«Методы решения иррациональных неравенств».
методическая разработка по алгебре (10 класс)

Ахметова Гюзяль Абузяровна

«Методы решения иррациональных неравенств».

 Если в неравенство входят функции под знаком корня, то такие неравенства называют иррациональными.

Стандартный метод решения этих неравенств заключается в возведении обеих частей неравенства в нужную степень. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon irratsionalnye_neravenstva.doc175 КБ

Предварительный просмотр:

 «Методы решения иррациональных неравенств».

Ахметова Гюзяль Абузяровна-

учитель математики МБОО-Старокулаткинская СШ №1.

2016 г.

Методы решения иррациональных неравенств.

 Если в неравенство входят функции под знаком корня, то такие неравенства называют иррациональными.

Стандартный метод решения этих неравенств заключается в возведении обеих частей неравенства в нужную степень: если в неравенство входит квадратный корень, то в квадрат; входит корень третьей степени − в куб и т. д. Однако, Правило : Если f (x) ≥ 0, g (x) ≥ 0 на множестве X, то неравенства 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551619028-6.gif

равносильны на этом множестве ,   преобразования неравенств, возводить в квадрат, не нарушая равносильности, можно только неравенство, у которого обе части неотрицательны. При возведении же в квадрат неравенств, части которых имеют разные знаки, могут получиться неравенства, как равносильные исходному, так и неравносильные ему. Простой пример: –1 < 3 − верное неравенство, http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621434-1.gif − тоже верное неравенство. Несмотря на то, что –4 < –1 − неравенство верное, неравенство http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621450-2.gif уже верным не является.

Как получить равносильные системы для некоторых часто встречающихся типов неравенств.


Неравенства вида:            http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621450-3.gif

Если x лежит в ОДЗ: f (x) ≥ 0, то левая часть неравенства существует и неотрицательна. Поскольку для всех x, являющихся решением данного неравенства, правая часть больше левой, то g (x) > 0. Следовательно, обе части неравенства неотрицательны (для тех x, которые являются решениями неравенства, другие x нас не интересуют). Значит, возведение в квадрат не нарушает равносильности и можно записать равносильную нашему неравенству систему неравенств: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621465-4.gif

Пример 1

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621465-5.gif

Решение:

Неравенство  равносильно системе: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621465-6.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621528-7.gif

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621528-8.gif

Пример 2

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621543-9.gif

Решение:

 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621543-10.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621543-11.gif

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621590-12.gif


Неравенства вида http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621590-13.gif

ОДЗ данного неравенства f (x) ≥ 0. Пусть для каких-то x из ОДЗ g (x) < 0. Тогда, очевидно, все эти x − решения, так как при этих x левая часть определена (x http://mathematics.ru/courses/algebra/shell/xml/astronomy/isinv.gif ОДЗ) и неотрицательна, в то время как правая часть g (x) < 0.

Для других x из ОДЗ g (x) ≥ 0. Для них обе части неравенства неотрицательны, и его можно возвести в квадрат: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621621-14.gif Значит, данное неравенство равносильно совокупности неравенств:

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621621-15.gif

Заметим, что в последнюю систему не входит требование f (x) ≥ 0. Оно и не нужно, так как выполняется автоматически http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621637-16.gif ибо полный квадрат всегда неотрицателен.

Пример 3

Решите неравенство http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621684-17.gif

Решение:

ОДЗ неравенства: x ≥ –3.

1. Если http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621715-18.gif то все эти x http://mathematics.ru/courses/algebra/shell/xml/astronomy/isinv.gif ОДЗ, для которых верно x < –1, − решения. Таким образом, http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621715-19.gif − первая часть ответа.

2. Если http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621731-20.gif то обе части неравенства неотрицательны, и его можно возвести в квадрат. Имеем: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621731-21.gif

Получаем, что решениями являются все http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621731-22.gif

Объединяя результаты пунктов 1 и 2, получаем:

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621731-23.gif

Пример 4

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621746-24.gif

Решение:

ОДЗ данного неравенства: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621793-25.gif Будем рассматривать только эти x, другие x не могут являться решениями данного неравенства.

1. Если http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621809-26.gif то есть http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621825-27.gif то все такие x из ОДЗ, удовлетворяющие этому условию, являются решениями неравенства. Значит, все x ≤ –3 − решения неравенства.

2. Если http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621856-28.gif то есть http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621887-29.gif а с учетом ОДЗ это означает, что http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621887-30.gif то обе части неравенства неотрицательны. Возведём обе части неравенства в квадрат: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621903-31.gif

Уравнение http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621918-32.gif имеет корни http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621934-33.gif и http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621965-34.gif Значит, решением неравенства являются http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551621981-35.gif С учётом http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622059-36.gif получается, что на данном множестве решениями являются http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622075-37.gif Объединяя результаты пунктов 1 и 2, получаем

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622075-38.gif

Запишем это решение другим способом:

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622153-39.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622184-40.gif

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622184-41.gif


Неравенства вида http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622200-42.gif

ОДЗ данного неравенства: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622215-43.gif Обе части неравенства неотрицательны в ОДЗ, и потому можно возводить в квадрат. Получим равносильную систему

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622215-44.gif

Заметим, что из неравенства http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622215-45.gif следует, что http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622231-46.gif то есть дополнительно это требовать и включать это неравенство в систему не нужно.

Отметим полезное следствие. Предположим, что ОДЗ неравенства уже найдено, и мы будем отбирать решения только из ОДЗ (это разумно, поскольку вне ОДЗ решений нет). Тогда исходное неравенство равносильно следующему: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622231-47.gif а та система, которой это неравенство равносильно, может быть представлена (для x из ОДЗ) в виде http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622262-48.gif Следовательно, в ОДЗ

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-49.gif

Эти  же рассуждения применимы и для знака неравенства ≥. Отсюда можно сделать вывод:

Знак разности http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-50.gif совпадает со знаком выражения http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-51.gif

Отсюда же получается ещё одно следствие:

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-52.gif в ОДЗ: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-53.gif

Пример 5

Решить неравенство: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622293-54.gif

Перейдём к равносильной системе: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622325-55.gif

Решая эту систему методом интервалов, получаем:

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622340-56.gif

Пример 6

Решить неравенство. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622371-57.gif

Решение:

 ОДЗ неравенства: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622418-58.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622434-59.gif

Заметим, что в ОДЗ x ≥ 0, поэтому существует http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622450-60.gif и значит, 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622450-61.gif

Мы воспользовались здесь тем, что в ОДЗ x ≥ 0, (x – 5)(x – 6) ≥ 0 и потому существуют выписанные в последней строчке корни. Кроме того, мы вынесли за скобку http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622465-62.gif который по вышесказанному существует. Этот корень неотрицателен и потому не влияет на знак неравенства, следовательно, на него можно сократить, не забывая, что он может ещё обратиться в нуль и те x, для которых корень обращается в нуль, являются решениями неравенства. Таким образом, в ответ необходимо включить число x = 5. При x = 6 корень http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622496-63.gif обращается в нуль, но x = 6 не входит в ОДЗ неравенства. Воспользуемся теперь тем, что знак разности корней совпадает со знаком разности подкоренных выражений. Имеем: 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622543-64.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622543-65.gif

Учтём теперь ОДЗ и получим:

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622543-66.gif


Неравенства вида http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622543-67.gif

ОДЗ данного неравенства: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622606-68.gif Предположим, что функции f (x) и g (x) не имеют общих корней. Рассмотрим вспомогательное неравенство 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622621-69.gif

(*)

1. Если g (x) < 0, то для любого x из ОДЗ выполнено http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622637-70.gif

2. Если g (x) ≥ 0, то выражение http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622637-71.gif может иметь любой знак, но выражение http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622637-72.gif всегда строго положительно. Умножая обе части неравенства (*) на строго положительное число http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622653-73.gif не меняя знака неравенства, перейдём к равносильному неравенству 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622653-74.gif

Таким образом, в ОДЗ 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622653-75.gif

Значит, при g (x) ≥ 0, знак разности http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622668-76.gif совпадает со знаком разности http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622684-77.gif в ОДЗ.

Получаем следующие условия равносильности. 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622684-78.gif

Запоминать приведённые системы неравенств не нужно, важно понимать, как они получаются.

Пример 7

Решить неравенство: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622700-79.gif

Решение:

Выполним равносильные в ОДЗ преобразования :. 

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622700-80.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-81.gif

Не случайно сделано последнее преобразование. Важно знать, чему конкретно равняется функция g (x) = 2x – 8. Часто ошибкой является считать, что g (x) = 2x + 8.

ОДЗ данного неравенства: http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-82.gif то есть http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-83.gif Перейдём к равносильной системе.

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-84.gif

http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-85.gif

С учётом ОДЗ сразу получаем:

Ответ. http://mathematics.ru/courses/algebra/content/javagifs/63261551622715-86.gif

Вывод.

Иррациональными называются неравенства, в которых переменная содержится под знаком корня.

Иррациональное неравенство сводится к равносильной системе (или совокупности систем) неравенств:

http://d3dxadmpi0hxcu.cloudfront.net/goods/ymk/algebra/work2/theory/4/51.gif

Литература:

1.Математика: алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. организаций : базовый и углубленный уровни /( Ш.А. Алимов, Ю.М.Колягин и др.)-М. : Просвещение, 2016.

2.Дорофеев Г., Потапов М., Розов Н. Математика для поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока алгебры в 11 классе "Решение иррациональных неравенств"

Тема "Иррациональные уравнения" изучается в провильном математическом классе. По этой теме можно подобрать множество интересных нестандартных задач. Упражнения к уроку подбирала из вариантов ЕГЭ, диаг...

Методическая разработка урока по математике в 10 классе по теме:"Решение иррациональных неравенств"

Урок-закрепление , углубление знаний учащихся по решению иррациональных неравенств....

Конспект занятия элективного курса "Методы решения иррациональных неравенств"

Рассмативаются методы решения разных иррациональных неравенств, в том числе с параметрами....

Методы решения иррациональных уравнений и неравенств

Иррациональные уравнения и неравенства часто встречаются на ЕГЭ. Разберем несколько примеров....

Методы решения иррациональных неравенств.

Методы решения иррациональных неравенств....

Конспект урока для 11 класса по теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"

Конспект урока для 11 класса пр теме "Иррациональные уравнения и приемы преобразования уравнений. Методы решения иррациональных уравнений"...