Исследование линейной функции y=kx+l
методическая разработка по алгебре (7 класс)
Цель работы рассмотреть примеры функциональных зависимостей, выявить среди них линейные зависимости, задать их формулами, построить графики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация.График линейной функции | 312.22 КБ |
Методическая разработка урока. График линейной функции | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Душа науки – это практическое применение ее открытий» У.Томсон
Повторение 1. Какой формулой задается график линейной функции? y = kx+l 2. Что обозначает x в данной формуле? Независимая переменная 3. Что такое k и l ? Некоторые числа, причем k – угловой коэффициент 4. Что является графиком линейной функции? прямая
5. Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции? Две координаты 6. Что такое прямая пропорциональность? Прямая пропорциональность – это функция, задаваемая формулой y = kx , где k не равно 0 . 7. Определите, какие из следующих функций являются линейными? а) у = 2х - 3; б) у = Зх 2 ; в) у = -2/ x + 3 ; г) у = 7 – 4х?
В данном тексте исправить допущенные ошибки, применяя полученные знания по теме . ТЕКСТ: Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у= k х+ b х . Графиком линейной функции является прямая, обязательно проходящая через начало координат. Для построения графика функции надо найти координаты нескольких точек, отметить их координатной прямой и соединить эти точки отрезком .
Проверь себя ТЕКСТ: Функции бывают различные. Линейную функцию можно задать формулой у= k х+ l . Графиком линейной функции является прямая. Для построения графика функции надо найти координаты двух точек, отметить их координатной плоскости и соединить эти точки прямой .
I. Роль параметра k y = k x + l
y = 2 x + 4 a) k > 0
При k > 0 функция возрастающая (0, 4) (-2, 0 )
y = - 2 x + 4 b) k < 0
При k < 0 функция убывающая Y X
y = 4 c) k = 0
При k = 0 функция принимает одно и то же значение при любом x . Называется постоянной функции или константой .
II. Роль параметра l y = k x + l
Ответьте на вопросы Какие данные можно вносить в ячейки электронной таблицы? Число Текст Формула Дата Время Каковы правила записи формул в электронных таблицах? ВСЕ ФОРМУЛЫ НАЧИНАЮТСЯ СО ЗНАКА =
Запишите приведенную формулу в виде пригодном для MS Excel , учитывая, что значение х находится в ячейке А1 : Проверьте себя: = -3/7*А1+12
Алгоритм построения графика функции (определите порядок действий) Составить таблицу значений зависимости переменной у от х на заданном промежутке Выделить таблицу Перейти на закладку меню «Вставка» Из перечня диаграмм выбрать «Точечная» Пользуясь вкладками «Конструктор», «Макет», «Формат» отформатировать диаграмму
I группа y = 2 x и y = -2 x II группа y = 2 x + 3 y = 2 x III группа y = 2 x – 3 y = 2 x IV группа y = -2 x + 3 y = -2 x V группа y = -2 x – 3 y = -2 x
Y X 0 -1 -2 -3 -4 -5 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 Y X 0 -1 -2 -3 -4 -5 5 4 3 2 1 5 4 3 2 1 -1 -2 -3 -4 -5 y = 2x y = 2 x + 3 y = 2 x - 3 y = -2x y = - 2 x + 3 y = - 2 x - 3
Выводы: Коэффициент l отвечает за сдвиг графика вдоль оси ординат : если l > 0 , то график функции y = kx + l получается из графика y = kx путем смещения на l единиц вверх вдоль оси ординат ; если l < 0 , то график функции y = kx + l получается из графика y = kx путем смещения на l единиц вниз вдоль оси ординат.
Задание Заполните таблицу на бланках с заданиями, определив знаки отношений, входящих в уравнение линейной функции ( > 0, < 0, = 0 )
Y 0 X k 0 и l 0 Y 0 X k 0 и l 0 Y 0 X k 0 и l 0 Y 0 X k 0 и l 0 Y 0 X a b ) k 0 и l 0 ) k 0 и l 0 Y 0 X k 0 и l 0 Y 0 X k 0 и l 0
Y 0 X k < 0 и l > 0 Y 0 X k > 0 и l > 0 Y 0 X k > 0 и l < 0 Y 0 X k < 0 и l < 0 Y 0 X a b ) k = 0 и l > 0 ) k = 0 и l < 0 Y 0 X k > 0 и l = 0 Y 0 X k < 0 и l = 0
Определите отношение к сегодняшнему уроку путем голосования
Домашнее задание y = 3,5 x + 6
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Тема урока: Исследование линейной функции y = kx+l
Цель урока:
закрепление знаний и умений учащихся по исследованию свойств линейной функции, используя графическое моделирование.
Задачи урока:
Личностные:
- Развитие умения построения речевых высказываний, ведение диалога;
- Формирование умения оценивать себя, работу в паре.
Метапредметные:
- Создание условий для анализа, обобщения результатов исследования;
- Умение выделять существенные признаки для решения учебных задач.
Предметные:
- Систематизировать знания о линейной функции, ее свойствах;
- Построение графика функции путем моделирования в электронных таблицах.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, творческой, учебно-исследовательской деятельности;
- Формирование ответственного отношения к учению.
Метапредметные:
- Развитие умения создавать модели и графики для решения учебных задач;
- Развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные:
- Формировать умение строить графики и диаграммы, исследовать их, работать с табличным процессором;
Методы работы: частично поисковый, репродуктивный (проблемный), интегрированный
Формы организации работы детей: устная, письменная, индивидуальная, групповая.
Технологии: проблемное обучение
Технологические особенности:
Оборудование урока:
- компьютеры IBM PC с операционной системой MS Windows XP и MS Office 2007;
- мультимедийный проектор;
- презентация;
- маркерная доска.
УМК:
- Учебник И.Г.Семакин «Информатика и ИКТ», 8 класс
- Учебник Г.В. Дорфеев «Алгебра», 8 класс
Этапы интегрированного урока:
- Организация начала урока, постановка цели урока
- Актуализация полученных знаний по математике
- Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач: выполнение практических работ по математике
- Актуализация полученных знаний по информатике
- Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике
- Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний
- Подведение итогов урока
- Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности.
Ход урока
№ | Этап урока | Содержание этапа урока, деятельность учителя | Деятельность ученика | Работа с приложениями | УУД |
1 | Организация начала урока, постановка цели урока | Проверка готовности учащихся к уроку. Учитель математики (УМ): Тема нашего сегодняшнего урока «Исследование графика линейной функции вида y = kx+l». Цель которого – не просто научиться строить графики функций, но и суметь проанализировать изменения, происходящие с ним при изменении параметров, а также смоделировать такие ситуации с помощью электронных таблиц. Эпиграфом к нему можно выбрать слова «Душа науки – это практическое применение ее открытий» У. Томсона. Давайте повторим основные понятия и определения, которые помогут нам справиться с заданиями сегодняшнего урока. | Презентация слайд 1-2 | ||
2 | Актуализация полученных знаний по математике | Вопросы и задания для повторения: 1. Какой формулой задается график линейной функции? 2. Что обозначает x в данной формуле? 3. Что такое k и l? 4. Что является графиком линейной функции? 5. Сколько необходимо координат для построения графика линейной функции? 6. Что такое прямая пропорциональность? 7. Определите, какие из следующих функций являются линейными? а) у = 2х - 3; б) у = Зх2; в) у = -2/x + 3; г) у = 7 – 4х? УМ: А теперь, давайте исправим ошибки, допущенные учениками в математическом тексте. УМ: поменяйтесь, пожалуйста, листочками и по образцу проверьте выполненное задание соседа, ориентируясь на слайд презентации | y = kx+l Независимая переменная Некоторые числа, причем k – угловой коэффициент Прямая Две координаты Прямая пропорциональность – это функция, задаваемая формулой y = kx, где k не равно 0 а) у = 2х - 3; г) у = 7 – 4х? Учащиеся на своих листах исправляют ошибки. Учащиеся обмениваются работами и исправляют ошибки | Презентация слайд 3-4 Презентация слайд 5-6 Раздаточный материал – задание 1 | Построение речевых высказываний, ведение диалога; Умение слушать и слышать Осуществление контроля; Умение адекватно оценивать себя, работу в паре |
3 | Применение теоретических положений в условиях решения учебных задач | I Роль параметра k УМ: На выданных вам бланках для работы давайте построим график функции
УМ: давайте проанализируем: УМ: А теперь построим график функции
УМ: Скажите, пожалуйста, чем отличается уравнение функции a) от уравнения функции b)? УМ: А что произошло с графиком этой функции? УМ: то есть… УМ: А возможны ли какие-либо еще варианты коэффициента k? УМ: Давайте рассмотрим данную ситуацию и построим график такой функции:
УМ: Что вы можете сказать о графике функции? . УМ: сделайте, пожалуйста, вывод о роли коэффициента k при построении графика линейной функции. II. Роль параметра l УМ: мы определили значение коэффициента k, но есть ли в линейной функции еще какой-либо параметр, позволяющий влиять на график нашей функции? УМ: Давайте проанализируем и понаблюдаем за поведением функции при различных условиях, но делать мы это будем с помощью компьютера. Учитель информатики (УИ): Скажите, пожалуйста, какая прикладная программа в наибольшей степени удобна для решения задачи, поставленной учителем математики? | Ученики проводят построение на выданных бланках с шаблонами координатной плоскости, и одновременно ведется работа у доски. коэффициент k стал отрицательным он стал убывающим то есть коэффициент k влияет на Да, он может быть нулевым Он становится постоянным или константой Учащиеся работают с бланками заданий Да. Это свободный коэффициент l. Это табличный процессор, так как его основная задача – автоматические вычисления над данными и построение графиков и диаграмм. | Презентация слайды 7-13 Раздаточный материал – задание I «Роль параметра k» | Анализ, обобщение результатов наблюдений Умение выделять существенные признаки Анализ, обобщение результатов наблюдений; исследование объекта, постановка проблемы |
4 | Актуализация полученных знаний по информатике | УИ: Правильно. Вспомним основные приемы и правила работы с электронными таблицами.
Пользуясь бланками с заданиями, определите правильный порядок действий при построении графика функции с помощью программы MS Excel 2007 |
ВСЕ ФОРМУЛЫ НАЧИНАЮТСЯ СО ЗНАКА = = -3/7*А1+12 Учащиеся нумеруют действия при построении графиков и диаграмм на бланках заданий | Презентация слайды 14-17 Раздаточный материал – задание 2 | Построение речевых высказываний, ведение диалога |
5 | Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков: решение практических задач по информатике | УМ: Какие варианты для коэффициента l можно рассмотреть? УИ: Для эффективной работы и исследования графика функции давайте разобьемся на мини-группы по два человека I группа строит график функции y = 2x и y = -2x II группа строит график функции y = 2x + 3 III группа строит график функции y = 2x – 3 IV группа строит график функции y = -2x + 3 V группа строит график функции y = -2x – 3 УИ: Итак, посмотрим на графики функций первой группы. Как можно их описать? Чем они отличаются? Что в них общего? Результат построения графиков функций II и IV выглядит следующим образом (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них? Результат построения графиков функций III и V выглядит так (на слайде на тех же координатных плоскостях, что и графики I группы). Что можно сказать о них? Рассмотрев все возможные варианты коэффициента l, можно сделать общий вывод о его роли. Давайте объединим все графики на координатных плоскостях и самостоятельно обобщим результаты наблюдений (на бланках заданий). | l=0, l>0, l<0. График функции y = 2x возрастающий, а y = -2x - убывающий Это прямые, проходящие через начало координат Эти графики сместились вдоль оси ординат на 3 единицы вверх относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет Эти графики сместились вниз вдоль оси ординат на 3 единицы относительно графиков I группы. Причем, знак коэффициента k значения не имеет При любом коэффициенте k и l>0 график функции смещается на l единиц вверх относительно графика прямой y = kx. При любом коэффициенте k и l<0 график функции смещается на l единиц вниз относительно графика прямой y = kx. | Презентация слайды 18-21 Раздаточный материал – задание II «Роль параметра l» | Постановка проблемы, составление плана решения; анализ, обобщение результатов наблюдений; умение планировать учебное сотрудничество |
6 | Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее полученных знаний, умений, навыков, систематизация знаний | Последним этапом нашего урока станет небольшая самостоятельная работа. Пользуясь таблицей на бланке с заданиями, определить знак коэффициентов, входящих в линейную функцию (>0, <0, =0) | Самостоятельная работа со сводной таблицей | Презентация слайд 22-23 Сводная таблица бланка заданий | Итоговый контроль; анализ, обобщение результатов наблюдений |
7 | Подведение итогов урока, выставление оценок Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении, рефлексия деятельности | УИ: какой на ваш взгляд способ построения графика функции более удобен? Почему? Можно ли пользоваться таким способом для исследования графиков других (не линейных) функций? Домашнее задание + рефлексия. В качестве домашнего задания выполните построение графика функции y = 3,5x+6, исследуя все возможные варианты коэффициентов k и l. Выберите наиболее удобный для вас способ исследования (графический в тетради или в MS Excel). И, наконец, чтобы определить - насколько работа была успешной и плодотворной, давайте проголосуем. | Умение анализировать, обобщать результаты наблюдений |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследование графика линейной функции
Урок -презентация по алгебре для учащихся 7 класса (УМК по учебнику Алимова)...
Урок-исследование Взаимное расположение графиков линейной функции
Аннотация к методической разработке урока по алгебре на тему «Взаимное расположение графиков линейных функций» (7 класс). Методическая разработка предназначена для проведения урока – исследования...
Планы-конспекты 8 уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе
Представлены 8 планов-конспектов уроков алгебры по теме "Линейная, квадратичная и дробно-линейная функции" в 8-м классе....
Линейная функция и её график. Взаимное расположение графиков линейных функций
Данная разработка, выполненая в Excel, поможет наглядно продемонстрировать учителю на уроке, как может распологаться график линейной функции в координатной плоскости (зависимость угла наклона прямой к...
Презентация к уроку-исследованию по теме "Взаимное расположение графиков линейных функций"
Данный материал позволит, в ходе исследования, сформулировать условия параллельности и перпендикулярности графиков линейных функций....
Презентация к уроку алгебры 7 класс "Линейное уравнение и линейная функция(обобщение).
Презентация к уроку алгебры 7 класс "Линейное уравнение и линейная функция(обобщение)....
Урок-исследование "Взаимное расположение графиков линейных функций"
Разработка урока исследования по теме "Взаимное пасположение графиков линейной функции", 7 класс....