Рабочая программа по алгебре 9 класс
рабочая программа по алгебре (9 класс)
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по алгебре 9 класс | 85.38 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное образовательное учреждение
Дубковская средняя общеобразовательная школа
Переславского муниципального района
|
| «УТВЕРЖДЕНО» Приказ № __70__от 28.08.2015 г. Директор школы: Н.В.Беляева |
Рабочая программа
курса «Алгебра»
9 класс
Составитель: учитель
первой категории
Н.В.Беляева
2015 - 2016 уч. г.
п. Дубки
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Приказ Минобразования и науки РФ №1089 от 5.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (//Вестник образования России, 2004. №№ 12, 13, 14);
3. Приказ Минобразования и науки РФ № 1312 от 9.03.2004 г. «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (//Вестник образования, 2004. №№ 13, 14);
4. Приказ Минобразования и науки РФ от 3 июня 2011 г. №1994 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план и примерные учебные программы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министрества образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 08 декабря 2014 г. N 1559 г. Москва "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015/16 учебный год"
6.Примерная программа основного общего образования по математике. (Сборник нормативных документов. Математика/ сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.:Дрофа, 2007. – 128 с.)
7. Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Математика» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2015-2016 учебном году
Составители: Михайлова О. Ю., старший преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
Зуева М. Л., к.п.н., доцент кафедры естественно-математических дисциплин ГОАУ ЯО ИРО
8.Авторская образовательная программа по алгебре в соответствии с УМК Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк и др. ( учебное издание Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 7 – 9 классы. Составитель Т. А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2008. - 256 с.)
9.Учебный план МОУ Дубковской СОШ на 2015-2016 учебный год
10.Приказ по школе №70 «Об утверждении годового учебного графика на 2015-2016 уч.год» от 28.08.2015 г
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Рабочая программа в соответствии с примерной программой основного общего образования предметной области математика выполняет следующие функции:
- Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета, определить предметные компетенции, которыми должен овладеть обучающийся в результате изучения данного предмета.
- Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся, обеспечение вариативности образования, позволяет нормализовать учебную нагрузку учащихся.
Учебно – методический комплект
- Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Ю.Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк и др.); под ред. С. А. Теляковского. – 17 - е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 271 с.
- Изучение алгебры в 7-9 классах. /Ю. Н. Макарычев. - М.: Просвещение, 2008
- Дидактические материалы по алгебре для 9 класса./ В. И. Жохов, Ю. Н. Макарычев. - М.: Просвещение, 2008.
- Пособие для учителей к учебнику Ю. Н. Макарычева и др. под редакцией Теляковского С. А. «Уроки алгебры в девятом классе», М: Вербум - М, 2001.
- Разноуровневые дидактические материалы 9 класс/ авт. М. Б.Миндюк , Н. Г. Миндюк. – М.: Издательский дом «Генжер», 1996.
- Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. –– М.: Просвещение, 2007.
Общая характеристика учебного предмета.
Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.
Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.),для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.
При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации, и закладываются основы вероятностного мышления.
Цели обучения:
- овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, а также продолжения образования;
- формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
- интеллектуальное развитие, развитие логического мышления, пространственного воображения, ясности и точности мысли, алгоритмической культуры, интуиции, способности к преодолению трудностей, критичности мышления на уровне, необходимом для дальнейшего обучения;
- воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса
Задачи обучения:
- систематизация сведений о числах; изучение новых видов числовых выражений и формул; совершенствование практических навыков и вычислительной культуры, расширение и совершенствование алгебраического аппарата, сформированного в основной школе, и его применение к решению математических и нематематических задач;
- расширение и систематизация общих сведений о функциях, пополнение класса изучаемых функций, иллюстрация широты применения функций для описания и изучения реальных зависимостей;
- развитие представлений о вероятностно-статистических закономерностях в окружающем мире, совершенствование интеллектуальных и речевых умений путем обогащения математического языка, развития логического мышления;
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
- Согласно Федеральному базисному учебному плану на изучение математики в 9 классе отводится не менее 170 часов из расчета 5 ч в неделю, при этом разделение часов на изучение алгебры и геометрии может быть следующим:3 часа в неделю алгебры, итого 102 часа; 2 часа в неделю геометрии, итого 68 часов.
- В соответствии с учебным планом МОУ Дубковской СОШ на изучение курса алгебры в 9 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов в год.
Отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой основного общего образования предметной области математика
В рабочую программу внесены некоторые изменения в количестве часов на изучение тем (модулей). Сравнительная таблица 1 приведена ниже.
Более подробное обоснование такого изменения приведено в описании содержания рабочей программы (методические рекомендации). Внесение данных изменений позволит изучить весь материал по программе, повысить уровень обученности учащихся по предмету, а также осуществить качественную организацию повторения курса алгебры, подготовить учащихся к успешной сдаче ГИА.
Таблица1
Название модуля (главы) | Количество часов в примерной программе | Количество часов в рабочей программе |
| - | - |
| 29 | 29 |
| 20 | 23 |
| 24 | 21 |
| 17 | 17 |
| 17 | 17 |
| 29 | 29 |
ИТОГО: | 136 | 136 |
Содержание обучения
- Квадратичная функция – 29 часов
Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция y = ax2 + bx + c, ее свойства и график. Степенная функция.
Основная цель: расширить сведения о свойствах функций, ознакомить обучающихся со свойствами и графиком квадратичной функции.
Учащиеся должны знать: определение функции, ее области определения, множества значений; алгоритм исследования функции; определение квадратного трехчлена и формулу его разложения на множители; определение квадратичной функции, алгоритм построение графика квадратичной функции, формулу нахождения координат вершины параболы.
Учащиеся должны уметь: «считывать» свойства функции по ее графику; устанавливать соответствие между графиком функции и ее аналитическим заданием; строить квадратичную функцию и выполнять преобразования (перенос вдоль оси ОХ (OY), сжатие (растяжение) вдоль оси ОХ (OY)); раскладывать квадратный трехчлен на множители; строить график степенной функции.
Методические рекомендации:
В авторской образовательной программе (в соответствии с используемым УМК) по алгебре на изучение модуля: «Квадратичная функция» отводится 29 часов. В представляемой рабочей программе предлагается 29 часов.
С понятиями функция, аргумент, область определения, область значения функции, график функции учащиеся уже знакомились, умеют строить графики некоторых изученных ранее функций. Можно предложить учащимся сводную таблицу с построенными изученными функциями. Новое вводится понятия о возрастании и убывании функции, промежутках знакопостоянства.
Подготовительным шагом к изучению свойств квадратичной функции является рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители. Решать квадратное уравнение учащиеся умеют, поэтому затруднений с нахождением корней квадратного уравнения не будет. Метод выделения квадрата двучлена из квадратного трехчлена изучается, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции у = ах2, её свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функции у = ах2 + n, у = а(х - m)2. Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы обучающиеся поняли, что график функции у = ах2+ bх + с может быть получен из графика функции у = ах2с помощью двух параллельных переносов. Приёмы построения графика функции у = ах2+ bх + с отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у обучающихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы. При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функции, а также промежутки, в которых функция сохраняет знак.
Обучающиеся знакомятся со свойствами степенной функции у = хnпри четном и нечетном натуральном показателе n. Вводится понятие корня n - й степени. Обучающиеся должны понимать смысл записей вида , .
- Уравнения и неравенства с одной переменной – 23 часов
Целые уравнения. Дробные рациональные уравнения. Неравенства второй степени с одной переменной. Метод интервалов.
Основная цель: систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида ах2+ bх + с > 0 (ах2+ bх + с < 0), где а0.
Учащиеся должны знать: определение целого уравнения, его степени, методы решения уравнений путем введения новой переменной и разложения на множители, определение неравенства второй степени с одной переменной, графический способ решения неравенств, метод интервалов.
Учащиеся должны уметь: решать целые и дробно рациональные уравнения, решать неравенства второй степени с одной переменной графическим методом и методом интервалов.
Методические рекомендации:
В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях, поэтому количество учебных часов по изучению данного модуля составляет 23 часа. (+3 часа к количеству часов в примерной программе)
Вводятся понятия целого рационального уравнения и его степени. Обучающиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнений путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.
Формирование умений решать неравенства вида ах2+ bх + с > 0, ах2+ bх + с < 0, где а0, осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы ее расположение относительно оси Ох). Обратить внимание на правильность изображения нулей функции и выбора промежутков, являющихся решением квадратного неравенства, т. к. у учащихся часто возникают вопросы при выборе правильного промежутка. Обучающиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства. Сильным учащимся предложить неравенства, в которых в разложении на множители есть множитель четной (нечетной) степени.
- Уравнения и неравенства с двумя переменными – 21 час
Уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными и их системы.
Основная цель: выработать умения решать простейшие системы, содержащие уравнение второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.
Учащиеся должны знать: определение понятий: уравнения и неравенства с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, график уравнения с двумя переменными, решение системы; алгоритм решения систем уравнений графическим способом, способом подстановки и алгебраического сложения, алгоритм решения задач с помощью систем уравнений второй степени; изображение решения системы неравенств с двумя переменными.
Учащиеся должны уметь: решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными различными способами, изображать множество решений неравенства и системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости.
Методические рекомендации:
Количество учебных часов по изучению данного модуля составляет 21 час, от указанных в авторской программе 24 часов, соответствующей изучаемому УМК.(_-3 часа, т.к. дана тема не выносится на базовый уровень заданий в ОГЭ 2016)
В данной теме завершаемся изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений перовой степени, а другое второй. Известный обучающимся способ подстановки, находит свое дальнейшее применение для решения систем уравнений. Он позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения. В связи с этим можно сократить количество часов на изучение данной темы. Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени должен рассматриваться на простейших примерах.
С помощью графических представлений можно наглядно показать обучающимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.
- Арифметическая и геометрическая прогрессии – 17 часов
Арифметическая и геометрическая прогрессии. Формулы n-го члена и суммы первых nчленов прогрессии. Бесконечно убывающая геометрическая прогрессия.
Основная цель: дать понятия об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.
Учащиеся должны знать: определение арифметической и геометрической прогрессии, формулы, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессии.
Учащиеся должны уметь: распознавать вид прогрессии из предложенных, применять характеристическое свойство, формулы общего члена и суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессии.
Методические рекомендации:
Количество учебных часов по изучению данного модуля составляет 17 часов, указанных в авторской программе, соответствующей изучаемому УМК.
При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Необходимо, чтобы учащиеся четко понимали, что такое «место» члена последовательности и чему равен данный член.
Работая с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, необходимо включать задания разных видов, а не только простейшие на применение непосредственно формулы. Нужно рассматривать разнообразные задачи на прогрессии, позволяющие ученику применить ранее изученный аппарат математики ( составление уравнений, неравенств, систем уравнений и неравенств) Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.
- Элементы комбинаторики и теории вероятностей – 17 часов
Комбинаторное правило умножения. Перестановки, размещения, сочетания. Относительная частота и вероятность случайного события.
Основная цель: ознакомить обучающихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятия относительной частоты и вероятности случайного события.
Учащиеся должны знать: комбинаторное правило умножения, формулы для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний, определение случайного события, относительной частоты и вероятности случайного события, статистический и классический подход к определению вероятности случайного события.
Учащиеся должны уметь: решать комбинаторные задачи, находить частоту и вероятность случайного события, решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения, вычислять среднее значение результатов измерений. Находить частоту совершения события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные, находить вероятности случайных событий в простейших случаях.
Методические рекомендации:
Количество учебных часов по изучению данного модуля составляет 17 часов.
Изучение темы начинается с решения простейших задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Затем переходить к правилам умножения, формулам для подсчёта числа перестановок, размещений и сочетаний.
В данной теме обучающиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.
- Повторение курса алгебры – 29 часа
Выражения и их преобразования. Уравнения и их системы. Неравенства и их системы. Функции и графики. Прогрессии. Текстовые задачи. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей.
Основная цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам.
Учащиеся должны знать: правила выполнения преобразования рациональных выражений (выполнение действий, приведение подобных слагаемых, разложение на множители, действия с корнями); методы решения уравнений и их систем, методы решения неравенств и их систем, определения (функция, область определения, множество значений функции); определение арифметической и геометрической прогрессии, формулы, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессии, алгоритмы решения задач на проценты, движение, работу, концентрации, смеси и сплавы, правила нахождения вероятности равновозможных событий, комбинаторное правило умножения, формулы для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.
Учащиеся должны уметь: выполнять преобразования рациональных выражений и выражений, содержащих квадратные корни; решать различные виды уравнений и их систем различными способами, решать неравенства и их системы различными способами, решать текстовые задачи, применять характеристическое свойство, формулы общего члена и суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессии; уметь строить графики элементарных функций.
Методические рекомендации:
На итоговое повторение отводится 29 часов.
Лучше всего организовать итоговое повторение по блокам, указанным выше. На первом уроке учащиеся знакомятся со структурой экзаменационной работы (в форме ГИА), нормами выставления оценки. На последующих уроках должно быть организовано дифференцированное повторение материала, в зависимости от уровня ученика, возможна организация индивидуальный маршрут обучения для разных групп учащихся. Завершается повторение решением тестовых заданий из различных источников, включая электронные тесты.
Межпредметные связи изучаемого предмета представлены в таблице 2.
Таблица 2
Содержательные модули | Тема | Связь с предметом | Тема |
Координаты и функции. | Круговые диаграммы. Линейная и столбчатая диаграммы | География | Практические работы по всему курсу (построение и анализ диаграмм) |
Координатный луч. Координата точки. Координатная прямая и координатная плоскость | Физика | Температура. Измерение температуры | |
Определение координат точки на координатной прямой и на координатной плоскости. Построение точки по ее координатам | Физика | Основы кинематики. Механическое движение, равномерное и неравномерное движение | |
График прямой пропорциональности. График линейной зависимости | Физика | Масса тела. Плотность вещества Механическое движение и взаимодействие тел. | |
График обратной пропорциональности | Физика | Закон Бойля-Мариотта | |
График функции. Возрастание и убывание функции. Промежутки знакопостоянства. | Физика | Основы кинематики | |
Биология | Экосистема | ||
Прогрессии. | Числовая последовательность. Арифметическая и геометрическая прогрессии | География | Все вопросы, связанные с изменениями, происходящими во времени (например, вопросы по темам «Население. Демографические проблемы», «Природные ресурсы») |
Выражения. | Пропорция. Основное свойство пропорции. Решение задач с помощью пропорции. Все действия с числами. | Химия | Химические реакции. Решение задач по уравнениям химических реакций. Расчеты массы (объема) исходных веществ или продуктов реакций |
Физика | Темы, связанные с решением задач и выполнением лабораторных работ | ||
Уравнения. | Линейные уравнения, квадратные уравнения. Системы линейных уравнений с двумя переменными | Физика | Все темы, связанные с решением физических задач |
Неравенства | Линейные неравенства | Физика | Тепловые явления |
Формы промежуточной и итоговой аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в форме тестов, контрольных, самостоятельных работ. Итоговая аттестация предусмотрена в виде контрольного теста. Возможно изменение числа контрольных работ за счёт проведения диагностических контрольных работ.
Особенности организации учебного процесса по предмету.
Формы организации учебного процесса | Методы организации учебного процесса | Средства обучения (виды) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды контроля:
- вводный;
- текущий;
- тематический;
- периодический;
- итоговый.
Формы контроля:
- контрольная работа;
- самостоятельная работа;
- дифференцированная тематическая контрольная работа;
- тесты;
- математические диктанты по проверке базовых знаний (формул, понятий, алгоритмов и т. д.);
- письменные задания проверочного характера;
- взаимоконтроль и самоконтроль;
- практикум;
- фронтальная форма контроля.
Календарно - тематическое планирование
2015 / 2016 учебный год
4 часа в неделю
№ урока п/п | Наименование раздела/темы (Количество часов) | Тема урока | № урока (в рамках темы) | Тип урока | Дидактические единицы стандарта | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата | ||||
план | факт | |||||||||||
1 | Квадратичная функция (29 часов) | Ключевые задачи на функцию | 1 | Изучение и первичное закрепление новых знаний. | Функция | Знать определение числовой функции, определяют область определения и область значений функции. Уметь находить область определения и область значения по графику функции и по аналитической формуле. Умеют привести примеры функций с заданными свойствами. | Фронтальная работа по тексту учебника и наглядным пособиям с классом в устрой форме, практическая работа | |||||
2 | Область определения и область значений функции | 2 | Усвоение изученного материала в процессе решения задач. Освоение нового материала. | Функция, область значений функции, область определения функции.. Примеры функциональной зависимости. | Фронтальный опрос. П/р. с последующей взаимопроверкой | |||||||
3-4 | Графики функций. Нахождение свойств функции по её графику | 3-4 | Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. Закрепление практических навыков построений. | Функция, примеры функциональной зависимости. Возрастание убывание функции. | Знать понятие монотонности, аналитические характеристики простейших возрастающих, убывающих функций. Уметь исследовать функцию на монотонность, видеть промежутки возрастания, убывания. | Фронтальная | ||||||
5 | Свойства элементарных функций | 5 | Комбинированный урок | Функция, промежутки знакопостоянства. | Знать основные понятия. Уметь определять промежутки знакопостоянства графически и аналитически | Групповая, фронтальная. | ||||||
6 | Квадратичная функция (29 часов) | Нахождение свойств функции по формуле и по графику | 6 | Комбинированный урок Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. | Функции, ограниченность функции, наибольшее, наименьшее значение. Функции, четность, нечетность функции. | Знать и уметь исследовать функцию на монотонность, определяют наибольшее и наименьшее значение функции, ограниченность, выпуклость. Знать понятие четной и нечетной функции. Умеют по алгоритму исследовать функции на чётность и нечётность. | Дифференцированная с/р, фронтальный опрос, решение упражнений Фронтальная | |||||
7 | Нахождение корней квадратного трёхчлена | 7 | Уроки усвоения новых знаний, умений и навыков. Закрепление практических навыков построений. | Квадратный трехчлен. Корни квадратного трехчлена. Выделение квадрата двучлена их квадратного трехчлена. Разложение квадратного трехчлена на множители. | Знать понятие квадратного трехчлена, формулу разложения квадратного трехчлена на множители. Уметь выделять квадрат двучлена из квадратного трехчлена, раскладывать трехчлен на множители. | Групповая, индивидуальная Отработка алгоритма действия, решение упражнений | ||||||
8 | Выделение квадрата двучлена из квадратного трёхчлена | 8 | ||||||||||
9 | Теорема о разложении квадратного трёхчлена на множители | 9 | Комбинированный урок | Групповая, индивидуальная Отработка алгоритма действия, решение упражнений | ||||||||
10 | Применение теоремы о разложении квадратного трёхчлена на множители | 10 | Комбинированный урок | |||||||||
11-12 | Исследование функции y=ax² Разные задачи на функцию y=ax² | 11-12 | Урок практического закрепления знаний | Функция y=ax². График функции. | Знать и понимать функции y=ax², особенности графика. Уметь строить y=ax² в зависимости от параметра а. | Урок лекция с необходимым набором задач. Фронтальная работа с классом | ||||||
13 | Правила построения графиков функций y= ax²+n и у=а(х-m)² | 13 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Функция y= ax²+n и у=а(х-m)². График функции. Преобразование квадратичной функции. | Знать и понимать функции y= ax²+n и у=а(х-m)² их свойства и особенности построения графиков. Уметь строить графики, выполнять простейшие преобразования (сжатие, параллельный перенос, симметрия) | Проверка домашнего задания. С/р обучающего характера. | ||||||
14-15 | Построение графиков . Использование шаблонов парабол для построения функции у=а(х-m)²+п | 14-15 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | М/Д: знание свойств графика функции. | ||||||||
16-17 | Алгоритм построения графика функции y= ax²+ bx+c | 16-17 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Функция y= ax²+ bx+c, промежутки возрастания, убывания. | Знать, что график функции y= ax²+ bx+c может быть получен из графика y=ax² с помощью параллельного переноса вдоль осей координат. Уметь строить график квадратичной функции, проводить полное исследование функции по плану. | Фронтальная практическая работа | ||||||
18-19 | Квадратичная функция (29 часов) | Свойства функции y= ax²+ bx+c. Влияние коэффициентов на расположение графика | 18-19 | Урок практического закрепления знаний | Функция y= ax²+ bx+c, свойства функций по плану исследования. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
20-21 | Свойства и график степенной функции. Использование свойств степенной функции при решении различных задач | 20-21 | Ознакомление с новым материалом | Функция y=xn . | Знать свойства степенной функции с натуральным показателем. Уметь перечислять свойства степенных функций, схематически строить график. | Урок лекция, составление опорного конспекта с необходимым набором задач. Фронтальная работа с классом | ||||||
22 | Понятие корня степени и арифметического корня | 22 | Комбинированный урок | Определение корня n-ой степени. | Знать понятие корня n-ой степени. Уметь вычислять корни n-ой степени. | Фронтальная работа с классом, дополнения конспекта, тренировочные инд. задания | ||||||
23 | Нахождение значений выражений, содержащих корни n-й степени | 23 | Комбинированный урок | Определение корня n-ой степени, свойства корней. | Знают свойства корня n-ой степени. Умеют выполнять простейшие преобразование с помощью формул сокращенного умножения. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
24 | Преобразование выражений, содержащих, корни n-й степени | 24 | Комбинированный урок | выражения, содержащих, корни n-й степени | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | |||||||
25 | Степень с рациональным показателем | 25 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Понятие степень с рациональным показателем | Знают понятие степени с рациональным показателем, свойства степени. Умеют выполнять простейшие преобразования с помощью формул сокращенного умножения. | Проверка домашнего задания. С/р обучающего характера. | ||||||
26-27 | Свойства степени с рациональным показателем | 26-27 | Урок практического закрепления знаний | Свойства степени с рациональным показателем | М/Д: знание свойств степени с рациональным показателем | |||||||
28 | Квадратичная функция (29 часов) | Преобразование выражений, содержащих степени с рациональным показателем | 28 | Закрепление практических навыков преобразования выражений, содержащих степени с рациональным показателем | Преобразование степени с рациональным показателем в корень, обратная операция, формулы сокращенного умножения. | Знают понятие степени с рациональным показателем, свойства степени. Умеют выполнять простейшие преобразования с помощью формул сокращенного умножения. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | |||||
29 | Контрольная работа №1 по теме «Функции и их свойства» | 29 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | Функции y= ax²+ bx+c, y= ax²+n и у=а(х-m)². Функция y=xn , графики и свойства Корниn-ой степени с рациональным показателем | Уметь строить графики квадратичной функции, выполнять их преобразования, читать графики. Вычислять корни n-ой степени | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
30 | Уравнения и неравенства с одной переменной (20 часов) | Целое уравнение и его корни. | 1 | Комбинированный урок | Целое уравнение и его корни. Степень уравнения. | Знать понятие целого рационального уравнения и его степени, приемы нахождения приближенных значений корней. Уметь решать уравнения третьей, четвертой степени с помощью разложения на множители. | Фронтальный опрос. Индивидуальная, дифференцированная с/р | |||||
31-32 | Уравнения, приводимые к квадратным | 2-3 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Биквадратное уравнение. Уравнения, приводимые к квадратным, и методы их решения | Знать понятие целого рационального уравнения и его степени, видеть уравнения приводимые к квадратным и приемы решения уравнений. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
33-35 | Уравнения и неравенства с одной переменной (20 часов) | Приемы решения целых уравнений. Решение уравнений с помощью введения вспомогательной переменной | 4-6 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Уравнения, приводимые к квадратным, и методы их решения | Знать понятие целого рационального уравнения и его степени, метод введения вспомогательной переменной. Уметь решать уравнения данного типа. | Опорный план-конспект. Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | |||||
36-37 | Решение уравнений третьей и четвертой степени с одним неизвестным с помощью разложения на множители | 7-8 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Уравнения третьей, четвертой степени, способы разложения на множители. | Уметь решать уравнения третьей, четвертой степени с помощью разложения на множители. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
38-39 | Дробно- рациональные уравнения | 9-10 | закрепление навыков решения уравнений | Способы решения уравнений | Уметь решать уравнения различными способами в зависимости от их вида. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
404 | Уравнения и неравенства с одной переменной (23 часа) | Решение неравенств второй степени с одной переменной. | 11 | Изучение нового материала | Неравенства второй степени с одной переменной | Знать понятия неравенства второй степени с одной переменной и методы их решения. Уметь решать неравенства второй степени с одной переменной, применять графическое представление для решения неравенств, применять метод интервалов для неравенств второй степени, дробно-рациональных неравенств | Опорный конспект-таблица. Практические задания. | |||||
41 | Решение неравенств методом интервалов | 12 | Изучение нового материала. Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Метод интервалов | Фронтальный опрос, индивидуальная самостоятельная работа | |||||||
42-43 | Решение дробно-рациональных неравенств с одной переменной методом интервалов | 13-14 | Метод интервалов, кратные корни, метод лепестков | Опорный конспект-таблица. Практические задания. | ||||||||
44-45 | Решение уравнений с переменной под знаком модуля. | 15-16 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Линейные, целые уравнения со знаком модуля | Знать общий вид уравнения со знаком модуля, способ раскрытия модуля и решения уравнения. Уметь применять алгоритм при решении данного типа уравнений. | Урок лекция с необходимым набором задач. Обучающие задания. Письменный опрос учащихся по карточкам. | ||||||
46-47 | Решение неравенств с переменной под знаком модуля. | 17-18 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Неравенства с одной переменной, содержащие модуль. | Знать общий вид неравенства со знаком модуля, способ раскрытия модуля и решения неравенства. Уметь решать данный тип неравенств. | Урок лекция с необходимым набором задач. Обучающие задания. | ||||||
48-49 | Решение иррациональных уравнений. | 19-20 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Целые иррациональные уравнения, способы решения данных уравнений. | Знать общий вид иррационального уравнения, способ решения данных уравнений. Уметь решать данный тип уравнений по алгоритму. | Урок лекция с необходимым набором задач. Обучающие задания. | ||||||
50-51 | Уравнения и неравенства с одной переменной (23 часов) | Решение иррациональных неравенств. | 21-22 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Целые иррациональные неравенства, способы решения данных неравенств. | Знать общий вид иррационального неравенства, способы решения неравенств. Уметь решать данный тип неравенств по алгоритму. | Тренировочные практические упражнения, опрос и индивидуальная работа | |||||
52 | Контрольная работа № 2 по теме «Уравнения и неравенства с одной переменной» | 23 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | Уравнения и неравенства с одной переменной | Знать основные виды уравнений, неравенств, способы их решения. Уметь решать уравнения, неравенства различных типов. | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
53 | Уравнения и неравенства с двумя переменными (24 часа) | Уравнение с двумя переменными и его график | 1 | Комбинированный урок | Уравнение с двумя переменными и его график. Ур-е окружности. | Знать и понимать Уравнение с двумя переменными, строить его график. Уравнение окружности. | Опорный конспект-таблица. Практические задания. | |||||
54-55 | Графический способ решения систем уравнения. | 2-3 | Комбинированный урок | Системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными графическим способом | Фронтальный устный контроль. | ||||||
56 | Решение систем уравнений второй степени способом подстановки. | 4 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными способом подстановки и сложения | Тренировочные упражнения, опрос и индивидуальная работа | ||||||
57 | Решение систем уравнений второй степени способом сложения. | 5 | ||||||||||
58 | Решение систем уравнений второй степени способом введения новых переменных. | 6 | закрепление навыков решения задач | Системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными графическим способом | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
59 | Уравнения и неравенства с двумя переменными (21 час) | Решение однородных систем уравнений второй степени | 7 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Однородные уравнения. Системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Урок лекция с необходимым набором задач. | |||||
60 | Решение систем уравнений второй степени | 8 | Систематизация знаний учащихся, закрепление знаний. | Системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными | Фронтальный опрос. Урок лекция с необходимым набором задач. Обучающий тест. | ||||||
61 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени на числовые зависимости. | 9 | Систематизация знаний учащихся | Системы двух равнений второй степени, текстовые задачи | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными и методы их решения. Уметь решать текстовые задачи методом составления систем уравнений. | Беседа, опирающаяся на изученный материал. Решение задач. | ||||||
62 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени на движение | 10 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Системы двух равнений второй степени, текстовые задачи | Фронтальный опрос М/Д. Самоконтроль, индивидуальный контроль. | |||||||
63 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени на работу | 11 | Системы двух равнений второй степени, текстовые задачи | Знать и уметь решать системы двух равнений второй степени с двумя переменными и методы их решения. Уметь решать текстовые задачи методом составления систем уравнений. | Самоконтроль, групповой контроль. Обучающие задачи | |||||||
64 | Решение задач с помощью систем уравнений второй степени на проценты | 12 | Применение полученных знаний, умений, закрепление навыков решения задач | Системы двух равнений второй степени, текстовые задачи | Фронтальный опрос. Индивидуальные задания. | |||||||
65-66 | Решение задач с помощью систем уравнений на смеси и сплавы | 13-14 | Урок практических самостоятельных работ. | |||||||||
67 | Неравенства с двумя переменными. | 15 | Систематизация знаний учащихся, закрепление навыков решения. | Системы неравенств с двумя переменными | Иметь представление о решении системы неравенств с двумя переменными | Фронтальный опрос: М/Д. Инд. задания. | ||||||
68 | Уравнения и неравенства с двумя переменными (21 час) | Неравенства с двумя переменными | 16 | Комбинированный урок | Системы неравенств с двумя переменными. Способы решения систем | Иметь представление о решении системы неравенств с двумя переменными. Уметь изображать множество решений системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости | Беседа, опирающаяся на изученный материал. Решение обучающих задач. | |||||
69-70 | Система неравенств с двумя переменными. | 17-18 | Применение полученных ЗУН, закрепление навыков решения задач | Системы неравенств с двумя переменными. Способы решения систем | Индивидуальный опрос, обучающая самостоятельная работа | |||||||
71 | Неравенства с двумя переменными, содержащих знак модуля. | 19 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Неравенства с двумя переменными. Способы решения | Иметь представление о решении неравенства, системы неравенств с двумя переменными, содержащими модуль. Уметь решать неравенства, системы неравенств с двумя переменными со знаком модуля | Фронтальная работа | ||||||
72 | Система неравенств с двумя переменными, содержащих знак модуля. | 20 | Комбинированный урок | Системы неравенств с двумя переменными. Способы решения систем | Фронтальный опрос, М/Д | |||||||
73 | Контрольная работа №3 по теме «Уравнения и неравенства с двумя переменными» | 21 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | Уравнения и неравенства с двумя переменными, способы их решения | Уметь решать системы уравнений и неравенств с двумя переменными, задачи с помощью систем уравнений. | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
74-75 | Арифметическая, геометрическая прогрессия (16 часов). | Последовательности | 1-2 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Понятие последовательности, словесный и аналитический способы её задания. Рекуррентный способ задания последовательности | Знать и понимать понятия последовательности, n-го члена последовательности. Уметь использовать индексные обозначения | Фронтальный опрос. Урок практических работ. | |||||
76-78 | Определение арифметической прогрессии. Формула n-ого члена арифметической прогрессии | 3-5 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Последовательность, формула n-го члена. арифметической прогрессии. Характеристическое свойство. | Знать и понимать арифметическую прогрессию. Уметь решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с применением изучаемых формул | Урок лекция с необходимым набором задач. | ||||||
79-81 | Формула суммы n первых членов арифметической прогрессии | 6-8 | Комбинированный урок | Формула суммы n-го члена АП. Применение формулы суммы первых n членов арифметической прогрессии | Знать и понимать формулу суммы n-го членов арифметической прогрессии. Уметь решать упражнения и задачи, в том числе практического содержания с применением изучаемых формул. | Беседа, фронтальная работа. | ||||||
82 | Контрольная работа №4 по теме «Арифметическая прогрессия» | 9 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | Арифметическая прогрессия. Формулы n-го члена, суммы n первых членов арифметической прогрессии | Уметь решать задания на применение свойств арифметической прогрессии. | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
83-84 | Арифметическая, геометрическая прогрессия (16 часов). | Определение геометрической прогрессии, формула n-ого члена геометрической прогрессии | 10-11 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Геометрическая прогрессия, формула суммы n-го члена прогрессии. Характеристическое свойство. | Знать и понимать: геометрическая прогрессия -последовательность особого вида, формулуn-ого члена геометрической прогрессии, формулу суммы n первых членов геометрической прогрессии, формулу суммы бесконечно убывающей геометрической прогрессии Уметь решать упражнения и задачи практического содержания с применением формул | Урок лекция с необходимым набором задач. | |||||
85-86 | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | 12-13 | Комбинированный урок | Формула суммы n первых членов геометрической прогрессии | Индивидуальный опрос (проверка д/з). Диф. инд. задания | |||||||
87-88 | Сумма бесконечно убывающей геометрической прогрессии | 14-15 | Комбинированный урок | бесконечно убывающая геометрическая прогрессия, формула суммы | Фронтальный опрос. Индивидуальный контроль. | |||||||
89 | Контрольная работа №5 по теме «Геометрическая прогрессия» | 16 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | геометрическая прогрессия. Формулы n-го члена, суммы n первых членов геометрической прогрессии | Уметь решать задания на применение свойств арифметической прогрессии. | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. | ||||||
90-91 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей (17 часов) | Комбинаторные задачи. Комбинации с учётом и без учёта порядка. Комбинаторное правило умножения | 1-2 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Примеры комбинаторных задач | Знать и понимать комбинаторное правило умножения | Урок лекция с необходимым набором задач. Составление плана-конспекта | |||||
92-93 | Перестановки из n элементов конечного множества. Комбинаторные задачи на нахождения числа перестановок из n элементов | 3-4 | Комбинированный урок | Перестановки | Знать и понимать комбинаторное правило перестановки решать задачи и упражнения с применением формулы | Фронтальный опрос. Опорный конспект в виде таблицы | ||||||
94-95 | Размещение из n элементов. Комбинаторные задачи на нахождение числа размещений из n элементов по k | 5-6 | Комбинированный урок | Размещения | Знать и понимать комбинаторное правило размещения решать практические задачи и упражнения с применением формулы | М/Д. Практическая работа. | ||||||
96-97 | Сочетание из n элементов по k | 7-8 | Применение полученных ЗУН, закрепление навыков решения задач | Сочетания | Знать и понимать комбинаторное правило сочетания решать практические задачи и упражнения с применением формулы | Фронтальный письменный тематический контроль. | ||||||
98 | Относительная частота случайного события | 9 | Изучение нового материала и первичное закрепление новых знаний. | Случайные, достоверные, невозможные события. Классическое определение вероятности | Знать и понимать теории вероятностей. Уметь вычислять вероятности, использовать формулы комбинаторики при решении практических задачи и упражнений. | Решение задач. Фронтальный опрос. | ||||||
99 | Вероятность случайного события | 10 | Урок лекция с необходимым набором задач. Составление плана-конспекта | |||||||||
100 | Классическое определение вероятности | 11 | Изучение нового материала и первичное закрепление полученных знаний. | Решение задач. Фронтальный опрос. | ||||||||
101 | Геометрическое определение вероятности | 12 | Фронтальный опрос. Опорный конспект в виде таблицы | |||||||||
102-103 | Комбинаторные методы решения вероятностных задач | 13-14 | Применение полученных ЗУН, закрепление навыков решения задач | Решение задач. Фронтальный опрос. | ||||||||
104-105 | Обобщающий уроки по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 15-16 | Закрепление полученных знаний | Решение задач. Фронтальный опрос. | ||||||||
106 | Контрольная работа №6 по теме «Элементы комбинаторики и теории вероятностей» | 17 | Урок контроля, оценки знаний учащихся. | Перестановки, размещения, сочетания, вероятность равновозможных событий | Уметь решать задачи используя формулы комбинаторики и теории вероятностей | Фронтальный тематический контроль с правом выбора уровня сложности задания. |
по плану | Факт. |
107-109 | Обобщающее повторение (29 часов + 4 часа резерва = 33 часа) | Алгебраические вычисления | 1-3 | Применение полученных ЗУН, закрепление навыков | Правила алгебраических вычислений | Учащихся демонстрируют умение расширять и обобщать сведения о преобразовании алгебраических выражений, применяя различные формулы. Решать уравнения, неравенства, задачи соблюдая правила и алгоритмы. | Фронтальный опрос. Решение тренировочных заданий. | ||
110-113 | Тождественные преобразования | 4-6 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | Формулы сокращенного умножения | Обучающие, тренировочные тестовые задания в формате ГИА | ||||
114-116 | Уравнения, системы уравнений | 7-9 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | Уравнения, системы уравнений, неравенства, функции, текстовые задачи, включенные в ГИА | |||||
117-119 | Неравенства, системы неравенств | 10-12 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | ||||||
120-122 | Арифметическая и геометрическая прогрессия | 13-15 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | ||||||
123-125 | Элементы комбинаторики | 16-18 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | ||||||
126-128 | Функции, свойства, построение графиков | 19-21 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | ||||||
129-131 | Решение текстовых задач | 22-24 | Применение полученных ЗУН, коррекция знаний | ||||||
132-136 | Резерв | 25-29 |
Требования к уровню подготовки обучающихся в 9 классе.
В ходе преподавания алгебры в 9 классе следует обращать внимание на то, чтобы учащиеся овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:
- планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;
- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;
- исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;
сного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;
- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;
- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.
В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:
знать/понимать
- существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
- существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
- как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
- как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
- как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;
- вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
- каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия; примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
- смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся по алгебре.
1. Оценка письменных контрольных работ обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если:
- работа выполнена полностью;
- в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
- в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится в следующих случаях:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
- допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Учитель может повысить отметку за оригинальный ответ на вопрос или оригинальное решение задачи, которые свидетельствуют о высоком математическом развитии обучающегося; за решение более сложной задачи или ответ на более сложный вопрос, предложенные обучающемуся дополнительно после выполнения им каких-либо других заданий.
2. Оценка устных ответов обучающихся по алгебре.
Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:
- полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
- изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
- правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
- показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять ее в новой ситуации при выполнении практического задания;
- продемонстрировал знание теории ранее изученных сопутствующих тем, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
- отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя;
- возможны одна – две неточности при освещение второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недостатков:
- допущены один – два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
- допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Отметка «3» ставится в следующих случаях:
- неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для усвоения программного материала;
- имелись затруднения или допущены ошибки в определении математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
- ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;
- при достаточном знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.
Отметка «2» ставится в следующих случаях:
- не раскрыто основное содержание учебного материала;
- обнаружено незнание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
- допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Список литературы для обучающихся.
1. Алгебра. 9 класс: учебник для общеобразоват.учреждений / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.Н.Нешков, С.Б.Суворова; под редакцией С.А.Теляковского. – М.: Просвещение, 2009 г.
2. Алгебра: дидактические материалы для 9 кл. / Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, Л.Б.Крайнева. – М.: Просвещение, 2007 - 2011гг.
3. Элементы статистики и теории вероятностей: Учеб пособие для обучающихся 7-9 кл. общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк; под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2007 - 2011г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.
Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...
Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова
Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...
Рабочая программа по алгебре 8-9 классы (базовый уровень) к УМК Алгебра 8. Алгебра 9. Макарычев Ю. Н., Миндюк Н.Г. и др
Содержание рабочей программы: Пояснительная записка. Содержание курса. Тематический план. Ожидаемые результаты. Календарно-тематическое планирование. Рабочая программа составлена на основе: - Феде...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО АЛГЕБРЕ Класс: 8 (базовый уровень)
Тематический план по алгебре разработан в соответствии с Примерной программой основного общего образования по математике, с учетом требований федерального компонента государственного...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по алгебре для 10-11 классов, разработанная в соответствии с ФКГОС-2004 . Авторская программа для общеобразовательных учреждений Краснодарского края: Алгебра и начала анализа. 10 – 11 классы (автор-составитель Е.А. Семенко).
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре и началам анализа. Уровень образования (класс): среднее общее образование (10- 11 классы). Количество часов - 204. Учитель...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс 9 Учитель Асессорова Е.М.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет алгебра Класс...