укажи причину, почему изучение этого предмета для тебя необходимо (I часть таблицы) или интересно (II часть таблицы). Заполнять таблицу нужно, используя предложенные варианты ответов.
I. Необходимые предметы
II. Интересные предметы
I. Варианты ответов на вопрос “Необходимые предметы”:
- Знание этого предмета необходимо для развития экономики страны.
- Эта наука бурно развивается в настоящее время и играет большую роль в жизни общества.
- Этот предмет пригодится для поступления в колледж, вуз, он будет необходим в будущей профессии.
- Этот предмет формирует полезные умения, которые пригодятся в жизни.
- Этот предмет учит разбираться в жизни.
- Этот предмет считают значимым мои родители.
- Этот предмет развивает интеллект, расширяет кругозор.
- Этот предмет будет в итоговом тестировании.
II. Варианты ответов на вопрос “Интересные предметы”:
- Интересно узнавать о новых фактах, удивительных событиях.
- Интересно узнавать о жизни людей и их деятельности.
- Интересно выяснять причины событий.
- Интересно слушать объяснения учителя по этому предмету.
- Интересно на уроках и дома решать задачи, выполнять упражнения, практические работы, заполнять таблицы, карты, схемы.
- Интересно самому находить дополнительные сведения, готовить сообщения, выступать с ними перед классом.
- Интересно находить объяснение явлению, ставить проблему и разрешать ее, проводить исследование.
- Интересно, так как учитель преподает необычно и этим привлекает учеников.
- Интересно, так как этот предмет дается мне легко.
10. Этот предмет связан с другими предметами, которые входят в круг моих интересов. 11. Интересно, так как по этому предмету легко получить отметку. 12. Интересно, потому что этот предмет мобилизует волю и заставляет сосредоточенно мыслить.
Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение доминирующих мотивов учения
Дорогой ученик! Для работы по преодолению неуспешности в обучении учителю необходимо знать наиболее и наименее осознаваемые мотивы твоего обучения.
Поставь, пожалуйста, напротив наименования мотива указанный балл.
- Понимаю, что ученик должен учиться хорошо
- Хочу закончить школу и учиться дальше
- Понимаю, что знания мне нужны для будущего
- Хочу быть культурным и развитым человеком
- Хочу получать хорошие отметки
- Хочу получать одобрение родителей
- Хочу, чтобы класс был хорошего мнения обо мне
- Хочу быть лучшим учеником в классе
- Хочу, чтобы мои ответы на уроках были всегда лучше всех
- Хочу занять достойное место среди лучших в классе
11.Мне нравится учиться
12. Люблю узнавать новое
13. Нравятся необычные и нестандартные уроки учителей
14. Мне нравится преодолевать трудности в учебной деятельности
15. Люблю уроки, на которых можно рассуждать
16. Люблю, когда учитель оценивает справедливо мои учебные успехи
Мотивы обучения:
- мотив долга и ответственности – № 1;
- мотивы самоопределения и самосовершенствования – № 2–4;
- мотивы собственного благополучия – № 5–7;
- мотивы престижности – № 8–10;
- мотивы содержания учебной деятельности – № 11–13;
- мотивы отношения к процессу учения – № 14–16.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Определение мотивации к предметам
Дорогой ученик! Отметь, пожалуйста, в таблице мотив к изучению преподаваемых
в школе предметов. Предмет
- Информатика
- Экология
- Физкультура
- Русский язык
- Русская литература
- Чувашский язык
- Чувашская литература
- Английский язык
- Биология
- Физика
- Химия
- ОБЖ
- Экономика
- Обществознание
- Математика
- География
- История
- Мотивы:
- Интересное содержание предмета
- Интересное преподавание
- Предмет имеет практическое значение
- Уважаю учителя
- Хотел бы получать дополнительные знания
Приложение 4
АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
«Определение школьной успешности ученика»
( с точки зрения ученика и учителя).
1. Степень работоспособности на уроке: ( подчеркните нужную цифру).
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2. Внимание на уроке: постоянно высокое, переменно высокое, часто отвлекается
не может сконцентрировать внимание.
3.Задания на уроке выполняет: в полном объеме, по желанию, когда задания интересные,
когда задания легкие, когда задания понятные, когда задания оригинальные и требуют творческого подхода, частично, изредка.
4.Внимательно слушает объяснения учителя.
5 Задает интересные вопросы.
6 В письменных и устных текстах высказывает оригинальные суждения.
7 С удовольствием выполняет творческие задания.
8 Посещает предметный факультатив
10.. Понимает предмет: глубоко, поверхностно, частично, плохо.
11. В микрогрупповой работе: играет роль лидера, пассивен, активно участвует в обсуждениях
12. С удовольствием: отвечает у доски, выполняет творческие задания. Выполняет письменные работы.
13. Считает, что знает предмет: глубоко, нормально, недостаточно.
14. Нравится получать по предмету высокие отметки.
15. Переживает , если учитель недоволен моими школьными успехами.
16. Нуждаюсь, в специальной помощи учителя, поскольку не успеваю за темпом изучения материала.
17. Я могу выполнить задания: любой сложности, достаточно сложные, задания средней сложности, просты задания.
18. Я люблю решать учебные задания и выполнять их: Самостоятельно, с помощью родителей, с помощью учителя, совместно с ребятами из класса.
19. Поведение на уроках: дисциплинирован, редкие нарушения дисциплины. Ученику доставляет удовольствие выводить учителя из равновесия, ученик ведет себя вызывающе, грубит на уроках.
20.С удовольствием помогает учителю в качестве ассистента. Помощника.
21. Любит советоваться с учителем по разным жизненным и проблемным вопросам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план работы по ликвидации пробелов знаний учащихся при подготовке к ЕНТ.
Примерный план по работе с учащимися для приодаления пробелов знаний по биологии....
Рабочая программа по индивидуально-групповым занятиям по математике для учащихся 5 класса
Данный курс посвящен отработке навыков, полученных на уроке, а также некоторому углублению тем математики, изучаемых в курсе 5 класса общеобразовательной школы....
Рабочая программа учебного курса для учащихся 11 класса «Практикум по математике»
Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (12 часов); «Уравнения, неравенства, системы» (22 часа); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная» (...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 7 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 5-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 7 "б" класс (счет, арифметика)...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по математике для учащихся 8 классов коррекционных школ VIII вида (по программе 6-го класса)
Рабочая программа и КТП по математике 8 кл (счет, арифметика, геометрия)...
Программа ликвидации пробелов по английскому языку
Тест для внутришкольного тестирования...
Рабочая программа "Ликвидация пробелов знаний по математике"
Главный смысл деятельности учителя естественно-математического цикла состоит в том, чтобы создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних си...