Преобразование графиков тригонометрических функций 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему

Пешкова Оксана Константиновна

Преобразование графиков тригонометричеких функций

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают 1 4 3 2

Слайд 2

Преобразование графиков тригонометрических функций

Слайд 3

Практическая работа №1 y = sin x y = sin x + 2

Слайд 4

Практическая работа №2 y = cos x y = cos x – 3

Слайд 5

Практическая работа №3 y = sin x y = 2sin x

Слайд 6

Практическая работа №4 y = cos x y = ½ cos x

Слайд 7

Практическая работа №5 y = sin x y = sin (x -  /3)

Слайд 8

Практическая работа №6 y = cos x y = cos (x +  /3)

Слайд 9

Практическая работа №7 y = sin x y = sin 2x

Слайд 10

Практическая работа №8 y = cos x y = cos ½ x

Слайд 11

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают 1 4 3 2

Слайд 12

№1. Какой из приведенных графиков соответствует данной функции y = sin ( x +  /3) а ) б) в)

Слайд 13

№2. График какой из приведенных функций изображен на рисунке а ) y = - cos x б) cos ( х-π ) в ) y = cos (х+π)

Слайд 14

№ 3.Подберите коэффициенты а и в так, чтобы на данном рисунке был изображен график функции y = а sin x + в y = 2sin x + 1 1 2 y = sin x y = 2 sin x y = 2sin x + 1 растяжение от ОХ в 2 раза пар.перенос вверх на 1

Слайд 15

Преобразование Функция График Основная тригонометрическая функция 3 г Параллельный перенос вдоль оси абсцисс 2 а Растяжение от оси абсцисс 4 в Параллельный перенос вдоль оси ординат 1 б Ответы Вариант 1 Запишите последовательность построения графика функции в таблице y = 2cos (х +  /4) – 2

Слайд 16

Ответы Вариант 2 Запишите последовательность построения графика функции в таблице y = ½ sin ( x -  /4) + 1 Преобразование Функция График Основная тригонометрическая функция 3 г Параллельный перенос вдоль оси абсцисс 2 а Растяжение от оси абсцисс 4 в Параллельный перенос вдоль оси ординат 1 б

Слайд 17

Отметка «5» задание выполнено верно, без ошибок Отметка «4 » допущены 1-2 ошибки Отметка «3» допущены 3-4 ошибки.

Слайд 18

Домашнее задание а) №48( б,г ); №50( а,в ); б) Подберите коэффициенты а и в в формуле функции y = |а cos x + в| так, чтобы Е(у) = . Постройте график данной функции.



Предварительный просмотр:

Разработка урока составлена учителем математики

МОУ «СОШ №2», г.Белоусово Пешковой О.К.

Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций»,  10 клас        

Учебник: Алгебра. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/         Колмогоров А.М. – М.:Просвещение

Тип урока: изучение нового материала

Образовательные цели:

  • научить строить графики тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований;
  • научить строить графики тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований.

Развивающие цели:

  • развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
  • развивать творческую деятельность учащихся через вовлечение их в работу частично-поискового исследовательского характера.

Воспитательные цели:

  • воспитывать навыки коммуникативности в работе;
  • воспитывать у учащихся любознательность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.

Формирование УУД

Предметные

Освоение знаний по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций»: знание учащимися элементарных преобразований графиков функций, умение использовать элементарные преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций.

Метапредметные

  • регулятивные - работа по составленному плану, использование основных и дополнительных средств получения информации (учебник, средства ИКТ), прогнозирование;
  • познавательные – умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде;
  • коммуникативные –умение организовать учебное взаимодействие в парах.

Личностные

Самоопределение, проявление интереса к решению познавательной задачи,  адекватная оценка результатов своей учебной деятельности.

Оборудование:

ПК, проектор, интерактивная доска, карточки для проведения частично-поисковой работы в парах, карточки для проведения индивидуальной дифференцированной работы, карточки для проведения самостоятельной работы.

Оформление доски: 

на доске (на крыльях) записаны преобразования графиков функций.

y = f(x) + п                                 y = f(x - т)

y = kf(x)                                y = f(kx)

y = | f(x)|                y = - f(x)


Структура урока

        1. Актуализация знаний:

  • организационный момент;
  • постановка проблемной задачи;
  • формулирование темы  и цели урока.

        2.Формирование новых знаний и способов действий:

  • самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью построения графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований;
  • доказательство выдвинутой гипотезы по построению графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований в программе «Живая математика»;
  • обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу.

                 

        3.Применение знаний, формирование умений и навыков:

  • решение проблемной задачи;
  • решение задач на распознавание графиков и советующих им формул тригонометрических функций;
  • решение задачи на распознавание коэффициентов а и в  в формуле функции y = а sin x + в по изображенному графику. Обсуждение алгоритма построения графика тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований;
  • дифференцированная индивидуальная работа по построению графиков тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований;  
  • индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний;
  • рефлексия;
  • домашнее задание.


Ход урока

        1. Актуализация знаний

        Организационный момент        

        Создание положительного настроя на продуктивную работу.

        Постановка проблемной задачи

        Учитель предлагает учащимся выполнить фронтально устное задание следующего содержания:

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

а)          б) у =2 sin x             в)                   г) у =sin 2x

  1.                                                               2.

3.        4.

Учащиеся могут выполнить задания а и в, так как знают, что является графиками данных функций. График функции б и г вызовут у учащихся затруднение. Они знают графики тригонометрических функций, однако преобразование графиков тригонометрических функций еще на рассматривались на уроках. Возникает проблемная ситуация между имеющимися знаниями и новыми требованиями.

Формулирование темы и цели урока

Этап актуализации знаний завершается формулировкой темы урока:

«Преобразование графиков тригонометрических функций».

Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока: построение графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований.

Учащиеся записывают в тетради число, классная работа и тема урока.

2.Формирование новых знаний и способов действий

Самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью построения графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований.

На этом этапе урока осуществляется частично-поисковая деятельность учащихся. Эта работа проводится в парах постоянного состава. На каждой парте у учащихся находятся: карточки для выполнения практической работы; лист А4 с координатной плоскостью; памятка с преобразованиями графиков функций; ПК.

Практическая работа №1

  1. Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).      
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = f(x) + п, где п > 0.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin x + 2. Запишите D(у) и Е(у).      
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin x + 4,5              
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков тригонометрических функций.

Практическая работа №2

  1. Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = (x) + п, где п < 0.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = cos x – 3. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = cos x – 2
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №3

  1. Постройте график функции y = sin x          
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = kf(x), где k > 1 .
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = 2sin x. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = 3sin x. Запишите D(у) и Е(у).
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №4

  1. Постройте график функции y = cos x
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = kf(x), где 0 < k < 1.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = ½ cos x. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = 1/3 cos x
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №5

  1. Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).    
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = f(x - т), где т > 0.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin (x - π/3). Запишите D(у) и Е(у).    
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin (x - π/4)
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №6

  1. Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = f(x - т), где т < 0.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = cos (x + π/3). Запишите D(у) и Е(у).      
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = cos (x + π/6)      
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №7

  1. Постройте график функции y = sin x          
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = f(kx), где k > 1 .
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin 2x. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin 1,5x
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №8

  1. Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = f(kx), где 0 < k < 1.
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y =  cos ½ x. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
  5. Постройте в программе «Живая математика» график функции y =  cos 1/3x
  6. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Во время выполнения практической работы в парах двое учащихся индивидуально выполняют практическую работу на доске по карточкам следующего содержания:

Практическая работа №9

  1. Постройте график функции y = tg x. Запишите D(у) и Е(у).
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = | f(x)|
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = tg x |. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика» на интерактивной доске.
  5. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Практическая работа №10

  1. Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).        
  2. Вспомните преобразование графика функции  y = - f(x).
  3. В этой же координатной плоскости постройте график функции y = - sin x. Запишите D(у) и Е(у).
  4. Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика» на интерактивной доске.
  5. На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.

Обобщающая беседа

После выполнения практической работы учащиеся вывешивают построенные графики функций на доску, напротив соответствующего преобразования и  озвучивают выводы о преобразовании графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований. Учитель обращает внимание на D(у) и Е(у) построенных функций и вместе с учащимися определяет, какие преобразования влияют на область значения функции.

                3.Применение знаний, формирование умений и навыков

Решение проблемной задачи

Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемной задаче в начале урока и решить её.

Решение задач на распознавание графиков и советующих им формул тригонометрических функций.

На этапе применения новых знаний и способов действий учащимся предлагаются фронтальная работа на распознавание.

№1. Какой из приведенных графиков соответствует данной функции

y = sin (x + π/3)

 

                                                            а)

         б)                                                                                 в)                                                            

№2. График какой из приведенных функций изображен на рисунке.

а) y = - cos x                      б) y = sin(х-π/2)               в) y = cos (х+π)                  

Решение задачи на распознавание коэффициентов а и в  в формуле функции y = а sin x + в по изображенному графику

№3.Подбетире коэффициенты а и в так, чтобы на данном рисунке был изображен график функции y = а sin x + в.

После выполнения задания №3 (y = 2sin x + 1) учитель обращает внимание учащихся на то, сколько преобразований необходимо выполнить для построения данного графика, и в какой последовательности. Учитель предлагает учащимся сформулировать алгоритм построения графика тригонометрической функции, требующей выполнение комбинаций нескольких преобразований.

                                                                   1            2

        1.Расстаивть порядок действий:  y = 2sin x + 1.

        2.Выполнить последовательно построение графиков функций в соответствии с порядком действий, начиная с основной тригонометрической функции.

              y = sin x    растяжение от ОХ в 2 раза   y = 2 sin x     пар.перенос вверх на 1        y = 2 sin x + 1

Дифференцированная индивидуальная работа по построению графиков тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований.

Учащимся предлагается выполнить трехуровневую индивидуальную работу на выбор учащихся и проверить построение графика функции с помощью программы «Живая математика». Учащимся по желанию, выбравшим второй и третий уровень, предлагается построить графики на доске.

I уровень

Построить график функции y = ½ sin x

y = sin x                          y = ½ sin x

II уровень

Построить график функции y = 2cos x – 1

y = cos x                   y = 2cos x                 y = 2cos x – 1

III уровень

Построить график функции y =  |2sin (x + π/3) |     

y = sin x              y =  sin (x + π/3)               y = 2sin (x + π/3)               y =  |2sin (x + π/3) 

Индивидуальное тестирование по вариантам с целью самоконтроля и усвоения знаний

Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (тестирование) по вариантам с последующей самопроверкой. Данная работа выполняется учащимися на карточках.

Вариант 1

Запишите последовательность построения графика функции в таблице

y = 2cos (х + π/4) – 2

Преобразование

Функция

График

Основная тригонометрическая функция

Параллельный перенос вдоль оси абсцисс

Растяжение от оси абсцисс

Параллельный перенос вдоль оси ординат

Функции

  1. y = 2cos (х + π/4) – 2
  2. y = cos (х + π/4)
  3. y = cos х
  4. y = 2cos(х + π/4)

Графики

а)                                                                     б)


в)                                                                      г)

Вариант 2

Запишите последовательность построения графика функции в таблице

y = ½ sin (x - π/4) + 1

Преобразование

Функция

График

Основная тригонометрическая функция

Параллельный перенос вдоль оси абсцисс

Сжатие к оси абсцисс

Параллельный перенос вдоль оси ординат

Функции

  1. y = ½ sin (x - π/4)
  2. y = sin x
  3. y = ½ sin (x - π/4) + 1
  4. y = sin (x - π/4)

Графики

а)                      б)  

 

в)                                                                              г)

                Рефлексия

                С целью рефлексии и подведения итога урока учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью самопроверки. Учитель предлагает учащимся ответы и критерии оценивания.

                Отметка «5» - задание выполнено верно, без ошибок.

                Отметка «4» - допущены 1-2 ошибки.

                Отметка «3» - допущены 3-4 ошибки.

        

                Домашнее задание:

а) №48(б,г); №50(а,в)

б) Подберите коэффициенты а и в в формуле функции y =  | а cos x + в | так, чтобы Е(у) =. Постойте график данной функции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы

Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...

Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс

Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....

Преобразования графиков тригонометрических функций 10 класс

При подготовке к урокам часто возникает необходимость демонстрации графиков функций для повторения ранее пройденного, для пояснения решения той или иной задачи. Очень много времени приходится тратить...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...

Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.

Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...