Создание условий для самореализации в учебно-воспитательном процессе при обучении информатики
статья на тему

Смирнова Елена Александровна

Актуальность темы моего выступления определяется тем, что на современном этапе развития России школа является одним из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности.

Успешная подготовка подрастающего поколения к творческой трудовой деятельности; помощь в развитии интересов, способностей учащихся, обеспечивает благополучную самореализацию школьников в социальной и профессиональной сферах жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_vystuplenie.doc108.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО учителей математического цикла

Тема: «Создание условий для самореализации в учебно-воспитательном процессе при обучении информатики»

МОБУ  Новобурейская СОШ № 3

Выступление на МО учителей математического цикла

Тема: «Создание условий для самореализации в учебно-воспитательном процессе при обучении информатики»

Подготовила:

Учитель информатики

Смирнова Е. А.

                                           

           

                                           

                                                   пос. Новобурейский

2017 г

         Актуальность темы моего выступления определяется тем, что на современном этапе развития России школа является одним из важнейших факторов формирования новых жизненных установок личности. Современное общество требует не просто работника-исполнителя, а активного деятеля, способного к творчеству, самостоятельности, ответственности. Перед педагогами поставлены новые задачи – не только передавать школьникам знания, но и широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Сегодня от выпускника школы требуются умения выработать собственную точку зрения, ценностные ориентиры, способы взаимодействия с окружающими людьми. Это, в свою очередь, предполагает применение личностного подхода к обучению, создание условий для развития личности школьника, обеспечение его самоопределения. Успешная подготовка подрастающего поколения к творческой трудовой деятельности; помощь в развитии интересов, способностей учащихся, обеспечивает благополучную самореализацию школьников в социальной и профессиональной сферах жизни.

В последние годы вследствие того, что личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство нашей страны,  в отечественной педагогике и психологии возрастает интерес к самореализации. Этому понятию посвящен ряд работ, освещающих лишь отдельные стороны проблемы. Так, Н. В. Борисова рассматривает проблему развития функции самореализации старшеклассников в учебно-деловой игре. Большое внимание барьерам самореализации уделено в работе Т. Н. Холиной, исследование М. И. Ситниковой посвящено творческой самореализации личности молодого учителя. Таким образом, в отечественной педагогике и психологии нет специальных работ, посвященных условиям  самореализации учащихся  в учебном процессе.

Цель выступления: выявить педагогические условия, обеспечивающие самореализацию учащихся в учебно-воспитательном процессе.

Что необходимо:  1) разнообразная деятельность учителя по организации учебного процесса; 2)  использование учителем различных методов и технологий обучения,  которые являются необходимыми условиями для самореализации школьников.   

 Нужно рассмотреть следующие вопросы:

  1. Изучить психолого-педагогическую литературу, опыт образовательной практики.
  2. Определить понятие «самореализация», обосновать особенности самореализации   школьников в учебном процессе.
  3. Рассмотреть и проанализировать создание вариативной школьной среды посредством использования учителем различных методов обучения, современных технологий, способствующих поддержке саморазвития личности, помощи в самореализации.

Теоретическое обоснование условий самореализации школьников в учебной деятельности

          Сегодня в сфере образования наиболее ярко высвечивается позиция субъектной значимости человека. Суть ее состоит в раскрытии сущностных сил человека: его активных деятельностных начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития и т.д.

 В наше время  многие науки о человеке, такие как философия, социология, психология, педагогика, исследуют понятие «самореализация». Только междисциплинарный синтез знаний о человеке и его взаимодействии с окружающим миром может помочь проникнуть в суть проблемы.

А. Маслоу говорит о самореализации как о процессе и одновременно результате осуществления, использования человеком своих способностей и возможностей, достижение личностных смыслов, своего предназначения в жизни.

Г.К. Чернявская под самореализацией понимает «практическое осуществление человеком его задатков, способностей, дарований, черт характера через ту или иную сферу социальной деятельности с пользой для себя, коллектива и общества в целом...».

По мнению В.И. Муляра, данный процесс раскрывается через комплекс понятий: индивидуальность, опредмечивание-распредмечивание сущностных сил личности, культура, свобода, самодеятельность, целенаправленность. Самореализация, в понимании этого автора, есть "индивидуальный процесс деятельностного опредмечивания сущностных сил личности".

Проанализировав различные подходы к феномену самореализации в отечественной философии, можно выделить ключевые, объединяющие их моменты.

• Во-первых, ключевым понятием в определении самореализации является понятие сущностных сил самой  личности.

Характеризуя сущностные силы личности, можно выделить позицию Л.А. Цыреновой, что проблема самореализации "касается не только возможностей реализации или активизации разнообразных человеческих способностей, задатков, склонностей или социальных черт в тех или иных видах деятельности, но затрагивает сами основы индивидуального существования, предполагая смысложизненное самоопределение, отношение к миру и к самому себе"

• Во-вторых, ключевым также является понятие опредмечивания (выделения, практического осуществления) сущностных сил.

Это связано, прежде всего, с тем, что реализовать себя человек, раскрыть свои способности может только в процессе той или иной социальной деятельности.

• В-третьих, самодеятельность, так как самореализация возможна лишь тогда, когда деятельность инициируется самой личностью. Осуществление деятельности должно быть предопределено не только обществом, коллективом, но и  потребностями самой личности.

Именно в этом случае, по мнению Н.Н. Михайлова, "деятельность становится самодеятельностью", а реализация способностей личности в данной деятельности "приобретает характер самореализации". Существуют различные подходы к пониманию сущности самореализации личности.

Самореализацию можно рассматривать как процесс и одновременно результат целенаправленного раскрытия сущностных сил личности, а именно умений, навыков, потребностей, способностей, которые опредмечиваются в практической деятельности (ценностно-ориентированной, коммуникативной, познавательной, трудовой, спортивной и т.п.).

      Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации.

Задачи развития личности вынесены в цели образовательной системы страны: «В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку реализовать себя и как неповторимую индивидуальность, со своими специфическими запросами и индивидуальными способностями социальной самореализации». Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступает совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей и приобщение ее к культуре. Становящаяся, развивающаяся личность не просто проявляет активность, осуществляя деятельность и вступая в общение с взрослыми и сверстниками. В проявляемой активности обнаруживается сама личность с присущими ей свойствами, ранее сформированными качествами, способностями, мотивами. Осознается это или нет, в акте проявляемой активности личность реализует себя, свои потенциальные возможности. Реализуясь, она преобразовывает предмет, на который направлена активность, отношения, в которые она вступает. Преобразуя, она преобразует и себя, обеспечивая тем самым движение в своем развитии.

      Самореализация личности школьника в учебной деятельности является динамическим взаимодействием с миром в рамках учебного процесса, способствующим актуализации и развитию потенциальных возможностей школьника при обеспечении педагогических условий. Создание таких условий учителем  на уроке  и является одной из главных целей современного образования.

Сущность работы:  Деятельность учителя как условие самореализации учеников

           Долгое время массовая школа, сохраняя  первичность информированности личности, а не ее культуры, оставалась «школой знаний», в которой преобладала рационально-логическая сторона познания над чувственно-эмоциональной.        

Сегодня в российском образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного.

          При апробации в учебном процессе новых технологий в совокупности со старыми, традиционными методами и формами проведения занятий, учитель не только стремится поднять качество обучения и воспитания на новый уровень, но и создает условия для самореализации его подопечных.

Влияние учителя на самореализацию школьника определяется применяемыми способами организации деятельности коллектива, инициируемой формой общения с учащимися, методами оценки и стимулирования активности личности.

При невозможности полного отказа от традиционного обучения, учителю необходимо по-новому взглянуть на формы организации обучения, особенно на урок, в котором нужно выявить неиспользованные резервы. Только экспертиза, научная и грамотная, способна определить, что нужно сохранить и изменить в традиционном обучении, цели которого ориентированы преимущественно на усвоение знаний, умений и навыков. Учителю следует отказаться от технологии формирования, воспитания и обучения школьников в пользу  технологии поддержки саморазвития личности, помощи в самореализации.

          Построение образовательного процесса должно быть основано на диагностике различных типов затруднений, препятствующих самореализации школьников в учении.

Учителю необходимо находить методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого ученика. Так, например, брать  на вооружение методы психодиагностики, изменять отношения и организацию деятельности детей, применять разнообразные и мощные средства обучения (в том числе компьютер), перестраивать содержание образования.

         Уровень мотивационных ресурсов учителя, направленных на внедрение в учебный процесс различных психолого-педагогических технологий, может быть описан за счет анализа его педагогической деятельности.

В начале педагогической карьеры мой педагогический опыт формировался под воздействием технологии интенсификации обучения  В.Ф. Шаталова. Методические приемы: многократное повторение, работа по образцам, обязательный поэтапный контроль, яркая наглядность помогают обеспечить активность учащихся на уроке, воспитывать трудолюбие, формировать ответственность.

Дифференцированный подход к учащимся осуществляю на всех этапах урока. Он  позволяет  мне варьировать темп  изучения материала, использовать разноуровневые задания,  определять характер и степень дозировки помощи ученикам, интегрировать  индивидуальную работу с формами коллективной учебной деятельности.

На уроках, учитывая индивидуальность каждого учащегося, предоставляю  возможность самостоятельного выбора способов учебной работы с программным материалом, выбор форм работы, типа и характера ответа и оцениваю не только результат, но и его достижение (как думал, делал, размышлял). Стимулирую использование разных способов выполнения заданий, приобщая ребят к творческому поиску, поощряю любые шаги самостоятельности.

Переход к личностно-ориентированным технологиям является очевидным.

Как творчески работающий учитель одной из целей своей  педагогической деятельности считаю создание условий для развития познавательной активности учащихся.

  Положительные результаты  в учебно-воспитательном процессе достигаются за счет создания на уроках атмосферы доброжелательного сотрудничества и  обеспечивают сохранность контингента.  

Серьезно подхожу  к развитию у учащихся операционных способностей: свертывание информации, опознание и воспроизведение информации, оценочные действия и др. Для реализации педагогических задач при проведении уроков  кроме традиционных применяю методы активного обучения: работа в группах, в парах, в связке «учитель-ученик», взаимопроверка, самопроверка по образцу, самооценка.

         Считаю, что творческое мышление  у ребят развивается при использовании на уроках проблемных ситуаций, но для ощутимых результатов требуется длительное время, систематичность и умение постановки проблем.

    Результаты диагностики, проводимой в начале учебного года, собственные наблюдения анализирую с учетом возрастных особенностей учащихся, что  позволяет определить содержание и технологии образовательного процесса, как для  класса,  так и в индивидуальном режиме с опорой на ведущую деятельность подростков.

Вся моя деятельность направлена на создание психолого-педагогических условий, которые бы стимулировали образовательную деятельность учащихся на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

Сразу скажу, что сиюминутного эффекта по части самореализации учащихся при всем моем старании не получилось. Я скорее чувствую продуктивность выбранной стратегии, нежели отслеживаю ее, т.е. результативность здесь имеет больше прогностический характер.

Можно и  должно  учить ребенка важнейшим умениям:

-самостоятельно приобретать  знания

-принимать самостоятельные и ответственные решения

-планировать свою деятельность, прогнозировать и оценивать ее результаты

-принимать ответственность за себя и свое окружение

-строить с другими людьми отношения сотрудничества и поддержки.

   Всесторонне изучая и учитывая на уроке психологические особенности каждого учащегося: его мышления, памяти, в частности внимания, воображения, воли, создаются условия для раскрытия сущностных сил школьника: его активных деятельностных  начал, индивидуального внутреннего потенциала, личностного опыта, резервов развития.

Создание условий для самореализации немыслимо без современных педагогических технологий на уроках информатики и ИКТ.

  Познавательный интерес, а как следствие активность учащихся, является важным фактором улучшения и одновременно показателем эффективности и результативности процесса обучения, поскольку он стимулирует развитие самостоятельности поисково-творческий подход к овладению содержанием образования побуждает к самообразованию. Проблема, развития познавательной активности учащихся, требует поиска нового в теории и практике, новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм, методов и способов обучения направленных на реализацию принципа активности в учении.

В настоящее время возросла потребность в учителе, способном модернизировать содержание своей деятельности посредством критического, творческого её освоения и применения, достижений науки и передового педагогического опыта.


       Целью образования является существенное повышение качества образования за счет интенсификации, дифференциации, индивидуализации процесса обучения, воспитания и развития, наиболее полного удовлетворения образовательных потребностей учащихся по вопросам новых технологий.

Информационные технологии

Информатика участвует в формировании и развитии личности, особенное внимание при изучении информатики уделяется развитию логического и алгоритмического мышления, принципами которой являются:

 сочетание процесса изучения и накопление теоретических знаний с практическим их применением при работе на компьютере;

 учёт возрастных и индивидуальных особенностей в развитии алгоритмического мышления;

 взаимосвязь между информатикой и другими предметами;

 разнообразие в процессе преподавания предмета.

Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями, умениями и навыками, социализация обучаемого (В.П.Беспалько, Т.А.Ильина, М.В.Кларин, Н.Д.Никандров, А.И.Уман и др.). Касаясь педагогического содержания, отметим его связь с уровнями освоения элементов образования. Основными элементами здесь выступают знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностного отношения к миру (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Виды знаний: понятия и термины, факты действительности и науки, законы науки и действительности, теории, знания о способах деятельности, знания о методах познания и оценочные знания. Виды способов деятельности: интеллектуальные (анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение и др.), практические, предметные, общеучебные. Признаки творческой деятельности: самостоятельный перенос знаний в новую ситуацию, видение новой проблемы в знакомой ситуации, самостоятельное комбинирование известных способов деятельности в новый, видение структуры объекта, видение возможных решений данной проблемы, построение нового способа решения проблемы, отличного от известных.

Информационные технологии весьма эффективны для оперативного получения достоверной информации при диагностике знаний, умений и навыков учащихся.

Продуманное и последовательное использование новых информационных сред, мотивированное задачами, стоящими перед образованием, вызывает коренную перестройку содержания образования. Целостная информационно-образовательная среда делает возможными и необходимыми намного более радикальные перемены в содержании, ориентированные на будущие потребности, с одновременным снижением нагрузки учащихся. Изучение этого процесса, управление им и проектирование его — одна из наиболее масштабных задач.

Образовательная философия информационных новых технологий придает большую ценность развитию способностей учащегося к самостоятельному поиску и открытию истины, приобретению и использованию навыков решения принципиально новых жизненных задач. Такой подход согласуется с общей тенденцией развития современной школы, представленной развивающим, проблемным обучением, проектным, исследовательским подходами.

Концепция использования средств информационных технологий в образовании строится на принципе их доступности для каждого участника образовательного процесса. Овладение ими требует не теоретического или инженерного изучения компьютерной техники, а непосредственного умения применять ее в качестве инструмента учебы.

Обеспечение доступа к информационным ресурсам за границами учебников, телеконференциям по всем школьным предметам и проблемам школьной жизни, наряду с другими информационными ресурсами богатейшего источника Интернет и межшкольными телекоммуникационными проектами является неотъемлемой частью информационной сферы школы.

Компьютерная технология обучения

В любой технологии обучения есть предметно-независимые элементы и элементы: существенно зависящие от предметной области. В разработке компьютерной технологии можно выделить следующие этапы: выбор целей разработки компьютерной технологии; анализ предполагаемых результатов; выбор варианта компьютерной технологии; определение содержания обучения; определение последовательности изучения разделов и тем; анализ и выбор средств компьютерной поддержки; выбор направлений использования средств компьютерной поддержки; методическая проработка разделов и тем. Исходными данными для технологии являются: общий объем часов, отведенный в учебном плане на дисциплину; распределение часов по годам обучения; базовые требования к знаниям и умениям учащихся, сформулированные в нормативных документах; технические возможности и загруженность компьютерного класса, наличие и тип средств программной поддержки. Вариант компьютерной технологии выбирается в соответствии с техническими возможностями: простейшая форма – интегрированные с курсом информатики уроки по отдельным темам предмета; второй уровень – компьютерный практикум по отдельным разделам или группе разделов курса.  

Главный вопрос в формулировке целей обучения: что должно остаться, когда обучаемый выйдет из учебного заведения, следует выделить две составляющие - общеобразовательную и практическую. Первая из них обеспечивает необходимый уровень знаний по предмету на данном этапе цивилизации. Вторая должна ответить на вопросы: “Что нужно по жизни от изучения данного предмета” и “Что дает для этого компьютерная технология”. Возможные цели для компьютерных технологий: повышение качества знаний (повышается наглядность обучения; существенную роль играет естественный интерес большинства учащихся к компьютеру, он косвенно трансформируется в интерес к предмету; больше возможностей для практической реализации активных форм обучения); повышение производительности труда учителя и как следствие увеличение объема знаний учащихся по предмету. Косвенной целью внедрения компьютерной технологии по любому предмету является повышение уровня общей информационной культуры учащихся и будущего общества в целом. У учащихся воспитывается стереотип мышления: “Нужно узнать – посмотри на компьютере, загляни в Интернет”.

Требования к составу и основные виды программных средств поддержки учебного процесса: информационно-демонстрационные моделирующие и контролирующие программы, проблемно-развивающие учебные среды, инструментальные средства преподавателя для разработки авторских обучающих программ. В последние годы появилось новый тип средств компьютерной поддержки - информационные ресурсы Интернет, в том числе обучающие программы для дистанционного обучения. Предпоследний вид программных средств предметно независим. Остальные жестко связаны с предметной областью. От разработчика технологии требуется рационально выбрать программные средства и способы их использования на различных этапах обучения. Целесообразно сформулировать частные цели изучения каждого раздела и определить цель и направление использования средств компьютерной поддержки.

На сегодняшний день объективно сложились условия для серьезных разработок компьютерных технологий преподавания учебных предметов: имеются мультимедийные компьютеры, разработаны и свободно продаются программные пакеты хорошего качества по предметам. На сайтах образовательных учреждений в Интернет накопилось много программных продуктов учебного назначения, в том числе и некоммерческих, которые можно получить или работать с ними дистанционно. Дело за учителем, чтобы все это разумно использовать.

Здоровьесберегающие технологии

Появившееся в последние годы понятие здоровьесберегающие технологии предполагает консолидацию всех усилий школы, нацеленных на сохранение, формирование и укрепление здоровья учащихся. В какой-то мере это направление пришло на смену валеологии, привлекая внимание педагогов и общественности к проблеме детского здоровья. Здоровьесберегающие образовательные технологии решают задачи сохранения и укрепления здоровья сегодняшних учащихся, что позволит им вырастить и воспитать здоровыми собственных детей.

Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основными целями  здоровьесбережения на уроках, в том числе уроках  информатики, являются следующие:

  1. Создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;
  2. Создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей необходимо решить следующие задачи :

  • Четкое отслеживание  санитарно – гигиенического состояния класса;
  • Гигиеническое нормирование учебной нагрузки, объема домашнего задания;
  • Освоение новых методов деятельности в процессе обучения школьников, использование технологий урока, сберегающих здоровье учащихся;
  • Привлечение системы кружковой, внеклассной, предпрофильной работы к формированию здорового образа жизни учащихся;
  • Участие в обобщение опыта путем ознакомления с работами коллег, научной литературой.

Работа учителя информатики невозможна без здоровьесберегающих технологий. Не случайно первым пунктом в организации урока на основе здоровьесбережения  стоят обстановка и гигиенические условия. Урок информатики начинается с перемены. В нашей школе из года в год действуют простые правила: кабинет информатики после каждого урока проветривается, для повышения влажности в помещении применяется влажная уборка два раза в день. Такое внимание к воздушно – тепловому режиму в классе не случайно –  работающие компьютеры увеличивают температуру в классе на 3-4 0С, а в последнее время наблюдается рост числа детей с аллергиями, для которых характеристики воздуха определяют ощущения комфорта, работоспособность, темп нарастания утомления  и т.д.   При изучении темы в 8 классе «Вставка рисунков в текстовом редакторе» можно провести конкурс плакатов. Одна из тем– техника безопасности в кабинете информатики. Работы  получатся разные: деловые, смешные, красочные. Но результат этого урока не только в формировании навыков работы на компьютере, умении вставлять рисунки в документ. Главное обсуждение по этим плакатам затрагивает не только красочность, правильность обработки рисунка, сколько его актуальность для кабинета, для учителя, для самого ученика, для здоровья. На этом этапе формируется осознанное  отношение ученика к правилам поведения,  в общем,  и к своему здоровью в частности. Чтобы избежать нагрузки на глаза при работе на ПК,  необходимо  соблюдать регламент продолжительности общения учеников с компьютером,  а при объяснении материала использовать проектор, на большом экране которого демонстрировать все подготовленные аудио- и видеоматериалы.  При этом не страдает зрение учащихся, а разнообразие форм работы повышает интерес к предмету, снижает утомляемость от учебной нагрузки.  Установлено, что только оптимизация санитарно-гигиенический условий способствует улучшению здоровья учащихся на 11%. Особенность уроков информатики  - это постоянное использование компьютеров. И,  несмотря на то, что продолжительность работы  в среднем звене не более 20 минут, за это время глаза  учащихся устают. Поэтому обязательно в конце работы нужно проводить простые и доступные  упражнение для глаз. Моменты здоровьесбережения могут прослеживаться так же в тематике и содержании материалов уроков. Например, урок по изучению электронных таблиц в 9 классе «Нормы питания».  Таким образом, формируется осознанное отношение учащихся к своему здоровью, сбалансированному питанию, здоровому образу жизни.        

Игровые технологии

Игровые технологии относятся к педагогическим технологиям, основанным на активизации и интенсификации деятельности учащихся. Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Использование игровых технологий является одним из способов достижения сознательного и активного участия обучаемых в самом процессе обучения.

Деловая игра, как бы сжимая время, сближает время, сближает события, далеко разнесенные в практике, и тем самым отчетливо демонстрирует участникам возможности долгосрочных стратегий и их влияния на эффективность деятельности. Кроме того, игра обеспечивает максимальное эмоциональное вовлечение участников в события, допуская возможность вернуть ход и попробовать другую стратегию, создает оптимальные условия для развития предусмотрительности, гибкости мышления и целеустремленности. Она приучает к коллективным действиям, принятию как самостоятельных, так и скоординированных решений, повышает способность руководить и подчиняться, стимулирует практические навыки, развивает воображение и интуицию. При игре меняется мотивация обучения, знания усваиваются не про запас, не для будущего времени, а для обеспечения непосредственных игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе. Помимо этого, достоинством деловых игр является радикальное сокращение времени накопления опыта. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен с помощью деловых игр в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю, квартал или год. Опыт, который в обычных условиях накапливается в течение недели или месяца. Как правило, игры проводятся по периодам (циклам), которые имитируют период продолжительностью в день, неделю или год.

Качество игры тем выше, чем ближе модель к изучаемому или исследуемому механизму. Наибольшей активности позволяют достичь компьютерные модели и компьютерные игровые технологии. Если деловая игра как имитационная модель действительно отражает основные закономерности изучаемых явлений, то она может с успехом применяться как в учебных, так и в исследовательских целях.

Учебные проекты

Учебные проекты применяются как форма работы по обобщению и систематизации ЗУН по информатике и для демонстрации их применения на практике при решении проблемы из какой–либо предметной области. Итоги своей деятельности дети демонстрируют на заключительной конференции. Здесь же они формируют первичную схему работы над проектом с применением вычислительной техники.

В 9–ом классе проект может идти как основная учебная деятельность на уроках информатики и совмещаться с изучением разделов "Моделирование" и "Основы алгоритмизации и программирование" или, как в 8 –м классе, использоваться в качестве итоговой работы. В процессе разработки проекта у учащихся формируются навыки коллективной работы над программным комплексом и общие представления об использовании языка программирования для моделирования реальных процессов.

Изучение содержания предмета (информатики) совмещается с применением приобретенных знаний в работе над учебно–исследовательским проектом. На уроках информатики в первую очередь формируются и совершенствуются умения и навыки планирования, информационно–поисковые, освоения новых программных приложений. Цели реализуются следующим образом: учитель–предметник ведет содержательную часть проекта, который помогает сориентироваться в проблеме и наметить общий план работы над содержанием. Под руководством учителя информатики осуществляется детальное планирование деятельности с учетом применения средств вычислительной техники, освоения и совершенствования навыков работы в различных средах. Во время этой работы у учащихся формируется представление о единстве информационных процессов.

При применении учебно–исследовательских проектов обеспечивает более высокое качество знаний учащихся за счет:

1. четкого планирования работы;

2. повышения мотивации при изучении содержания предмета, т.к. получаемые навыки сразу применяются в конкретной работе изначально самостоятельно выбранной ребенком;

3. спирального подхода к формированию к вышеперечисленных умений и приемов работы.

  

Глобальная компьютерная связь стимулирует введение в практику методов проектной работы учащихся, способствует освоению учащимися навыков продуктивной совместной работы по достижению общей цели, создает предпосылки интеграции изучения средств информатики. Развитие стиля научного познания мира и человека приводит к изменению в формах и средствах обучения. А значит, и обучающие технологии должны соответствовать содержанию и требованиям изменяющихся педагогических парадигм. Развитие всемирной сети Интернет, с помощью которой можно доставить информацию разного рода в любое место, в любом объеме, на любое расстояние в короткие промежутки времени при строгом планировании материала, может оказывать несравнимо большее влияние на глобальное образовательное и культурное развитие, чем какой-либо другой носитель информации.

Это возможность обращает нас к новой философии образования, основанной на самостоятельном овладении учебным материалом в новых условиях. Однако нельзя не учитывать, что динамичное развитие информационных технологий способствует тому, что молодое поколение может замыкаться в мире экранной культуры, которая далеко не всегда отвечает требованиям морали и нравственности. Высокая поэзия, художественная литература, традиционно несущие в себе нравственные ценности, часто не интересует тех, кто познает мир, общаясь с компьютером. Так как только свободно и активно мыслящий педагог, прогнозирующий результаты своей деятельности и, соответственно, моделирующий воспитательно–образовательный процесс играет огромную роль в обновлении содержания образования и воспитания.

Практика использования компьютеров в обучении показывает, что информационные технологии эффективны только в том случае, если создана личностно ориентированная дидактическая компьютерная среда – целостность методологических, методических, технологических подходов, определяющих структуру, содержание и технологии компьютерного обучения, обеспечивающая условия саморазвития и самореализации личности, создающая благоприятные условия для реализации личностных функций субъектов образовательного процесса.

                                 Список используемой литературы

     1. Волович М.Б. Не мучить, а учить: О пользе педагогической психологии.- М.: РОУ, 2000.- 232с.

2. Два философских подхода к проблеме самореализации. — М., «ИНИОН», 2016.

3. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. 2 изд. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

4. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». Е.С.Полат. «Академия», М., 2000г.

5.  Никишина И. В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008

6.  Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе./Науч. ред. Т.И. Шамова, П.И. Третьяков. - М. - Тюмень, 1994

7. Охтина, Л. Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М., «Просвещение», 2000.-96 с.

8. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 2015. - 256 с.

 9 . Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе – М.: – сентябрь – 1996.- 96с.

 

Подготовила учитель информатики Смирнова Елена Александровна

24.03.2017 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для самореализации личности обучающегося на уроках русского языка и литературы через осуществление деятельностного подхода

Я глубоко уверена, что полнота, глубина, гибкость, конкретность, обобщённость, систематичность, системность, осознанность и прочность знаний, то ...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

«Внеурочная деятельность в системе ФГОС: создание условий для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи»

Внеурочная деятельность в системе ФГОС:  как создать условия для самореализации и саморазвития личности обучающихся через совместную деятельность общеобразовательного учреждения и семьи....

методическое сообщение на тему: "Создание условий для самореализации молодого преподавателя"

В современном мире, особенно в условиях проживания в таком небольшом городе как наш, очень остро встает вопрос трудоустройства. Каждый человек стремиться к высокооплачиваемой работе и хорошей должност...

Создание условий для самореализации обучающихся в образовательном процессе в рамках ФГОС

Учебный процесс представляет собой сложную динамическую систему, в которой осуществляется взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Важнейшей задачей современной системы образования является фор...

"Создание условий для самореализации учеников на уроках математики"

В представленной статье я предлагаю собственные наработки в направлении создания условий для самореализации учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Создание условий для самореализации творческих сил учащихся начальной школы на основе содержания образования по ДПИ во внеурочное время

В проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится о том, что требования к структуре образовательных программ предполагают установление соотношения частей образ...