№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Планируемые результаты (Описание результата обучения через «наблюдаемые УУД» | ЭОР |
Предметные (Знать, понимать, уметь) | УУД (коммуникативные (К), регулятивные (Р), познавательные (П), личностные (Л)) |
1 | Организационный момент Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. | Организует подготовку к уроку, настраивает учащихся на активную, плодотворную работу. - создает благоприятную атмосферу на уроке и условия для усвоения нового материала (необычное начало урока; «моё настроение») | Полная готовность класса к учебной деятельности. Быстрое включение учащихся в деловой ритм.
|
|
|
|
2 | Мотивация и целеполагание Цель: включение учащихся на личностно-значимом уровне: «Я хочу, т. к. могу» | Представьте себе, что мы альпинисты-исследователи, которые должны совершить необычное восхождение на вершину «Пика Знаний». (Приложение 1) Девизом нашего урока сегодня пусть будут слова великого Гёте: «Просто знать – мало, знания нужно уметь использовать». Давайте проверим как вы умеете использовать полученные вами, на предыдущих уроках, знания. -7-(-3)= 2*3= -19+0= -23+23= 5*1= 6*0= -5*1= -32*0= 33*(-1)= -3*(-4) = -2*5= 2*(-1,5)= -Почему возникли затруднения? Просит сформулировать тему урока. А теперь скажите: Как вы считаете, чему мы должны научиться сегодня на уроке? А для того, чтобы достичь целей, что мы будем делать? Сегодня на уроке. учебные Анализировать…. Вычислять… Объяснять… Обобщать… Описывать… Осуществлять Повторять… Отрабатывать…
| познавательные Опознавать… Характеризовать… Выяснять… Использовать… Владеть…
|
И ещё… Развивать умение планировать свою деятельность, общаться друг с другом. Будем учиться грамотно, красиво говорить. Чётко и ясно выражать свои мысли. Итак, цель нашего восхождения: повторить теоретический материал, отработать навыки арифметических действий с положительными и отрицательными числами, расширив знания по теме, развивать навыки самостоятельного мышления, воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки. Спрогнозируйте свой результат на полях тетради. «Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький». Это слова философа Конфуция. -Каким путем пойдет каждый из вас, решать вам, но нужно помнить, что вы несете ответственность за свои знания. -Первенство вы будете оспаривать на протяжении всего урока, победителем станет тот, кто наберет большее количество баллов, тем самым первым достигнет вершины «Пика Знаний». |
Решают примеры, записанные на доске.
Называют тему урока и записывают ее в тетради.
Формулируют цели и задачи урока (выбор задач урока из многообразия предложенных). Записаны на доске.
Выставляют себе отметку, которую они хотели бы получить за работу на уроке (в тетрадях на полях). |
| К: формировать умение вести диалог с учителем и одноклассниками; Р: формировать умение ставить цель урока, прогнозировать свою деятельность для достижения поставленной цели; П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания; Поиск и выделение необходимой информации Л: мотивировать учащихся к обучению, умение грамотно высказывать и отстаивать своё мнение.
| компьютер, медиа проектор
Слайд 1
Слайд 2
|
3 | Актуализация ранее изученного материала Цель: повторение материала необходимого для «открытия нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого уч-ся. | Организует деятельность учащихся по актуализации ранее изученного материала: Принято, что человек, готовясь к соревнованиям, день начинает с зарядки, ну а мы перед восхождением проведем разминку, повторив практические умения, которые необходимы для дальнейшего изучения арифметических действий с рациональными числами: «Немного подумай» Из данных чисел составь примеры и реши их:3балла -13,-25,-18,-5,-9,-43,-8 5,6,9,41,29,63,15. «Разминка для ума» Слайд: «подумай лучше» 3б. Вычислить: 3,7 - 4,8= -5,2 - 4,7= - 5,6 - (- 3,6)= - 1,1 + 1,1= (ответы: -1,1; -9,9; -2; 0). Слайд: «подумай хорошо» -4б. 0,3 * 0,6= 0,08 * 10= 15 * 0,01= 2 * 0,3 + 2 * 0,7= Ответ: 0,18; 0,8; 0,15; 2. Восстановите выполненные операции и зафиксируйте место, шаг, действие, где возникало затруднение. И мы обязательно вернемся к этим вопросам. Итак, мы повторили материал необходимый для «открытия нового знания». | 4 ученика работают очень медленно, не успевают вместе со всеми, поэтому им предлагаю задания по карточкам (Приложение 2), а остальные выполняют задания на слайдах.
| Знать: правила сложения и вычитания рациональных чисел Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий Понимать: какие правила необходимо использовать при выполнении предложенных заданий | К:взаимодействие с одноклассниками и учителем; умение представить себя, задать вопрос, оказать помощь другим. Р: Целеполагание, выдвижение гипотез П: Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний. Анализ объектов. | компьютер, медиа проектор
Слайд 3
Слайд 4 |
4 | Изучение нового материала. - Открытие нового знания. - Построение проекта выхода из затруднения. Цель: решение устных задач, обсуждение проекта ее решения, запись в виде опорного сигнала.
| Организует деятельность учащихся по изучению нового материала c использованием компьютерной презентации: 1. Проводит упражнение «Мы исследователи». -Теперь дальше в путь. Подъем будет нелегким, могут быть небольшие затруднения, но во всех ситуациях выживает тот, кто крепко держится за руку друга. «А вершины покоряет тот, кто к ним стремится». Три пути ведут вас к знанию: Вы можете выбрать один из них: - из учебника; -спросить у товарища; -спросить у учителя. Итак, какой путь выберете вы? Обратите внимание на то, что этап нашего урока называется «Мы исследователи». 2. Историческая справка о происхождении знака умножения: За всю историю человечества было придумано много способов умножения. Только в конце XV - начале XVI века итальянский математик Лука Пачоли приводит 8 различных способов умножения в своём трактате об арифметике. Знак умножения «косой крест» ( х ) впервые в 1631 году ввёл английский математик Уильям Оутред (1575 – 1660) Позднее, в 1698 году, выдающийся немецкий математик Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716), ввёл знак умножения «точка». 3.Составляет вместе с учащимися Схему-алгоритм. 
- Правила умножения можно истолковать и таким образом: «Друг моего друга – мой друг»: + * + = + «Враг моего врага – мой друг»: - * - = + «Друг моего врага – мой враг»: + * - = - «Враг моего друга – мой враг»: - * + = - 4.Организует выполнение задания на отработку понимания правил. (Устно) -2*5=-10 -12*(-6)=72 2*(-1,5)=-3 13*(-4)=-52 -3*(-5)=15 -16*5=-80 Обратите внимание: если количество отрицательных чисел четно, то в ответе вы получите положительное число, а если количество отрицательных чисел нечетно, то в ответе вы получите отрицательное число. |
1.Учащиеся озвучивают этап урока: «Мы исследователи». Читая текст учебника, анализируя и обобщая приходят к правилу, которое следует понять и запомнить.
3.Читают правило и переводят его на математический язык. Составляют схему- алгоритм вместе с учителем. (Записывают в тетради)
4. Выполняют задания на отработку понимания правил.
| Знать: правила умножения чисел с разными знаками и отрицательных чисел Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий
Понимать: какие правила необходимо использовать при выполнении предложенных заданий. | Р: контроль в форме сличения способа действия и его результата; коррекция — внесение необходимых корректив в план и способ действия в случае расхождения с эталоном; оценка — выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. К: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске решения проблемы, владение монологической и диалогической формами речи. П: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. | компьютер, медиа проектор
Слайд 5,6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд9 |
5 | Первичное закрепление материала. Цель: проговаривание нового знания при решении заданий , обсуждение решений.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что уже умеет, знает, а над чем следует еще поработать | 1. Проводит упражнение под девизом: «Примеры учат не меньше, чем правило» выполняя задание №1024(1,3,5,7)-комментировано у доски. Благополучно, справившись с заданием, мы продолжаем восхождение дальше. №1026 (2,4,6) –решают в парах. 2. Проводит упражнение «Телевизор» 3. И теперь самое трудное восхождение. «Если вы правильно выбрали себе путь, то счастье само вас отыщет» - говорил К.Д.Ушинский. И я предлагаю вам поработать самостоятельно, под девизом: «Усердие- мать удачи» - слайд - Посмотрите на задания самостоятельной работы. Какое из них вызывает у вас сомнения?- В чём? - С чего начнёте? Разъяснение подхода к оцениванию знаний учащихся. Вариант 1 Уровень А. Найдите значение выражения: А) -12*2-2; Б) -2*(-2, 1)* *(-5)*(-3)*(- 1,1); В) -4, 9 *100. Уровень В. Не выполняя вычислений, сравните значение выражения: 213*(-8716) *(-507) и -405 *(-378) *(-912). Уровень С. Найдите значение произведения всех нечетных чисел от -24 до -19. | Вариант 2 Уровень А. Найдите значение выражения: А) 6-3*5; Б) -2*(-5,2)* *(-0,2)*0,3* (-3); В) -8 *0,01. Уровень В. Не выполняя вычислений, сравните значение выражения: -463*(-903) *71,5 и 356,8*(-558)* *0 . Уровень С. Найдите значение произведения всех нечетных чисел от -18 до -14. |
Критерии: Верно решен уровень: А 3 балла Верно решен уровень: В 4 балла Верно решен уровень: С 5 баллов С 1 ошибкой: – 1 балл С 2 ошибками: – 2 балла Вернемся к примерам, которые вызвали у нас затруднения в начале урока: -3*(-4) = -2*5= 2*(-1,5)= Итак, применяя правила, которые нам теперь известны мы можем с ними справиться. |
1.Выполняют задание, сверяя решение с доской, решают в парах.
2. Обсуждают видео. Объясняют: какие ошибки были допущены школьницей. 3. Выполняют самостоятельную работу по вариантам, 4. проверка самостоятельной работы по документ камере. 5. выставление оценок в соответствии с критериями.
Вариант 1 Самопроверка. Уровень А. Найдите значение выражения: А-26; Б) 69,3; В) -490. Уровень В. 213*(-8716)*(-507) > -405*(-378) * (-912). Уровень С. -23*(-21) =483. | Вариант 2 Самопроверка Уровень А. Найдите значение выражения: А) -9; Б) 1,872; В) -0,08. Уровень В. -463*(-903)*71,5 > 356,8*(-558)*0. Уровень С. -17*(-15) =255
|
Отвечают:12; -10; -3.
| Знать: правила умножения чисел с разными знаками и отрицательных чисел Уметь: применять полученные знания при выполнении заданий
Понимать: какие правила необходимо использовать при выполнении предложенных заданий
| К: Умение слушать и вступать в диалог. Коллективное обсуждение проблем (при необходимости) Р: Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата П: Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. Л: Ориентация в межличностных отношениях | компьютер, медиа проектор Слайд 10
Слайд 11 Слайд 12
Слайд 13
Документ-камера
Слайд 14 |
6 | Подведение итогов урока. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
| Итак, мы на вершине «Пика знаний». Подсчитайте свои баллы.(Приложение 3) Сбылись ли ваши прогнозы? Кто сработал лучше? Достигли мы целей, что ставили в начале урока? Работа по карточкам | «Разминка для ума» | Работа у доски и устная работа во время «открытия нового знания» | Самосто- ятельная работа
| Бонус за активную работу на уроке. | Итог |
|
|
|
|
|
| Отметка |
|
Поднимите, пожалуйста, руки те, кто достиг своих поставленных в начале урока целей. Поднимите руки те, кто получил оценку выше той, которую поставил себе на полях в начале урока. Над чем нужно ещё поработать? Выставление оценок. | Слушают информацию. Делают самооценку своей деятельности на уроке.
|
| К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; П: Умение выполнять рефлексию и оценку процесса и результатов деятельности. |
компьютер, медиа проектор
|
7 | Домашнее задание | Дает домашнее задание, комментирует их выполнение Изученные сегодня правила ещё раз в п.37 закрепить, При решении 1) №1025(2,4,6) и №1027(2,4) применить. Ну, а тот, кто хочет логику и смекалку развивать, Может одно из двух дополнительных заданий для себя подобрать. В дневник не забудьте задание записать И постарайтесь выполнить его на «5». 2) №1054(задача от мудрой совы) 3) сообщение о Луке Пачоли. «Пирамида выборов»: - выбор уровня сложности; - выбор домашнего задания и способа представления его результата; - выбор объёма и уровня сложности. Спасибо за урок! Я рада, что каждый из вас внёс свою лепту, знаете правила сложения и вычитания чисел с разными знаками, правила сложения и вычитания отрицательных чисел, а сегодня узнали правило умножения рациональных чисел и теперь умеете все эти правила применять. Были активны на уроке, с интересом работали над различными заданиями, на каждом этапе отслеживали свои результаты, умеете оценить себя и друга, внимательны и доброжелательны друг к другу. Творческих успехов вам при выполнении домашнего задания! До свидания! | Записывают домашнее задание в дневники, задают учителю вопросы |
| К: умение слушать, задавать вопросы Р: умение делать выбор Л: самоопределение |
Слайд 15 |