Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)
Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы". Данную разработку можно использовать на дополнительных занятих при подготовке к ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_zadach_na_rastvory.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеурочное занятие по ФГОС на тему: «Решение задач на растворы»
Цели урока: рассмотреть алгоритм решения задач на растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте! Садитесь. Начнем наше занятие.
При подготовке к экзаменам, а именно решении заданий 2 части вы сталкиваетесь с задачами разных типов. Сегодняшнее занятие мы как раз посвятим решению задач одного вида.
А чтобы понять задачи какого вида будут на уроке, давайте проделаем небольшой эксперимент.
(Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы).
Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).
А теперь добавим в один из стаканов ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской раствора? (Он стал более насыщенным).
Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).
А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.
Итак, тема занятия « Решение задач на растворы»
Цель урока: Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.
Учитель: Для урока необходимо повторить понятие процента.
- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)
- Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%
- Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%
- Установите соответствие 40% 1/4
25% 0,04
80% 0,4
4% 4/5
Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.
Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)
- Найти 10% от 30 (10%=0,1 30*0,1=3)
- Вычислите 1) 20% от 70 2) 6% от 20
3) х% от 7
- Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)
– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)
– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )
– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).
Решим такую задачу:
Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности и пломбира 30%-й жирности необходимо взять для приготовления 100г 20%-го новогоднего коктейля?
Решение:
| %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Молоко Пломбир | 10%=0,1 30%=0,3 | х 100-х | 0,1х 0,3(100-х) |
Коктейль | 20%=0,2 | 100 | 0,2*100 |
0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100
0,1х + 30 – 0,3х = 20
-0,2х = -10
х = 50
50(г) – молока
100 – 50 = 50(г) – пломбира.
Ответ:50г молока,50г пломбира.
Учитель: Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция- 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. Но из нее можно получить столовый уксус. И об этом следующая задача.
Задача №2. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)
Решение:
Раствор | %-е содержание | Масса раствора (г) | Масса вещества (г) |
Уксусная кислота Вода | 80%=0,8 0%=0 | х 200-х | 0,8х 0 |
Смесь | 8%=0,08 | 200 | 0,08*200 |
0,8х = 0,08*200
0,8х = 16
х = 16:0,8
х = 20
20 (г) – уксусной кислоты
200 – 20 = 180 (г) – воды.
Ответ: 20 г, 180г.
Задача 3. Имеются два сосуда, содержащие 30 кг и 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 81 % кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 83 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится во втором растворе?
Решение.
Пусть x% - концентрация первого раствора и y% - концентрация второго раствора. Тогда величину кислоты, содержащейся в первом растворе можно определить как , а во втором растворе как . В задаче сказано, что если объединить эти два раствора, то получится раствор 81% кислоты, то есть величина кислоты в объединенном растворе будет равна . Имеем уравнение
.
Также в задаче сказано, что при равных объемах растворов получается раствор 83% кислоты, то есть можно записать, что
Получаем систему двух уравнений:
Умножим второе уравнение на 30
и вычтем из первого, получим:
Таким образом, второй раствор имеем концентрацию 93% и кислоты во втором растворе равно
кг.
Ответ: 18,6.
Задача№4. Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.
Решение: при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,
0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя
0,5 г сухого вещества - х мл растворителя
получаем: x= мл
Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества необходимо взять 2,5 мл растворителя.
Учитель: А сейчас мы решим экспериментальную задачу.
Приготовить 20 г 5%-го раствора поваренной соли. (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).
Решение 1.Расчётная часть
Дано:
ω%=5%
m(р-ра)=20г
m(в-ва)=? m(в-ва) = m(р-ра) ·ω
V(р-ля) = ? m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.
m(р-ля) = m(р-ра) - m(в-ва)
m(р-ля) = 20 – 1 = 19 г
V(р-ля) = m(р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл
Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.
2. Экспериментальная часть ( Соблюдать правила техники безопасности).
1. Уравновесить весы.
2. Взвесить необходимое количество соли.
3. Отмерить мерным цилиндром воду.
4. Смешать воду и соль в стакане.
Рефлексия. (Синквейн)
Раствор
Разбавленный, водный
Растворять, смешивать, решать
Растворы широко встречаются в быту.
Смеси
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал
Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"
Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.
Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....
Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс "Решение практических задач по теме умножение и деление степеней"
В методических рекомендацциях содержится коеспект урока, технологическая карта и буклет...
Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.
Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...
Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.
Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...