Разработка урока по алгебре в 10 классе «Правила вычисления производных».
план-конспект урока по алгебре (10 класс)
Разработка урока по алгебре в 10 классе «Правила вычисления производных».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с правилами вычисления производных; уметь применять знания при решении примеров.
Развивающая: развитие внимания, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, активности, уважительного отношения друг к другу.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть умениям вычисления производной, знать правила дифференцирования, правильно употреблять термины.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: беседа.
Оборудование и дидактический материал: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_28.03.18.doc | 258.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по алгебре в 10 классе «Правила вычисления производных».
Цели урока:
Образовательные: познакомить учащихся с правилами вычисления производных; уметь применять знания при решении примеров.
Развивающая: развитие внимания, навыков самоконтроля.
Воспитательные: воспитание на уроке воли и упорства для достижения конечных результатов, активности, уважительного отношения друг к другу.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть умениям вычисления производной, знать правила дифференцирования, правильно употреблять термины.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная.
Методы: беседа.
Оборудование и дидактический материал: презентация, карточки для самостоятельной работы.
Структура урока:
1. Организационный момент, проверка д/з. 1мин
2. Актуализация знаний
(блиц-опрос,презентация «Диктант») 6мин
3. Изучение новой темы. 15мин
4. Закрепление темы. 15мин
5. Д/з. 1мин
6. Итог, оценивание. 2мин
ХОД УРОКА
1.Организационный момент(1мин).
Учитель: Здравствуйте ребята! На прошлых уроках мы познакомились с понятием производной. Сегодня познакомимся с правилами вычисления производных. Изучим теоремы и следствия из теорем, упрощающих нахождение производной.
2. Актуализация знаний(6мин).
1.Проверка домашнего задания.(устно)
Устная работа с классом
Блиц-опрос
- Дайте определение производной функции.
- Что такое приращение аргумента, приращение функции?
- Как называют функцию, имеющую производную в некоторой точке?
- Как называется процесс вычисления производной?
- Чем является производная функции?
- Физический смысл производной и второй производной.
- Геометрический смысл производной.
- Дайте определение секущей и углового коэффициента.
- Опишите алгоритм нахождения производной.
Актуализация знаний (презентация «Диктант»)
Учитель проводит диктант с последующей проверкой
Диктант
1.Вариант
Найдите производную функции:
- У=5;
- У=
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f в точке с абсциссой :
Касательная к графику функции f в точке с абсциссойимеет угловой коэффициент k.Найдите,
если:
2. Вариант
Найдите производную функции:
- У=10;
- У=
Найдите угловой коэффициент касательной, проведенной к графику функции f в точке с абсциссой :
Касательная к графику функции f в точке с абсциссойимеет угловой коэффициент k.Найдите,
если:
Учитель: Ребята, обменяйтесь тетрадями. Возьмите карандаши и проверяем правильность выполнения диктанта.
Ответы к диктанту:
1.Вариант
1. ;
2. ;
3. ;
4. k = 5;
5.
6. ,
2. Вариант
1. ;
2. ;
3. ;
4. k = 12;
5. ;
6.
3. Изучение новой темы.
(учащиеся записывают тему урока)
Презентация
Учитель:
Правила вычисления производных
Найдем, пользуясь определением, производную функции f(x)=x+x в точке x.
- если , то значение выражения стремится к числу .Следовательно, при любом
Так как - произвольная точка области определения функции
, то для любого выполняется равенство
, то есть
Из ранее, изученного вам известно, что и . Таким образом, получаем:
.
Следовательно, производную функции можно найти как сумму производных функций и .
Справедлива теорема:
«Производная суммы»
В тех точках, в которых дифференцируемы функции у = f (х) и у = g (х), также является дифференцируемой функция у=f(х)+g(х), причем для всех таких точек выполняется равенство
Коротко говорят: производная суммы равна сумме производных.
Также принята упрощенная запись:
Для упрощения нахождения производных приведем следующие теоремы.
Производная произведения
В тех точках, в которых дифференцируемы функции у = f (х) и у = g (х), также является дифференцируемой функция у = f (х) g (х), причем для всех таких точек выполняется равенство
Также принята упрощенная запись:
Следствие 1.
В тех точках, в которых дифференцируема функции у = f (х), также является дифференцируемой функция у = k f (х),где k – некоторое число, причем для всех таких точек выполняется равенство
Коротко говорят: постоянный множитель можно выносить за знак производной.
Также принята упрощенная запись:
Следствие 2.
В тех точках, в которых дифференцируемы функции у = f (х) и у = g (х), также является дифференцируемой функция у = f (х) - g (х), причем для всех таких точек выполняется равенство
Производная частного
В тех точках, в которых функции у = f (х) и у = g (х) дифференцируемы и значение функции g не равно нулю, функция , также является дифференцируемой, причем для всех таких точек выполняется равенство
Упрощенная запись:
Пример 1. Найдите производную функции:
- у =
Решение. Пользуясь теоремой о производной суммы и следствием из теоремы о производной произведения, получаем:
Решение.
По теореме о производной произведения получаем:
3)
Решение.
Решение.
По теореме о производной частного получаем:
Используя теорему о производной частного самостоятельно доказать, что
Производная сложной функции
Найти производную сложной функции можно с помощью следующей теоремы.
Если функция t=g(x) дифференцируема в точке , а функция y=f(x) дифференцируема в точке ,где ,то сложная функция является дифференцируемой в точке ,причем
Пример 2.
Найдите значение производной в точке :
Решение
I - способ оформления данной задачи
Данная функция является сложной функцией , где
Поскольку , то по теореме о производной сложной функции можно записать:
II - способ оформления данной задачи
4. Закрепление изученного материала
Решение задач из учебника
№36.1
- У=,
- У=,
№36.3
- ,
- ,
№36.5
- , ;
- , ;
№36.12
- .
№36.19
- , ;
- , .
Учитель: Ребята, записываем домашнее задание
№36.2 (1-3); 36.4(1-2); 36.6 (1-2); 36.20 (2;4)
Итог урок – теоритический опрос
теоретический опрос по правилам вычисления производных.
- Как найти производную суммы?
- Как найти производную произведения?
- Как найти производную частного?
- Как найти производную сложной функции?
- Оценивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка уроков по алгебре 7 класс
Разработка откротых уроков по алгебре 7 классов с использованием ИКТ....
Презентация урока математики в 6 классе "Правило вычисления значения алгебраической суммы двух чисел"
Данный материал поможет учителю подвести учащихся к самостоятельному выводу правил вычисления значения алгебраической суммы 2-х чисел. Направлен на развитие логического мышления учащихся...
Разработка урока по алгебре 9 класс
Урок по теме "Задачи на проценты", расчитанный на 2 часа....
Разработка урока по алгебре 9 класс Тема : «Построение графика квадратичной функции у=ах2+вх=с"
Первый урок по данной теме. Цель данного урока: выработать умение строить графики квадратичной функции с помощью параллельных переносов вдоль осей координат....
Открытый урок в 11 классе "Правила вычисления производных"
На уроке рассматриваются способы закрепления правил вычисления производных....
Методическая разработка урока по алгебре 7 класс. Обобщающий урок по теме: "Алгебраические дроби"
В данной презентации представлены задания, которые позволяют обобщить и систематизировать знания по теме «Алгебраические дроби»...
Методическая разработка урока математики для 10 класса по теме: «Производная и её применение»
Обобщающий урок по теме: «Производная и её применение» Урок проводится с применением презентации. На данном уроке рассматриваются вопросы, способствующие: закреплению навыков вычисления пр...
- Мне нравится (1)