Конспект урока по алгебре 7 класса Мерзляк на тему Сумма и разность кубов
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Конспект урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_algebre_7_klassa_merzlyak_na_temu_summa_i_raznost_kubov.docx | 25.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок № 47
Тема. Сумма и разность кубов
Цель: добиться сознательного усвоения содержания формул (a ± b)(a2 ab + b2) = a3 ± b3 и выработать базовые умения применять эти формулы для соответствующих преобразований целых выражений в многочлен стандартного вида.
Тип урока: усвоение знаний.
Ход урока
I. Организационный момент
@ Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, настраивает их на работу.
II. Проверка домашнего задания
@ Чтобы проверить качество выполнения домашнего задания, собираем тетради. Поскольку выполнение упражнений № 1-2 домашнего задания предусматривало использование как базовых, так и умений более высокого уровня, удачно выполненное домашнее задание можно отнести как домашнюю самостоятельную работу (с выставлением оценок в журнал).
III. Формулировка цели и задач урока
@ Учитель напоминает ученикам (или побуждает их к самостоятельной работе по осознанию места раздела, что изучается: «Формулы сокращенного умножения» по теме «Многочлены и действия с ними») и формулирует цель урока: продолжить работу по изучению формул сокращенного умножения; выработать умение применять новые знания для преобразования целых выражений в многочлен стандартного вида.
IV. Актуализация опорных знаний
Выполнение устных упражнений
1. Прочитайте выражение:
1) (а - b);
2) (а + b);
3) (а - b)2;
4) (а + b)2;
5) а2 - 2аb + b2;
6) а2 + 2аb + b2;
7) а3 - b3;
8) а3 + b3;
9) а2 - аb + b2;
10) а2 + аb + b2.
2. Представьте в виде многочлена:
(a + b)2; (a - b)2; (а + b)(а - b); (а + b)(с + d).
V. Изучение нового материала
1. Работа с опережающим домашним заданием.
Задача 1. Используя правило умножения многочлена на многочлен, выполните умножение многочленов. Образованные выражения (многочлены) сведите к стандартному виду:
1) (а - b)(а2 + аb + b2);
2) (а + b)(а2 - аb + b2);
3) (с - d)(с2 + сd + d2);
4) (с + d)(с2 - сd + d2);
5) (m - 1)(m2 + m + 1);
6) (m + 1)(m2 - m + 1).
Задание 2. Выпишите условие каждого из заданий и многочлен стандартного вида, тождественно ему равен, и запишите соответствующие равенства.
Прочитайте эти равенства, используя термины «сумма», «произведение», «разница», «квадрат».
Сравните получившиеся равенства и сделайте вывод.
2. Усвоение знаний.
@ После проделанной работы (см. п. 1) традиционно учитель вместе с учениками формулирует сначала в виде тождества, а затем с помощью слов формулы, которые имеют название «сумма и разность кубов двух выражений). В конспектах учащиеся могут сделать соответствующие записи.
Конспект 14 |
Сумма и разность кубов |
(произведение) |
1) (а + b) ∙ (а2 - аb + b2) = a3 + b3 |
(суммы двух выражений) на (их неполный квадрат разности) равна (сумме кубов двух выражений) |
(произведение) |
2) (а - b) ∙ (а2 + аb + b2) = а3 - b3 |
(разности двух выражений) на (их неполный квадрат суммы) равен (разности кубов двух выражений) |
При этом следует обратить внимание, что выделенные слова помогают лучше запомнить содержание формул (потому что часто ученики, не задумываясь над содержанием, допускают в этих местах ошибок).
VI. Усвоение умений
Выполнение устных упражнений
1. Назовите неполный квадрат разности выражений:
1) x i y; 2) c i d; 3) г i 1; 4) 2 i c.
2. Назовите неполный квадрат суммы выражений:
1) m и n; 2) р и q; 3) а и 1; 4) 3 и х.
Выполнение письменных упражнений
1. Упростите выражения:
1) (а - b)(а2 + аb + b2);
2) (с + d)(с2 - сd + d2);
3) (m - n)(m2 + mn + n2);
4) (х + у)(х2 - ху + у2).
2. Преобразуйте в многочлен стандартного вида:
1) (х2 - 1)(х4 + х2 + 1) + 1; 2)(а2 + b 2)(а2 - а2b2 + b4) - а6 - b6;
3) (а + 2)(а2 - 2а + 4) - (а - 2)(а2 + 2а + 4);
4) (х + 2)(х2 - 2х + 4) - х(х - 3)(х + 3);
5) (7а2 - 1)(49а4 + 7а2 + 1) - 4а2(5а2 - 1)2 + (5а2 - 3)(3 - 8а2);
6*) (a + 1)(а - 1)(а2 - а + 1)(а2 + а + 1)(а6 + 1)(а12 + 1)(а24 + 1).
* Во время выполнения этого задания желательно добиться от учащихся понимания того, что действия каждого ученика при преобразовании целых выражений должны быть не спонтанными, а сознательными, то есть подчиняться определенной последовательности:
1) Устанавливаем порядок выполнения действий, определенный условием задачи.
2) Ищем в выражении произведения, которые можно преобразовать в многочлен по формулам (не забываем о возможности применения законов умножения и свойств степени).
3) Если произведения многочленов не соответствуют ни одной из формул, используем алгоритм умножения многочленов.
4) После выполнения умножения используем другие действия с многочленами (сложение, вычитание, возведение подобных слагаемых).
3. Решите уравнение:
1) (х - 2)(х2 + 2х + 4) = х3 + 4х;
2) (у2 - 3у + 9)(у + 3) = 6у + у3;
3) (4 - 5х)(16 + 20х) + 25х2 + 5х(5х - 2)(5х + 2) = 4;
4) .
4* (дополнительно). Логические упражнения (на повторение). Какое число или выражение пропущены?
а) 3а + 4 | 9а2 + 24а + 16 |
| б) сп+3 | сп-5 | с8 |
12аb7 | ? |
| 5а9b16 | a8b20 | ? |
VII. Итоги урока
Заполните пропуски, чтобы записи стали верными:
1) ...суммы двух выражений на неполный квадрат их... равно... кубов двух выражений;
2) (... - 1)(a2 ... a ... 1) = a3 - ...
VIII. Домашнее задание
№ 1. Упростите выражение:
1) (х - 2)(х2 + 2x + 4) - (1 - х)(х2 + x + l);
2) (х - 3)(х2 + 3х + 9) - (х + 1)(х - 1)(х - 2);
3) а(а - 3)(а + 3) - (а + 2)(а2 - 2а + 4);
4) (3а2 + 1)(9а4 - 3а2 + 1) - 3а2(2а2 + 1)2 + (5а2 - 1)(2 - 3а2).
№ 2. Решите уравнение:
1) (2 - 3х)(4 + 6х + 9х2) + 3х(3х - 1)(3х + 1) = х;
2) .
№ 3. Опережающее домашнее задание.
1) Пользуясь соответствующим пунктом учебника и записями в тетради, повторите содержание понятий и алгоритмов:
· разложение на множители;
· вынесение общего множителя за скобки;
· разложение многочленов на множители способом группировки.
2) Выпишите в столбик все изученные формулы сокращенного умножения.
Являются ли данные равенства тождественностями? Запишите эти тождества, поменяв местами левую и правую часть каждого равенства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока алгебры в 7 классе по теме: "Сумма и разность кубов двух выражений"
Представлен план-конспект урока по теме: "Сумма и разность кубов двух выражений"...
Конспект урока математики в классе- комплекте по теме: в 6 классе "Применение распределительного свойства умножения" (повторение), в 5-м классе "Упрощение выражений"(изучение нового материала)
Конспект разработан для проведения урока математики в классе- комплекте, где сидят учащиеся 5 и 6 классов...
Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"
Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...
Конспект урока по теме "Сумма и разность кубов" 7 класс
Урок новой темы "Сумма и разность кубов" в 7 классе по алгебре разработан по технологии критического мышления. На стадии вызова используется "дерево предположений", на стадии осмысления - "...
Конспект урока в 11 классе по МХК. Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности»
Тема урока: «Мир реальности и «мир новой реальности» Новая тема (2 часа) в I разделе рабочей программы (тема 5) "Предчувствие мировых катаклизмов. Основные течения в европейской художественной культу...
Конспект урока по алгебре 9 кл на тему "Построение графика квадратичной функции"
Урок изучения нового материалаСформировать умение строить график квадратичной функции, применяя алгоритм построения графика;Тренировать универсальные учебные действия;Сформировать мотивацию к уч...
Методическая разработка урока по теме "Сумма и разность кубов"
Данная тема не является обязательной при изучении алгебры 7 класса на базовом уровне. Формулы достаточно сложно даются учащимся. Сочетание наглядности, групповой работы и самостоятельное открытие этих...