Исследование квадратного уравнения
план-конспект урока по алгебре (8 класс)
Закрепление знаний учащихся по теме "Решение квадратных уравнений". Решение квадратных уравнений с параметром. Применение теоремы Виета.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_kvadratnogo_uravneniya.docx | 89.31 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАНИЕ КВАДРАТНОГО УРАВНЕНИЯ
Класс: 8
Цель урока:
1. Образовательная - повторить и закрепить сведения, полученные в результате изучения темы «Квадратные уравнения»; научить применять полученные знания в новых условиях для исследования квадратного уравнения.
2. Развивающая – создать условия для активизации компонентов математической деятельности (умения анализировать математическую ситуацию, выдвигать и проверять гипотезы, доказывать предположения).
3. Воспитательная – воспитывать уверенность в своих силах и умениях, внимание и аккуратность; формировать коммуникативные умения.
Используемое оборудование:
проектор, индивидуальные раздаточные карточки, доска.
Краткое описание:
Сведения о зависимости числа корней квадратного уравнения от его дискриминанта и теорема Виета позволяют, не вычисляя корней квадратного уравнения, получить о нем достаточно широкую информацию: выяснить, имеет ли квадратное уравнение корни и сколько; для уравнения, имеющего корни, определить их знаки, сравнить корни по модулю, если знаки корней различны; устанавливать в некоторых конкретных случаях, может ли уравнение иметь целые корни, иметь рациональные корни и т. п. Учащимся приходится применять сформировавшийся математический аппарат в усложненных ситуациях. Урок проводится как закрепление темы «Квадратные уравнения», чтобы проверить, как хорошо учащиеся овладели опорными знаниями и умениями. Решение заданий, предложенных на уроке, связано с использованием зависимости числа корней квадратного уравнения от его дискриминанта и применением теоремы Виета. Это задания на определение числа корней квадратного уравнения с числовыми коэффициентами и знаков корней, выявление условий, при которых уравнение с буквенными коэффициентами имеет два корня, один корень, не имеет корней. Решение этих задач связано с оценкой выражений, решением уравнений и систем.
Используемые образовательные технологии: На всем протяжении урока учащиеся работают в группах, причем, целесообразно организовать группы таким образом, чтобы в одной группе присутствовали учащиеся с разным уровнем подготовки. Это позволит снизить психологическое напряжение, создать ситуацию успеха: сильные учащиеся помогают учащимся послабее, те, в свою очередь, постепенно расширяют свой опыт за счет приобретения новых умений (сравнивают свои действия с образцом, делают выводы, пытаются повторить) – групповые технологии.
Учащимся на уроке не предлагается готовых алгоритмов действий, они должны самостоятельно, под руководством учителя «открыть» знание (применить полученные знания в новых условиях). Для этого используются специальные задания, которые позволяют создать определенные трудности и поставить учащихся перед необходимостью поиска нового способа действия – проблемное обучение.
Каждое задание, которое предлагается учащимся оцениватся определенным количеством баллов, в зависимости от уровня его сложности. Исходя из своего опыта, учащиеся выбирают то или иное задание – уровневая дифференциация обучения. Аналогичным образом учащимся предлается домашнее задание.
В качестве вспомогательного средства на уроке используется презентация – информационно – коммуникативная технология.
На уроке присутствуют элементы игровых технологий. На этапе актуализации опорных знаний учащихся используются элементы соревнования, и игровые ситуации «Вспомни понятие», «Реши с обманом».
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Определение зависимости между коэффициентами уравнения и заками его корней.
4. Определение количества решений квадратного уравнения.
5. Закрепление полученных знаний.
6. Рефлексия.
7. Домашнее задание.
1. Организационный момент
2. Актуализация опорных знаний
1) Игровые ситуации «Вспомни понятие» и «Реши с обманом».
Учащимся необходимо по первым буквам вспомнить понятия, связанные с темой «Квадратные уравнения» (буквы можно комбинировать и использовать дважды).
D у т п н В к
(дискриминант, квадратное уравнение, приведенное квадратное уравнение, неполное квадратное урвнение, теорема Виета, корень уравнения).
Учащийся, который назвал понятие, выходит к доске и записывает определение понятия, но при этом целенаправленно допускает ошибку. Задача остальных учащихся найти и исправить ошибку.
2)Решите уравнения:
Ответы: а) 0,5; б) 2;3; в) -4;1; г) 0; д) -2;2; е) нет решений.
Группа, которая первой решит правильно все предложенные уравнения, получает право далее выбирать первой задания; вторая группа – второй номер для выбора и т.д.
Давайте проанализируем полученные решения:
- какие виды квадратных уравнений вам встретились?
- что использовали для решения?
Создание проблемной ситуации.
Учащимся предлагаются задания:
1) Не решая уравнение , определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки? (2 балла).
2) Не решая уравнение , определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки? Будут ли корни принадлежать множеству целых чисел? (3 балла).
3) При каких значениях m корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку? (4 балла)
4) При каких значениях m, n корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку? (5 балла).
Каждая группа в порядке установленной очередности выбирает задание.
Проблемная ситуация возникает вследствие того, что учащимся необходимо применить полученные знания в измененной ситуации, а именно, исследовать квадратное уравнение, не решая его и оценить возможные значения параметров.
Решения
1)т.к. с=-3175, то D>0, следовательно, уравнение имеет два корня. , следовательно, корни имеют противоположные знаки.
2)
то оба корня положительные и являются делителями свободного члена, значит, принадлежат множеству целых чисел.
3) q=-2, q<0, следовательно, корни имеют противоположные знаки. Сумма корней равна нулю, значит 3m-5=0, m=5/3.
4) т.к. корни противоположны по знаку, то m<0 и может принимать значение только -4. Соответственно сумма корней равна 0 и 4n-5=0, n=1,25.
ВЫВОД:
- Как, не решая квадратного уравнения, можно определить, имеет оно корни или нет?
(сравнить значения коэффициентов)
- В каких случаях дискриминант всегда будет положительным?
( a<0, c>0, D>0; a>0, c<0, D>0)
- А если a>0, c>0 или a<0, c<0?
(необходимо сравнить )
- Какие выводы можно сделать относительно знаков корней уравнения?
(корни противоположны по знаку, если q<0 или c/a<0, если -p=0 или – b/a=0, то сумма корней равна нулю).
Создание проблемной ситуации.
Учащимся предлагается следующая группа заданий, для решения которых им необходимо оценить возможные значения дискриминанта, в соответствии с заданными условиями, и, исходя из этого, сделать вывод о значении параметра.
1) Определите зависимость между а и количеством корней уравнения ? (4 балла).
2) Определите при каких значениях b уравнение имеет два корня. (3 балла)
3) Существуют ли значения с, при которых уравнение имеет: а) один корень; б) два корня; в) не имеет корней? (4 балла)
4) При каких значениях а и b уравнение имеет корни? (5 баллов)
Решения
1)
2)
3)
а) не существует; б) при любых с; в) не существует.
4)
Ответ: при любых а и b уравнение имеет корни.
ВЫВОД:
- Как определить количество корней при решении квадратных уравнений с параметром?
(найти дискриминант и выполнить его оценку)
Закрепление знаний.
1) Решите устно.
О каких уравнениях, не вычисляя дискриминанта, можно с уверенностью утверждать, что они имееют корни:
Правильное решение каждого уравнения оценивается в 1 балл.
2) При каких значениях b уравнение имеет один корень? (5 баллов)
3) Укажите наименьшее целое значение а, при котором уравнение не имеет корней (4 балла).
Решения
1) 1; 2;4
2)
3)
Рефлексия
Заполните таблицу самоанализа индивидуальную, а ответственный по группе заполнит сводную таблицу:
ФИ | Назови понятие | Решение ур-ний на 1 этапе | Решение заданий на 2 этапе | Решение заданий на 3 этапе | Решение заданий на 4 этапе | Поставь оценку уч-ся |
ФИ | |||||||
Сколько понятий устано- вил(а)? | Знаешь ли определения понятий? | Сколько ур-ний решил(а) на 1 этапе? | Оцени свое участие в решении задания на 2 этапе. | Оцени свое участие в решении задания на 3 этапе | Оцени свое участие в решении задания на 4 этапе | Какие трудности возникли? | Поставь себе оценку |
Домашнее задание
- Заполните справочник
- На выбор решить любые 2 задания:
1) При каком значении а оба корня уравнения равны 0? (5 баллов)
2) Найдите наименьшее целое значение а, при котором уравнение имеет: а) 1 корень; б) 2 различных действительных корня (4 балла).
3) При каком значении с уравнение имеет один корень? (3 балла).
4) Найдите наибольшее целое значение к, при котором уравнение не имеет действительных корней (3 балла).
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
1 этап
2 этап
1) Не решая уравнение , определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки? (2 балла).
2) Не решая уравнение , определите, имеет ли уравнение корни и если имеет, то каковы их знаки? Будут ли корни принадлежать множеству целых чисел? (3 балла).
3) При каких значениях m корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку? (4 балла)
4) При каких значениях m, n корни уравнения равны по модулю, но противоположны по знаку? (5 балла).
3 этап
1) Определите зависимость между а и количеством корней уравнения ? (4 балла).
2) Определите при каких значениях b уравнение имеет два корня. (3 балла)
3) Существуют ли значения с, при которых уравнение имеет: а) один корень; б) два корня; в) не имеет корней? (4 балла)
4) При каких значениях а и b уравнение имеет корни? (5 баллов)
ФИ | Назови понятие | Решение ур-ний на 1 этапе | Решение заданий на 2 этапе | Решение заданий на 3 этапе | Решение заданий на 4 этапе | Поставь оценку уч-ся |
ФИ | |||||||
Сколько понятий устано- вил(а)? | Знаешь ли определения понятий? | Сколько ур-ний решил(а) на 1 этапе? | Оцени свое участие в решении задания на 2 этапе. | Оцени свое участие в решении задания на 3 этапе | Оцени свое участие в решении задания на 4 этапе | Какие трудности возникли? | Поставь себе оценку |
домашнее задание
- Заполните справочник
- На выбор решить любые 2 задания:
1) При каком значении а оба корня уравнения равны 0? (5 баллов)
2) Найдите наименьшее целое значение а, при котором уравнение имеет: а) 1 корень; б) 2 различных действительных корня (4 балла).
3) При каком значении с уравнение имеет один корень? (3 балла).
4) Найдите наибольшее целое значение к, при котором уравнение не имеет действительных корней (3 балла).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения.
Конспект урока по теме "Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения" - урок обобщения знаний. Содержит различные виды и формы работ. Основной форм является мини - исс...
Исследование связи между корнями и коэффициентами квадратного уравнения
РЕЦЕНЗИЯна урок математики с использованием информационных технологийв 8 классе.Учитель Брусенко В.В. Тема урока «Исследов...
Практическая работа в Excel. Решение квадратного уравнения и исследования квадратичной функции.
В данной работе были использованы материалы, опубликованные в журнале "Информатика" (приложение к 1 сенября), которые были дополнены и частично изменены. Данная работа предлагается учащимся старших кл...
Итоговый контроль по темам № 1, 2, 3, 4: «Рациональные уравнения. Иррациональные уравнения. Квадратное уравнение и приложения теоремы Виета. Исследование квадратного трехчлена»
Уважаемые коллеги!Актуальной задачей на сегодняшний день является качественная подготовка учащихся к государственной итоговой аттестации (ГИА) и единому государственному экзамену (ЕГЭ) по математике, ...
Методические рекомендации к изучению темы: « Решение квадратных уравнений» с применением теоремы Виета для решения приведенного квадратного уравнения и полного квадратного уравнени
Решать квадратные уравнения учащимся приходится часто в старших классах, Решение иррациональных, показательных , логарифмических ,тригонометрических уравнений часто сводится к решени...
Урок по информатике в 8 классе "Исследование квадратного уравнения с помощью разветвляющегося алгоритма" с применением ЭФУ
На уроке мы будем размышлять при решении задач, приобретём опыт, который нам поможет при решении жизненных ситуаций. Помощником нам будет Электронный учебник.Мы с вами отправляемся в военный похо...
Исследование квадратных уравнений
технологическая карта урока по алгебре, 8 класс по теме "Исследование квадратного уравнения" с опорным конспектом и самостоятельной работой...