Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2», 9 класс, Ю.М. Колягин, Ш.А. Алимов
методическая разработка по алгебре (9 класс)

Стуликова Анастасия Владиленовна

Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2»

Обучающие цели:

  • изучить правила построения графиков функций у = ах2 + п и у = а(х – т)2;
  • формировать умение схематически изображать графики этих функций. графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2
  • обратить внимание учащихся на способ получения графика данной функции из графика функции y=ax2

План урока:

1) Организационный момент 1 мин

2) Актуализация знаний 6 мин

3) Изучение нового материала 18 мин

4) Закрепление 15 мин

5) подведение итогов урока 3 мин

6) постановка домашнего задания 2 мин

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_1.docx219.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2»

Обучающие цели:

  • изучить правила построения графиков функций у = ах2 + п и у = а(х – т)2;
  • формировать умение схематически изображать графики этих функций. графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2
  • обратить внимание учащихся на способ получения графика данной функции из графика функции y=ax2

План урока:

1) Организационный момент 1 мин

2) Актуализация знаний 6 мин

3) Изучение нового материала 18 мин

4) Закрепление 15 мин

5) подведение итогов урока 3 мин

6) постановка домашнего задания 2 мин

Учитель

Ученик

Доска

Тетрадь

Организационный момент

Добрый день! Садитесь!

Учащиеся приветствуют учителя и садятся

Актуализация знаний

 Устная работа.

Задание: Для каждого из графиков, изображенных на рисунке, найдите соответствующую функцию.

Выполняют задания устно.

Перед уроком учитель заготавливает графики на доске.

hello_html_m4d484edf.png

hello_html_3010f900.png

hello_html_629d7cd.png

у = -1,7х2у = -4х2у = 0,3х2.

На прошлом уроке были рассмотрены два важнейших преобразования графика функции y=x2.

Как получается график функции у= -x2 из графика функции у=x2?

График функции у= -x2 получается из графика функции у=x2 с помощью симметрии относительно оси абсцисс.

Как график функции у=аx2 получается из графика функции у=x2?

График функции у=аx2 получается из графика функции у=x2 растяжением вдоль оси ординат в а раз при а>1 и сжатием в  раз при 0<а<1.

Изучение нового материала

Открываем рабочие тетради. Записываем число. Классная работа.

Записывают

На доске учитель пишет число. Классная работа

Число. Классная работа.

Сегодня мы рассмотрим еще два важнейших преобразования графика функции у=x2 – построение графиков функций у=ax2+n и у=a(x-m)2.

Записывают тему урока

Графики функций у=ax2+n и у=a(x-m)2

Графики функций у=ax2+n и у=a(x-m)2

Давайте сравним значения функций у=2х2 и у=2х2+1. Как на удобнее это сделать?

Учитель вызывает одного ребёнка к доске-остальные записывают в тетради.

С помощью таблицы

C:\Users\Nastya\Desktop\j.PNG

C:\Users\Nastya\Desktop\j.PNG

- Как связаны значения функций у=2х2 и у=2х2+1 при одних и тех же значениях аргумента?

Отличаются на единицу

- Как можно получить график функции у=2х2+1 из графика функции у=2х2?

С помощью параллельного переноса вдоль оси у на одну единицу вверх

- Давайте построим эти графики и убедимся в этом наглядно.

Дети рисуют графики самостоятельно в тетрадях, потом учитель вызывает одного ребёнка к доске.

Строят в тетрадях

- Назовите координаты вершины параболы у=2х2+1.

Х=0, у=1

- Назовите ось симметрии параболы у=2х2+1

Ось ординат

Итак, запишем правило: Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Записывают правило в тетрадь

Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Теперь самостоятельно в тетрадях выполняем номер 106(а,б)

Решают номер

Проверим, что у нас получилось. Вызывает к доске двух учеников.

Схематически изображают параболы.

Теперь давайте построим в одной системе координат графики функций у=2х2 и у=2(х-1)2.

 Для этого опять составим таблицы значений, только для функции у=2(х-1)2 возьмем значения аргумента на 1 большие, чем для функции у=2х2.

Составляют таблицу в тетрадях.

Что можно сказать о значениях функции? Сравните 2 и 4 строки.

Они равные

А теперь вспомните, какие значения аргумента мы брали?

Для функции у=2(х-1)2 возьмем значения аргумента на 1 большие, чем для функции у=2х2.

- Как можно получить график функции у=2(х-1)2 из графика функции у=2х2?

С помощью параллельного переноса вдоль оси х на одну единицу вправо

- Давайте построим эти графики и убедимся в этом наглядно.

Строят в тетрадях

- Назовите координаты вершины параболы у=2(х-1)2

Х=1

У=0

- Какая ось симметрии у параболы у=2(х-1)2?

Ось абсцисс

Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0.

Записывают в тетради.

Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0.

Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0.

Самостоятельно в тетрадях выполняем номер 106(в,г)

Проверим, что у нас получилось. Вызывает к доске двух учеников.

Схематически изображают параболы.

А теперь давайте подумаем, как можно из графика функции y=ax2 получить график функции у=a(x-m)2+n?

C помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси абсцисс на |m| единиц: вправо при m>0 и влево при m<0 и сдвига вдоль оси ординат на |n| единиц: вверх при n>0 и вниз при n<0.

Верно, запишем правило:

Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Записывают в тетрадях

Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Закрепление

1. По данной формуле квадратичной функции ответьте на вопросы:

– каковы вершины параболы;

– куда направлены ветви параболы;

– шире или ýже будет эта парабола по сравнению с у = х2?

а) у = 3х2 – 2; в) у = (х + 4)2 + 5;

г) у = 6 (х + 1,7)2 – 4;

д) у = –1,8 (х – 4)2 – 3.

Словесно

Решают самостоятельно в тетрадях.

Отвечают по очереди.

2. Изобразите схематически график функции:

а) у = –3 (х + 1)2 – 2;

б) у = 2,1 (х – 5)2 – 1.

Один из учеников читает задачу

Выполните задание самостоятельно в тетрадях. Вызывает двух учеников написать решение на доске.

4. На рисунке изображены графики функций:

а) у = –(х – 2)2;

г) у = (х + 1)2 – 3;

в) у = х2 + 1;

г) у = –(х + 2)2 + 3.

hello_html_c5f7f97.png

Установите соответствие.

Задание для самостоятельного решения.

Просит одного из учеников назвать получившиеся ответы.

Решают самостоятельно в тетрадях.

Потом сверяют.

1-в

2-г

3-а

4-б

1-в

2-г

3-а

4-б

Подведение итогов урока

– Что является графиком функций у = ах2 + n и у = а (х – т)2?

Парабола

– Как может быть получен график функции у = ах2 + n из графика функции у = ах2?

C помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

– Как может быть получен график функции у = а (х – т)2 из графика функции у = ах2?

C помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0.

– – Как может быть получен график функции у = а (х – т)2+n из графика функции у = ах2?

C помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если  m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если  n<0.

Постановка домашнего задания

Откройте дневники и запишите домашнее задание

П.12-учить правила, № 107, 111, 116


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "График функции 1/f"

Презентация по теме "График функции 1/f"...

Конспект урока по теме "Графика в Turbo Pascal"

Конспект практического урока по теме: «Графика в  Turbo Pascal». Урок направлен на повторение и обобщение знаний по данной теме, развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, контрол...

Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе

Представлена технологическая карта урока с презентацией...

Конспект урока по теме "Линейная функция"

Урок обобщения и систематизации с ипользованием ресуров Единой коллеции цифровых образовательных ресурсов...

КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Логарифмическая функция».

Урок проходит в форме математической дуэли. Используютсястихи, исторические справки, презентация. Интересное соделжание, соревновательный момент....

Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс

Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс...