Рабочая программа учебного курса для учащихся 11 класса «Практикум по математике»
рабочая программа по алгебре (11 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
retsenziya_i_rab._pr._g.z.11kl.docx | 32.65 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЦЕНЗИЯ
На программу учебного курса для учащихся 11 класса «Практикум по математике», разработанную учителем математики МБОУ СОШ №14 администрации муници-пального образования Тимашевский район Федорчук Светланой Николаевной
В пояснительной записке программы практикума сформулированы цели и задачи, обоснованна актуальность и регулярность проводимых занятий по темам. Так же выделены умения учащихся, которые необходимо сформировать к концу прохождения всего курса по указанной теме.
Содержание курса в программе разбито на семь основных блоков: «Вычисления и преобразования» (12 часов); «Уравнения, неравенства, системы» (22 часа); «Таблицы и графики» (4 часа); «Производная» (8 часов); «Первообразная и ее применение» (3 часа); «Элементы теории вероятностей и математической статистики» (4 часа); «Геометрические задачи» (15 часов).
Календарно-тематические планирования по программе ориентировано на подготовку учащихся по темам за курс математики основной (полной) школы, по которым недостаточно отводиться времени в выпускных классах, или не предусмотрено вообще.
Включение данных тем в содержание разработанного курса позволяет успешно подготовить учащихся выпускного класса к итоговой аттестации. В учебно-тематическом плане разумно и обоснованно произведено распределение учебных часов по темам. Составленный календарно-тематический план занятий демонстрирует владение автором не только темами изучения, но и особенностями методики подачи самого учебного материала. Содержание занятий отражает решение актуальных вопросов методики подготовки к заданиям ЕГЭ, согласно новой демоверсии (2013-14 гг.) . Попеременное изучение тем курса алгебры и геометрии, согласно программным темам позволяет учителю своевременно обращаться к практикоориентированным заданиям на основе теоретических знаний по каждой пройденной теме, что способствует подготовке учащихся к решению задач как базового уровня, так и повышенного уровня сложности ЕГЭ.
Список рекомендуемой литературы содержит как специальную литературу по теме, так и сборники по подготовке к вступительным и выпускным экзаменам.
Данная программа практикума может быть использована учителями школ района в проведении элективных, учебных курсов при подготовке к итоговой аттестации.
Руководитель МО учителей математики
Пояснительная записка
Материалы для рабочей программы составлены на основе:
- федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования по математике;
- авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10-11 классы (автор- составитель Е.А. Семенко).
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013-2014 учебный год;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;
- авторского тематического планирования учебного материала.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются её ролью в развитии общества в целом и формировании личности каждого отдельного человека. К ним относятся:
- овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для продуктивной жизни в обществе;
- формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Образовательные и воспитательные задачи обучения математике должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей учащихся, специфики математики как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Принципиальным положением организации школьного математического образования является уровневая дифференциация обучения. Осваивая общий курс математики, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированной в стандарте образования, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время, каждый учащийся имеет право самостоятельно решить, ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к математике. Для таких школьников следует разрабатывать индивидуальные программы и задания, их необходимо привлекать к участию в математических кружках, олимпиадах, факультативных занятиях, рекомендовать дополнительную литературу. Развитие интереса к математике является важнейшей целью учителя.
Критерием успешной работы учителя служит качество математической подготовки школьников, выполнение поставленных образовательных и воспитательных задач, а не формальное использование какого-то метода, приема или средства обучения.
Включена тема по геометрии: «Геометрические задачи». Это связано с тем, что решение геометрических задач на ЕГЭ вызывает затруднения у выпускников.
АЛГЕБРА И НАЧАЛА АНАЛИЗА
Базовый уровень
Требования к уровню математической подготовки
выпускников 11 класса
В результате изучения курса практикума по математике 11 класса учащиеся должны уметь:
- находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма, значения тригонометрических выражений на основе определений и основных свойств, пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
- выполнять тождественные преобразования тригонометрических, иррациональных, степенных, показательных и логарифмических выражений;
- вычислять значения числовых и буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования;
- определять значения функции по значению аргумента при различных способах задания функции;
- описывать по графику и в простейших случаях по формуле поведение и свойства функций;
- строить графики линейной, квадратичной, тригонометрических, степенной, показательной и логарифмической функций;
- решать уравнения, простейшие системы уравнений, используя свойства функций и их графиков;
- решать рациональные, тригонометрические, иррациональные, показательные и логарифмические уравнения, их системы;
- решать рациональные, показательные и логарифмические неравенства, их системы;
- составлять уравнения и неравенства по условию задачи;
- использовать для приближенного решения уравнений и неравенств графический метод;
- изображать на координатной плоскости множества решений простейших уравнений и их систем;
- вычислять производные и первообразные элементарных функций;
- исследовать в простейших случаях функции на монотонность, находить наибольшие и наименьшие значения функций, строить графики многочленов и простейших рациональных функций с использованием аппарата математического анализа;
- вычислять в простейших случаях площади с использованием первообразной;
- решать простейшие комбинаторные задачи методом перебора, а также с использованием известных формул;
- вычислять в простейших случаях вероятности событий на основе подсчета числа исходов;
● решать геометрические задачи, используя понятия: Треугольник. Признаки равенства и подобия. Линии в треугольнике и их свойства. Решение треу-гольников (сумма углов, теорема Пифагора, теорема синусов, теорема коси-нусов, основные формулы площадей треугольников). Параллелограмм, его виды. Площадь параллелограмма. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. Касательная к окружности и её свойства. Центральный и вписанный угол. Длина окружности и площадь круга. Окружность, описанная около треугольника, окружность, вписанная в треугольник.
Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Призма. Наклонная призма. Решение задач на призму. Площадь поверхности призмы. Объём призмы. Пирамида. Усечённая пирамида. Решение задач на пирамиду. Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве. Цилиндр, конус площадь поверхности и объём. Площадь поверхности шара, объём шара и его частей. Векторы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- построения и исследования простейших математических моделей.
Содержание обучения
Вычисления и преобразования. 12 часов
Свойства степени с натуральным, целым и рациональным показателем. Преобразование степенных и иррациональных выражений.
Свойства логарифмов. Преобразование логарифмических выражений.
Уравнения, неравенства, системы. 22 часа.
Решение рациональных, иррациональных уравнений, неравенств, систем уравнений (в том числе, содержащие модули и параметры).
Решение показательных и логарифмических уравнений, неравенств, систем уравнений (в том числе, содержащие модули и параметры).
Решение тригонометрических уравнений, неравенств, систем уравнений (в том числе, содержащие модули и параметры).
Таблицы и графики. 4 часа
Задачи, заданные таблицей, графически.
Производная. 8 часов.
Задачи на вычисление производной по данным приводимого в условии рисунка. Задачи о касательной к данной кривой. Задачи на нахождение интервалов монотонности и экстремумов функции. Решение задач на оптимизацию с помощью производной.
Первообразная и ее применение. 3 часа
Правила нахождения первообразных. Таблица первообразных основных элементарных функций. Площадь криволинейной трапеции. Формула Ньютона-Лейбница. Вычисление площадей плоских фигур.
Элементы теории вероятностей и математической статистики. 4 часа.
Формулы числа перестановок, сочетаний, размещений. Решение комбинаторных задач. Элементарные и сложные события. Понятие о вероятности события. Вероятность суммы несовместных событий, вероятность противоположного события. Понятие о независимости событий. Вероятность и статистическая частота наступления события. Решение практических задач с применением вероятностных методов.
Геометрические задачи. 15 часов
Треугольник. Признаки равенства и подобия. Линии в треугольнике и их свойства. Решение треугольников (сумма углов, теорема Пифагора, теорема синусов, теорема косинусов, основные формулы площадей треугольников). Параллелограмм, его виды. Площадь параллелограмма. Трапеция. Средняя линия трапеции. Площадь трапеции. Правильные многоугольники. Касательная к окружности и её свойства. Центральный и вписанный угол. Длина окружности и площадь круга. Окружность, описанная около треугольника, окружность, вписанная в треугольник.
Параллельность прямых и плоскостей. Перпендикулярность прямых и плоскостей. Призма. Наклонная призма. Решение задач на призму. Площадь поверхности призмы. Объём призмы. Пирамида. Усечённая пирамида. Решение задач на пирамиду. Векторы в пространстве. Метод координат в пространстве. Цилиндр, конус площадь поверхности и объём. Площадь поверхности шара, объём шара и его частей. Векторы.
Список учебно-методической литературы.
- Авторская программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10-11 классы (автор – составитель Е.АСеменко).
- А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. 10-11 кл. Часть 1. Учебник.— М.: Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович. Алгебра и начала анализа. Часть 2. Задачник.— М .: Мнемозина, 2009.
- А.Г. Мордкович, Е .Е .Тульчинская. Контрольные работы по алгебре и началам анализа для 10-11 классов, базовое обучение.— М.: Мнемозина, 2008.
- В.В.Локоть. Задачи с параметрами. Линейные и квадратные уравнения, неравенства, системы. Учебное пособие.— М.: Аркти, 2007.
- Г.И. Ковалева. Математика. Тренировочные математические задания с ответами для подготовки к ЕГЭ и к другим формам выпускного и вступительного экзаменов—Волгоград: Учитель,2006.
- А.Г. Клово, Д.А. Мальцев, Л.И. Абзелилова. Математика. Сборник тестов по плану ЕГЭ 2010.—М.: НИИ школьных технологий, 2010.
- Е.А.Семенко, С.Л. Крупецкий и др.Тематический сборник заданий для подготовки к ЕГЭ-2010. / Под ред. Е.А.Семенко.- Краснодар: Просвещение-Юг, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»
Рабочая программа элективного курса в 9 классе «Практикум решения математических задач при подготовке к ОГЭ»...
Рабочая программа элективного курса для 9 класса «Практикум по русскому языку»
Программа подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Алгебра 8 класс" для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Алгебра 8 класс" для учащихся с ОВЗ....
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ.
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Геометрия 8 класс" для учащихся с ОВЗ....
Рабочая программа элективного курса 10-11 класс "Практикум по решению задач по математике"
Программа рассчитана на 70 часов. Она предназначена для повышения эффективности подготовки учащихся 10 - 11 классов к итоговой аттестации по математике за курс полной средней школы и предусматривает и...
Рабочая программа учебного курса Физика. 8 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использов...
Рабочая программа учебного курса Физика. 9 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, исп...