Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы"
план-конспект урока по алгебре (9 класс)

Осипова Оксана Владимировна

Конспект урока алгебры в 9 классе на тему "Решение задач на растворы". Данную разработку можно использовать на дополнительных занятих при подготовке к ОГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл reshenie_zadach_na_rastvory.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

Внеурочное занятие по ФГОС  на тему: «Решение задач на растворы»

Цели урока: рассмотреть алгоритм решения задач на  растворы: познакомиться с приемами решения задач в математике и химии, рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя, развить практические умения решать задачи, расширить знания учащихся о значении этих веществ в природе и деятельности человека, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

Ход урока.

                                       Организационный момент.

        Учитель:  Здравствуйте!  Садитесь. Начнем наше занятие.

При подготовке к экзаменам, а именно решении заданий 2 части  вы сталкиваетесь с задачами разных типов. Сегодняшнее занятие мы как раз посвятим решению задач  одного вида.

А  чтобы понять задачи какого вида будут на уроке,  давайте проделаем небольшой эксперимент.

  (Наливаю в 2 хим. стакана воду, добавляю в оба одинаковое количество сульфата меди.) Что получилось? (Растворы). 

Из чего состоит раствор? (Из растворителя и растворённого вещества).

А теперь добавим в один из стаканов  ещё немного сульфата меди. Что стало с окраской  раствора? (Он стал более насыщенным).

 Следовательно, чем отличаются эти растворы? (Массовой долей вещества).

А с математической точки зрения - разное процентное содержание вещества.

Итак, тема занятия  « Решение задач на растворы» 

Цель урока:  Рассмотреть алгоритм решения задач на растворы, познакомить с приемами решения задач в математике и химии, расширить знания  о значении этих растворов в быту, сформировать целостную картину о взаимосвязи предметов в школе.

Учитель:  Для урока необходимо повторить понятие процента.

- Что называют процентом? (1/100 часть числа.)

- Выразите в виде десятичной дроби 17%, 40%, 6%

- Выразите в виде обыкновенной дроби 25%, 30%, 7%

- Установите соответствие 40%         1/4

                                                  25%        0,04

                                                  80%        0,4

                                                  4%          4/5

 

Одним из основных действий с процентами – нахождение % от числа.

Как найти % от числа? (% записать в виде дроби, умножить число на эту дробь.)

 

- Найти 10% от 30 (10%=0,1    30*0,1=3)

- Вычислите 1) 20% от 70       2) 6% от 20               

                        3) х% от 7

-  Приведите примеры растворов, с которыми вы встречаетесь в повседневной жизни. (уксус, нашатырный спирт, раствор марганцовки, перекись водорода и др.)

– Что такое массовая доля растворенного вещества? (Отношение массы растворенного вещества к общей массе раствора.)

– Вспомните формулу для вычисления массовой доли растворенного вещества и производные от нее (w = m (р.в.)/m (р-ра ) ; m (р.в.)= m (р-ра) ×w ; m (р-ра) = m (р.в.)/ w )

– По какой формуле можно рассчитать массу раствора? (m(р-ра) = m (р.в.) + m (р-ля)).

Решим такую задачу:

Задача №1. Какую массу молока 10%-й жирности  и пломбира 30%-й жирности  необходимо взять для  приготовления 100г  20%-го новогоднего коктейля?

Решение:

 

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Молоко

Пломбир

10%=0,1

30%=0,3

х

100-х

0,1х

0,3(100-х)

Коктейль

20%=0,2

100

0,2*100

 

0,1х + 0,3(100-х) = 0,2*100

0,1х + 30 – 0,3х = 20

-0,2х = -10

х = 50

50(г) – молока

100 – 50 = 50(г) – пломбира.

                                      Ответ:50г молока,50г пломбира.

Учитель: Очень часто при приготовлении блюд под руками оказывается уксусная эссенция- 80% раствор. Ее нельзя применять без разбавления для приготовления пищевых продуктов. Но  из нее можно получить столовый уксус. И об этом  следующая задача.

Задача №2. Какое количество воды и 80%-го раствора уксусной кислоты следует взять для того, чтобы приготовить 200 г столового уксуса (8%-ый раствор уксусной кислоты.)

Решение:

Раствор

%-е содержание

Масса раствора (г)

Масса вещества (г)

Уксусная кислота

Вода

80%=0,8

0%=0

х

200-х

0,8х

0

Смесь

8%=0,08

200

0,08*200

0,8х = 0,08*200

 0,8х = 16

х = 16:0,8

х = 20

20 (г) – уксусной кислоты

200 – 20 = 180 (г) – воды.

                                   Ответ: 20 г, 180г.

Задача 3. Имеются два сосуда, содержащие 30 кг и 20 кг раствора кислоты различной концентрации. Если их слить вместе, то получим раствор, содержащий 81 % кислоты. Если же слить равные массы этих растворов, то полученный раствор будет содержать 83 % кислоты. Сколько килограммов кислоты содержится во втором растворе?        

Решение. 

Пусть x% - концентрация первого раствора и y% - концентрация второго раствора. Тогда величину кислоты, содержащейся в первом растворе можно определить как http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image001.gif, а во втором растворе как http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image002.gif. В задаче сказано, что если объединить эти два раствора, то получится раствор 81% кислоты, то есть величина кислоты в объединенном растворе будет равна http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image003.gif. Имеем уравнение

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image004.gif.

Также в задаче сказано, что при равных объемах растворов получается раствор 83% кислоты, то есть можно записать, что

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image005.gif

Получаем систему двух уравнений:

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image006.gif

Умножим второе уравнение на 30

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image007.gif

и вычтем из первого, получим:

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image008.gif

Таким образом, второй раствор имеем концентрацию 93% и кислоты во втором растворе равно

http://self-edu.ru/htm/oge2017_36/files/5_22.files/image009.gif кг.

Ответ: 18,6.

Задача№4. Во флаконе ампициллина находится 0,5 сухого лекарственного средства. Сколько нужно взять растворителя, чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества.

Решение: при разведении антибиотика на 0,1 г сухого порошка берут 0,5 мл растворителя, следовательно, если,

0,1 г сухого вещества – 0,5 мл растворителя

0,5 г сухого вещества - х мл растворителя

получаем: x= мл

Ответ: чтобы в 0,5 мл раствора было 0,1 г сухого вещества необходимо взять 2,5 мл растворителя.

Учитель:   А сейчас мы решим экспериментальную задачу.

Приготовить 20 г  5%-го раствора поваренной соли.  (Расчётная часть). Затем выполняем практическую часть. (Напомнить правила Т-Б).

Решение                     1.Расчётная  часть

Дано:                              

ω%=5%  

m(р-ра)=20г                

m(в-ва)=?                   m(в-ва) = m(р-ра) ·ω                          

V(р-ля) = ?                    m(в-ва) = 20 · 0,05 = 1 г.

                                   m(р-ля) =  m(р-ра) -   m(в-ва)

                                   m(р-ля) =  20 – 1 = 19 г

                                   V(р-ля) =   m(р-ля) : ρ= 19г : 1г/мл = 19 мл

                      Ответ: 1 г соли и 19 мл воды.

 2.  Экспериментальная  часть  ( Соблюдать правила  техники безопасности).

1.      Уравновесить весы.

2.      Взвесить необходимое количество соли.

3.      Отмерить мерным цилиндром  воду.

4.      Смешать воду и соль в стакане.

Рефлексия. (Синквейн)

Раствор

Разбавленный, водный

Растворять, смешивать, решать

Растворы широко встречаются в быту.

Смеси

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Разложение на множители", конспект урока алгебры 7 класс, раздаточный материал

Урок алгебры в 7 классе. Тема: "Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

План конспект урока алгебра 10 класс по теме "Числовая окружность"

Урок по алгебре в 10 классе по теме "Числовая окружность"...

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений.

Открытый урок. Алгебра 8 класс. Тема : Решение задач с помощью квадратных уравнений....

Методическая разработка к уроку алгебры 7 класс "Решение практических задач по теме умножение и деление степеней"

В методических рекомендацциях содержится коеспект урока, технологическая карта и буклет...

Конспект урока алгебры. 7 класс. Тема урока: Свойства степени с натуральным показателем.

Конспект урока алгебры. 7 класс.Учебник: Алгебра 7 класс под редакцией С.А.Теляковского, авторы: Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.Б.Суворова, Издательство: М., «Просвещение», 2015 ...

Конспект урока алгебры 9 класс. Тема урока. Способы решения целых уравнений.

Конспект урока алгебры 9 класс.Учебник: Алгебра 9 класс: учебник для общеобразовательных организаций. Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, С.Б.Суворова – М.: Просвещение, 2014Тема урока. Способы реше...