Урок алгебры 7 класс "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)

Борисова Анна Николаевна

Тема урока: Формулы сокращённого умножения

Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения   при  выполнении упражнений  различной сложности  и творческих  заданий.

Задачи урока:

1)Образовательная: 

  • Повторить знание формул сокращённого умножения;
  • Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
  • Отработка вычислительных навыков;
  • Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.

2)Развивающая:

  • Формировать умение анализировать,
  • Обобщать, развивать математическое мышление.
  • Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.

3)Воспитательная:

  • Воспитание ответственности за выполненную  работу;
  • Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование:  демонстрационный материал, карточки с заданиями,  раздаточный материал,  тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zagotovka.doc116 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 17.01.2019

Класс: 7 «А»

Тема урока: Формулы сокращённого умножения

Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения   при  выполнении упражнений  различной сложности  и творческих  заданий.

Задачи урока:

1)Образовательная:  

  • Повторить знание формул сокращённого умножения;
  • Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
  • Отработка вычислительных навыков;
  • Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.

2)Развивающая:

  • Формировать умение анализировать,
  • Обобщать, развивать математическое мышление.
  • Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.

3)Воспитательная:

  • Воспитание ответственности за выполненную  работу;
  • Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Оборудование:  демонстрационный материал, карточки с заданиями,  раздаточный материал,  тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.

Структура урока:

1) Организационный момент. (1мин)

2)  Актуализация знаний. (10 мин)

3) Обобщение и систематизация знаний. (20мин)

4) Контроль знаний. (6мин)

5) Постановка домашнего задания. (1мин)

6) Итог урока. (1мин)

7) Рефлексия. (1мин)

Ход урока:

1) Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите, пожалуйста,  в тетрадях число и классная работа, а тему урока вы узнаете, разгадав анаграмму. Правильно, это слово «Формула». А как это слово связанно с нашим уроком? (Ребята отвечают: мы изучаем формулы сокращенного умножения). Верно, тема нашего урока «Формулы сокращенного умножения» - запишите в тетрадях.

 Девиз урока: «У математиков существует свой язык – это формулы».  (С.Ковалевская)

 Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою цель. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов  от 1 до 5 в оценочные листы.

Учитель спрашивает несколько учеников, какую цель они поставили перед собой.

Оценочный лист

“Я познание сделал своим ремеслом…”

Фамилия и имя:_____________________________

Цели:

 

Задания

Баллы

1. Получить новые знания

 

1. Тест – соответствие

 

2. Показать свои знания

 

2. Смотри не ошибись

 

3. Получить хорошую оценку

 

3. Математическая эстафета

 

4.

 

4. Тест

 

5.

 

 

Итог

Оценка

Достиг ли ты своих целей?

Оцени степень усвоенности:

усвоил полностью

усвоил частично

не усвоил

Смайлик

Сначала мы повторим пройденный материал.

2) Актуализация знаний:

Ребята, мы с вами говорили, что  формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Скажите мне, пожалуйста, где мы можем использовать формулы сокращенного умножения. Ответы: Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.

Правильно, молодцы. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
а) А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу  и рассказать правило.

а2 – в2 = (а – в)(а + в)

разность квадратов двух выражений

Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму.

(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2
квадрат суммы двух выражений

Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

(а  – в) 2 = а2 – 2ав + в2
квадрат разности двух выражений

Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения.

Молодцы,  формулировку формул вы хорошо знаете. А теперь проверим, как вы умеете применять формулы для быстрого счета.

На доске выражения, надо быстро, не используя столбиков вычислить их значения.

Молодцы, все верно.

б) Устный счет по математическому тренажеру

  1. (10+1) 2 =                                                                 121
  2.  412-312=                                                                                       720
  3.  242-232 =                                                                  47
  4. 732-632 =                                                                 1360          
  5. 992 =                                                                          9801
  6. 512 =                                                                       2601

3)Обобщение и систематизация знаний.

ЗАДАНИЕ №1: У вас на столах лежат пронумерованные листы. Возьмите, пожалуйста, лист с номером 1. Тест – соответствие.  Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом:  («5» - все верно,  «4» - 1- 2  ошибки, «3» - 3 ошибки)

№ формулы

формула

№ ответа

ответ

буква

1

(x+3)²

1

4x²-9

О

2

x²-16

2

16x²-40xy+25y²

А

3

(2x-3)(2x+3)

3

(x-4)(x+4)

И

4

81-18x+x²

4

(3y+6x)²

Т

5

(4x-5y)²

5

x²+6x+9

Д

6

25x²-49y²

6

(9-x)²

Ф

7

9y²+36yx+36x²

7

(5x-7y)(5x+7y)

Н

Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).

Молодцы ребята, вы получили имя великого математика.  Показываю его портрет.

Ребята, скажите пожалуйста, почему мы разгадывали имя именно этого математика?

Историческая справка:  рассказ ученика. Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время,  все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.

ЗАДАНИЕ №2:  Теперь работаем с листами №2.

Смотри не ошибись. Необходимо восстановить выражения.

(х ... у)2 = х2 - 2х + ...

(... - ...)2 = 9х2 ...   ... + 25у2 

(... ... ...)2 = ... - 28ху ... 49х2 

(х -  ... )2 = ... ... 20х ... ...

25a2 +  …  +  b2 = (… … …)2

Ребята по очереди выходят восстанавливают выражения, после того как все выражения написаны проверяем. В оценочных листах выставляем отметку.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!

Продолжаем работать и выполняем следующее задание.

ЗАДАНИЕ №3:  Применение формул.  На листах №3 написаны задания. 1 вариант выполняет задания группы 1, вариант 2 задания группы 2. По 2 человека вызываем к доске

Математическая эстафета

          I группа                                                        II группа

    1.Преобразуйте в многочлен:

    а) (у-4)2                                               а) (3а+4)2   

    б) (7х+а)2                                                                    б) (2х-в)2 

    в) (5с-1)(5с+1)                                    в) (с+3)(с-3)

    г) (3а+2в)(3а-2в)                                г) (5у-2х)(5у+2х)

   2. Упростите выражение.

    (а-9)2 - (81+2а)                                    (с+в)(с-в) - (5с22)

   3. Разложите на множители.

   а) х2-49                                                 а) 25у22  

    б) с2+2ас+а2                                        б)25х2-10ху+у2

4. Решить уравнение.

25у2 – 64 = 0.                               100х2 – 16 = 0.

Молодцы, и с этим заданием вы справились. А теперь давайте, расширим наши знания. Выполним с Вами проект№1. Научимся возводить в квадрат сумму трёх, четырёх, и т.д. слагаемых.

Проект №2 «Научиться возводить двучлен в любую натуральную степень».

4)Контроль знаний.  Лист №4.  Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.

Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».

Вариант 1:

1)Вычисли:  412 – 312

б) 72
в) 720
г) 730

2)Вычисли:   262  – 742

е) – 4800
ж) 4800
з) – 480

3)Разложи на множители:   a4 – 8a2 + 16

c) (a2 + 4)2
n) (
a – 4)2
p) (
a2 – 4)2

4)Разложи на множители:   a2 – 4

н) (а – 2) (а + 2)
к) (
а – 2) (а – 2)
л) (
а2 – 4) (а2 + 4)

5)Разложи на множители:   25b2 – 16c4

a) (5b – 4c2)2
o) (5
b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5
b – 4c) (5b + 4c)

Вариант 2:

1)Вычисли:   762 – 242

а) – 520
в) 5200
c) 52

2)Вычисли:    832 –732

e)1560
ж) 156
з) 1540

3)Разложи на множители:    4 + 4b2 + b4

к) (2 – b2)2
п) (2 + 
b)2
р) (2 + 
b2)2

4)Разложи на множители:  1 – c2

н) (1 – c) (1 + c)  
м) (1 – 
c) (1 – c)
л) (1 – 
c2) (1 + c2)

5)Разложи на множители:   36x4 – 49y2

e) (6x2 – 7y)2
o) (6
x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6
x – 7y) (6x + 7y)

Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.

5)Постановка домашнего задания.  Дифференцированная домашняя работа. На листах №5, ваше домашнее задание. Применив формулы сокращенного умножения, необходимо  заполни таблицу: даны 5 пар выражений на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. Учить формулы и правила.

1 и 2 выражения

Многочлен равный квадрату суммы этих выражений

Многочлен равный квадрату разности этих выражений

Многочлен равный кубу суммы этих выражений

Многочлен равный кубу разности этих выражений

Разность квадратов этих выражений

-5а и b

 

 

 

3а и   b

 

 

 

 

 

2 и   0,2b2

 

 

 

 

 

a2b  и   –4

 

 

 

 

 

6 и х2у2

 

 

 

 

 

6)Итог урока.

- Итак, ребята урок подошел к концу.

-  Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Я их посмотрю, учту вашу работу на уроке и выставлю отметки. Вы все молодца, уверена, что отметки будут положительные.

Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.

7) Рефлексия. В оценочном листе нарисуйте смайлик, который будет выражать ваше настроение после сегодняшнего урока.

- Урок закончен. Спасибо. До свидания!

        

Самоанализ   открытого урока алгебры  в 7-ом  «А» классе

Учитель : Борисова А.Н.

  1. Данный урок относится к теме: « Формулы сокращённого умножения». Урок  обобщения и систематизации знаний. Опирался на закреплении изученного материала, способствовать выработке навыков и умений в преобразовании выражений с помощью формул сокращённого умножения, закреплении  вычислительных навыков при возведении в квадрат  одночленов, создания  условии контроля усвоения знаний и умений приобретённых учащимися по данной теме. На протяжении урока  была учтена работа в парах, что способствовало товарищескому отношению и сплочению коллектива.
  2. Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения   при  выполнении упражнений  различной сложности  и творческих  заданий.
  3. Урок обобщения  и систематизации знаний  выбран потому, чтобы перейти к следующему разделу изучения и написать успешно контрольную работу по данной теме. Все этапы и цели урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Постепенно переходили от одного этапа к другому с предварительной подготовкой.  
  4. Внимание акцентировалось на письменных приёмах выполнения заданий, записи формул, правилах, умении находить выражения, применять формулы сокращённого умножения  при решении заданий.
  5. Для лучшего усвоения данного материала выбраны различные  методы и формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа с классом, устная работа,  задание творческого  характера -  расшифровка, замена пропусков.
  6. На уроке использовались следующие средства обучения (первоначальные знания по записи формул сокращенного умножения,  умение читать формулы  и объяснять их применение, использовать алгоритм преобразования выражений, учебные пособия, тексты заданий, примеров, карточки для индивидуальных заданий, карточки с дифференцированной  домашней работой, листы  учета знаний . Таким образом, каждый ребёнок мог проверить свои знания на том или ином этапе, проанализировать свои умения. А для меня вывод: над чем поработать с отдельными учащимися, которые испытывали затруднения в тех или иных заданиях, с кем провести индивидуальную работу по тому или иному материалу, а где, провести коллективную работу с последующим объяснением сильных учеников слабым.
  7.   Психологическая атмосфера поддерживалась тёплым обращением со стороны учителя к детям, их подбадривании, понимая при этом, как им тяжело сформулировать свой ответ на тот или иной поставленный вопрос, их волнение в присутствии гостей и переживания на ту или иную неудачу. «Ведь, никто из учеников не желает быть худшим или непонятым». К каждому ученику осуществлялся индивидуальный подход, учитывая характер и индивидуальность учащегося.
  8. Задачи развития решались следующим образом: ученики сами обыгрывали ту или иную ситуацию, поправляли своих сотоварищей по классу, анализируя то или иное решение, сверяя своё решение с товарищем на   доске, развивалось внимание, умение сравнивать: почему так или иначе; находили и поправляли ответы одноклассников. Я, в свою очередь, старалась грамотно направлять ответы учеников. Тем самым, развивая их речь.
  9.  Все поставленные цели и задачи достигнуты и выполнены.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "

Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....

Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"

Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....

Урок - исследование "Формулы сокращенного умножения". - 7 класс

В работе  представлен конспект урока и презентация....

Урок-проект "Формулы сокращенного умножения"

данный урок был разработан для того, чтобы повысить интерес к занятиям, облегчить восприятие нового материала...

Урок - путешествие "Формулы сокращенного умножения и их применение"

План-конспект открытого урока по математике в седьмом классе на тему "Формулы сокращенного умножения и их применение" позволит учителю провести интересный урок-путешествие в страну "Полиномия". В...

Обобщающий урок-игра Формулы сокращенного умножения

Урок-состязание на командное первенство на закрепление формул сокращенного умножения...

Урок- повторение Формулы сокращенного умножения (алгебра 7 класс)

Презентация  к уроку алгебра - 7 класс  Формулы сокращенного умножения...