программа ДОП "Избранные вопросы математики"
рабочая программа по алгебре (10, 11 класс)
программа ДОП "Избранные вопросы математики" для учащихся 11 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dop_11_klass_izbrannye_voprosy_matematiki_26_chasov.doc | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
Школа №2092 им. И.Н. Кожедуба
(ГБОУ Школа №2092)
«ПРИНЯТО» На заседании педагогического совета
Протокол № ___ «___»_____ 2018 г. | «СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по воспитанию, социализации и дополнительному образованию ____________ / С.А.Власенко / «___»_____ 2018 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБОУ Школы №2092 __________/ Л.С.Кутузова / Приказ №_____ «___»_____ 2018 г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«ИЗБРАННЫЕ ВОПРОСЫ МАТЕМАТИКИ»
_______________________________________________________________
Направленность программы: общеобразовательная
Уровень программы: базовый
Возраст обучающихся: 16-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Педагог дополнительного образования
Седельникова Лариса Викторовна
Москва – 2018_
Пояснительная записка
Основная задача обучения математике в школе – обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений, необходимых в повседневной жизни и трудовой деятельности каждому члену современного общества, достаточных для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Предлагаемый курс позволяет систематизировать и углубить предложенные темы школьной математики. Стоит отметить, что навыки в применении этих подходов необходимы каждому ученику, желающему хорошо подготовиться для успешной сдачи выпускных экзаменов.
Курс предназначен для учащихся 11 класса с повышенными способностями к изучению математики. В то же время, при овладении приведёнными в данном курсе приёмами решения, многие трудные задачи окажутся вполне посильными для любого ученика.
Материал курса разделён на главы:
- Многочлены.
- Планиметрия.
Данный курс рассчитан на 26 часов, форма обучения очная, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых и нестандартных задач, самостоятельную работу.
Предлагаемые в данном курсе задачи различны по уровню сложности: от простых упражнений на применение изученных формул до достаточно трудных заданий. Все занятия направлены на развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и «нетипичных» задач. Для решения таких задач лучше применять не традиционные методы, а приёмы, которые не совсем привычны для учащихся.
Успешность решения задач, изучения курса во многом зависит от организации учебного процесса.
Используются различные формы организации учебной деятельности: индивидуальные, коллективные, групповые. Основной тип занятий – практикум. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.
В обучении используются элементы развивающего обучения, педагогики сотрудничества, элементы личностно-ориентированного обучения. Очень важно организовать дифференцированный подход к учащимся, позволяющий избежать перегрузки и способствующий реализации возможностей каждого из них.
Данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные по темам курса в основной школе;
- познакомить с некоторыми методами и приёмами решения планиметрических задач, уравнений и неравенств с модулем, уравнений высших степеней;
- сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач;
- воспитывать чувство уверенности в себе, чувство удовлетворенности от полученного результата.
Задачи курса:
- рассмотреть основные приемы решения уравнений высших с помощью теории многочленов, различные способы решения уравнений и неравенств, содержащих переменную под знаком модуля;
- дополнить знания учащихся теоремами прикладного характера;
- расширить и углубить представления учащихся о приёмах и методах решения планиметрических задач;
- привить ученику навыки употребления нестандартных методов рассуждения при решении задач;
- помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Учащиеся должны приобрести умения решать задачи более высокой по сравнению с обязательным уровнем сложности, точно и грамотно формулировать изученные теоретические положения и излагать собственные рассуждения при решении задач, правильно пользоваться математической терминологией и символикой, применять рациональные приёмы решения, использовать наиболее употребительные эвристические приёмы и т.д.
Критерии оценивания учащихся:
- 3 балла– учащийся демонстрирует сознательное и ответственное отношение, сопровождающееся ярко выраженным интересом к учению; учащийся хорошо освоил теоретический и практический материал курса, получил навыки в его применении при решении конкретных задач; в работе над индивидуальными домашними заданиями, над творческими работами, учащийся продемонстрировал умение работать самостоятельно.
- 2 балла – учащийся освоил идеи и методы данного курса в такой степени, что может справиться со стандартными заданиями; наблюдаются определенные положительные результаты, свидетельствующие об интеллектуальном росте и о возрастании общих умений учащегося.
- 1 балл– учащийся освоил наиболее простые идеи и методы решений, что позволило ему достаточно успешно выполнять простые задания.
Контроль уровня обученности
- Уровень достижений учащихся определяется в результате:
- наблюдения активности на практикумах;
- беседы с учащимися;
- анализа творческих, исследовательских работ;
- самостоятельно созданных слайдов, мини-задачников, выполненных проектов, которые могут быть индивидуальными и коллективными.
Итоговая оценка является накопительной, т.е. результаты выполнения предложенных заданий оцениваются в баллах, которые суммируются по окончании курса.
Следует иметь в виду, что требования к знаниям и умениям учащихся при изучении данного курса ни в коем случае не должны быть завышенными. Чрезмерность требований порождает перегрузку, что ведёт к угасанию интереса к математике.
Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Форма контроля | |||
лекция | практикум | ||||||
Раздел I. Многочлены(8ч) | |||||||
1 | Разложение многочлена на множители. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
2 | Метод неопределённых коэффициентов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
3-4 | Деление многочленов с остатком. Теорема Безу и её следствия. | 2 | 0,2 | 1,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
5 | Схема Горнера. | 1 | 0,2 | 0,8 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
6-7 | Рациональные корни многочлена. Решение уравнений высших степеней. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
8 | Самостоятельная работа по теме: «Многочлены» | 1 | 0,2 | 0,8 | |||
Раздел II Планиметрия (18ч) | |||||||
9-10 | Тема 1: «Треугольники» Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
11-12 | Метрические соотношения в произвольном треугольнике. Площадь треугольника. Свойства медиан, биссектрис, высот. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
13 | Тема 2: «Четырёхугольники» Метрические соотношения в четырёхугольниках. Параллелограмм. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
14-15 | Метрические соотношения в четырёхугольниках. Трапеция. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
16 | Тема 3: «Окружности» Метрические соотношения между длинами хорд, отрезков касательных и секущих. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
17 | Свойства касательных, хорд и секущих. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
18-19 | Тема 4: «Треугольники и окружности» Окружность, вписанная в треугольник. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
20 | Окружность, описанная около треугольника. | 1 | 0,1 | 0,9 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
21-22 | Тема 5: «Четырёхугольники и окружности» Четырёхугольники, вписанные и описанные около окружности. Теорема Птолемея. | 2 | 0,5 | 1,5 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
23 | Площади четырёхугольников, вписанных и описанных около окружности | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
24 | Самостоятельная работа по теме: «Планиметрия» | 1 | - | 1 | |||
25 | Решение задач по всему курсу. | 1 | - | 1 | Проверка задач для самостоятельного решения. | ||
26 | Диагностическая работа в формате ЕГЭ. | 1 | - | 1 |
Всего 26 часов.
Основная литература
- Л.С. Сагателова. Геометрия. Решаем задачи по планиметрии. Практикум: элективный курс.– Волгоград: Учитель, 2009
- О.Ю. Черкасов, А.Г. Якушев. Математика: интенсивный курс подготовки к экзамену.- 9-е изд.- М.: Айрис- пресс, 2004
- И. Ф. Шарыгин. Факультативный курс по математике: Решение задач: учеб. Пособие для 10 кл. сред.шк.– М.: Просвещение, 1989
- А.М. Абрамов, Н.Я. Виленкин, Г.В. Дорофеев и др. Избранные вопросы математики: 10 кл. Факультативный курс / сост. С.И. Шварцбурд – М.: Просвещение, 1980
Дополнительная литература
- А.К.Дьячков, Н.И. Иконникова, В.М. Казак, Е.В. Морозова. Единый государственный экзамен. Математика: Справочные материалы, контрольно - тренировочные упражнения, задания с развёрнутым ответом: в 2 ч. – Челябинск: Взгляд, 2006
- А.А. Мочалин. Сборник задач по математике с решениями. Учебное пособие. 9-11 классы. – Саратов: «Лицей», 1998
- В. К. Егерев, Б.А. Кордемский, В.В. Зайцев и др. Сборник задач по математике для поступающих во втузы / под ред. М. И. Сканави. – М.: Высшая школа, 1988
- М.Я. Выгодский. Справочник по высшей математике. М.: АСТ: Астрель, 2006
- В.А. Гусев, В. Н. Литвиненко, А.Г. Мордкович. Практикум по элементарной математике: Геометрия: Учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов и учителей. – М.: Просвещение, 1992
Интернет-сайты
1. http://zadachi.mccme.ru/2012/#&page1
2. https://www.math10.com/ru/geometria/geogebra/geogebra.html
3. https://www.yaklass.ru/p/geometria
4. https://shkolkovo.net/catalog/reshenie_uravnenij
5. https://ege.sdamgia.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по математике "Избранные вопросы математики" 9 класс
Программа и календарно-тематическое планирование элективного курса для учащихся 9 класса...
Программа "Избранные вопросы математики". 9,10,11 класс.
Программа "Избранные вопросы математики" предложена для системы дополнительного образования в 9, 10, 11 классах. Уровень сложности предлагаемых вопросов таков, что к их рассмотрению ...
Рабочая программа "Избранные вопросы математики"
Рабочая программа кружка в рамках дополнительного образования...
Рабочая программа избранные вопросы математики 9 класс
https://infourok.ru/rabochaya-programma-izbrannie-voprosi-matematiki-klass-2258228.html...
Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)
Рабочая программа Избранные вопросы математики для 8 классов на 2019-2020 учебный год (ФГОС ООО)...
Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 9 классов на 2019-2020 учебный год ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа "Избранные вопросы математики" для 9 классов на 2019-2020 учебный год ( внеурочная деятельность)...
Рабочая программа "Избранные вопросы математики" 5 класс
Пояснительная записка.Настоящая рабочая программа дополнительного образования «Избранные вопросы математики» в 5 классе разработана в дополнение к рабочей программе основного общего образо...