Методическая разработка урока математики для 10 класса по теме: «Производная и её применение»
план-конспект урока по математике (10 класс)

Цебуля Евгения Андреевна

Обобщающий урок по теме: «Производная и её применение» Урок проводится с применением презентации. На данном уроке рассматриваются вопросы, способствующие: закреплению навыков вычисления производной; применение производной на ЕГЭ и в других науках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx340.39 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока математики, 10 класс по теме:

«Производная и её применение»


Цели урока:

Обучающие: знать формулы дифференцирования; правила дифференцирования; физический и геометрический смысл производной; уравнение касательной к графику функции.

Воспитательные: уметь находить производные функции; решать задачи с применением физического смысла, геометрического смысла; находить значение производной функции в точке; математически грамотно объяснять и обосновывать выполняемые действия.

Воспитательные: воспитывать умение работать с имеющейся информацией, слушать товарищей, точно, однозначно и лаконично формулировать свои ответы.

План урока:

  • Организационный момент. (1 минута)
  • Проверка уровня знаний и умений, уровня познавательной самостоятельности учащихся. (35 минут)
  • Подведение итогов урока. (4 минуты)

Оборудование:        Компьютер, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки – задания, карточка для работы в группе, лист самооценки самостоятельной работы.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.

Технология: урок с применением        информационно-коммуникативных   технологий.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая

Вид урока по форме проведения: урок – игра.

Продолжительность: 40 минут.        Учебник: А.Г.Мордкович и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений (базовый уровень) М.: Мнемозина, 2021

Конспект урока

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята, у нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте с ними поздороваемся, садитесь.

Ребята, если вы правильно отгадаете ключевое слово, то узнаете тему нашего урока.

  1. С ее появлением математика перешагнула из алгебры в математический анализ;
  2. Имеет физический, геометрический смысл;
  3. Бывает первой, второй, … ;
  4. Обозначается штрихом.

Молодцы, тема нашего занятия “ Производная, всемогущая ”.

Как вы думаете, ребята, какова цель нашего урока? (Дети формулируют цель.)

Цель нашего урока – повторить основные направления применения производной для решения различных (избранных) задач дифференциального исчисления.

Я желаю вам на уроке удачи, точных расчетов и вычислений.

Активизация знаний учащихся. На одном из первых уроков изучения производной вы мне задали вопрос: «Мы изучили производную. А так ли это важно в жизни? Применяется ли производная в различных областях науки?»

Постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке.

А чтобы у вас была путеводная звезда, к которой бы вы шли, я выдвинула гипотезу:

«Дифференциальное исчисление - это описание окружающего нас мира, выполненное на математическом языке. Производная помогает нам успешно решать не только математические задачи, но и задачи практического характера в разных областях науки и техники».

В ходе урока вы подтвердите, либо отвергните данную гипотезу.

  1. Актуализация знаний, умений, навыков. Ребята, у вас на столах лежат оценочные листы, за каждый правильный ответ, выполненное решение вы будете начислять себе по одному баллу.

Приложение 1. Оценочный лист

Этап урока

Баллы 1-2

1

Разминка д/з

2

Цветок понятий

3

«Корзинка правил»

4

Найди соответствие

5

Значение производной в точке

6

Задачи-картинки. Работа в парах

7

Геометрический смысл производной

8

Физический смысл производной

9

Работа лабораторий

10

Свойства функций и свойства производной

Средний балл:

Оценка:

Учитель: Принято, что к соревнованию человек готовится и свой день обычно начинает с зарядки, т.е. с разминки. Проведем разминку перед практической частью и мы.

  1. Для этого найдем кроссворд, который вам нужно было дома разгадать по теме: «Производная»

По горизонтали

  1. Производная чего равна нулю…
  2. Как называется число, к которому стремится отношение приращения функции к соответствующему приращению аргумента, при стремлении приращения аргумента к нулю
  3. Какой смысл производной заключается в том, что скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени (Механический)
  4. Процесс изучения какого-либо объекта, например, функции.

По вертикали

  1. Точки максимума и минимума называют точками Экстремума
  2. Точки области определения, в которых производная функции не существует, называются….. точками

4. Промежутки возрастания (убывания) функции это промежутки…

Ставим баллы за правильно выполненное домашнее задание.

  1. «Цветок понятий» (ассоциативный куст)

Предлагаю составить цветок понятий: для этого нужно назвать        понятия,        которые        ассоциируются        с        темой

«Производная».

Благодаря вашим понятиям у меня получился вот такой ассоциативный цветок.

Ставим баллы за ответы.

  1. «Корзинка формул» Вспомним правила нахождения производных. Необходимо заполнить пустые места в равенствах, записанных на доске)   2 учащихся выходят к доске

(U*V)! =……        …..= (U!V –V!U)/V2        (kx+b)!=

(C*U)! = ....        ( U + V)! =        =f1(g(x))*g1(x)

Ставим баллы за ответы.

Прежде чем приступить к повторению основных направлений применения производной, проверим нашу готовность к вычислению производных.

  1. «Найди соответствие»

Учитель: Укажите соответствие между функцией и её производной: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца. В таблице под каждой буквой, укажите номер её возможного значения. Ответ записать числом

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

Функция f(x)

Производная   f (x)

А.

k

1

nx n1

Б.

x n

2

0

В.

x

3

1

2 х

Г.

sin x

4

 1

x 2

Д.

cos x

5

- sin x

Е.

tg x

6

cos x

Ж.

1

x

7

1

cos 2 x

Проверяем:        на слайде 2 136 574 Ставим баллы в оценочные листы.

Учитель: Сейчас постараемся применить полученные знания при решении задач.

  1. «Значение производной в точке»

Предлагаю, вам задание, выполнив которое вы узнаете, как И.Ньютон называл производную функции.

С

Я

f(x) = 2 cosx

f!(- π /3) -?

Ю

f (x) = (2 + 6х)

2

f 1 ( 1 )  ?

6

Ф

К

f (x) = ( х-3)(2х +5)

f (1)?

И

f (x) =3 – sin 2 x

f1 ( π /2) -?

Л

f (x) = (2х+3)12

f! (-2) -?

- 12

36

3

8

2

3

Ответ: ФЛЮКСИЯ – производная функции

Ставим баллы в оценочные листы.

  1. Учитель:        «Задачи-картинки». Работа в парах: пусть каждый знает, Кто из вас быстрей решает?

Мне – таблицы вам раздать, Вам – в них плюсы расставлять.

Каждая пара получает задание-таблицу, в клетках которой нужно знаком «+» указать соответствие “функция – график производной этой функции”. Приготовить заполненную таблицу с пояснениями. Система оценки: каждый правильный ответ – 0,5 балла. (максимум за задание – 3 балла). Проверка осуществляется с помощью слайда с устными комментариями.        (Ответы к заданию на слайде):

График Производной

Функция

у' = 2 – 3х2

+

у' = х2 + 2

+

у' = х

+

у' = 2 - х

+

у = 2х – 7

у' = 2

+

у = 2х + х4 у' = 2 + 4х3

+

Ставим максимально 3 балла в оценочные листы.

  1. Геометрический смысл производной

Учитель:        Предлагаю выполнить работу по вариантам по 1 к доске (карточки), а потом мы обсудим, что необходимо было знать для решения данного задания.

  1. вариант     Найдите тангенс угла наклона касательной к графику функции        в точке t = 3 и определите вид угла между касательной и положительным направлением оси Ox. (Ответ: tgα = 21, угол α - острый)
  2. вариант    Найти угловой коэффициент касательной к графику функции  y = f(x) в точке с

абсциссой х0        Ответ: k= -3

Учитель:  Какие знания вы применяли при выполнении данных заданий?

В чем заключается геометрический смысл производной? Учитель:        Теперь поработаем с графиками:

а) На рисунке изображен график функции у = f (х) и касательная к этому графику, проведенная в точке с абсциссой х0. Найдите значение производной функции f(x) в точке х0 .

        

Ставим баллы за ответы в оценочные листы.

  1. Физический смысл производной.

Учитель:        Что вам необходимо знать о производной, чтобы решить данную задачу?

Материальная точка движется прямолинейно по закону s(t) = 6t² - 48t + 17, где s(t) — расстояние от точки отсчета в метрах, t — время в секундах, измеренное с начала движения. Найдите ее скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 9с.

Ответ учащихся: Необходимо знать физический смысл производной: скорость движения материальной точки в данный момент времени равна производной пути по времени.

Учитель: вызвать желающего решить к доске.

Решение.

  1. Найдем производную функции s(t)=6t2 – 48t +17:

s1(t) = 12t – 48

  1. Найдем значение производной в точке t = 9: s1(9)=12*9 – 48=60

Ответ: 60 м/с.        Оцените свою работу на уроке (лист самооценки).

Учитель: Давайте вспомним, что характеризует производная в физике?

Учащиеся: В физике производная характеризует скорость прямолинейного движения.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  1. Учитель: а в каких науках, вы ещё можете встретить задачи на скорость?

Учащиеся: на уроке химии – скорость химической реакции.

Вопрос: Какое определение в химии вы даете скорости химической реакции? И как это записать?

Учащиеся: Скоростью химической реакции называется изменение концентрации реагирующих веществ в единицу времени. Если С=С(t),где С-концентрация некоторого вещества, вступившего в химическую реакцию в момент времени t. Отношение приращения

∆С/∆t- есть средняя скорость химической реакции за промежуток времени ∆t.

Учитель:   А как записываете?   ( v(t) = ∆С/∆t )

На языке математики - концентрация – это функция, а время – аргумент.

Скорость химической реакции – это Отношение приращения функции к приращению аргумента есть, значит v(t) = С’(t) производной концентрации вещества, вступившего в химическую реакцию

Учитель: Какой вывод можно сделать? Мы с вами вывели химический смысл производной, теперь решая химические задачи на нахождение скорости химической реакции вы будете использовать о производной. Давайте попробуем решить задачу:

Пусть количество вещества, вступившего в химическую реакцию, задается зависимостью:

C(t) = t2/2 + 3t –3 (моль).

Найти скорость химической реакции через 3 секунды.

Решение: v (t) = C‘(t);        v (t) = t + 3;        v (3) = 3+3 = 6. Ответ: 6 моль/с.

Учитель: С точки зрения химиков важно изучать скорость химической реакции?

  1. Применяется ли производная в других областях науки? На этот вопрос помогут ответить 3 группы (лабораторий), которые работали дома по применению производной в различных отраслях науки.

1-я группа - применение производной в биологии; 2-я группа – применение производной в географии; 3-я группа – применение производной в экономики;

Слово предоставляем исследователям. (Выступление групп).

Учитель: Сделайте вывод «Производная, всемогущая?»

  1. Теперь повторим свойства функций и свойства производных (если останется время)

На рисунке изображён график дифференцируемой функции y = f(x).

  1. На оси абсцисс отмечены девять точек: x1, x2, ..., x9. Среди этих точек найдите все точки, в        которых производная функции

y = f(x) отрицательна.

  1. По графику функции y=f1(x) ответьте на вопросы:

  1. Сколько точек максимума имеет эта функция?        (1)        назовите её?

  1. Назовите точки минимума функции.
  2. Сколько промежутков возрастания у этой функции?

  1. Найдите длину промежутка убывания этой функции.

III. Подведение итогов урока. Выставление оценок.

  • Вспомните, каковы были цели, поставленные нами в начале урока?
  • Достигнуты ли цели?
  • Что удалось?
  • Какой этап игры вам показался наиболее интересным?
  • Что не получилось?
  • Понравился ли вам урок? ДЗ вы получили.

Молодцы! Я хочу пожелать, чтобы у вас была только положительная производная, чтобы знания ваши только возрастали.

И в заключение урока я хочу вам прочитать стихотворение: “Музыка может возвышать или умиротворять душу, Живопись – радовать глаз,

Поэзия - пробуждать чувства,

Философия – удовлетворять потребности разума,

Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей, а математика способна достичь всех этих целей”.

Так сказал американский математик Морис Клайн.

Урок окончен. Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока в 7 классе по теме "Формулы сокращенного умножения и их применение"

Обобщить, систематизировать знания учащихся по теме «Формулы сокращенного умножения и их применение», провести диагностику усвоения системы знаний и умений по данной теме и её применения для вып...

методическая разработка по математике 2 класс по теме "Прямой угол" Школа России

методическая разработка по математике по теме "Прямой угол", 2 класс, Школа России...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме "Clothes" с применением ДОТ

Представлена методическая разработка урока, сопровождаемая ссылками на сайт (Платформа Uchi.ru) и технологической картой к нему...

Методическая разработка урока в 6 классе по теме: «Эти коварные приставки» с применением технологии проблемного обучения

Урок разработан в соответствии с ФГОС с применением технологии проблемного обучения ,развития критического мышления. Цель урока ознакомить учащихся с правописанием приставок -пре, - при...