"Создание условий для самореализации учеников на уроках математики"
статья по алгебре (9, 10, 11 класс)

В представленной статье я предлагаю собственные наработки в направлении создания условий для самореализации учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samorealizatsiya.docx30.25 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для самореализации учеников на уроках математики

В представленной статье автор предлагает собственные наработки в направлении создания условий для самореализации учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности.

          В последние годы в отечественной педагогике и психологии возрастает интерес к самореализации. Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, стремящейся к самоопределению и самореализации. Самореализация личности школьника в учебной деятельности является динамическим взаимодействием с миром в рамках учебного процесса, способствующим развитию потенциальных возможностей школьника при обеспечении педагогических условий. Создание таких условий учителем  на уроке  и является одной из главных целей современного образования. В преамбуле закона «Об образовании в РФ» говорится «Под образованием в настоящем законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества…, обеспечение самоопределения личности, создания условий для ее самореализации…» Выпускник современной школы должен быть творчески развитой личностью, способной к самореализации в социальной и профессиональной сферах жизни. Все качества человека, которые способствуют ему в самореализации формируются на протяжении всей его жизни, а вот фундамент закладывается в школе. О каких качествах идет речь, которые способствуют развитию творческих способностей, какие необходимые и достаточные  условия надо создать для самореализации учащихся в школе, в частности на уроках математики - тема данной статьи. (одна из задач моей работы)

Личность, способная к самореализации, – это в первую очередь личность, способная к самовоспитанию и саморазвитию. Где и как  формируются эти качества на уроках математики? Что заставляет ученика заняться самовоспитанием и саморазвитием? Самовоспитание начинается с самоизучения, а этому качеству, как показывает многолетний опыт, способствуют сформированные рефлексивные умения, умения сравнить свои результаты работы с достижениями других, давать объективную самооценку собственных действий, которые помогают осознать свои недостатки, стимулируют возникновение желания исправить положение дел, изменить что-то в себе. Одним из элементов уроков, который заставляет моих подопечных посмотреть на себя, на свою деятельность, как бы со стороны, увидеть свои успехи и неудачи является самостоятельная работа. Она полезна как самим учащимся, так и учителю для осуществления обратной связи.  На уроках математики первое, где  ученик может проявить себя, может заставить раскрыть свои возможности  и показать, на что он способен – это самостоятельная работа. Формы проведения самостоятельных работ разнообразны: от традиционной работы с двумя, тремя заданиями до тестов и работ в форме рабочей тетрадей с заполнением пробелов в приведенных рассуждениях. Однако, оценивается не одна самостоятельная работа,  чтобы оценка была более объективной, она выставляется за серию самостоятельных работ по изученной теме. Например, первая самостоятельная работа посвящена проверке знаний теоретического материала, она может проводиться в форме математического диктанта или теста. Следующая работа – простейшие задания вычислительного характера на проверку умения применить изученный теоретический материал для решения заданий базового уровня, т.е. идет первичное закрепление нового материала. Затем, идет проверка умения применить эти знания для решения традиционных заданий математики: задач, уравнений, неравенств. Но ошибки в первой работе влекут за собой ошибки и во второй работе, т.е. незнание теории не позволяет выполнить и практические задания. Давая работы в хронологии их изучения, помогаю ученику  увидеть западающее звено, даю возможность оценить свои знания по изученной теме, установить причину плохой оценки и где он может ее повысить, а какие задания ему непосильны. Как следствие, следующий шаг самовоспитания после самоизучения является постановка целей саморазвития. Например,  сделать выводы о своих дальнейших действиях, о своих возможностях достигать определенных результатов, организовать свою учебную деятельность по ликвидации пробелов в знаниях: над чем надо поработать самостоятельно, что надо спросит у учителя, а в чем могут помочь одноклассники, тем самым развить усидчивость, интерес к предмету.  Итог: обучающийся реализует свои возможности уже при выполнении контрольной работы. Как правило, такая подготовка к контрольной работе дает положительный результат. А контрольная работа и есть прием самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для него результаты, развиваются способности личности.

Да, саморефлексия  способствует саморазвитию, она важна для полного гармоничного развития личности, т.к. оценивание обеспечивает возможность учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки. Однако, важна и внешняя оценка как со стороны учителя, а иногда и со стороны других учащихся, для того, чтобы он имел полное представление о процессе деятельности, который может привести к успешному результату.

 Следующий прием, который я использую на уроках – это опрос учеников парами: докладчик и оппонент. Это избавляет меня, как учителя, напрямую контролировать решение отвечающего у доски, а обязывает это делать остальным: на ошибку указывают вопросом, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «какое свойство применяется», «как получен результат действия», «почему записи равносильны», при этом ни один вопрос не остается без ответа. При этом в процессе познавательной деятельности ребята учатся вести дискуссию, аргументировать собственные действия, принимаемые решения. Учатся выслушивать оппонента,  понять мнение других, но в то же  время иметь право не соглашаться с ним. Если ученик, с одной стороны, умеет вслух объяснить другим учащимся и доказательно аргументировать свои действия, их последовательность, а с другой стороны, способен выслушать и услышать аргументы своих оппонентов и, в случае если эти аргументы оказываются для него убедительными, то скорректировать свои действия. Если при этом он способен не только скорректировать свои действия и решения, но и сделать выводы о своих дальнейших действиях, о своих возможностях достигать определенных результатов – это уже самооценка, что, как мы понимаем, очень важно для полного и гармоничного развития личности. Происходит осознание того, что демонстрировать учащимся, что я чего – то «не знаю», «не умею», или « не понимаю» не только не стыдно, но является первым шагом к «знаю», «умею», и «понимаю». В результате, я, как учитель, оцениваю не только результат, но и его достижение (как думал, делал, размышлял).

Сформированность умений самоконтроля, самооценки, самокритичности – это и есть умение реально оценивать свои способности. Но планка не  должна быть завышенной. Адекватность оценивания собственных достижений можно формировать. Для этого можно использовать еще один прием обучения:  ученику предлагаются для самостоятельного решения так называемые «задачи недели».  Это задачи учебного назначения, но поданные в нестандартной или проблемной форме. Кроме того, предлагаемые задачи должны соответствовать теме уроков или серии уроков. Это может быть задача повышенного уровня, нестандартная, олимпиадная на решение которой отводится неделя. На первый взгляд такие задачи кажутся трудными потому, что простой факт сформулирован необычным образом, рассматривается под необычным углом зрения. Такая задача – маленькая научная проблема. Важно пройти все этапы научного поиска. Сначала ученик собирает факты и на их основе выдвигает  гипотезы, выделяет несколько частных случаев, пытается решить способом подбора, т.е. использует различные способы выполнения заданий и те, кто справился, предлагают свое решение в конце учебной недели с последующим их представлением и защитой. Стимулируется использование разных способов выполнения заданий, приобщая ребят к творческому поиску, поощряю любые шаги самостоятельности. Этот прием обучения позволяет развить качества творческой личности такие, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность. Признание правильности решения такой задачи дает возможность оценить творческую деятельность ученика, а самому ученику повысить свою самооценку.

Помимо формирования индивидуальных качеств личности ученика и его самореализации на уроках, учащиеся могут реализовать эти качества и во внеурочное время. Например, показать,  на что ты способен можно участвуя в олимпиадах, в проведении предметной недели, в городских НПК, в «математических боях» между школами города. Все эти школьные и городские мероприятия способствуют реализации возможностей каждого учащегося, позволяют им самостоятельно оценить уровень своего развития и своевременно вносить «коррективы». Т.е. с одной стороны, каждый поддерживает веру в собственные силы, а с другой стороны – видит реальную планку, соразмерную его способностям и возможностям. Например, для учеников работа над учебными проектами – это возможность раскрыть свои потенциалы творческие, логические и умственные. Эта деятельность позволяет учащимся проявить себя в группе, научиться публично предоставлять свой результат и как результат, воспитать качества, способствующие для самореализации.

     Вся моя деятельность направлена на создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями. При апробации в учебном процессе новых технологий в совокупности со старыми, традиционными методами и формами проведения занятий, я, как учитель не только стремлюсь поднять качество обучения и воспитания на новый уровень, но и создать условия для самореализации своих подопечных.

    Самореализация – это естественная наивысшая потребность человека. Без самореализации невозможно получить удовольствие от процесса работы. Чем полнее человек проявляет все качества своего характера, тем приятнее ему будет работать. Потребность в самореализации ощущает каждый, но не каждый  может утолить эту жажду. В самореализации себя часто мешает только неуверенность. Верь – ты можешь все. Самопознание, самосовершенствование и самореализация должны стать осознанными процессами для каждого на протяжении всей своей жизни. Именно желание самореализоваться помогает человеку стать счастливым, успешным и самодостаточным. И самое главное гармоничным!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

Создание условий самореализации учащихся на уроках математики путем использования элементов современных технологий

В данной работе рассматривается понятие «самореализация», обосновываются особенности самореализации   школьников в учебном процессе, а также даются  различные методы обучения, способств...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

Создание условий для самореализации в учебно-воспитательном процессе при обучении информатики

Актуальность темы моего выступления определяется тем, что на современном этапе развития России школа является одним из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности.Успешная подго...

методическое сообщение на тему: "Создание условий для самореализации молодого преподавателя"

В современном мире, особенно в условиях проживания в таком небольшом городе как наш, очень остро встает вопрос трудоустройства. Каждый человек стремиться к высокооплачиваемой работе и хорошей должност...

Создание условий для самореализации обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС

Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Важнейшей задачей современной системы образования является фор...