Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2», 9 класс, Ю.М. Колягин, Ш.А. Алимов
методическая разработка по алгебре (9 класс)
Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2»
Обучающие цели:
- изучить правила построения графиков функций у = ах2 + п и у = а(х – т)2;
- формировать умение схематически изображать графики этих функций. графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2
- обратить внимание учащихся на способ получения графика данной функции из графика функции y=ax2
План урока:
1) Организационный момент 1 мин
2) Актуализация знаний 6 мин
3) Изучение нового материала 18 мин
4) Закрепление 15 мин
5) подведение итогов урока 3 мин
6) постановка домашнего задания 2 мин
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 219.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по теме: «Графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2»
Обучающие цели:
- изучить правила построения графиков функций у = ах2 + п и у = а(х – т)2;
- формировать умение схематически изображать графики этих функций. графики функций у=ах2+n и у=а(х-m)2
- обратить внимание учащихся на способ получения графика данной функции из графика функции y=ax2
План урока:
1) Организационный момент 1 мин
2) Актуализация знаний 6 мин
3) Изучение нового материала 18 мин
4) Закрепление 15 мин
5) подведение итогов урока 3 мин
6) постановка домашнего задания 2 мин
Учитель | Ученик | Доска | Тетрадь | |||||
Организационный момент | ||||||||
Добрый день! Садитесь! | Учащиеся приветствуют учителя и садятся | |||||||
Актуализация знаний | ||||||||
Устная работа. Задание: Для каждого из графиков, изображенных на рисунке, найдите соответствующую функцию. | Выполняют задания устно. | Перед уроком учитель заготавливает графики на доске. у = -1,7х2; у = -4х2; у = 0,3х2. | ||||||
На прошлом уроке были рассмотрены два важнейших преобразования графика функции y=x2. | ||||||||
Как получается график функции у= -x2 из графика функции у=x2? | График функции у= -x2 получается из графика функции у=x2 с помощью симметрии относительно оси абсцисс. | |||||||
Как график функции у=аx2 получается из графика функции у=x2? | График функции у=аx2 получается из графика функции у=x2 растяжением вдоль оси ординат в а раз при а>1 и сжатием в раз при 0<а<1. | |||||||
Изучение нового материала | ||||||||
Открываем рабочие тетради. Записываем число. Классная работа. | Записывают | На доске учитель пишет число. Классная работа | Число. Классная работа. | |||||
Сегодня мы рассмотрим еще два важнейших преобразования графика функции у=x2 – построение графиков функций у=ax2+n и у=a(x-m)2. | Записывают тему урока | Графики функций у=ax2+n и у=a(x-m)2 | Графики функций у=ax2+n и у=a(x-m)2 | |||||
Давайте сравним значения функций у=2х2 и у=2х2+1. Как на удобнее это сделать? Учитель вызывает одного ребёнка к доске-остальные записывают в тетради. | С помощью таблицы | |||||||
- Как связаны значения функций у=2х2 и у=2х2+1 при одних и тех же значениях аргумента? | Отличаются на единицу | |||||||
- Как можно получить график функции у=2х2+1 из графика функции у=2х2? | С помощью параллельного переноса вдоль оси у на одну единицу вверх | |||||||
- Давайте построим эти графики и убедимся в этом наглядно. Дети рисуют графики самостоятельно в тетрадях, потом учитель вызывает одного ребёнка к доске. | Строят в тетрадях | |||||||
- Назовите координаты вершины параболы у=2х2+1. | Х=0, у=1 | |||||||
- Назовите ось симметрии параболы у=2х2+1 | Ось ординат | |||||||
Итак, запишем правило: Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | Записывают правило в тетрадь | Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | Вообще график функции y=ax2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | |||||
Теперь самостоятельно в тетрадях выполняем номер 106(а,б) | Решают номер | |||||||
Проверим, что у нас получилось. Вызывает к доске двух учеников. | Схематически изображают параболы. | |||||||
Теперь давайте построим в одной системе координат графики функций у=2х2 и у=2(х-1)2. Для этого опять составим таблицы значений, только для функции у=2(х-1)2 возьмем значения аргумента на 1 большие, чем для функции у=2х2. | Составляют таблицу в тетрадях. | |||||||
Что можно сказать о значениях функции? Сравните 2 и 4 строки. | Они равные | |||||||
А теперь вспомните, какие значения аргумента мы брали? | Для функции у=2(х-1)2 возьмем значения аргумента на 1 большие, чем для функции у=2х2. | |||||||
- Как можно получить график функции у=2(х-1)2 из графика функции у=2х2? | С помощью параллельного переноса вдоль оси х на одну единицу вправо | |||||||
- Давайте построим эти графики и убедимся в этом наглядно. | Строят в тетрадях | |||||||
- Назовите координаты вершины параболы у=2(х-1)2 | Х=1 У=0 | |||||||
- Какая ось симметрии у параболы у=2(х-1)2? | Ось абсцисс | |||||||
Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0. | Записывают в тетради. | Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0. | Итак, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2 является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0. | |||||
Самостоятельно в тетрадях выполняем номер 106(в,г) | ||||||||
Проверим, что у нас получилось. Вызывает к доске двух учеников. | Схематически изображают параболы. | |||||||
А теперь давайте подумаем, как можно из графика функции y=ax2 получить график функции у=a(x-m)2+n? | C помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси абсцисс на |m| единиц: вправо при m>0 и влево при m<0 и сдвига вдоль оси ординат на |n| единиц: вверх при n>0 и вниз при n<0. | |||||||
Верно, запишем правило: Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | Записывают в тетрадях | Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | Вообще график функции y=a(x-m)2+n является параболой, которую можно получить из графика функции y=ax2 с помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | |||||
Закрепление | ||||||||
1. По данной формуле квадратичной функции ответьте на вопросы: – каковы вершины параболы; – куда направлены ветви параболы; – шире или ýже будет эта парабола по сравнению с у = х2? а) у = 3х2 – 2; в) у = (х + 4)2 + 5; г) у = 6 (х + 1,7)2 – 4; д) у = –1,8 (х – 4)2 – 3. | Словесно Решают самостоятельно в тетрадях. Отвечают по очереди. | |||||||
2. Изобразите схематически график функции: а) у = –3 (х + 1)2 – 2; б) у = 2,1 (х – 5)2 – 1. | Один из учеников читает задачу | |||||||
Выполните задание самостоятельно в тетрадях. Вызывает двух учеников написать решение на доске. | ||||||||
4. На рисунке изображены графики функций: а) у = –(х – 2)2; г) у = (х + 1)2 – 3; в) у = х2 + 1; г) у = –(х + 2)2 + 3. Установите соответствие. Задание для самостоятельного решения. Просит одного из учеников назвать получившиеся ответы. | Решают самостоятельно в тетрадях. Потом сверяют. | 1-в 2-г 3-а 4-б | 1-в 2-г 3-а 4-б | |||||
Подведение итогов урока | ||||||||
– Что является графиком функций у = ах2 + n и у = а (х – т)2? | Парабола | |||||||
– Как может быть получен график функции у = ах2 + n из графика функции у = ах2? | C помощью параллельного переноса вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | |||||||
– Как может быть получен график функции у = а (х – т)2 из графика функции у = ах2? | C помощью параллельного переноса вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0. | |||||||
– – Как может быть получен график функции у = а (х – т)2+n из графика функции у = ах2? | C помощью двух параллельных переносов: сдвига вдоль оси x на m единиц вправо, если m>0 или на –m единиц вниз, если m<0, и сдвига вдоль оси y на n единиц вверх, если n>0 или на –n единиц вниз, если n<0. | |||||||
Постановка домашнего задания | ||||||||
Откройте дневники и запишите домашнее задание | П.12-учить правила, № 107, 111, 116 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по теме "График функции 1/f"
Презентация по теме "График функции 1/f"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/26/picture-507847-1414349180.jpg)
Конспект урока по теме "Графика в Turbo Pascal"
Конспект практического урока по теме: «Графика в Turbo Pascal». Урок направлен на повторение и обобщение знаний по данной теме, развитие логического и алгоритмического мышления учащихся, контрол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/02/picture-98512-1435848320.jpg)
Конспект урока по теме "Обращение. Функции обращения" в 8 классе
Представлена технологическая карта урока с презентацией...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/27/picture-195221-1382881249.jpg)
Конспект урока по теме "Линейная функция"
Урок обобщения и систематизации с ипользованием ресуров Единой коллеции цифровых образовательных ресурсов...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/18/picture-833087-1476780376.jpg)
КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ: «Логарифмическая функция».
Урок проходит в форме математической дуэли. Используютсястихи, исторические справки, презентация. Интересное соделжание, соревновательный момент....
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/20/picture-815053-1479649135.jpg)
Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс
Конспект урока по теме исследование функций на монотонность 10 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/08/picture-311085-1381217639.jpg)
Конспект урока по теме Экстремумы функций, 11 класс (учебник Алгебра и начала математического анализа 10-11, Алимов Ш.А. и др.)
Конспект урока включает в себя ссылки на карточки с портала Учи.ру (Uchi.ru)...