Преобразование графиков тригонометрических функций 10 класс
план-конспект урока по алгебре (10 класс) на тему
Преобразование графиков тригонометричеких функций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafiki_trigonometricheskih_funktsiy_10_klass.pptx | 417.59 КБ |
preobrazovanie_grafikov_trigonometricheskih_funktsiy_10_klass.doc | 533 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Преобразование графиков тригонометрических функций
Практическая работа №1 y = sin x y = sin x + 2
Практическая работа №2 y = cos x y = cos x – 3
Практическая работа №3 y = sin x y = 2sin x
Практическая работа №4 y = cos x y = ½ cos x
Практическая работа №5 y = sin x y = sin (x - /3)
Практическая работа №6 y = cos x y = cos (x + /3)
Практическая работа №7 y = sin x y = sin 2x
Практическая работа №8 y = cos x y = cos ½ x
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают 1 4 3 2
№1. Какой из приведенных графиков соответствует данной функции y = sin ( x + /3) а ) б) в)
№2. График какой из приведенных функций изображен на рисунке а ) y = - cos x б) cos ( х-π ) в ) y = cos (х+π)
№ 3.Подберите коэффициенты а и в так, чтобы на данном рисунке был изображен график функции y = а sin x + в y = 2sin x + 1 1 2 y = sin x y = 2 sin x y = 2sin x + 1 растяжение от ОХ в 2 раза пар.перенос вверх на 1
Преобразование Функция График Основная тригонометрическая функция 3 г Параллельный перенос вдоль оси абсцисс 2 а Растяжение от оси абсцисс 4 в Параллельный перенос вдоль оси ординат 1 б Ответы Вариант 1 Запишите последовательность построения графика функции в таблице y = 2cos (х + /4) – 2
Ответы Вариант 2 Запишите последовательность построения графика функции в таблице y = ½ sin ( x - /4) + 1 Преобразование Функция График Основная тригонометрическая функция 3 г Параллельный перенос вдоль оси абсцисс 2 а Растяжение от оси абсцисс 4 в Параллельный перенос вдоль оси ординат 1 б
Отметка «5» задание выполнено верно, без ошибок Отметка «4 » допущены 1-2 ошибки Отметка «3» допущены 3-4 ошибки.
Домашнее задание а) №48( б,г ); №50( а,в ); б) Подберите коэффициенты а и в в формуле функции y = |а cos x + в| так, чтобы Е(у) = . Постройте график данной функции.
Предварительный просмотр:
Разработка урока составлена учителем математики
МОУ «СОШ №2», г.Белоусово Пешковой О.К.
Тема урока: «Преобразование графиков тригонометрических функций», 10 клас
Учебник: Алгебра. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Колмогоров А.М. – М.:Просвещение
Тип урока: изучение нового материала
Образовательные цели:
- научить строить графики тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований;
- научить строить графики тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований.
Развивающие цели:
- развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы;
- развивать творческую деятельность учащихся через вовлечение их в работу частично-поискового исследовательского характера.
Воспитательные цели:
- воспитывать навыки коммуникативности в работе;
- воспитывать у учащихся любознательность, инициативность, точность, самостоятельность, активность.
Формирование УУД
Предметные
Освоение знаний по теме: «Преобразование графиков тригонометрических функций»: знание учащимися элементарных преобразований графиков функций, умение использовать элементарные преобразования графиков функций при построении графиков тригонометрических функций.
Метапредметные
- регулятивные - работа по составленному плану, использование основных и дополнительных средств получения информации (учебник, средства ИКТ), прогнозирование;
- познавательные – умение передавать содержание в сжатом или развернутом виде;
- коммуникативные –умение организовать учебное взаимодействие в парах.
Личностные
Самоопределение, проявление интереса к решению познавательной задачи, адекватная оценка результатов своей учебной деятельности.
Оборудование:
ПК, проектор, интерактивная доска, карточки для проведения частично-поисковой работы в парах, карточки для проведения индивидуальной дифференцированной работы, карточки для проведения самостоятельной работы.
Оформление доски:
на доске (на крыльях) записаны преобразования графиков функций.
y = f(x) + п y = f(x - т)
y = kf(x) y = f(kx)
y = | f(x)| y = - f(x)
Структура урока
1. Актуализация знаний:
- организационный момент;
- постановка проблемной задачи;
- формулирование темы и цели урока.
2.Формирование новых знаний и способов действий:
- самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью построения графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований;
- доказательство выдвинутой гипотезы по построению графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований в программе «Живая математика»;
- обобщающая беседа, подтверждающая выдвинутую гипотезу.
3.Применение знаний, формирование умений и навыков:
- решение проблемной задачи;
- решение задач на распознавание графиков и советующих им формул тригонометрических функций;
- решение задачи на распознавание коэффициентов а и в в формуле функции y = а sin x + в по изображенному графику. Обсуждение алгоритма построения графика тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований;
- дифференцированная индивидуальная работа по построению графиков тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований;
- индивидуальное тестирование с целью самоконтроля и усвоения знаний;
- рефлексия;
- домашнее задание.
Ход урока
1. Актуализация знаний
Организационный момент
Создание положительного настроя на продуктивную работу.
Постановка проблемной задачи
Учитель предлагает учащимся выполнить фронтально устное задание следующего содержания:
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
а) б) у =2 sin x в) г) у =sin 2x
- 2.
3. 4.
Учащиеся могут выполнить задания а и в, так как знают, что является графиками данных функций. График функции б и г вызовут у учащихся затруднение. Они знают графики тригонометрических функций, однако преобразование графиков тригонометрических функций еще на рассматривались на уроках. Возникает проблемная ситуация между имеющимися знаниями и новыми требованиями.
Формулирование темы и цели урока
Этап актуализации знаний завершается формулировкой темы урока:
«Преобразование графиков тригонометрических функций».
Учитель вместе с учащимися формулирует цель урока: построение графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований.
Учащиеся записывают в тетради число, классная работа и тема урока.
2.Формирование новых знаний и способов действий
Самостоятельная, частично – поисковая деятельность учащихся с целью построения графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований.
На этом этапе урока осуществляется частично-поисковая деятельность учащихся. Эта работа проводится в парах постоянного состава. На каждой парте у учащихся находятся: карточки для выполнения практической работы; лист А4 с координатной плоскостью; памятка с преобразованиями графиков функций; ПК.
Практическая работа №1
- Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = f(x) + п, где п > 0.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin x + 2. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin x + 4,5
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков тригонометрических функций.
Практическая работа №2
- Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = (x) + п, где п < 0.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = cos x – 3. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = cos x – 2
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №3
- Постройте график функции y = sin x
- Вспомните преобразование графика функции y = kf(x), где k > 1 .
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = 2sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = 3sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №4
- Постройте график функции y = cos x
- Вспомните преобразование графика функции y = kf(x), где 0 < k < 1.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = ½ cos x. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = 1/3 cos x
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №5
- Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = f(x - т), где т > 0.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin (x - π/3). Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin (x - π/4)
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №6
- Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = f(x - т), где т < 0.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = cos (x + π/3). Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = cos (x + π/6)
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №7
- Постройте график функции y = sin x
- Вспомните преобразование графика функции y = f(kx), где k > 1 .
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = sin 2x. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = sin 1,5x
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №8
- Постройте график функции y = cos x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = f(kx), где 0 < k < 1.
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = cos ½ x. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика».
- Постройте в программе «Живая математика» график функции y = cos 1/3x
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Во время выполнения практической работы в парах двое учащихся индивидуально выполняют практическую работу на доске по карточкам следующего содержания:
Практическая работа №9
- Постройте график функции y = tg x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = | f(x)|
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = | tg x |. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика» на интерактивной доске.
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Практическая работа №10
- Постройте график функции y = sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- Вспомните преобразование графика функции y = - f(x).
- В этой же координатной плоскости постройте график функции y = - sin x. Запишите D(у) и Е(у).
- Проверьте построение графиков функций в программе «Живая математика» на интерактивной доске.
- На основе полученных результатов сделайте вывод о соответствующем преобразовании графиков функций.
Обобщающая беседа
После выполнения практической работы учащиеся вывешивают построенные графики функций на доску, напротив соответствующего преобразования и озвучивают выводы о преобразовании графиков тригонометрических функций с помощью элементарных преобразований. Учитель обращает внимание на D(у) и Е(у) построенных функций и вместе с учащимися определяет, какие преобразования влияют на область значения функции.
3.Применение знаний, формирование умений и навыков
Решение проблемной задачи
Учитель предлагает учащимся вернуться к проблемной задаче в начале урока и решить её.
Решение задач на распознавание графиков и советующих им формул тригонометрических функций.
На этапе применения новых знаний и способов действий учащимся предлагаются фронтальная работа на распознавание.
№1. Какой из приведенных графиков соответствует данной функции
y = sin (x + π/3)
а)
б) в)
№2. График какой из приведенных функций изображен на рисунке.
а) y = - cos x б) y = sin(х-π/2) в) y = cos (х+π)
Решение задачи на распознавание коэффициентов а и в в формуле функции y = а sin x + в по изображенному графику
№3.Подбетире коэффициенты а и в так, чтобы на данном рисунке был изображен график функции y = а sin x + в.
После выполнения задания №3 (y = 2sin x + 1) учитель обращает внимание учащихся на то, сколько преобразований необходимо выполнить для построения данного графика, и в какой последовательности. Учитель предлагает учащимся сформулировать алгоритм построения графика тригонометрической функции, требующей выполнение комбинаций нескольких преобразований.
1 2
1.Расстаивть порядок действий: y = 2sin x + 1.
2.Выполнить последовательно построение графиков функций в соответствии с порядком действий, начиная с основной тригонометрической функции.
y = sin x растяжение от ОХ в 2 раза y = 2 sin x пар.перенос вверх на 1 y = 2 sin x + 1
Дифференцированная индивидуальная работа по построению графиков тригонометрических функций, требующих выполнения комбинации нескольких преобразований.
Учащимся предлагается выполнить трехуровневую индивидуальную работу на выбор учащихся и проверить построение графика функции с помощью программы «Живая математика». Учащимся по желанию, выбравшим второй и третий уровень, предлагается построить графики на доске.
I уровень
Построить график функции y = ½ sin x
y = sin x y = ½ sin x
II уровень
Построить график функции y = 2cos x – 1
y = cos x y = 2cos x y = 2cos x – 1
III уровень
Построить график функции y = |2sin (x + π/3) |
y = sin x y = sin (x + π/3) y = 2sin (x + π/3) y = |2sin (x + π/3)
Индивидуальное тестирование по вариантам с целью самоконтроля и усвоения знаний
Учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу (тестирование) по вариантам с последующей самопроверкой. Данная работа выполняется учащимися на карточках.
Вариант 1
Запишите последовательность построения графика функции в таблице
y = 2cos (х + π/4) – 2
Преобразование | Функция | График |
Основная тригонометрическая функция | ||
Параллельный перенос вдоль оси абсцисс | ||
Растяжение от оси абсцисс | ||
Параллельный перенос вдоль оси ординат |
Функции
- y = 2cos (х + π/4) – 2
- y = cos (х + π/4)
- y = cos х
- y = 2cos(х + π/4)
Графики
а) б)
в) г)
Вариант 2
Запишите последовательность построения графика функции в таблице
y = ½ sin (x - π/4) + 1
Преобразование | Функция | График |
Основная тригонометрическая функция | ||
Параллельный перенос вдоль оси абсцисс | ||
Сжатие к оси абсцисс | ||
Параллельный перенос вдоль оси ординат |
Функции
- y = ½ sin (x - π/4)
- y = sin x
- y = ½ sin (x - π/4) + 1
- y = sin (x - π/4)
Графики
а) б)
в) г)
Рефлексия
С целью рефлексии и подведения итога урока учащимся предлагается оценить свою работу на уроке с помощью самопроверки. Учитель предлагает учащимся ответы и критерии оценивания.
Отметка «5» - задание выполнено верно, без ошибок.
Отметка «4» - допущены 1-2 ошибки.
Отметка «3» - допущены 3-4 ошибки.
Домашнее задание:
а) №48(б,г); №50(а,в)
б) Подберите коэффициенты а и в в формуле функции y = | а cos x + в | так, чтобы Е(у) =. Постойте график данной функции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЦОР «Преобразование графиков тригонометрических функций» 10-11 классы
Раздел учебной программы:«Тригонометрические функции».Тип урока:цифровой образовательный ресурс комбинированного урока алгебры. По форме изложения материала:Комбинированный (универсальный) ЦОР со...
Мини-исследование по теме "Преобразование графиков тригонометрических функций", 10 класс
Цель исследования - выяснить изменение графиков тригонометрических функций в зависимости от коэффициентов....
Преобразования графиков тригонометрических функций 10 класс
При подготовке к урокам часто возникает необходимость демонстрации графиков функций для повторения ранее пройденного, для пояснения решения той или иной задачи. Очень много времени приходится тратить...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Преобразования графиков тригонометрических функций в среде Microsoft Excel. Свойства функций.
Интегрированный (математика+информатика) урок. Цель урока: актуализация знаний и навыков учащихся по темам «Графики тригонометрических функций. Свойства функций». Развитие навыка применять знания в но...
Интегрированный урок Преобразование графиков тригонометрических функций 10 класс
Интегрированный урок: математика+информатика...