"Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры в условиях низкой пропускной способности спортивного зала. Фитнес-лаборатория в условиях ограниченного пространства"
методическая разработка по физкультуре на тему
Это доклад был подготовлен для выступления на научно-практическом семинаре, который проходил 17 ноября 2016 г. в ГБОУВО МО "Академия Социального Управления", по инициативе Кафедры человековедения и физической культуры, Ассоциации учителей физической культуры "Лидер" и Сетевой школы методиста. Тема семинара : "Организационно-методическое сопровождение уроков физической культуры и внеурочных занятий в условиях низкой пропускной способности школьной спортивной инфраструктуры". В докладе указаны основные моменты от чего зависит результативность урока физической культуры, и с какими трудностями столкнулись преподаватели с введением третьего часа физической культуры. Приведены конкретные факты "Мониторинга загруженности спортивных залов и других вспомогательных площадей МОУ г.о.Химки во время проведения уроков физической культуры", с целью выявления пропускной способности залов. Выдвинуты предложения по изменению данной ситуации:требуется постоянный поиск новых форм работы и творчества; каждый преподаватель должен стремиться найти такие формы организации, чтобы в зале царили радость, интерес и увлечение. Предложен один из вариантов проведения урока в условиях ограниченного пространства: "Развитие двигательных качеств с использованием гимнастической скамейки, "скоростной" лестницы и координационных мячей". ( с иллюстрацией упражнений)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Основной формой занятий физическими упражнениями в школе является урок физической культуры . По сравнению с другими формами физического воспитания урок физической культуры имеет ряд преимуществ, так как он: является самой массовой формой организованных, систематических и обязательных занятий школьников; проводится на базе научно обоснованной государст-венной программы, рассчитанной на длительные сроки обучения; осуществляется под руководством педагога при учёте возростно - половых и индивидуальных особен-ностей школьников; содействует всестороннему и гармоничному физическому совершенствованию всех учащихся вне зависимости от их двигательных способностей , спортивных результатов, распределения на медицинские группы и т.д.
Проведение уроков физической культуры в школе требует экономного и рационального использования времени. Это обязывает организовывать занятия так, чтобы они были насыщенны и эмоциональны, чтобы время урока максимально использовать для обучения двигательным действиям. Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приёмы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия, температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Организационное обеспечение урока предусматривает: создание санитарно-гигиенических условий; материально-техническое обеспечение; выбор способа организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи. Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями. В связи с этим санитарно – гигиенические требования мест занятий должны строго соответствовать установленным нормам.
В г.о. Химки проведен «Мониторинг загруженности спортивных залов и других вспомогательных площадей МОУ во время проведения уроков физической культуры», с целью выявления пропускной способности залов (инициатива экспертной группы учителей физической культуры). Было предложено указать : площади, используемых помещений ( большой спортивный зал, малый спортзал; актовый зал, рекреация и т.д.); классы, занимающиеся на уроках; количество учащихся в данных классах. Если исходить из того, что спортивные залы в основном строились в формате 12х24 м, что составляет 288 м², СанПин наполняемости класса – это 25 обучающихся, то санитарная норма на одного школьника при эксплуатации спортзала получается 11,5 м². Исходя из этого, можно для каждой школы рассчитать площадь зала на ученика, определив соответствие или не соответствие требованиям.
В городском округе Химки 32 муниципальных общеобразовательных учреждений (из них 8 ОУ открыты за последние 5 лет).
При большом количестве классов школы столкнулись с острым дефицитом учебных площадей. Под физическую культуру стали использовать, кроме малого спортивного зала, актовый зал, что, конечно же, является грубейшим нарушением гигиенических норм и не обеспечивает проведение полноценного урока.
Но, самой губительной и весьма распространенной (положение безвыходное), стала практика совмещения двух , и даже трёх, классов в один урок. Ситуация усугубляется, когда объединяются классы детей разного возраста : 10 кл .- 4 кл .; 11 кл . - 3 кл .; 5 кл . - 7 кл . - 9 кл .; 4 кл . - 7 кл . - 2 кл .; 6 кл.-9 кл .- 4 кл .; 1кл.-9 кл .; 8 кл .- 2 кл .; 8 кл .- 5кл.; 7 кл . – 9 кл . – 3 кл . и т.д.
Проанализировав отчёты общеобразовательных учреждений отмечено, что есть несколько школ, в которых грамотно составлено расписание уроков физической культуры: если два класса, то одной параллели, либо рядом «стоящие» классы: 5-6; 6-7; 7-8; 8-9 и т.д., но их всего четыре из 17-ти ОУ, где работают по несколько классов одновременно в одном зале . Исходя из сложившейся ситуации можно сделать вывод, что многие общепринятые формы организации урока физического воспитания в школе неэффективны. Требуется постоянный поиск новых форм работы и творчества.
Решающее условие для получения полноценного физического развития обучающихся – это наличие при школах спортивных комплексов со спортзалами различной функциональной направленности (по видам спорта) и пропускной способностью, адекватной количеству обучающихся (в г.о. Химки лишь 5 общеобразовательных учреждений, в которых есть по 2 спортивных зала, зал ритмики (хореографии), зал борьбы - это те школы, которые сданы в эксплуатацию в последние 3 года). О такой идилии многим школам приходится мечтать. Значит, проблемы преподавания физической культуры в старых школах запрограммированы на долгие годы. Такой факт гарантирован и тем, что отсутствует механизм проведения внешней экспертизы качества преподавания физической культуры в конкретной школе.
Только создав комфортные условия, можно рассчитывать на использование современных методик, современных технологий, а значит, и на качество учебного процесса по предмету «Физическая культура». Учебный процесс проходил, проходит и будет проходить! Поэтому каждый преподаватель должен стремиться найти такие формы организации, чтобы в процессе урока все ученики были заняты, чтобы в зале царили радость, интерес и увлечение. Хочу предложить один из вариантов проведения урока в условиях ограниченного пространства «Развитие двигательных качеств с использованием гимнастической скамейки, «скоростной» лестницы, степ-платформ (можно заменить скамейкой) и координационных мячей».
Подготовка спортивного зала к уроку ( размещение спортивного оборудования) – зал 12х24 м:
Упражнения на гимнастической скамейке. И.п. – в «шахматном» порядке, вдоль скамейки. Упражнения «Наклон туловища назад»: ( - руки вверх в стороны; - сгибая ногу в коленном суставе; - спиной к скамейке).
Упражнение «Наклон туловища» И.п. – О.с., боком к скамейке, 1 – нога на скамейку, 2 – руки за голову, руки на пояс. руки вверх; наклон к скамейке; 3 - 1; 4 – и.п. Упражнения на мышцы ног: «Приседания» «Сгибание ног в коленных суставах» «На координацию движений»
И.п. – упор стоя на коленях, « Упражнения на мышцы брюшного пресса» поперек скамейки. И.п. –сед хват сзади.
«Сгибание и разгибание рук в упоре лёжа»
Упражнения «Прыжки» И.п. – стойка, скамейка между ногами, Прыжок на скамейку, руки в стороны. руки на пояс Прыжки, из и.п. – стоя лицом к скамейке, боком к скамейке.
Упражнения на «скоростной» лестнице.
Упражнения с координационным мячом « Mad Guy Reaction Ball »
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования
третий урок физической культуры в условиях модернизации образования...
Урок физической культуры в 5 классе в разделе "Спортивная гимнастика"
КРАЕВАЯ ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМАЗадачи:1) совершенствовать физическое качество «сила»;2) предоставить информацию о возникновении спортивной гимнастики;3) провести подв...
Педагогический проект "НЕОБХОДИМОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ГИМНАЗИИ"
Дифференцированный подход в обучении и воспитании - один из способов решения педагогических задач с учётом социально-психологических особенностей групп воспитания, которые существуют в сообществе дете...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ. Автор: Попович Елена Владимировна, учитель физической культуры МАОУСОШ №72.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ....
Конспект урока «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС»
Актуальность данной работы вытекает из того что, по мнению специалистов - медиков 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Доказано, что существующая система школьного образования спо...
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО
Физическое здоровье школьников и состояние охраны труда на уроках физической культуры в условиях подготовки к сдаче норм ГТО...
Использование различных технологий на уроках физической культуры и занятиях в спортивных кружках, спортивных секциях.
Использование различных технологий на уроках физической культуры и занятиях в спортивных кружках, спортивных секциях....