Урок алгебры 7 класс "Формулы сокращенного умножения"
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Тема урока: Формулы сокращённого умножения
Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
Задачи урока:
1)Образовательная:
- Повторить знание формул сокращённого умножения;
- Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.
2)Развивающая:
- Формировать умение анализировать,
- Обобщать, развивать математическое мышление.
- Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
3)Воспитательная:
- Воспитание ответственности за выполненную работу;
- Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagotovka.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 17.01.2019
Класс: 7 «А»
Тема урока: Формулы сокращённого умножения
Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
Задачи урока:
1)Образовательная:
- Повторить знание формул сокращённого умножения;
- Закрепить знание формул сокращённого умножения и их применение при упрощении выражений;
- Отработка вычислительных навыков;
- Формирование у учащихся мотивации к изучению предмета.
2)Развивающая:
- Формировать умение анализировать,
- Обобщать, развивать математическое мышление.
- Формировать навыки самоконтроля, адекватной самооценки и саморегуляции деятельности.
3)Воспитательная:
- Воспитание ответственности за выполненную работу;
- Воспитывать умение правильно оценивать результаты своего труда
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями, раздаточный материал, тесты в печатном виде, формулы сокращённого умножения.
Структура урока:
1) Организационный момент. (1мин)
2) Актуализация знаний. (10 мин)
3) Обобщение и систематизация знаний. (20мин)
4) Контроль знаний. (6мин)
5) Постановка домашнего задания. (1мин)
6) Итог урока. (1мин)
7) Рефлексия. (1мин)
Ход урока:
1) Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Запишите, пожалуйста, в тетрадях число и классная работа, а тему урока вы узнаете, разгадав анаграмму. Правильно, это слово «Формула». А как это слово связанно с нашим уроком? (Ребята отвечают: мы изучаем формулы сокращенного умножения). Верно, тема нашего урока «Формулы сокращенного умножения» - запишите в тетрадях.
Девиз урока: «У математиков существует свой язык – это формулы». (С.Ковалевская)
Прежде, чем приступить к работе, каждый из вас должен поставить перед собой цель сегодняшнего урока. Перед вами лежат оценочные листы, подпишите их, в левом столбце написаны цели, выберите те, которые соответствуют вашим, и поставьте напротив знак “+” или допишите свою цель. На каждом этапе урока вы будете оценивать себя, выставляя количество заработанных баллов от 1 до 5 в оценочные листы.
Учитель спрашивает несколько учеников, какую цель они поставили перед собой.
Оценочный лист
Сначала мы повторим пройденный материал.
2) Актуализация знаний:
Ребята, мы с вами говорили, что формулы сокращенного умножения имеют широкое применение в математике, особенно в старших классах. Скажите мне, пожалуйста, где мы можем использовать формулы сокращенного умножения. Ответы: Их используют при решении уравнений, раскрытии скобок, разложении многочленов на множители, нахождении значений выражений.
Правильно, молодцы. Поэтому надо хорошо знать эти формулы и уметь применять их в преобразованиях выражений.
а) А сейчас мы начнем наш путь с повторения формул и правил. На доске записана левая честь формулы, нужно продолжить формулу и рассказать правило.
а2 – в2 = (а – в)(а + в) разность квадратов двух выражений | Разность квадратов двух выражений равна произведению их разности на их сумму. |
(а + в) 2 = а2 + 2ав + в2 | Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
(а – в) 2 = а2 – 2ав + в2 | Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения, минус удвоенное произведение первого выражения на второе и плюс квадрат второго выражения. |
Молодцы, формулировку формул вы хорошо знаете. А теперь проверим, как вы умеете применять формулы для быстрого счета.
На доске выражения, надо быстро, не используя столбиков вычислить их значения.
Молодцы, все верно.
б) Устный счет по математическому тренажеру
- (10+1) 2 = 121
- 412-312= 720
- 242-232 = 47
- 732-632 = 1360
- 992 = 9801
- 512 = 2601
3)Обобщение и систематизация знаний.
ЗАДАНИЕ №1: У вас на столах лежат пронумерованные листы. Возьмите, пожалуйста, лист с номером 1. Тест – соответствие. Расшифровка. Для каждого выражения из левого столбца подберите ему тождественно равное в правом: («5» - все верно, «4» - 1- 2 ошибки, «3» - 3 ошибки)
№ формулы | формула | № ответа | ответ | буква |
1 | (x+3)² | 1 | 4x²-9 | О |
2 | x²-16 | 2 | 16x²-40xy+25y² | А |
3 | (2x-3)(2x+3) | 3 | (x-4)(x+4) | И |
4 | 81-18x+x² | 4 | (3y+6x)² | Т |
5 | (4x-5y)² | 5 | x²+6x+9 | Д |
6 | 25x²-49y² | 6 | (9-x)² | Ф |
7 | 9y²+36yx+36x² | 7 | (5x-7y)(5x+7y) | Н |
Каждый ученик получает карточку, выполняет задание, получает соответствия:
1→5(Д), 2→3(И), 3→1(О), 4→6(Ф), 5→2(А), 6→7(Н), 7→4(Т).
Молодцы ребята, вы получили имя великого математика. Показываю его портрет.
Ребята, скажите пожалуйста, почему мы разгадывали имя именно этого математика?
Историческая справка: рассказ ученика. Очень давно, в Древней Греции жили и работали замечательные ученые-математики, которые всю свою жизнь отдали служению науке. В то время, все алгебраические утверждения выражали в геометрической форме. Вместо сложения чисел говорили о сложении отрезков, а произведение двух чисел сравнивали с площадью, трех чисел-с объемом и т.д. первым ученым, который отказался от геометрических способов выражения и перешел к алгебраическим уравнениям был древнегреческий ученый-математик, живший в 3 веке до нашей эры Диофант. Появились формулы, которые стали называться формулами сокращенного умножения.
ЗАДАНИЕ №2: Теперь работаем с листами №2.
Смотри не ошибись. Необходимо восстановить выражения.
(х ... у)2 = х2 - 2х + ...
(... - ...)2 = 9х2 ... ... + 25у2
(... ... ...)2 = ... - 28ху ... 49х2
(х - ... )2 = ... ... 20х ... ...
25a2 + … + b2 = (… … …)2
Ребята по очереди выходят восстанавливают выражения, после того как все выражения написаны проверяем. В оценочных листах выставляем отметку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА!
Продолжаем работать и выполняем следующее задание.
ЗАДАНИЕ №3: Применение формул. На листах №3 написаны задания. 1 вариант выполняет задания группы 1, вариант 2 задания группы 2. По 2 человека вызываем к доске
Математическая эстафета
I группа II группа
1.Преобразуйте в многочлен:
а) (у-4)2 а) (3а+4)2
б) (7х+а)2 б) (2х-в)2
в) (5с-1)(5с+1) в) (с+3)(с-3)
г) (3а+2в)(3а-2в) г) (5у-2х)(5у+2х)
2. Упростите выражение.
(а-9)2 - (81+2а) (с+в)(с-в) - (5с2-в2)
3. Разложите на множители.
а) х2-49 а) 25у2-а2
б) с2+2ас+а2 б)25х2-10ху+у2
4. Решить уравнение.
25у2 – 64 = 0. 100х2 – 16 = 0.
Молодцы, и с этим заданием вы справились. А теперь давайте, расширим наши знания. Выполним с Вами проект№1. Научимся возводить в квадрат сумму трёх, четырёх, и т.д. слагаемых.
Проект №2 «Научиться возводить двучлен в любую натуральную степень».
4)Контроль знаний. Лист №4. Следующий тест проверит ваше умение применять формулы сокращенного умножения при вычислении значений выражений и разложении на множители. Ваша цель – выбрать правильный ответ и записать нужную букву.
Учащиеся получают карточки с пятью заданиями. При правильных ответах из выбранных букв должно получиться слово «ВЕРНО».
Вариант 1:
1)Вычисли: 412 – 312
б) 72
в) 720
г) 730
2)Вычисли: 262 – 742
е) – 4800
ж) 4800
з) – 480
3)Разложи на множители: a4 – 8a2 + 16
c) (a2 + 4)2
n) (a – 4)2
p) (a2 – 4)2
4)Разложи на множители: a2 – 4
н) (а – 2) (а + 2)
к) (а – 2) (а – 2)
л) (а2 – 4) (а2 + 4)
5)Разложи на множители: 25b2 – 16c4
a) (5b – 4c2)2
o) (5b – 4c2) (5b + 4с2)
д) (5b – 4c) (5b + 4c)
Вариант 2:
1)Вычисли: 762 – 242
а) – 520
в) 5200
c) 52
2)Вычисли: 832 –732
e)1560
ж) 156
з) 1540
3)Разложи на множители: 4 + 4b2 + b4
к) (2 – b2)2
п) (2 + b)2
р) (2 + b2)2
4)Разложи на множители: 1 – c2
н) (1 – c) (1 + c)
м) (1 – c) (1 – c)
л) (1 – c2) (1 + c2)
5)Разложи на множители: 36x4 – 49y2
e) (6x2 – 7y)2
o) (6x2 – 7y) (6x2 + 7y)
a) (6x – 7y) (6x + 7y)
Для проверки теста учащиеся показывают запись учителю и вместе с ним оценивают свою работу.
5)Постановка домашнего задания. Дифференцированная домашняя работа. На листах №5, ваше домашнее задание. Применив формулы сокращенного умножения, необходимо заполни таблицу: даны 5 пар выражений на «3» 3 любых пары, «4» - 4 пары, «5» заполнена вся таблица. Учить формулы и правила.
1 и 2 выражения | Многочлен равный квадрату суммы этих выражений | Многочлен равный квадрату разности этих выражений | Многочлен равный кубу суммы этих выражений | Многочлен равный кубу разности этих выражений | Разность квадратов этих выражений |
-5а и b |
|
|
| ||
3а и b |
|
|
|
|
|
5а2 и 0,2b2 |
|
|
|
|
|
a2b и –4 |
|
|
|
|
|
6 и х2у2 |
|
|
|
|
|
6)Итог урока.
- Итак, ребята урок подошел к концу.
- Оценка ваша за урок будет в оценочном листе, который вы мне сейчас сдадите. Я их посмотрю, учту вашу работу на уроке и выставлю отметки. Вы все молодца, уверена, что отметки будут положительные.
Ребята, достигли ли Вы своей цели на этом уроке? В оценочном листе подчеркните свой ответ.
7) Рефлексия. В оценочном листе нарисуйте смайлик, который будет выражать ваше настроение после сегодняшнего урока.
- Урок закончен. Спасибо. До свидания!
Самоанализ открытого урока алгебры в 7-ом «А» классе
Учитель : Борисова А.Н.
- Данный урок относится к теме: « Формулы сокращённого умножения». Урок обобщения и систематизации знаний. Опирался на закреплении изученного материала, способствовать выработке навыков и умений в преобразовании выражений с помощью формул сокращённого умножения, закреплении вычислительных навыков при возведении в квадрат одночленов, создания условии контроля усвоения знаний и умений приобретённых учащимися по данной теме. На протяжении урока была учтена работа в парах, что способствовало товарищескому отношению и сплочению коллектива.
- Цель урока: научить учащихся применять формулы сокращенного умножения при выполнении упражнений различной сложности и творческих заданий.
- Урок обобщения и систематизации знаний выбран потому, чтобы перейти к следующему разделу изучения и написать успешно контрольную работу по данной теме. Все этапы и цели урока проговаривались и были взаимосвязаны между собой. Постепенно переходили от одного этапа к другому с предварительной подготовкой.
- Внимание акцентировалось на письменных приёмах выполнения заданий, записи формул, правилах, умении находить выражения, применять формулы сокращённого умножения при решении заданий.
- Для лучшего усвоения данного материала выбраны различные методы и формы работы: работа в парах, индивидуальная работа, фронтальная работа с классом, устная работа, задание творческого характера - расшифровка, замена пропусков.
- На уроке использовались следующие средства обучения (первоначальные знания по записи формул сокращенного умножения, умение читать формулы и объяснять их применение, использовать алгоритм преобразования выражений, учебные пособия, тексты заданий, примеров, карточки для индивидуальных заданий, карточки с дифференцированной домашней работой, листы учета знаний . Таким образом, каждый ребёнок мог проверить свои знания на том или ином этапе, проанализировать свои умения. А для меня вывод: над чем поработать с отдельными учащимися, которые испытывали затруднения в тех или иных заданиях, с кем провести индивидуальную работу по тому или иному материалу, а где, провести коллективную работу с последующим объяснением сильных учеников слабым.
- Психологическая атмосфера поддерживалась тёплым обращением со стороны учителя к детям, их подбадривании, понимая при этом, как им тяжело сформулировать свой ответ на тот или иной поставленный вопрос, их волнение в присутствии гостей и переживания на ту или иную неудачу. «Ведь, никто из учеников не желает быть худшим или непонятым». К каждому ученику осуществлялся индивидуальный подход, учитывая характер и индивидуальность учащегося.
- Задачи развития решались следующим образом: ученики сами обыгрывали ту или иную ситуацию, поправляли своих сотоварищей по классу, анализируя то или иное решение, сверяя своё решение с товарищем на доске, развивалось внимание, умение сравнивать: почему так или иначе; находили и поправляли ответы одноклассников. Я, в свою очередь, старалась грамотно направлять ответы учеников. Тем самым, развивая их речь.
- Все поставленные цели и задачи достигнуты и выполнены.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок+презентация"Формулы сокращенного умножения "
Урок изучения нового материала. Сопровождается презентацией....
Обобщающий урок-игра "Формулы сокращенного умножения"
Урок-игра на закрепление формул сокращенного умножения. Представлен ход урока со всеми используемыми материалами....
Урок - исследование "Формулы сокращенного умножения". - 7 класс
В работе представлен конспект урока и презентация....
Урок-проект "Формулы сокращенного умножения"
данный урок был разработан для того, чтобы повысить интерес к занятиям, облегчить восприятие нового материала...
Урок - путешествие "Формулы сокращенного умножения и их применение"
План-конспект открытого урока по математике в седьмом классе на тему "Формулы сокращенного умножения и их применение" позволит учителю провести интересный урок-путешествие в страну "Полиномия". В...
Обобщающий урок-игра Формулы сокращенного умножения
Урок-состязание на командное первенство на закрепление формул сокращенного умножения...
Урок- повторение Формулы сокращенного умножения (алгебра 7 класс)
Презентация к уроку алгебра - 7 класс Формулы сокращенного умножения...