Построение графической модели задачи, как средство развития регулятивных УУД на уроках математики
статья по алгебре (5, 6 класс)

Помазов Роман Владимирович

В данной статье рассматривается вопрос формирования регулятивных УУД на уроках математики, путём обучения моделированию текствоых задач и уравнений, представлению их в виде графических схем, геометрических фигур и их отношений.  Автор разбирает пример задания и графической модели, показывая, как её можно преобразовать в план решения, обращая внимание на основные задачи и трудности при использовании данного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx73.76 КБ

Предварительный просмотр:

Помазов Р.В. учитель математики ГБОУ СОШ № 252 Красносельского района Санкт-Петербурга

Построение графической модели задачи, как средство развития регулятивных УУД на уроках математики

Современный мир представляет собой переходную модель от информационного общества к чему-то качественно новому, к такому виду общества в котором современные технологии и алгоритмы заменяют людей во многих сферах, в том числе и таких, которые связаны с творчеством и обучением. В таких условиях подход и требования к образованию смещаются от парадигмы получения и накопления информации к парадигме приобретения умения работать с информацией, в том числе, умения преобразовывать и интегрировать информацию из совершенно разных сфер и направлений. Для этого необходимо непрерывно и самостоятельно учиться, и развиваться на протяжении всей жизни. Такой подход требует освоения не только знаний по изучаемому предмету, которые предлагает та или иная образовательная организация, но и, в первую очередь, способов и приёмов работы с информацией и навыков самостоятельного приобретения и обновления актуальных знаний, а также умения использовать их на практике. Необходимо уметь обобщать и встраивать новые знания в имеющуюся картину мира таким образом, чтобы постоянно развивать и повышать эффективность своего профессионального подхода.  Такие способы работы с информацией должны быть универсальными и подходить как для обучения на всех этапах, так и для практического применения знаний и умений [4]. Подобные идеи старались реализовать многие педагоги и исследователи данной области, такие как Л.С. Выготский [1], А. Н. Леонтьев [3], Д. Б. Эльконин [5 – 7], В. В. Давыдов [2] и многие другие, однако, необходимость формирования в нашей стране современной и конкурентоспособной системы образования привела к необходимости создания системы, призванной объединить весь лучший опыт и структурировать его в соответствии с чётко описанными целями, что привело к появлению ФГОС.

В ФГОС ООО универсальные учебные действия распределены по группам в зависимости от той функции, которую они выполняют (личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные), освоение каждого УУД обеспечивает формирование важного компонента учебной деятельности. Однако для обеспечения самостоятельности процесса обучения необходимо обратить особое внимание на формирование УУД, связанных с регуляцией и саморегуляцией. От того, в какой степени сформирована саморегуляция, будет зависеть успешность ученика, его способность соответствовать меняющимся требованиям при переходе на следующие этапы обучения, эффективность и результативность при решении учебных и профессиональных задач в дальнейшем.

Необходимым условием для саморегуляции является чёткое понимание своего плана действий, и тут мы сталкиваемся с тем, что ученики, зачастую не способны к самостоятельности: им необходимо чуть ли не диктовать решение составных текстовых задач, особенно это актуально для учеников 5 – 6 класса. Это связано, в том числе и с тем, что многие учителя начальной школы не обращают должного внимания формированию у обучающихся способности к преобразованию информации из текстового вида в вид моделей и отношений, а также не обращают должного внимания этапу составления обоснованного плана решения (от данных или от требования). Ученики стараются заучить арифметические действия, не всегда понимая их смысл и последовательность, отсюда сложности с пояснениями и путаница, когда появляются задачи с противоположными действиями (нахождением дроби от числа и числа по его доле, или процентов от числа и числа по процентам, пропорциям и т.д.). Для того, чтобы избежать бессмысленного заучивания, с самого начала изучения курса математики, мы предлагаем обучать учеников строить модель задачи (так называемую "краткую запись") в виде максимально наглядных объектов: отрезков, геометрических фигур и их отношений (рис. 1). В процессе построения подобных моделей, ученики определяют необходимые действия и их последовательность, приходят к пониманию физического смысла понятия скорости (или других зависимых величин), связи величин и арифметических действий. 

https://nsportal.ru/sites/default/files/styles/large/public/media/2019/05/26/ris1_0.jpg?itok=3nZKGLDQ

Обучение построению моделей – задача сама по себе достаточно трудоёмкая, и требует от учеников и учителя тщательной проработки, времени и понимания смысла выполняемого действия. Как один из элементов такой работы, можно использовать построение отношений на числовом луче при работе с числовыми выражениями и уравнениями, что также подготовит учеников к пониманию линейных функций, действий с рациональными числами на числовой прямой, симметрии на числовой прямой и работе с графиками функции.

В начале нашей работы, ученики с трудом переводили текстовые задачи в вид графических моделей, заменяя их привычными краткими записями или вовсе игнорируя данный этап решения, но при переходе к составным задачам, когда модель стала включать в себя, помимо данных и требования, ещё и план решения, обучающиеся стали воспринимать данный приём, как очень удобный, хотя и не всегда простой способ самостоятельной работы над задачей. Усилия в данном направлении привели к тому, что разбор задачи даже повышенного уровня стал сводиться к обсуждению отдельных элементов построения модели, которые могут быть не столь очевидными как в типовых задачах. Дальнейшее решение задачи сводится к выполнению арифметических действий по составленному в модели плану, что повышает самостоятельность и саморегуляцию учеников. 

Таким образом, можно заключить, что умение составлять модель задачи, наглядно демонстрирующую отношение между известными и неизвестными данными является эффективным способом планирования решения учебной задачи и может помочь в формировании сомостоятельности и саморегуляции на уроках математики.

Список литературы:

  1. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии//Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. М., 1984. Т. 4
  2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. С. 146 – 162.
  3. Леонтьев А.А. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/под ред. А.А. Леонтьева. М., 2006. 389 с.
  4. Хатит Ф.Р. Проблема формирования универсальных учебных действий в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Ф.Р. Хатит. Наука. Образование. Молодежь. Майкоп:  Адыгейский государственный университет. 2016. № 13. С. 316 – 320.
  5. Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника/Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 2004. 215 с.
  6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии/Под ред. Д.И. Фельдштейна; Вступ. статья Д.И. Фельдштейна. М.: Международная пед. академия, 1995. С. 160 –165.
  7. Эльконин Д.Б. Связь обучения и психического развития детей/Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. С. 53 – 54.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как средство развития самостоятельности учащихся на уроках математики.

Основой учебного процесса является оптимальное управление деятельностью учащихся, а поэтому их самостоятельная деятельность повышает эффективность обучения лишь в том случае, когда учителем пров...

Учебно-познавательные задачи как средство повышения учебной результативности на уроках математики

   В настоящее время особо актуальной проблемой развития системы образования является внедрение новых образовательных стандартов как начального, так и основного общего образования. Ес...

Логические задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5-6 классов на уроках математики

Статья, посвященная развитию творческих способностей учащихся 5-6 класов на уроках математики....

ФОРМИРОВАНИЕ регулятивных УУД на уроках математики. РАЗВИТИЕ САМОКОНТРОЛЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа учащихся над решением математических задач должна включать в себя самоконтроль. Необходимо привить школьникам критичность мышления, чтобы любая задача ими воспринималась не как едиственно прави...

«Старинные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики.»

стариные задачи как средство формирования познавательного интереса на уроках математики...

Сообщение на тему: "Самостоятельная работа как средство развития способностей учащихся на уроках математики"

Данный материал может быть использован учителем на уроках математики в 5-9 классах...

Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики

Развивающие творческие задачи как средство развития личности учащихся на уроках физики...