ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС «Текстовые задачи в ЕГЭ» (для учащихся 10 класса.)
элективный курс по алгебре (10 класс)
данный курс поможет учащимся 10 класса научиться решать текстовые задачи ЕГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el_kurs_10kl.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Токская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на педагогическом зам.директора по УВР директор школы
совете ________ Кернос И. С. _________Иванова Н. П.
Протокол №1 от «____» _______ 2019г Приказ №____ от
« 26 » августа 2019г. «____»__________2019 г.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС
«Текстовые задачи в ЕГЭ»
(для учащихся 10 класса.)
Составитель: Ворожбитова А.Ю.
учитель математики
ВК, стаж работы – 22г.
2019г
Умение решать задачи - практическое искусство, подобное плаванию, или катанию на коньках, или игре на фортепьяно: научиться этому можно, лишь подражая избранным образцам и постоянно тренируясь»...
Д. Пойа.
Пояснительная записка
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих учащихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математики. В рамках элективного курса попытаемся восполнить данный пробел.
Задачи, предлагаемые в данном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя.
Занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем учащимся.
Текстовые задачи являются важным средством обучения математике. С их помощью учащиеся получают опыт работы с величинами, постигают взаимосвязи между ними, получают опыт применения математики к решению практических задач. Решение текстовых задач приучает детей к первым абстракциям, позволяет воспитывать логическую культуру, вызывая интерес сначала к процессу поиска решения задачи, а потом и к изучаемому предмету.
Такие задачи включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы, в КИМы ЕГЭ, в олимпиадные задания.
Как известно, одной из центральных линий математической подготовки обучающихся является линия «Уравнения», методы их решения, решение задач с помощью уравнений и систем уравнений.
Решения текстовых задач – это деятельность сложная для обучающихся. Сложность ее определяется, прежде всего, комплексным характером работы: нужно ввести переменную и суметь перевести условие на математический язык; соотнести полученный результат с условием задачи и, если нужно, найти значения еще каких-то величин. Каждый из этих этапов – самостоятельная и часто трудно достижимая для учащихся задача.
Данная программа составлена для работы с обучающимися десятых классов, которые желают овладеть эффективными способами решения текстовых задач на «движение», «стоимость», «совместную работу», «заполнение резервуара водой», «смеси и сплавы» и т. д.
Моделирование условия задачи позволяет ученику устанавливать различные связи и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для введения переменных.
Решение задачи становится для школьников увлекательным занятием и значительно повышает интерес к изучению темы курса. Деятельность обучающихся приобретает более целенаправленный характер и, что самое важное, появляется самостоятельность на этапе поиска путей решения задачи, который, как известно, вызывает всегда большие затруднения.
Цели и задачи:
- научить детей мыслить;
- развить математические знания, необходимые для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры;
- научить анализировать текстовые задачи, разбивать их на составные части;
- повысить культуру решения задач.
- научить детей решать задачи различными способами и методами, что способствует развитию логического мышления у учеников, развивает сообразительность, фантазию, интуицию учащихся;
- научить обосновывать правильность решения задачи, проводить проверку, самопроверку, взаимопроверку, формировать умение пользоваться различными моделями задачи для поиска её решения;
- систематизировать и развивать знания обучающихся о методах, приемах, способах решения текстовых задач, их видах.
- научить составлять уравнение, систему уравнений по условию задачи, описывать выбор переменных уравнения; составлять и обосновывать выбор ответа.
- приобщить учащихся к работе с математической литературой.
- научить составлять математическую модель текстовой задачи, переходить от этой модели к ответам задачи, анализируя жизненную ситуацию текста задачи.
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать:
- виды текстовых задач;
- способы решения текстовых задач.
Уметь:
- исследовать текстовые задачи;
- записывать краткое условие задачи;
- выбирать подходящее решение для данной текстовой задачи;
- решать простейшие текстовые задачи;
Требования к уровню подготовки учащихся
После рассмотрения курса учащиеся должны иметь следующие результаты обучения:
- уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
- уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
- уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса
- уметь «рисовать» словесную картину задачи;
- понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- ставить к условию задачи вопросы;
- устанавливать взаимосвязь между величинами, данными в тексте задачи;
- составлять план решения задачи, оформлять решение задачи;
- сравнивать решения задач;
- выбирать более удобный способ, метод для решения данной задачи;
- уметь составлять задачу по заданному вопросу, по иллюстрации, по данному решению, по аналогии, составлять обратные задачи;
- уметь решать задачи по возможности разными способами и методами;
- обосновывать правильность решения задачи:
- уметь определять границы искомого ответа.
Содержание программы.
Курс рассчитан на 34часа (1ч в неделю)
Тема 1. Введение. Текстовые задачи и способы их решения
Решение текстовых задач ЕГЭ арифметическим способом (5ч).
Привить навыки решения задач «от конца к началу»
Тема 2. Выбор оптимального варианта из двух, трех, четырех возможных вариантов (4ч)
Тема 3. Задачи на движение (12ч).
- задачи на движение по прямой (навстречу и вдогонку);
- задачи на движение по замкнутой трассе;
- задачи на движение по воде
- задачи на среднюю скорость;
- задачи на движение протяжённых тел.
Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение.
Тема 4. Задачи на проценты .Задачи, связанные с банковскими расчетами(4ч)
Дать основные соотношения, используемые при решении задач на проценты. Дать формулу «сложных процентов». Рекомендовать составлять таблицу-условие. Привить навыки решения задач на основании условия всевозможными способами. Отработать навыки использования формулы при вычислении банковской ставки, суммы вклада, срока вклада, процентный прирост.
Тема 5. Задачи на смеси и сплавы (4ч).
Преодолеть психологические трудности, связанные с нечетким пониманием химических процессов, показав, что никаких химических процессов, влияющих на количественные соотношения задачи, не происходит. Дать основные допущения, отношения и формулы концентрации, процентного содержания и весового отношения. Рекомендовать запись условия с помощью таблицы. Привить навыки решения таких задач.
Тема 6. Задачи на совместную работу (7ч).
Дать основные соотношения, используемые при решении задач на производительность. Рекомендовать составлять схемы-условия. Привить навыки решения таких задач при рассмотрении частей всей работы.
Тематическое планирование материала
элективного курса
№ темы. | Содержание материала. | Количество часов. | Примечание. |
1 | Введение. Текстовые задачи и способы их решения. Решение задач ЕГЭ арифметическим способом(округление с недостатком, округление с избытком, процент, округление, разные задачи) | 5 | |
2 | Выбор оптимального варианта из двух, трех, четырех возможных | 4 | |
3 | Задачи на движение:
| 12 3 2 3 2 2 | |
4 | Задачи на проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами. | 4 | |
5 | Задачи на смеси и сплавы. | 5 | |
6 | Задачи на совместную работу. | 4 | |
Всего | 34 |
Календарно – тематический план
№ урока | Содержание темы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. Текстовые задачи и способы их решения | 05.09 | |
2 | Текстовые задачи на округление с избытком и округление с недостатком | 12.09 | |
3 | Текстовые задачи | 19.09 | |
4 | Текстовые задачи | 26.09 | |
5 | Текстовые задачи | 03.10 | |
6 | Задачи на выбор оптимального варианта | 10.10 | |
7 | Задачи на выбор оптимального варианта | 17.10 | |
8 | Задачи на выбор оптимального варианта | 24.10 | |
9 | Задачи на выбор оптимального варианта | 07.11 | |
10 | Задачи на движение по прямой навстречу и вдогонку | 14.11 | |
11 | Задачи на движение по прямой навстречу и вдогонку | 21.11 | |
12 | Задачи на движение по прямой навстречу и вдогонку | 28.11 | |
13 | Задачи на движение по замкнутой трассе | 05.12 | |
14 | Задачи на движение по замкнутой трассе | 12.12 | |
15 | Задачи на движение по воде | 19.12 | |
16 | Задачи на движение по воде | 26.12 | |
17 | Задачи на движение по воде | 09.01 | |
18 | Задачи на движение среднюю скорость | 16.01 | |
19 | Задачи на движение среднюю скорость | 23.01 | |
20 | Задачи на движение протяженных тел | 30.01 | |
21 | Задачи на движение протяженных тел | 06.02 | |
22 | Задачи на проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами. | 13.02 | |
23 | Задачи на проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами. | 27.02 | |
24 | Задачи на проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами. | 05.03 | |
25 | Задачи на проценты. Задачи, связанные с банковскими расчетами. | 12.03 | |
26 | Задачи на смеси и сплавы | 19.03 | |
27 | Задачи на смеси и сплавы | 26.03 | |
28 | Задачи на смеси и сплавы | 09.04 | |
29 | Задачи на смеси и сплавы | 16.04 | |
30 | Задачи на смеси и сплавы | 23.04 | |
31 | Задачи на совместную работу | 30.04 | |
32 | Задачи на совместную работу | 07.05 | |
33 | Задачи на совместную работу | 14.05 | |
34 | Задачи на совместную работу | 21.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс
Элективный курс "Решение задач с параметрами". 9-й класс. Базовый уровень....
Рабочая программа элективного курса «Геометрические задачи на экзаменах» в 9 классе
Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 9-го класса (базовый уровень) и реализуется с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебны...
Рабочая программа элективного курса "Текстовые задачи - легко!"9 класс
Рабочая программа для 9 класса соответствует требованииям...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов
Рабочая программа элективного курса "Решение задач по химии" для учащихся 10-х классов. Программа имеет прикладную направленность и служит для удовлетворения индивидуального интереса учащихс...
Программа элективного курса « Текстовые задачи »
Текстовые алгебраические задачи, иначе, задачи на составление уравнений, представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на вступительных экзаменах в вузах, в централизованном тестирова...
План элективного курса "Текстовые задачи"
Данный элективный курс рассчитан в первую очередь на учащихся, желающих расширить и углубить свои знания по математике, сделать правильный выбор профиля обучения в старших классах и качест...
Рабочая программа элективного курса "Решение задач с параметрами" для учащихся 10 класса
Рассматриваемый материал не входит в базовый уровень, однако часто предлагается на выпускных экзаменах по математике. Решение задач с параметрами вызывает у учащихся значительные затруднения. Эти зада...