Формы математического творчества на различных ступенях обучения математике
статья по алгебре
Этапы и формы вовлечения обучающихся в математическое творчество
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Математическое творчество как средство повышения интереса к изучению математики в условиях ФГОС
В ходе своей работы я столкнулась с рядом педагогических проблем, важнейшей из которых считаю вопрос активизации учения школьников, который относится к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики.
Проблема вызвана рядом противоречий. Современное информационное общество ставит пред школой задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, чтобы на протяжении всей жизни иметь возможность найти в ней свое место; самостоятельно приобретать необходимые знания и применять их на практике для решения возникающих проблем; самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути их рационального решения, используя современные технологии; четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить; грамотно работать с информацией, самостоятельно работать над развитием интеллекта, повышением культурного уровня.
В то же время в последние годы наблюдается падение интереса школьников к учебе, в частности, к изучению математики; низкий уровень активности школьников в процессе обучения; интеллектуальная пассивность; низкий уровень обеспечения образовательных потребностей ребенка с гуманитарной направленностью в рамках урока математики.
В частности, за последние годы в МБОУ СОШ 206 Октябрьского района г. Новосибирска резко увеличилось число обучающихся, неуспевающих по итогам года по отдельным предметам, не допущенных к итоговой аттестации.
Поэтому считаю необходимым повышать уровень положительной мотивации обучающихся к учению путем вовлечения в математическое творчество на различных ступенях обучения математике.
Школьники 5-6 классов охотно занимаются выполнением творческих заданий: создание математических кроссвордов, ребусов, разработка математических диктантов по теме «Координатная плоскость».
В нашей школе ежегодно проводятся два важных общешкольных мероприятия: Декада математики ( 2 четверть) и Неделя науки (3 четверть).
В рамках этих мероприятий проводятся конкурс знатоков математики, подготовка и выступление лекторов, подготовка материалов и выпуск газет с учащимися по темам курса математики. Такие мероприятия позволяют стопроцентно привлекать обучающихся к математическому творчеству. Задания конкурса знатоков математики составлены таким образом, что любой учащийся, независимо от успешности освоения программы по математике, может проявить свою смекалку, внимательность, логику и добиться успеха. Выступления лекторов позволяют детям с гуманитарной направленностью реализовывать свой творческий потенциал в ходе подготовке и чтения лекций по истории математики, о занимательных математических фактах и др.
С учениками, проявляющими особый интерес к математике, готовим выступление в НПКШ, например, рассматривая тему «Признаки делимости».
В 5-6 классах начинаю подготовку к участию в математических турнирах различного уровня. Первый этап – участие в заочных конкурсах «Кенгуру», «Ребус» и участие в общешкольной математической игре «Мудрая сова».
В дальнейшем, в 7-8 классах продолжаем участие в этих конкурсах и добавляем очные городские или областные конкурсы: районная игра «Кубок кота Ученого», лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 7-8 классов «Математическая карусель» , которое проводит «Школа Пифагора». Учащиеся 7-8 классов участвуют во Всероссийской олимпиаде школьников, а также, в НПКШ – тема «Формулы площадей многоугольников».
На этой ступени начинаю создавать с учащимися математические продукты с применением ИКТ: буклеты, презентации.
И, в соответствии с требование программы, разрабатываем и защищаем индивидуальные и групповые проекты по математике.
С учениками 9-11 классов продолжаем традиционную работу: международный математический конкурс «Кенгуру - выпускникам», всероссийская олимпиада школьников, подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников, подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки.
Также продолжаем участие в математических конкурсах: районная игра «Кубок кота Ученого», лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов «Школы Пифагора» и добавляем личное первенство, конкурс «Абака».
Большое внимание уделяю подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ. Силами учеников готовим наглядные материалы ОГЭ и ЕГЭ с использованием интернет-ресурсов. Проводим занятия по подготовке к экзамену с использованием составленных учащимися презентации по темам курса математики.
Результатом такой работы становятся: повышение количественной и качественной успеваемости, высокий процент поступления выпускников в ВУЗы и СУЗы математической направленности, снижение количества обучающихся, неуспевающих по итогам года по отдельным предметам, не допущенных к итоговой аттестации.
Этапы вовлечения обучающихся в математическое творчество на различных ступенях обучения математике в условиях ФГОС
5-6 класс | Международный математический конкурс «Кенгуру» Всероссийский математический конкурс «Ребус» Общешкольная математическая игра «Мудрая сова» Всероссийская олимпиада школьников Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки Участие в общешкольном конкурсе знатоков математики Подготовка материалов и выпуск газет с учащимися по темам курса математики Создание математических кроссвордов, ребусов. Разработка математических диктантов по теме «Координатная плоскость» |
7-8 класс | Подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов по математике Районная игра «Кубок кота Ученого» Лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 7-8 классов «Школа Пифагора». Математическая карусель. Всероссийская олимпиада школьников Составление презентации с учащимися по темам курса математики Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки Подготовка материалов и выпуск буклетов с учащимися по темам курса математики |
9-11 класс | Подготовка и проведение факультативов по избранным темам ЕГЭ с использованием составленных учащимися презентации по темам курса математики Международный математический конкурс «Кенгуру - выпускникам» Районная игра «Кубок кота Ученого» Лично-командное первенство Новосибирской области по математике среди 9–11 классов «Школа Пифагора». Абака. Личное первенство. Всероссийская олимпиада школьников Подготовка учащихся к участию в НПК и участие в НПК школьников Подготовка и выступление лекторов в общешкольной Неделе Науки Подготовка наглядных материалов ОГЭ и ЕГЭ силами учащихся с использованием интернет-ресурсов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Различные формы организации учебной деятельности при обучении математике
Развить интерес учащихся к процессу изучения математики в 7-9 классах...
Формирование лексического навыка на различных ступенях обучения
В данной презентации рассмотрены понятие лексического навыка, виды лексических единиц, процесс формирования лексического навыка и контроль сформированности....
Творчество учителя - залог успешности обучения математике.
Решение проблемы творчества педагога в условиях информатизации и технологизации образования заключается в целенаправленном взаимодействии учителя и учеников, получающих удовлетворение от познани...
Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)
Програмно-методическое обеспечение курса математики (алгебры и начал математического анализа, геометрии) III ступени обучения коррекционной образовательной школы I-II вида (программа, КТП)...
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся при обучении математике на уроках различных типов в информационно-образовательной среде
самостоятельная работа...
Аудирование на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе. ( Технология работы с видеоматериалами на уроках различных ступеней обучения).
Теоретическая работа с практическим приложением по использованию аутентичного видеоматериала на уроках немецкого языка....
Анализ развития речевой деятельности учащихся при переходе с начальной ступени обучения в следующую (выступление на педагогическом совете школы по вопросу «Преемственность в преподавании русского языка на различных ступенях обучения»)
В соответствии с познавательными установками одной из приоритетных задач школы на современном этапе является формирование у учащихся потребности в овладении знаниями и способами действий с ними. Для д...