Методическая разработка урока математики для 10 класса по теме: «Производная и её применение»
план-конспект урока по математике (10 класс)
Обобщающий урок по теме: «Производная и её применение» Урок проводится с применением презентации. На данном уроке рассматриваются вопросы, способствующие: закреплению навыков вычисления производной; применение производной на ЕГЭ и в других науках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 340.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока математики, 10 класс по теме:
«Производная и её применение»
Цели урока:
Обучающие: знать формулы дифференцирования; правила дифференцирования; физический и геометрический смысл производной; уравнение касательной к графику функции.
Воспитательные: уметь находить производные функции; решать задачи с применением физического смысла, геометрического смысла; находить значение производной функции в точке; математически грамотно объяснять и обосновывать выполняемые действия.
Воспитательные: воспитывать умение работать с имеющейся информацией, слушать товарищей, точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы.
План урока:
- Организационный момент. (1 минута)
- Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся. (35 минут)
- Подведение итогов урока. (4 минуты)
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки – задания, карточка для работы в группе, лист самооценки самостоятельной работы.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.
Технология: урок с применением информационно-коммуникативных технологий.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая
Вид урока по форме проведения: урок – игра.
Продолжительность: 40 минут. Учебник: А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Мнемозина, 2021
Конспект урока
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся, садитесь.
Ребята, если вы правильно отгадаете ключевое слово, то узнаете тему нашего урока.
- С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
- Имеет физический, геометрический смысл;
- Бывает первой, второй, … ;
- Обозначается штрихом.
Молодцы, тема нашего занятия “ Производная, всемогущая ”.
Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Дети формулируют цель.)
Цель нашего урока – повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления.
Я желаю вам на уроке удачи, точных расчетов и вычислений.
Активизация знаний учащихся. На одном из первых уроков изучения производной вы мне задали вопрос: «Мы изучили производную. А так ли это важно в жизни? Применяется ли производная в различных областях науки?»
Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.
А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвинула гипотезу:
«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».
В ходе урока вы подтвердите, либо отвергните данную гипотезу.
- Актуализация знаний, умений, навыков. Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, за каждый правильный ответ, выполненное решение вы будете начислять себе по одному баллу.
Приложение 1. Оценочный лист
№ | Этап урока | Баллы 1-2 |
1 | Разминка д/з | |
2 | Цветок понятий | |
3 | «Корзинка правил» | |
4 | Найди соответствие | |
5 | Значение производной в точке | |
6 | Задачи-картинки. Работа в парах | |
7 | Геометрический смысл производной | |
8 | Физический смысл производной | |
9 | Работа лабораторий | |
10 | Свойства функций и свойства производной | |
Средний балл: | ||
Оценка: |
Учитель: Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку перед практической частью и мы.
- Для этого найдем кроссворд, который вам нужно было дома разгадать по теме: «Производная»
По горизонтали
- Производная чего равна нулю…
- Как называется число, к которому стремится отношение приращения функции к соответствующему приращению аргумента, при стремлении приращения аргумента к нулю
- Какой смысл производной заключается в том, что скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени (Механический)
- Процесс изучения какого-либо объекта, например, функции.
По вертикали
- Точки максимума и минимума называют точками Экстремума
- Точки области определения, в которых производная функции не существует, называются….. точками
4. Промежутки возрастания (убывания) функции это промежутки…
Ставим баллы за правильно выполненное домашнее задание.
«Цветок понятий» (ассоциативный куст)
Предлагаю составить цветок понятий: для этого нужно назвать понятия, которые ассоциируются с темой
«Производная».
Благодаря вашим понятиям у меня получился вот такой ассоциативный цветок.
Ставим баллы за ответы.
- «Корзинка формул» Вспомним правила нахождения производных. Необходимо заполнить пустые места в равенствах, записанных на доске) 2 учащихся выходят к доске
(U*V)! =…… …..= (U!V –V!U)/V2 (kx+b)!=
(C*U)! = .... ( U + V)! = =f1(g(x))*g1(x)
Ставим баллы за ответы.
Прежде чем приступить к повторению основных направлений применения производной, проверим нашу готовность к вычислению производных.
«Найди соответствие»
Учитель: Укажите соответствие между функцией и её производной: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. В таблице под каждой буквой, укажите номер её возможного значения. Ответ записать числом
А | Б | В | Г | Д | Е | Ж | |||||
№ | Функция f(x) | Производная f ′(x) | |||||||||
А. | k | 1 | nx n−1 | ||||||||
Б. | x n | 2 | 0 | ||||||||
В. | x | 3 | 1 2 х | ||||||||
Г. | sin x | 4 | − 1 x 2 |
Д. | cos x | 5 | - sin x |
Е. | tg x | 6 | cos x |
Ж. | 1 x | 7 | 1 cos 2 x |
Проверяем: на слайде 2 136 574 Ставим баллы в оценочные листы.
Учитель: Сейчас постараемся применить полученные знания при решении задач.
«Значение производной в точке»
Предлагаю, вам задание, выполнив которое вы узнаете, как И.Ньютон называл производную функции.
С | ||
Я | f(x) = 2 cosx | f!(- π /3) -? |
Ю | f (x) = (2 + 6х) 2 | f 1 ( 1 ) − ? 6 |
Ф | ||
К | f (x) = ( х-3)(2х +5) | f ′(1)? |
И | f (x) =3 – sin 2 x | f1 ( π /2) -? |
Л | f (x) = (2х+3)12 | f! (-2) -? |
- 12 | 36 | 3 | 8 | 2 | 3 | |
Ответ: ФЛЮКСИЯ – производная функции
Ставим баллы в оценочные листы.
- Учитель: «Задачи-картинки». Работа в парах: пусть каждый знает, Кто из вас быстрей решает?
Мне – таблицы вам раздать, Вам – в них плюсы расставлять.
Каждая пара получает задание-таблицу, в клетках которой нужно знаком «+» указать соответствие “функция – график производной этой функции”. Приготовить заполненную таблицу с пояснениями. Система оценки: каждый правильный ответ – 0,5 балла. (максимум за задание – 3 балла). Проверка осуществляется с помощью слайда с устными комментариями. (Ответы к заданию на слайде):
График Производной Функция | ||||||
у' = 2 – 3х2 | + | |||||
у' = х2 + 2 | + | |||||
у' = х | + | |||||
у' = 2 - х | + | |||||
у = 2х – 7 у' = 2 | + | |||||
у = 2х + х4 у' = 2 + 4х3 | + |
Ставим максимально 3 балла в оценочные листы.
Геометрический смысл производной
Учитель: Предлагаю выполнить работу по вариантам по 1 к доске (карточки), а потом мы обсудим, что необходимо было знать для решения данного задания.
- вариант Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции в точке t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. (Ответ: tgα = 21, угол α - острый)
- вариант Найти угловой коэффициент касательной к графику функции y = f(x) в точке с
абсциссой х0 Ответ: k= -3
Учитель: Какие знания вы применяли при выполнении данных заданий?
В чем заключается геометрический смысл производной? Учитель: Теперь поработаем с графиками:
а) На рисунке изображен график функции у = f (х) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0 .
Ставим баллы за ответы в оценочные листы.
Физический смысл производной.
Учитель: Что вам необходимо знать о производной, чтобы решить данную задачу?
Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.
Ответ учащихся: Необходимо знать физический смысл производной: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени.
Учитель: вызвать желающего решить к доске.
Решение.
- Найдем производную функции s(t)=6t2 – 48t +17:
s1(t) = 12t – 48
- Найдем значение производной в точке t = 9: s1(9)=12*9 – 48=60
Ответ: 60 м/с. Оцените свою работу на уроке (лист самооценки).
Учитель: Давайте вспомним, что характеризует производная в физике?
Учащиеся: В физике производная характеризует скорость прямолинейного движения.
Применение знаний и умений в новой ситуации.
- Учитель: а в каких науках, вы ещё можете встретить задачи на скорость?
Учащиеся: на уроке химии – скорость химической реакции.
Вопрос: Какое определение в химии вы даете скорости химической реакции? И как это записать?
Учащиеся: Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Если С=С(t),где С-концентрация некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t. Отношение приращения
∆С/∆t- есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t.
Учитель: А как записываете? ( v(t) = ∆С/∆t )
На языке математики - концентрация – это функция, а время – аргумент.
Скорость химической реакции – это Отношение приращения функции к приращению аргумента есть, значит v(t) = С’(t) производной концентрации вещества, вступившего в химическую реакцию
Учитель: Какой вывод можно сделать? Мы с вами вывели химический смысл производной, теперь решая химические задачи на нахождение скорости химической реакции вы будете использовать о производной. Давайте попробуем решить задачу:
Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:
C(t) = t2/2 + 3t –3 (моль).
Найти скорость химической реакции через 3 секунды.
Решение: v (t) = C‘(t); v (t) = t + 3; v (3) = 3+3 = 6. Ответ: 6 моль/с.
Учитель: С точки зрения химиков важно изучать скорость химической реакции?
- Применяется ли производная в других областях науки? На этот вопрос помогут ответить 3 группы (лабораторий), которые работали дома по применению производной в различных отраслях науки.
1-я группа - применение производной в биологии; 2-я группа – применение производной в географии; 3-я группа – применение производной в экономики;
Слово предоставляем исследователям. (Выступление групп).
Учитель: Сделайте вывод «Производная, всемогущая?»
- Теперь повторим свойства функций и свойства производных (если останется время)
На рисунке изображён график дифференцируемой функции y = f(x).
- На оси абсцисс отмечены девять точек: x1, x2, ..., x9. Среди этих точек найдите все точки, в которых производная функции
y = f(x) отрицательна.
- По графику функции y=f1(x) ответьте на вопросы:
- Сколько точек максимума имеет эта функция? (1) назовите её?
- Назовите точки минимума функции.
- Сколько промежутков возрастания у этой функции?
- Найдите длину промежутка убывания этой функции.
III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
- Вспомните, каковы были цели, поставленные нами в начале урока?
- Достигнуты ли цели?
- Что удалось?
- Какой этап игры вам показался наиболее интересным?
- Что не получилось?
- Понравился ли вам урок? ДЗ вы получили.
Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали.
И в заключение урока я хочу вам прочитать стихотворение: “Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз,
Поэзия - пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”.
Так сказал американский математик Морис Клайн.
Урок окончен. Спасибо за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по математике ( 5 класс) по теме : "Умножение десятичных дробей на натуральные числа" ( к учебнику Н.Я.Виленкина)
Технологическая карта к уроку изучения новой темы....
Методическая разработка урока в 5 классе по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей». Учебник «Математика -5» автор Н. Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд
Урок- сказка помогает заинтересовать учащихся, проявить свои интеллектуальные способности, расширяет кругозор....
Методическая разработка урока математики 6 класс по теме: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая»
Тема: «Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая» ...
Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения и их применение"
Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения и их применение», провести диагностику усвоения системы знаний и умений по данной теме и её применения для вып...
методическая разработка по математике 2 класс по теме "Прямой угол" Школа России
методическая разработка по математике по теме "Прямой угол", 2 класс, Школа России...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Clothes" с применением ДОТ
Представлена методическая разработка урока, сопровождаемая ссылками на сайт (Платформа Uchi.ru) и технологической картой к нему...
Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения
Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...