Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях
материал по алгебре (7, 9 класс)

Фалькова Анастасия Владимировна

Как используются мною на уроках принципы дифференциации и индивидуализации (из выступления на районном МО) 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл printsipy_differentsiatsii_i_individualizatsii.docx20.96 КБ

Предварительный просмотр:

Принципы дифференциации и индивидуализации, их реализация на учебных занятиях.

«Дифференциация» (от лат. разница) – форма организации учебной деятельности, учитывающая склонности, интересы, способности учащихся.

«Индивидуализация» – это учёт в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах.

Всем нам при подготовке к урокам приходится сталкиваться с методами дифференциации и индивидуализации. При выборе ученика для ответа у доски мы ориентируемся на сложность задания и способности ученика. Чтобы создать ситуацию успеха на уроке, не вызываем слабого ученика для решения сложного задания. Когда работаем над простыми заданиями – даем более сложные для самостоятельной работы на местах тем детям, которые уже усвоили материал. Контрольные работы уже традиционно содержат базовую часть и повышенный уровень.

Работа консультантов, групповая работа, парная работа, дифференцированный подход к учащимся, доклады, сообщения, составление кроссвордов и их разгадывание, нестандартные уроки - все эти формы познавательной деятельности используются при реализации методов дифференциации и индивидуализации.

Разделение класса на группы по способностям чаще происходит при проверке диагностических работ. Так для работы с учениками в 9 классе я провожу мониторинговую работу (пробный ОГЭ). В результате которой класс разбивается на три группы: 1) ученики, способные самостоятельно найти и изучить приемы решения задач – это заинтересованные учащиеся; 2) ученики, способные повторить показанный учителем прием решения задачи, но испытывающие некоторые трудности в прохождении алгоритма; 3) слабо мотивированные ученики, которым необходим постоянный контроль, стимуляция в виде поощрения и одобрения, неоднократное повторение алгоритма решения задачи. С каждой группой приходится работать отдельно, подбирая разные задания и темп занятия. Всё это реализовать возможно только на дополнительных уроках (я использовала для этого каникулярное время).

В рамках одного урока я использовала математическую игру, в ходе которой класс разбивался на 2 группы, собранные из учеников с разной степенью мотивации. Задания были известны учащимся заранее. Капитаны команд (это дети из первой группы) позаботились о том, чтобы слабые члены команды могли справиться с заданиями.

Правила игры: у доски находятся по одному ученику из каждой команды (их выбирают капитаны). Жюри, которое состоит из учеников 1-й группы, даёт им общее задание. Ученик, первым решивший задание, приносит команде 1 балл в случае правильного решения и ответа. Если им была допущена ошибка (она стоит команде 0,5 балла), то через 2 минуты оценивается решение второго участника. За правильный ответ его команда получает 0,5 балла, если первый ученик ответил правильно или 1 балл, если первый ошибся. В случае ошибки из очков команды вычитается 0,5 балла.

В конце урока подводятся итоги и объявляется команда победитель. Для следующей игры, которая планируется не раньше чем через 2 недели, капитанам даю новые задания.

Ещё один пример использования методов дифференциации и индивидуализации: урок геометрии в 7 классе.

Тема: «Равнобедренные треугольники». Практика.

Цель: установить какими свойствами обладает равнобедренный треугольник.

Задачи: исследовать равнобедренные треугольники и проанализировать полученные сведения.

Раздаточный материал: бумага формата А4.

Инструменты: линейка-треугольник, карандаш, ручка, транспортир, ножницы.

После рассказа о равнобедренном треугольнике (определение) предлагаю ученикам построить несколько равнобедренных треугольников в тетради с известной длиной боковых сторон. Например, длина равна 5. Получаются остроугольные, прямоугольные и тупоугольные треугольники.  В каждом из них ученики указывают равные стороны и измеряют все углы, результаты измерений записывают около каждого рисунка. С этим этапом работы справляются все ученики. В то же время,  высказывается идея более продвинутыми учениками о том, что углы при основании равны. Вопросы для размышлений (проблема): «А можно ли построить равнобедренный треугольник, у которого углы при основании не равны? Всегда ли равенство двух углов говорит о равенстве двух сторон в треугольнике». Это вопросы для пытливых умов. В тоже время – дети с невеликими способностями получают возможность поучаствовать в общей деятельности класса, что-то измерить, начертить, что способствует лучшему запоминанию материала.

Следующий этап – работа с бумагой. Сгибаем лист бумаги пополам, с помощь угольника проводим перпендикуляр произвольной длины к линии сгиба. Соединяем его конец с произвольной точкой на сгибе с помощью карандаша и линейки. Вырезаем. Еще не разворачивая, говорим о том, что по разные стороны от сгиба находятся прямоугольные треугольники, которые совпали при наложении. Разворачиваем, измеряем, убеждаемся, что получился равнобедренный треугольник. Каждый ученик подписывает длины сторон. Ученики обмениваются бумажными треугольниками и с обратной стороны, на основе уже сделанного вывода о равенстве углов при основании, указывают равные углы. Это несложное задание создает ситуацию успеха у слабо мотивированных детей.

Обсуждаем линию сгиба в полученном треугольнике – проводим по ней отрезок. Оказывается, что этот отрезок не только делит основание пополам (требуется вспомнить – как он называется в этом случае, с этим успешно справляются все в классе), но и перпендикулярен основанию, а так  же делит пополам угол при вершине равнобедренного треугольника. Предлагается выяснить в домашней обстановке: «А всегда ли биссектриса к основанию будет медианой в равнобедренном треугольнике; высотой. А можно ли построить равнобедренный треугольник, у которого это не будет выполняться и почему».

Следующий факт, который выясняем на практике: «Медианы к боковым сторонам равнобедренного треугольника равны». Для этого в новом вырезанном равнобедренном треугольнике складываем бумагу, совмещая сначала одну вершину при основании с вершиной треугольника, затем – другую. Это дает идею доказательства равенства медиан к боковым сторонам. Попутно выясняется: «В каком случае будут равны три медианы?», «Зависит ли длина медианы от длины стороны, к которой она проведена?». Задача-проблема «Всегда ли равенство двух медиан значит, что рассматриваемый треугольник равнобедренный?» не требует доказательства, а предполагает некоторое количество попыток опровергнуть данное утверждение.

Подводим итоги урока: обсуждаем полученные результаты, находим в учебнике соответствующие свойства равнобедренного треугольника.

Домашнее задание заключается в обдумывании задач-проблем с попыткой доказать или опровергнуть высказанные гипотезы. Один человек получает отдельное задание – рассмотреть доказательство Евклида, Прокла и Паппа теоремы о равнобедренном треугольнике (о равенстве углов равнобедренного треугольника). А также вырезать из бумаги тупоугольный, прямоугольный и остроугольный равнобедренный треугольники, измерить стороны, назвать их и измерить все углы. Последнее задание под силу всем ученикам и носит, в отличии от предыдущих, базовый характер.

Таким образом, можно сделать вывод, что одной из важнейших основ индивидуализации и дифференциации в обучении является учет психологических особенностей учащихся. А основной целью индивидуализации и дифференциации является сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую, уникальную личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"

Педагогический совет по теме "Дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса необходимое условие обеспечения успеваемости всех обучающихся"...

Доклад на тему "Виды дифференциации и способы её реализации в учебном процессе"

Среди проблем, над которыми работают педагогические коллективы школ, ведущее место занимают дифференциация индивидуализация и гуманизация обучения. Важность и социальная обусловленность проблематики о...

Дифференциация и индивидуализация учебного процесса на уроках труда.

Анализ работ педагогов — практиков в периодической литературе, и собственный опыт работы позволили мне выделить и проанализировать основные проблемы, возникающие перед учителями в процессе рефор...

Выступление на районном методическом объединении учителей на тему: "Использование приемов дифференциации и индивидуализации учебной деятельности учащихся"

Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...