Урок "Степень с рациональным показателем"
план-конспект урока по алгебре (11 класс)

Шиман Ольга Алексеевна

Представлена методическая разработка урока изучения новыго

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stepen_s_ratsionalnym_pokazatelem_11_klass.doc171 КБ

Предварительный просмотр:

Шиман Ольга Алексеевна, МБОУ «Усть-Бюрская СОШ»

Методическая разработка  урока математики в 11 классе.

Тема урока: «Степень с рациональным показателем».

Цель урока: Введение понятия степени с рациональным показателем и развитие умений применять свойства при решении задач

Задачи:

Образовательные :

  • ввести понятие степень с рациональным показателем;
  • первичное закрепление полученных знаний на                                                                простейших заданиях.

Воспитательные : воспитывать нравственные  черты  личности:

  • целеустремлённость;
  • настойчивость в достижении поставленной цели;
  • самостоятельность, внимание;

                                воспитывать умение работать в коллективе.

Развивающие: развивать навыки

  • математической речи;
  • работы самостоятельно и в паре;
  • осуществления взаимоконтроля и самоконтроля.

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Оборудование: дидактический материал (карточки с определенным цветовым сигналом).

План урока.

1.Организационный этап. (8мин.)

2. Основной этап. (30мин.)

3. Подведение итогов. (2мин.)

  1. Организационный этап

Цель: Создание  благоприятной  обстановки  для работы в классе, подготовить учащихся к предстоящей работе, сообщить тему, цель и план работы.

Метод: словесный.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

- Здравствуйте, ребята.  Посмотрите на доску и давайте посчитаем устно:

1. Вычислите:

 а) 4-2 :Image903;                 б) 9-2 : 3-6 ;                         в) Image910.  

2. Представьте число 64 в виде степени с основанием - 2; 2; 8.

Куб какого числа равен 64? Существует ли еще какой-нибудь способ представления числа 64 в виде степени с целым показателем?

img1

3. Упростить выражения:

;

-С каким понятием в математике связаны данные задания?

-Вам знакомо понятие «степени числа с целым показателем»?

- Для каких а и n оно определено?

- Перечислите свойства степени с целым показателем (учащиеся называют свойства, учитель записывает на доске, если не называют, то можно записать левую часть на доске, а ученики пусть называют правую, записанные свойства остаются на доске).

- В чем трудность упрощения последнего выражения? (Если учащиеся по интуиции преобразовали данное выражение, то  спросить, а  можно ли вычислить последнее выражение?)

-Так вот. Сегодня у нас несколько необычный урок, сегодня каждый из вас побывает в роли учителя. Попробуйте сами сформулировать тему урока.

- В чем заключается цель урока?

- Приступим к изучению!

 

Ответы учащихся:

1.а) 1/8; б)9; в)0,125

2. Ответы учащихся(-2)6; 26;(-8)2; 43;(1/2) -6

3. ответы учащихся : х2; х7; х12; а2в8

Понятие степени.

Выражение , где n – целое число.

- Выражение определено для всех а и n, кроме случая а=0 при .

Ответы (возникает вопрос при упрощении последнего выражения)

- Показатель степени – дробное число. Нам знакомо только понятие «степень с целым показателем»

- Степень с рациональным показателем и ее свойства.

- изучение понятия степени с рациональным показателем ее свойств.

- Научиться их применять при решении задач

  1. Основной  этап

1.Работа с  книгой.

Цель:  введение понятия степень с рациональным показателем

Метод: словесный.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 Работать будем следующим образом. Сейчас давайте подумаем, что мы можем назвать степенью с рациональным показателем. Сохраняются ли свойства степеней для рациональных показателей.  Сейчас каждый из вас должен выбрать источник для изучения данного понятия: Справочник школьника, ваш учебник, энциклопедия, интернет  (на столе лежат справочники и  энциклопедия, компьютер подключен к сети интернет)  Время работы 5 мин

В тетради записываете число и тему сегодняшнего урока «Степень с рациональным показателем», записываете теоретический материал, полученный из выбранного вами источника знаний. Затем ребята дают определение степени с рациональным показателем и формулируют свойства у доски.  (Уточняем и формулируем свойства и особенности)

Выполняют задания из учебника: Сравните: Image91и Image92.

Учащиеся выбирают источники, изучают

Записывают в тетрадь.

2.Работа в группе

Цель: объяснение алгоритма работы по карточкам,; первичное закрепление полученных знаний на простейших заданиях.

Метод: словесный.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Работать будем следующим образом. Сейчас посмотрим, как на практике применяются данные знания.

Сейчас каждый из вас получит карточку с определенным цветовым сигналом. В каждой карточке содержится теория, это определение и свойства степени с рациональным показателем. Также, кроме теоретической части, есть практическая - задания для самостоятельного выполнения, и  обязательная часть, которую вы должны выполнить. За выполнение дополнительных заданий вы можете получить дополнительную оценку.

После того как вы ознакомились с содержанием своей карточки, а также выполнили задание, вам необходимо, следуя по маршруту  указанному на доске, отыскать партнёра по цветовому сигналу. Найдя его, вы объясняете друг другу по очереди теоретический материал своей карточки, отвечаете на вопросы, если такие возникают, затем обмениваетесь карточками и выполняете практическую часть полученной карточки. Затем, человек, от которого вы получили карточку, проверяет правильность выполнения задания, если есть ошибки,  исправляет. Если трудностей не возникает, продолжаете двигаться по маршруту.

Если возникает такая ситуация, что вы уже выполнили задание своей карточки, а ваш партнер ещё нет, то вы приступаете к выполнению дополнительного задания. Если вам не досталось партнера, то работать можно в тройках. За урок вам необходимо пройти весь маршрут.

- В течение 8 минут вы знакомитесь с материалом полученной карточки, выполняете задание, затем следуете по маршруту., записываете  решение практической части. Чтобы не запутаться записываете на полях цветовой сигнал. Оценка будет выставляться за правильность выполнения  работы по всем карточкам.

-У кого возникли вопросы по работе с карточками?

- Если в ходе работы будут возникать вопросы, можно обращаться ко мне.

маршрут записан на доске

Учащиеся знакомятся с правилом работы в группах.

Учащиеся получают набор карточек

  1. Этап самостоятельной работы по карточкам (см. приложение)
  2. Этап подведения итогов

Цель: подвести итоги урока.

Метод: словесный.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

-Заканчиваем работу. Насколько хорошо вы усвоили данный материал, проверим на следующем уроке. Сейчас сдайте тетради на проверку.

- С каким новым понятием познакомились сегодня на уроке?

-Выпишите на доске рядом со свойствами степени числа с целым показателем свойства степени с рациональным показателем.

- Можно ли представить отрицательное число в виде степени с рациональным показателем?

После того как свойства выписаны:

- Что можно сказать об этих свойствах? (учитель показывает на доску)

Рефлексия:

-Понравилось ли Вам быть учителем?

- С какими трудностями Вы столкнулись?

- Какие приятные ощущения Вы испытали?

- Закончите фразу: «Я бы хотел похвалить себя за то, что…»

Домашняя работа:

-Дома вам нужно выучить  теоретический материал пункта 34. №430, 431 (а,в).

- Спасибо всем за работу, урок окончен.

Степень с рациональным показателем.

Один из учеников выписывает свойства на доске.

Нет нельзя.

Они аналогичны, добавилось лишь свойство, когда основания разные.

Учащиеся активно принимают участие в беседе

   


Приложение

Цель используемых карточек:

- введение понятия и свойств степени с рациональным показателем;

- первичное закрепление полученных знаний.

Цели заданий.

Первого задания:  формирование умения представлять выражение в виде степени с рациональным показателем, используя определение степени с рациональным показателем.

Второго задания: формирование умения представлять выражение в виде корня из числа, используя определение степени с рациональным показателем.

Третьего задания: формирование умения находить числовые значения, раскладывать на множители, а также сравнивать числа, используя определение и свойства степени с рациональным показателем.

Красная карточка

Определение. Степенью числа с рациональным показателем , где m-целое число, а n-натуральное (), называется число . Итак, по определению .

Пример 1.

Свойства степени с рациональным показателем, где r,s-рациональные числа, ,.

Пример 2.

Задание 1. Представьте  в виде степени с рациональным показателем.

Задание 2. Представьте  в виде корня из числа .

Задание 3. Найдите значение числового выражения .

Дополнительные задания. Найдите значение выражения .

Синяя карточка

Определение. Степенью числа с рациональным показателем , где m-целое число, а n-натуральное (), называется число . Итак, по определению .

Пример 1.

Свойства степени с рациональным показателем, где r,s-рациональные числа, ,.

Пример 2.

Задание 1. Представьте  в виде степени с рациональным показателем.

Задание 2. Представьте  в виде корня из числа .

Задание 3.  Разложите на множители .

Дополнительные задания. Разложите на множители .

Зелёная карточка

Определение. Степенью числа с рациональным показателем , где m-целое число, а n-натуральное (), называется число . Итак, по определению .

Пример 1.

Свойства степени с рациональным показателем, где r,s-рациональные числа, ,.

Пример 2.

Задание 1. Представьте  в виде степени с рациональным показателем.

Задание 2. Представьте  в виде корня из числа .

Задание 3. Найдите значение числового выражения .

Дополнительные задания. Найдите значение выражения .

Оранжевая карточка

Определение. Степенью числа с рациональным показателем , где m-целое число, а n-натуральное (), называется число . Итак, по определению .

Пример 1.

Свойства степени с рациональным показателем, где r,s-рациональные числа, ,

Замечание. При рациональная степень числа а не определяется.

Пример 2. Сравните числа .

.

Задание 1. Представьте  в виде степени с рациональным показателем.

Задание 2. Представьте  в виде корня из числа .

Задание 3. Сравните числа .

Дополнительные задания. Найдите значение выражения .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок алгебры и началам анализа по теме "Степень с рациональным показателем"

Тип занятия – изучение и первичное закрепление новых знаний....

Элективный курс по теме степень с рациональным показателем

Элективный курс по теме степень с рациональным показателем, 9 класс. 17 часов. Базовый уровень....

Урок "Степени с рациональным показателем"

Упрощение степеней с рациональным показателем...

Разработка урока "Степень с любым рациональным показателем"

Системно-деятельностный подход при изучении степени с любым рациональным показателем...

самостоятельная работа "Степень с рациональным показателем"

Цель данной работы проверить основные свойства степени с рациональным показателем....

Самостоятельная работа по теме "Степень с рациональным показателем"

материал представляет собой подборку заданий в  двух  вариантах  для организации самостоятельной работы учащихся на уроке или для проверки навыков вычисления значения степени с дробным ...