Конспект урока по алгебре в 7 классе по теме: "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений".
план-конспект урока по алгебре (7 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvadrat_summy_i_kvadrat_raznosti_plehova_l.a.ppt | 2.9 МБ |
konspekt_uroka-1.doc | 1023 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ПСИХОГЕОМЕТРИЯ
Образовательные : -вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел; -сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений, рационального вычисления числовых выражений. Развивающие : -развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения. Воспитывающие : -воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности; -воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания; - воспитывать чувство ответственности. культуры диалога. Цели урока:
Эпиграф урока: Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью. (Л.Н.Толстой)
Найдите квадраты выражений
( x +2) · ( y - 1) ( 3 – c ) · (4 + b ) Перемножьте многочлены Правило умножения многочлена н a многочлен (a+b)(x+y)=ax+ay+bx+by,
К плану 1 вариант ( y + b ) ( y + b ) (с + d ) ( c + d ) (х + 2) (х+2) 2 вариант ( x – y ) ( x – y ) ( m - n ) (m- n) (a – 2) (a – 2)
№ I 1. ( y + b ) ( y + b ) 2. (с + d ) ( c + d ) 3. (х + 2)(х+2) 4. ( x – y ) ( x – y ) 5. ( m - n ) (m- n) 6. (a – 2)(a – 2) III y 2 + 2 yb + b 2 c 2 + 2 cd + d 2 х 2 + 4х + 4 x 2 – 2xy + y 2 m 2 – 2mn + n 2 a 2 – 4a + 4 II ( y + b ) 2 (c + d) 2 ( х + 2 ) 2 (x – y) 2 (m - n) 2 (a – 2) 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
( (6х + y) 2 = 36х 2 + 1 2xy + y 2 ( 5 - 4b) 2 = 25 - 40 b + 16 b 2 ПРОВЕРКА
Важно! а и b в формулах могут быть любыми числами или алгебраическими выражениями.
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения плюс удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения Квадрат разности двух выражений равен квадрату первого выражения минус удвоенное произведение первого и второго выражений плюс квадрат второго выражения ( а + b) 2 =а 2 + 2 а b +b 2 ( а - b) 2 =а 2 - 2 а b+b 2
ПРИМЕРЫ
, К плану
Выражение Квадрат 1 выражения Удвоенное произведение Квадрат 2 выражения Итог (а + 4) 2 (8 - х) 2 (2 y + 1 ) 2 (0, 5b - 2 ) 2 а 2 8а 16 а 2 + 8а + 16 Заполнить таблицу 64 16х х 2 64-16х + х 2 4у 2 4у 1 4у 2 + 4у + 1 0,25 b 2 2b 4 0,25b 2 –2b + 4
Геометрическая интерпретация формулы (a + b) 2 = b b a b a+b a+b К плану
Формулы сокращённого умножения применяются в некоторых случаях для упрощения вычислений. Например: 1. Вычислить: (30+1) 2 51 2 (30-1) 2 49 2
ПРОВЕРКА ( 30 + 1) 2 (30 - 1) 2 51 2 49 2 = 30 2 + 2 · 30· 1 + 1 2 = 900 + 60 + 1= 961 = 30 2 - 2 · 30· 1 + 1 2 = 900 – 60 +1= 841 = (5 0 + 1) 2 = 50 2 + 2 · 50· 1 + 1 2 = 2500 + 100 + 1 = 2601 = (5 0 - 1) 2 = 50 2 - 2 · 50· 1 + 1 2 = 2500 - 100 + 1 = 2401
3. Преобразуйте выражения: (а-7) 2 ( 5+х) 2 (7-а) 2 (-5-х) 2
25²+250+5²=(25+5) ²=30²=900 13²- 78+3² =(13-3)²=10²=100 К плану ПРОВЕРКА (а - b ) 2 = ( b - а) 2 (-а - b ) 2 =(а + b ) 2
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА А. Представить в виде многочлена: 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАН Т 1 ВАРИАНТ 2 ВАРИАНТ 2 вариант С. Представить в виде квадрата двучлена: В. Вычислите: 1 ВАРИАНТ
ПРОВЕРКА А. Представить в виде многочлена: 1 вариант 2 вариант В. Вычислите: 1 вариант 2 вариант С. Представить в виде квадрата двучлена: 1 вариант 2 вариант
«5», если правильно 8-9; «4», если правильно 6-7; «3», если правильно 4-5. Критерии оценок: Вы молодец! Чуть внимательнее! Вы сегодня не настроились на работу.
- С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке? -Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения? -Чему равен квадрат суммы двух выражений? -Чему равен квадрат разности двух выражений? -Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать? - Понравился ли вам урок? Выставление оценок . Домашнее задание. Выучить правила и формулы квадрата суммы и квадрата разности, п. 32. На оценку «3» : № 8 00 , 8 03 (а,б,в), 810а-г На оценку «4,5»: № 804, 808, 810д-з , доказать геометрический смысл формулы ( a - b ) 2 .
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО МАТЕМАТИКЕ В 7 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:
«ВОЗВЕДЕНИЕ В КВАДРАТ СУММЫ И РАЗНОСТИ ДВУХ ВЫРАЖЕНИЙ». Слайд 1.
Тип урока: урок изучения нового материала (урок-исследование)
Вид урока: проблемно-поисковый.
Цели урока: Слайд 3.
Образовательные:
-вывести формулы квадратов суммы и разности двух чисел.
-сформировать умение учащихся практически применять эти формулы для упрощения выражений.
Развивающие :
-развивать логическое мышление, внимание, память, сообразительность, культуру математической речи и культуру общения;
Воспитывающие:
-воспитывать ответственное отношение к деятельности, высокой познавательной активности и самостоятельности;
-воспитывать интерес к математике как учебному предмету через современные технологии преподавания;
- воспитывать чувство ответственности, культуры диалога.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, индивидуальная, групповая, коллективная.
Методы и приёмы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, наглядный (демонстрация компьютерной презентации), практический
Оборудование :
-компьютер, мультимедийный проектор, экран, портрет Евклида, набор геометрических фигур, раздаточный материал.
Средства обучения:
Программное обеспечение:
Microsoft Office Word 2007 Microsoft Office Word 2010
Microsoft Office Power Point 2007 Microsoft Office Power Point 2010
План урока
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний (устная работа).
- Изучение нового материала (исследовательская работа)
- Первичное закрепление материала.
- Геометрический смысл формул квадрата суммы двух выражений.
- Физминутка.
- Закрепление изученного материала.
- Проверка усвоения изученного материала (первичный контроль знаний).
- Домашнее задание.
- Подведение итога урока.
Ход урока.
- Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Организация психологического настроя
Громко прозвенел звонок- (Слайд №2)
Начинается урок.
Здравствуйте! Садитесь!
Все мне улыбнитесь!
Ну-ка проверьте, все друзья,
Вы сидите здесь не зря?
Все ль на месте,
Всё ль в порядке-
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Проведем небольшой тест, который называется «Психогеометрия».
Перед вами 5 фигур, посмотрите внимательно, выберите какая вам больше всего нравиться? У каждой фигуры есть свой номер, покажите на пальцах номер понравившейся вам фигуры.
Оказывается, каждая фигура символизирует ваши личностные качества. Сейчас мы посмотрим, какие.
1.Квадрат – вы трудолюбивы;
2. Зигзаг – самый восторженный знак и способен увлечь за собой многих.
3. Круг – самый доброжелательный из 5 фигур. Способностью сопереживать и сочувствовать.
4. Треугольник – вы лидеры, энергичные и неудержимые личности;
5. Прямоугольник – ваши ведущие качества любознательность, интерес ко всему происходящему, смелость.
- Будем надеяться, что, так или иначе, все эти качества помогут вам сегодня.
Мобилизуют внимание, настраиваются на урок.
Выбирают понравившуюся геометрическую фигуру (фигуры на столах)
Учитель: «Ещё в глубокой древности было подмечено, что некоторые многочлены можно умножать короче, быстрее, чем остальные. Так появились формулы сокращённого умножения. Их несколько.
Сегодня вам предстоит сыграть роль исследователей и «открыть» две из этих формул». Итак, записали тему нашего урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений».
«Давайте поставим перед собой цели урока»
Ученики: «Узнаем формулы сокращённого умножения, научимся их записывать, читать, проговаривать и пользоваться ими.
Учитель: «Правильно, на сегодняшнем уроке мы научимся умножать некоторые многочлены быстрее и короче, чем мы уже умеем делать. Продолжим работу над правильной математической речью, культурой общения друг с другом, умением работать в парах, в группе».
Урок мне хочется начать с эпиграфа:
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилиями
своей мысли, а не памятью.
Слайд 4 (Л.Н.Толстой)
Как вы понимаете эти слова? И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие. Научившись думать самостоятельно, вы сами сможете овладеть знаниями и анализировать проблемы.
Чтобы «открыть» формулы нам необходимо, вспомнить, что мы знаем и умеем.
II. Актуализация опорных знаний (устные упражнения)
1.Прочитайте выражения. Слайд 5
а) а + b ; г) x – у ; б) n2 + m2 ; д) (z –a)2;
в) (c + d)2 ; е) b2 – c2; ж) 2ху.
- что значит: (c + d)2 ; (z –a)2 (значит, выражение умножается на себя два раза)
2. Найдите квадраты выражений: a; - 2 ; 5b ; 4х2, 6х2 у3.
(вспомнить правило возведения в степень произведения).
3. Представьте в виде квадрата: 64; 100; 36а2; 25x4 ; 49 b2c2; х6с8. Слайд 6
4. Найдите удвоенное произведение выражений: Слайд 7
а) а и b; б) 3b и -5с; в) 0,4х и 2х2; г) и 6 .
(вспомнить правило умножения степеней с одинаковыми степенями).
5. Перемножьте данные многочлены: Слайд 8
а) (x +2) ·(y - 1) б) ( 3 – c) · (4 + b)
(вспомнить правило умножения многочлен на многочлен)
6.Вычислить значения выражений (по действиям в тетради)25²+250+5²; 13²- 78+3².
2 ученика считают у доски. Учитель предлагает вычислить, используя калькулятор.
- Возможно ли сосчитать устно? (В конце урока ответим на этот вопрос)
III. Изучение нового материала (Исследовательская работа).
1. Упростите выражения I столбца, запишите ответы в III столбце, проанализируйте результат. Слайд 9
1 вариант -1), 2), 3) 2 вариант - 4), 5), 6)
Ученики раскрывают скобки по правилу умножения многочлена на многочлен (столбец I), полученные ответы записывают в Ш столбце таблицы. II часть таблицы закрыта.
№ | I | II | III |
1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) 8) | (y + b) (y +b) (с + d ) (c +d) (х + 2)(х+2) (x – y) (x – y) (m - n) (m- n) (a – 2) (a – 2) (6х +y) (6x+y) (5 – 4b) (5 – 4b) | (y +b)2 (c + d)2 (х+2)2 (x – y)2 (m-n)2 (a – 2)2 | y 2 + 2yb + b2 c2 + 2cd + d2 х2 + 4х + 4 x2 – 2xy + y2 m2 – 2mn + n2 a2 – 4a + 4 |
-Ребята, посмотрите внимательно на I и III столбики.
-Есть ли в них нечто общее? Можно ли выражения I cтолбца записать короче? (Ответы учащихся) (Открыть II столбец). Слайд 10
-Что получается в результате умножения суммы и разности двух выражений?
-Результатом умножения является трехчлен, у которого:
1-й член – квадрат первого выражения;
2-й член – удвоенное произведение первого и второго выражений;
3-й член – квадрат второго выражения.
- Мы с вами нашли наиболее простой способ умножения суммы и разности двух выражений на себя, т.е. вывели формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
-Записать ответы заданий 7) и 8) столбца I в столбцах II и III найденным способом. Слайд 11
-Скажите, как проще и быстрее вам было работать: перемножая многочлен на многочлен или применяя формулы?
-Попробуйте записать формулы, которыми будем пользоваться для возведения в квадрат суммы и разности двух выражений. Важно! а и b в формулах могут быть любыми числами или алгебраическими выражениями. Слайд 12
(а+b)2 =а2+2аb+b2 (a-b)2=a2-2ab+b2
- Чем они отличаются? (знаком перед удвоенным произведением).
-Сформулируйте эти формулы словесно. Слайд 13
Итак, мы открыли формулы возведения в квадрат суммы и разности двух выражений.
-Эти формулы называются формулами сокращенного умножения, они применяются для упрощения выражений, для рационального решения некоторых числовых выражений.
Примеры применения формул. Слайд 14
2. Чтение правил по учебнику, парный пересказ правил .
3. Первичное закрепление . Слайд 15
Заполни пропуски (поставь знак «+» или «-»):
1. (р – а)² = р² □2ра □а²
2. (8 – у)² = 64 □16у□у²
3. (s + z)² = s²□2sz□z²
4. (t + f)² = t² □2tf □f²
5. (d – m)(d – m) = d²□2dm□m²
4. Заполнить таблицу. Слайд 16
Выражение | Квадрат 1 выражения | Удвоенное произведение | Квадрат 2 выражения | Итог |
(а + 4)2 | ||||
(8 - х)2 | ||||
(2y + 1)2 | ||||
(0,5b - 2)2 |
5. Геометрическое истолкование формулы (а+b)2. Слайд 17 Портрет Евклида
Историческая справка (презентация ученика)
А знаете ли вы, что древнегреческий философ Евклид еще за три века до нашей эры умел возводить в квадрат сумму двух выражений. У древних греков величины обозначались не числами или буквами, а отрезками прямых. Они говорили не «а2», а «квадрат на отрезке а», не «а∙b», а «прямоугольник, содержащийся между отрезками а и b». Например, тождество (а + b)2 = а2 + 2аb + b2 во второй книге «Начал» Евклида (3 в до н.э.) формулировалось так: «Если отрезок как-либо разбит на два отрезка, то площадь квадрата, построенного на всем отрезке, равна сумме площадей квадратов, построенных на каждом из двух отрезков, и удвоенной площади прямоугольника, сторонами которого служат эти два отрезка». Доказательство опиралось на геометрическое соображение.
Учитель: А теперь давайте и мы с помощью рисунка объясним геометрический смысл формулы (а + b)2 = а2 + 2аb + b2.
(Работа по группам) На каждой парте – вырезанные из бумаги 2 квадрата со сторонами а и b и 2 прямоугольника со сторонами a и b). Каждый моделирует свой квадрат. Учащимся предлагается самостоятельно из разноцветных геометрических фигур (прямоугольников и квадратов) сложить геометрическую иллюстрацию доказательства формулы квадрата суммы.
Историческая справка (презентация ученика)
А поможет нам в этом Евклид. А при чем здесь он? Да потому что, что он первый вывел доказательство этой формулы геометрическим путем. Перед Вами квадрат, сторона которого равна а. Значит его площадь равна а2 . Геометрический смысл выражения (а+в)2 означает площадь большого квадрата со стороной a+b.
- Чему равна площадь полученного квадрата? (Сумме площадей квадрата со стороной а, двух площадей прямоугольника со сторонами а и в и площади квадрата со стороной в).
IV. Физминутка. Слайд 18. Представьте себе, что вы лежите на теплом песочке, греетесь на солнышке и вспоминаете, как хорошо было на уроках математики. Особенно когда изучались формулы сокращенного умножения. И вдруг формулы или выражения выплывают над морем. Вы хлопаете в ладоши, если формула или выражение записаны правильно. Топаете, если формула или выражение записаны не правильно Сделайте глубокий вдох и медленно сделайте выдох, пусть все напряжение уйдёт, вы возвращаетесь полные сил, уверенности и готовы продолжить работу.
V.Закрепление изученного материала. Слайд 19
Чтобы знания можно было эффективно применить, нужно, чтобы они были прочно усвоены. Древняя китайская мудрость гласит: “Я слышу - я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я понимаю”
Работа у доски и в тетрадях. При выполнении заданий - проговаривать правила.
1 .№ 799 ( е-к).
2.Формулы сокращённого умножения применяются в некоторых случаях для упрощения вычислений:
992=(100-1)2=1002-2∙100∙1+12=10000-200+1=9801;
522=(50+2)2 =502+2∙50∙2+22=2500+200+2=2702.
Вычислить: (30+1)2 ; 512 ; (30-1)2 ; 492 . Проверка: Слайд 20
3. Преобразовать выражения : (а-7)2 ; (7-а)2 ; (5+х)2 ; (-5-х)2 2 Слайд 21
Учащиеся сами приходят к выводу: (а - b)2 =(b - а) 2 Эти формулы можно читать как слева направо, так и справа налево, при чтении справа налево многочлены а+2аb+b и а-2аb+bв виде произведения одинаковых множителей (а+b) или (а-b)., (-а - b)2 =(а + b) 2 Слайд 22
4. А теперь вернемся к числовым выражениям, которые в начале урока вычислялись учащимися с помощью калькулятора и решались по действиям в тетради.
25²+250+5²=(25+5)2=302=900; 13²- 78+3²=(13-3)2=102=100.
Делается вывод, что рационально можно найти значения данных выражений используя выведенные на уроке формулы сокращенного умножения. (гиперссылка к слайду 10)
VI. Этап предварительного контроля. (Слайд 23)
Самостоятельная работа
А. Представить в виде многочлена:
1 вариант 2 вариант
а)(2+х)2; а) (3+x)2;
б) (b-3)2; б) (a-6)2;
в)(4x-1)2; в)(2x-1)2;
г)(2x+3y)2; г) (3x-4y)2;
д)(x2-5)2. д) (x2+5)2.
В. Вычислите:
1 вариант 2 вариант
а) 792; б) 1012. а) 392; б) 1032.
С. Представить в виде квадрата двучлена:
1 вариант 2 вариант
а)4а2+4аb+b2; a)4p2-4pa+a2;
б)36p2-12px+x2. б)49n2+14nm+m2.
Проверка: Слайд 24
А. Представить в виде многочлена:
1 вариант 2 вариант
а) 4+4х+х2; а) 9+6х+х2;
б)b2-6b+9; б)а2-12а+36;
в)16х2-8х+1; в)4х2-4х+1;
г)4х2+12ху+9у2; г)9х2-24ху+16у2;
д)х4-10х2+25. д)х4+10х2+25.
В. Вычислите:
1 вариант 2 вариант
а) 792=(80-1)2= 6400-160+1=6241; а) 392=(40-1)2=1600-80+1=1521;
б)1012=(100+1)2=10000+200+1=10201. б) 1032=(100+3)2=10000+600+9=10609.
С. Представить в виде квадрата двучлена:
1 вариант 2 вариант
а) (2a+b)2; a) (2p-a)2;
б) (6p-x)2. б) (7n+m)2.
Взаимопроверка. Поменяться тетрадями с соседом по парте.
Слайд 25 Критерии оценок:
«5», если правильно 8-9 заданий. Вы молодец!
«4»,если правильно 6-7 заданий. Чуть внимательнее!
«3»,если правильно 4-5 заданий. Вы сегодня не настроились на работу.
VII. Домашнее задание. Слайд 26
Выучить правила и формулы квадрата суммы и квадрата разности, п. 32.
На оценку «3» : № 800 а-г, 803(а,б,в), 810а-г
На оценку «4,5»: № 804, 808, 810д-з, доказать геометрический смысл формулы (a-b)2.
VIII. Рефлексия
Продолжите фразу: «Я на уроке научился (или узнал) …».
В заключении урока я хочу вам прочитать стихотворение:
«Музыка может возвышать или умиротворять душу,
Живопись - радовать глаз,
Поэзия – пробуждать чувства,
Философия – удовлетворять потребности разума,
Инженерное дело – совершенствовать материальную сторону жизни людей,
А математика способна достичь всех этих целей».
Так сказал американский математик Морис Клайн.
IX. Итог урока.
-С какими формулами мы познакомились сегодня на уроке?
-Почему эти формулы называются формулами сокращенного умножения?
-Чему равен квадрат суммы двух выражений?
-Чему равен квадрат разности двух выражений?
-Как вы думаете, зачем нужны нам эти формулы и стоит ли их запоминать?
(С помощью формул результат можно получить гораздо проще и быстрее).
Рефлексия. Выставление отметок. ”. Каждый из вас получил оценку за свой труд, насколько хорошо он знает эти формулы и действительно ли умеет ими пользоваться.
Учащиеся анализируют свою работу на уроке, обсуждают, высказывают свое мнение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План урока 7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Тема урока: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»Цели урока:Обучающие: организовать деятельность учащихся на: восприятие, осмысление и первичное закрепление знаний, умений...
Презентация к уроку по алгебре для 7 класса на тему "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
УМК : под ред. Теляковского С.А. Тип урока: Введение новых знаний.Цели: 1.проверить знания, умения, навыки по данной теме; ...
Урок алгебры в 7 классе по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Данный урок предназначен для отработки навыков возведения в квадрат двучлена, а также для закрепления знаний и умений при решении уравнений и упрощении выражений и развития логического мышления....
Разработка урока по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
Данный урок по теме «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений» является уроком изучения нового материала. Урок построен так, чтобы учащиеся, опираясь на ранее полученные знания, могли выв...
Технологическая карта к уроку по теме " Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Технологическая карта к уроку...
Урок математика 7 класс по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений"
Урок объяснения нового материала по теме "Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений". Ученики выступают в ролии...
Конспект урока 7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»
7 класс по теме: «Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений»...