"Мой лучший урок ФГОС"
план-конспект урока по алгебре (8 класс)

Дмитриева Ольга Николаевна

Тема урока : "Умножение дробей " 8 класс.

Представленная на конкурс разработка учебного занятия по предмету алгебра составлена на основе  УМК   Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского для курса алгебры 8 класс «Просвещение». Это первый по счету урок по теме «Умножение дробей» и он входит в систему уроков по теме : «Преобразование рациональных выражений».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok_fgos.docx83.51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС - 2019»

Проект урока по теме: «Умножение дробей».

Предмет: алгебра

Класс: 8

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель урока: обеспечение наличия знаний и умений правил умножения алгебраических   дробей, развития алгоритмического мышления (логико-математический анализ содержания темы)

 Задачи:

- подготовить интерактивное оборудование,

- подготовить учащихся к работе на уроке,

       - закрепить умения раскладывать многочлен на множители,

       -  разноообразить виды работы на уроке;

       Планируемые достижения учащихся на уроке:

Личностные: продолжить формировать умение формулировать собственное мнение; воспитание        толерантности посредством осознания математики как науки, универсальной и необходимой всем, интеллектуальное развитие, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

       Метапредметные: продолжить формировать умение определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные: обучить приемам умножения дробей, обеспечить приобретения умения применять эти приемы к алгебраическим дробям.

Источники информации: учебник по алгебре для 8 класса, презентация по теме «Умножение дробей», карточка  для индивидуальной работы, сайт fipi.ru, http://festival.1september.ru.

Оборудование: учебник, проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

  1. Этап мотивации к учебной деятельности.        

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Взаимное приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

 Сегодня уроке я вам предлагаю, как большим ученым совершить открытие. Как вы думаете, что значат слова “Я сделал открытие!”?

На доске включена презентация

Слайд 1: «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…»

Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.

Учащиеся выдвигают свои версии: “ Открытие – это..”

Личностные:

организовывают рабочее место, настраиваются на познавательную деятельность, управление своим настроением, умение выражать мнение.

Метапредметные:

отрабатывают навыки мышления.

Методический комментарий. Важно чтобы каждый ученик услышал  и дал    свое определение слову « открытие».

  1. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. Определение темы урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

На ваших партах лежат рабочие листы для урока, которые вам будут сегодня помогать работать.

Учитель обращает внимание учащихся на задания и предлагает его выполнить (заполните пропуски):

(…-…)=4c-4cd+d,

(5x+…)=…+30xy+…

(…+…)(…-…)=25b-16c

(3a+...) = 3(a+4b)

2a+2b+a+ab = (2a+…)+(a+…)

Итак, при выполнении задания вы применяли несколько приемов. Давайте, их перечислим. Для чего их используют?

Молодцы, давайте, вспомним

1) Как умножить дроби:

 

Учащиеся по очереди заполняют пропуски, в рабочих листах, отвечая с места.

Учащиеся, отвечают на вопросы и формулируют правила умножения обыкновенных дробей, продолжают заполнять рабочий лист.

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, структурировать знания;

Коммуникативные: уметь формулировать известные правила в устной форме работая в коллективе.

Методические комментарии. Важно, чтобы все выполнили задания и при возникающих сложностях, объяснить ученику его пробелы.

  1.  Этап постановки проблемы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Предлагаю объединить все ответы в единое целое, которое и будет отражать тему сегодняшнего урока.

Учитель выслушивает мнения учеников.

Как вы думаете, чему же мы должны научиться? Какова цель нашего урока?

Учащиеся формулируют тему урока: «Умножение дробей»

Учащиеся формулируют цель:  научиться умножать алгебраические дроби.

Коммуникативные:
-формулирование собственного мнения,.

Познавательные:

-выдвижение гипотез; их обоснование,

Методический комментарий

     IV.Этап построения проекта выхода из затруднения.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Молодцы, хорошо. Давайте подумаем какие знания нам необходимы чтобы успешно справиться с поставленной целью урока?

Какие способы разложения на множители вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопрос. (Прописать ответ)

Способы разложения многочлена на множители и правила умножения дробей.

Способ группировки, формулы сокращенного умножения, вынесение общего множителя за скобки.

Регулятивные:
-принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:
-выделение существенной информации.

Методические комментарии.

V.Этап реализации построенного проекта.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

А теперь, наши предположения закрепим, выполняя следующие задания:

=

Учащийся выполняет задание у доски.

Остальные ученики выполняют задание в своих листах.

Личностные:

-Формирование границ «знания» и «незнания».

Познавательные:

структурирование и закрепление знаний,

Коммуникативные:

использование речи для регуляции своего действия,

Методические комментарии. Важно чтобы каждый ученик проговаривал приемы, которые он использует для умножения дробей и учитель обязан проконтролировать это.

VI. Физкультминутка

Деятельность учителя        

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Я думаю что вы уже устали, давайте немного отдохнем, встаем все из-за парт:

Раз, два, три, четыре, пять —

Все умеем мы считать.

Раз! Подняться потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. (Наклоны, повороты  туловища.)

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

(Движения головой.)

На четыре - руки шире. (Хлопки в ладоши.)

Пять — руками помахать. (Движения руками.)

Шесть — за парту тихо сесть. (Прыжки, ходьба на месте.)

Учащиеся выполняют упражнения под счет учителя.

VII.Этап первичного закрепления во внешней речи..

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

   Предлагаю разделиться на  3 группы и выполнить следующие задания.

На группы делимся по вариантам 1,2,3 (распределяю учащихся на  варианты) но для каждой группы назначаю ответственного, это будут наиболее сильные ученика.

После учитель открывает слайд с ответами.

Учащиеся поделились на 3 группы и выполняют задания, после чего по очереди проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование.

Ученики проверяют правильность выполнения задания. Оценивают свою работу.

Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Познавательные:

- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,

Методические комментарии. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и способы их исправления

VIII.Этап первичного включения нового знания в систему знаний и повторение нового знания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Итак, молодцы.

Сейчас предлагаю вам поработать над восстановлением текста:

==

Выявляю, кто из учеников сам выполняет задание, а кто списывает с доски, не может сам справиться с примером.

Один ученик работает у доски, проговаривая все свои шаги, а остальные продолжают заполнять рабочие листы, помогают ученику у доски , если он затрудняется на каких то этапах решения.

Личностные:
-формирование мотивов достижения целей,

Регулятивные:
-принятие, сохранение учебной задачи.

Познавательные:
- структурирование знаний.

Методические комментарии. Выявить есть ли ученики, которые не научились умножать дроби.

IX.Этап фиксации нового знания и оценки собственной деятельности.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Ребята, вот и подошел к концу наш урок.  Какое открытие Вы сегодня для себя совершили?

Предлагаю оценить степень вашего усвоения материала, заполните, пожалуйста, таблицы которые я вам раздала.

  1. Умею ли я раскладывать многочлен на множители?
  2.  Умею ли я сокращать дроби?
  3. Смогу ли я умножить дроби самостоятельно?

Учащиеся вдвигают свои версии:

«Умножать дроби с переменными», «Применять формулы сокращенного умножения при умножении дробей»

Учащиеся заполняют таблицу и сдают учителю.

Личностные:

-формирование адекватной позитивной самооценки, 

-формирование границ собственного «знания « и «незнания».

Методический комментарий:

X.Итоги урока, домашнее задание

Учитель подводит итоги урока, выставляет и комментирует отметки, дает домашнее задание.

(Молодцы, мы сегодня хорошо поработали с вами на уроке.)

П.5 Творческое задание: придумайте 3 задания на умножение дробей и оформите их на отдельном листе.

Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,

Методические комментарии. В дальнейшем, после проверки, правильно выполненные карточки, можно будет использовать для индивидуальной работе на уроке.

Приложение

Тема: ________________________________________________________

Учебный материал с указанием заданий

Цель урока:

1.    

(…-…)=4c-4cd+d,

(5x+…)=…+30xy+…

(…+…)(…-…)=25b-16c

(3a+...) = 3(a+4b)

2a+2b+a+ab = (2a+…)+(a+…)

2.

Способы разложения многочлена на множители:

1.

2.

3.

Выполнить задание:

=

Работаем в группе:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Восстанови текст:

==

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Умею ли я раскладывать многочлен на множители?

2

 Умею ли я сокращать дроби?

3

Смогу ли я умножить дроби самостоятельно?

4

Какую я бы оценку поставил себе за урок?

Самоанализ учебного занятия

    Урок проводился в 8 классе, в классе 20 мальчиков, спортсмены. Я это учла, так как почти у всех учащихся гиперактивное поведение, период взросления, потому все методы  и приемы направлены на удержание внимания и восприятия. Это первый урок по теме «Умножение дробей», он разрабатывался в соответствии с психолого-педагогическими характеристиками, состоянием развития общеучебных умений, индивидуальными особенностями учащихся, способных осваивать учебный материал школьной программы по алгебре.  Интерактивная, групповая работа учащихся – эти формы организации познавательной деятельности соответствовали типу урока, его структуре и обеспечивали деятельную активность учащихся и их участие в коллективном диалоге.

    Анализируемый урок по типу уроков относится к уроку открытия новых знаний. Основная  цель урока  достигалась мною и учащимися на каждом этапе урока.

    Материал, полученный учащимися еще в ранее изученных темах, выступает основой и опорой данного урока при решении примеров.

Так как дети имеют хорошие знания по теме: “Разложение многочлена на множители”, то особенно удалась устная работа на этапе актуализации знаний. Специфику данного урока  я увидела и реализовала в работе учащихся в группе (тренировочные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков действий с дробями.),

объективная самооценка своей деятельности на уроке. 

    При подготовке к проведению урока учитывался тот факт, что учащимися был изучен материал, который лежит в основе темы «Умножения дробей» предполагалось только сделать акцент на применение данных правил к выполнению действий с алгебраическими дробями.

    Я заметила, что на этапе реализации построения проекта у некоторых учеников возникали трудности в усвоении материала или решении задач, была оказана дополнительная помощь с моей стороны. Поэтому, контроль над усвоением знаний, умений и навыков учащихся осуществлялся на протяжении всего урока. Несложный для усвоения и интересный материал, а также диалоговая форма подачи его обеспечивали высокую работоспособность и активность всего класса. Даже «слабые» ученики охотно шли к доске и выполняли задания.

   Индивидуальная работа в картах была выполнена всеми учащимися в полном объеме.

   Так как на этапе проведения  рефлексии дети проанализировали и оценили свою учебную деятельность и смогли показать хорошие результаты по теме урока, я увидела, что  результат есть, значит, цель достигнута. Вместе с тем, мне кажется, что на этапе реализации построенного проекта можно было усложнить задания формулами сумма и разность кубов, еще, на мой взгляд, на этапе первичного включения нового знания можно было бы добавить задания на установление соответствия. Поэтому на следующем уроке планирую включить задания такого вида на этапе  включения в систему знаний и повторения;

 Домашнее задание предполагает и выполнение примеров на закрепление полученного материала, было дано до звонка.

  Каждый из учащихся на уроке был оценен, а наиболее активным были выставлены соответствующие отметки.

Пояснительная записка.

     Представленная на конкурс разработка учебного занятия по предмету алгебра составлена на основе  УМК   Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк и др.; под ред. С.А. Теляковского для курса алгебры 8 класс «Просвещение». Это первый по счету урок по теме «Умножение дробей» и он входит в систему уроков по теме : «Преобразование рациональных выражений».

    Урок проводится в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897.

    В основе урока  лежит системно-деятельностный подход. Ключевое место на уроке занимает деятельность учащихся, которая способствует  развитию логико-математического мышления, повышенную активную учебную  и познавателную деятельность учащихся.

   Учитывая возрастные и физиологические особенности учащихся в 8 классе, мною продуманы различные виды деятельности на уроке.

    Материал урока является логическим продолжением к изучению последующего материала. Содержание урока включает следующие контролируемые элементы: разложение многочленов на множители, формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности, формула разности квадратов, алгебраическая дробь основное свойство алгебраической дроби, умножение алгебраических дробей, степень с натуральным показателем и её свойства. Тема урока замает важное место в изучение алгебры в 8 классе и включается в контрольно – измерительные материалы Государственной итоговой аттестации в 9 классе.

Дмитриева Ольга Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока на конкурс "Лучший урок письма"

Урок проводился в 5 классе. Дети писали письма космонавтам....

Защита урока на Всероссийском конкурсе профессионального мастерства педагогов "Мой лучший урок".

Перед вами – огромная планета Земля,Реки и горы, равнины, моряТочка на карте зовётся «объект» -Такое понятие ввёл человек. Сегодня мы с вами узнаем о том,Что каждая точка имеет свой дом,Что...

Методическая разработка проведения интегрированного урока «Лучший урок письма», 6 класс

6  класс«Лучший урок письма»Тема: Р/Р Сочинение  «  Cпорт в моей жизни».  (1ч.)...

Урок географии 7 класс "Движение вод Мирового океана" 2 местро на Всероссийском конкурсе "Мой лучший урок"

Данный урок исследовательского типа, по форме – урок – моделирование.Все этапы урока четко спланированы и выдержаны.Учитель верно ставит цель урока, на которую методически грамотно выводят учащихся.Си...

«Лучший урок письма - 2015» Номинация : «Кем я хочу стать, чтобы сделать мир лучше.»

Здравствуй дружище! Вот мы уже и в шестом классе .Часто я задумываюсь ,кем стать, чтобы сделать мир лучше. Пускай не весь мир , а хотя бы свою родную Ростовскую область ,милый моему сердцу хуторок ,за...

«Мой лучший урок» в контексте ФГОС ООО Геометрия 7 класс."Свойства равнобедренного треугольника".

Геометрия, 7 класс по учебнику Атанасян Л.С..Раздел: "Медиана, биссектриса, высота треугольника". Урок "открытия" новых знаний по теме " Свойства равнобедренного треугольника"...