Организационно - деятельностный подход на уроках математики.
методическая разработка по алгебре
Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к деятельностной образовательной модели
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
org.-deyat.podhoddokument_microsoft_word_2.doc | 70.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационно - деятельностный подход на уроках математики.
- Красникова Галина Дмитриевна, учитель математики
Изменилось время, изменился заказ государства школе. Обновление социального заказа общества к образовательным учреждениям определено необходимостью опережающего инновационного развития экономики и социальной сферы. Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу. Поэтому необходим переход к деятельностной образовательной модели.
Структура урока в технологии деятельностного метода
Этапы урока и их содержание.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу».
У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
- учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям
Добрый день! Добрый час!
Как я рада видеть вас.
Прозвенел уже звонок
Начинается урок.
Улыбнулись. Подровнялись.
Друг на друга поглядели
И тихонько дружно сели.
- предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);
- учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
Мотивация урока.
Выдающийся французский философ, ученый Блез Паскаль утверждал: «Величие человека в его способности мыслить». Сегодня мы попытаемся почувствовать себя великими людьми, открывая знания для себя.
Девизом к сегодняшнему уроку будут слова древнегреческого математика Фалеса:
- Что есть больше всего на свете? – Пространство.
- Что быстрее всего? – Ум.
- Что мудрее всего? – Время.
- Что приятнее всего? – Достичь желаемого.
Хочется, чтобы каждый из вас на сегодняшнем уроке достиг желаемого результата.
- эпиграф : «С малой удачи начинается большой успех»;
- самопроверка домашнего задания по образцу.
II. Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
Возникновение проблемной ситуации.
1.Тема «Деление и дроби».
Чтобы найти корень уравнения вида а*х = б, нужно б разделить на а. Если б не делится на а нацело, то уравнение не имеет натуральных корней.
Как объяснить тот факт, что уравнение 5х=1 имеет корень?
4 Тема «Объем прямоугольного параллелепипеда».
Длина плавательного бассейна 200 м, а ширина 50 м. В бассейн налили 2 000 000 л воды. Как вы полагаете, можно ли плыть в этом бассейне?
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.
Например(Алгебра 8 класс):
Сегодня на уроке мы вспомним и повторим пройденный материал. А вот по какой теме вы узнаете, расшифровав её название, заменив каждую пару чисел буквой.
(2;-2) | (-2;2) | (1;2) | (-2;-2) | (-1;1) | (1;-1) | (2;2) |
у
У | А | Н | Я |
Б | Ц | Т | Ш |
Е | Д | И | О |
К | Л | М | Ф |
х
Итак, сегодня мы с вами будем говорить о функции, а точнее о функции у = х2.
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Цель: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта ее решения.
Способы: диалог, групповая или парная работа.
Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знаний диалог, подводящий без проблемы диалог.
V. Первичное закрепление.
Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.
Способы: фронтальная работа, работа в парах.
Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока).
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Вопросы:
- Какую задачу ставили?
- Удалось решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Какие получили результаты?
- Что нужно сделать еще?
- Где можно применить новое знание?
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
- Над чем еще надо поработать?
Работа с сигнальными карточками.
Зеленая карточка. Я удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я с пользой и хорошо работал на уроке. Я понимал все, о чем говорилось и что делалось на уроке.
Желтая карточка. Урок был интересен. Я принимал в нем участие. Урок был в определенной степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно.
Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов.
Для рефлексии деятельности учащихся
- Лесенка успеха. Каждая ступень — один из видов работы. Чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек.
- Дерево успеха. Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.
- Поезд. Каждый вагончик соответствует определенному заданию. Например, вы планируете провести этап закрепления, состоящий из трех мини-игр и одного творческого задания. У вас — 4 вагончика. Предложите своим ученикам посадить человечков (животных, оставить жетончик) в тот вагончик, задание которого выполнилось легко, быстро и правильно.
- Рюкзак Прием рефлексии используется чаще всего на уроках после изучения большого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, возможно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".
Пример.
- я научился составлять этапы решения текстовых задач
- я запомнил формулу для нахождения площади круга
- я разобрался в такой-то теме
Опираясь на сформулированные выше положения, я посчитала необходимым использовать проблемные ситуации в обучении детей с целью влияния на мотивацию учебной деятельности. Вместе с тем, на основании наблюдений за детьми, анализа эффективности применения рекомендуемых приемов, средств, методов, я пришла к выводу, что их недостаточно для пробуждения познавательного интереса влияющего на мотивацию. Таким образом, я пришла к необходимости использования проблемных ситуаций на разных этапах урока. Для этого я использовала такие приемы создания проблемных ситуаций как:
1. Проблемные ситуации, возникшие с “удивлением”.
1. Тема «Проценты».
В конкурсе участвовали два класса. Из 5 «а» класса – 50% учащихся, а из 5 «б» - 40%. При подсчете оказалось, что количество участников из каждого класса одинаково. Почему?
2. Тема «Свойства деления»
Коле дали задание найти значение выражения
(37 + 34*5) : (45*3 – 135) .
Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?
2. Проблемные ситуации, возникшие "с затруднением».
Между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя:
Дать практическое задание, не выполнимое вообще.
Например: Две стороны треугольника перпендикулярны третьей. Определите вид треугольника и постройте его.
Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.
- Внешний угол при основании равнобедренного треугольника равен 75°. Найдите углы треугольника.
- Диагональ ромба в два раза больше его стороны. Найдите углы ромба.
Дать невыполнимое практическое задание, сходное с предыдущими.
- Постройте прямоугольник со сторонами 2см и 5 см.
2. Постройте прямоугольник со сторонами 2см, 3см, 4см и 5 см
Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи. Если ученик воспринимает задачу как проблему и самостоятельно ее решает, то это есть главнейшее условие развития его мыслительных способностей.
Я использовала методические приёмы создания проблемных ситуаций:
- подводили обучающихся к противоречию и предлагали им самим найти способ его решения;
- излагали различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- предлагали классу рассмотреть явление с различных позиций (например, командира, юриста, финансиста, педагога);
- побуждали обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;
- ставили конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);
- определяли проблемные теоретические и практические задания (например: исследовательские);
- ставили проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения, на преодоление «психологической инерции» и др.);
- определяли особенности влияния проблемных ситуаций на мотивацию учения и познавательную активность;
- старались выстроить оптимальную систему использования проблемных ситуаций в обучении.
Использование на уроках проблемных ситуаций позволило мне управлять мыслительной деятельностью учеников, что стало необходимым условием развития их умственных способностей, повышения познавательной активности в процессе овладения знаниями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий.
«Организационно-методическая разработка урока математики для 6 класса с использованием дистанционных образовательных технологий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья»....
Активные фразы и выражения, необходимые для проведения организационного момента на уроке английского языка. 2-4 классы
Представлен перечень активных фраз и выражений, необходимых для проведения своего рода разминки (warmer) на уроке английского языка в начальных классах. На первый взгляд это знакомые фразы и выражения...
план- конспект урока математики в 5 классе. Тема урока:: " Урок решения задач" Учебник: Математика 5 класс. Виленкин Н.Я.и др.,
Урок содержит различные задачи практического содержания. Конспект составлен с использованием игровых технологий.. Основные этапы урока: нетрадиционный устный счет, кроссворд, задачи по комбинаторике....
Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС
Организационно-методическая деятельность учителя при подготовке к урокам математики в 5-6 классах при введении ФГОС...
"Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры в условиях низкой пропускной способности спортивного зала. Фитнес-лаборатория в условиях ограниченного пространства"
Это доклад был подготовлен для выступления на научно-практическом семинаре, который проходил 17 ноября 2016 г. в ГБОУВО МО "Академия Социального Управления", по инициативе Ка...
Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока
Педагогические технологии на организационно-мотивационном этапе урока. Данная разработка будет полезна как завучу школы, так и любому учителю при подготовке к современному уроку. Данные технологии -не...
Методы, формы , средства организационной деятельности на уроках физической культуры
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...