Урок - Сложение и вычетание обыкновенных дробей.
учебно-методический материал по алгебре (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Математика, 5 класс | Авторы УМК | И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович |
ФИО учителя, школа | Захарова Светлана Васильевна, МОУ «Лицей №1», г.Подольск | ||
Тема урока | Сложение и вычитание обыкновенных дробей | ||
Тип урока | Урок освоения новой учебной информации | ||
Цель урока | Ввести правило сложения и вычитания обыкновенных дробей; формировать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби | ||
Задачи урока | Образовательные: сформировать умение применять алгоритм сложения и вычитания обыкновенных дробей. Развивающие: развивать навыки самоконтроля, взаимоконтроля, умения преодолевать трудности при решении математических задач. Воспитатальные: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности, волю и настойчивость при достижении поставленной цели | ||
Формирование УУД | регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; познавательные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить общее решение; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; личностные результаты: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками. | ||
Оборудование: | Компьютер, проектор, презентация Microsoft Power Point (приложение), учебник «Математика, 5 класс» И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович |
№ этапа | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ЦОР | Формы работы | Предметные результаты | УУД |
1 | Организационный момент. | |||||
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся. | Включаются в деловой ритм урока, настраиваются на продуктивную работу на уроке. | Фронтальная работа. | Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Организация своей учебной деятельности (регулятивные) Умение слушать, планирование учебного сотрудничества (коммуникативные) | ||
2. | Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока. | |||||
Координирует деятельность учащихся. | Проверяют домашнюю работу (взаимопроверка). Обсуждают спорные и сложные вопросы. | Работа в парах, фронтальная работа с классом. | Подготовка к восприятию нового учебного материала | Анализ, сравнение, аналогия, использование знаковой системы, осознанное построение речевого высказывания, подведение под понятие. Умение вести диалог, взаимооценка. | ||
3. | Повторение и актуализация необходимых знаний | |||||
Организует и контролирует деятельность учащихся | Устно отвечают на вопросы, Повторяют теорию, решают примеры | Слай-ды 2-5 пре-зен-тации | Фронтальная работа с классом. | Подготовка к восприятию нового учебного материала | Анализ, синтез, аналогия, классификация. Умение слушать и вступать в диалог, оценка действий | |
4. | Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы. | |||||
Организует деятельность учащихся, при необходимости оказывает небольшую помощь. Использует типовые задания. | Работают с учебником, самостоятельно выполняют обучающее задание №420, стр.118 | Самостоятельная работа. | Создание проблемной ситуации. | Установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений, подведение под понятие. | ||
5. | Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона) | |||||
Координирует деятельность учащихся. | Проверяют правильность выполнение №420 (самопроверка) Обсуждают правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. Знакомятся с правилами оформления записи при сложении и вычитании дробей. | Слай-ды 6-10. | Индивидуальная (самопроверка). Работа в парах. Фронтальная работа с классом. | Формулировка правил сложения и вычитания дробей. Алгоритм сложения и вычитания дробей. Запись алгоритма в буквенной форме. | Выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие. Умение слушать и вступать в диалог, оценка действий (своих и товарищей). | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. (Слайд 11). | ||||||
6. | Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи) | |||||
Организует и контролирует деятельность учащихся. | Решают у доски с объяснением и в тетрадях №423, стр.119. | Слайд 12. | Работа у доски и в тетрадях. | Первичное закрепление применения алгоритма сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | Анализ, контроль; коррекция; оценка, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | |
7. | Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи) | |||||
Организует и контролирует деятельность учащихся. | Самостоятельно решают в тетрадях №424, стр.119. Двое учащихся решают задание (по два примера) на откидной доске. | Слайд 12. | Самостоятельная работа в тетрадях и у доски. Проверка выполненного задания. | Закрепление навыка сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. | Составление и реализация плана деятельности при освоении учебной информации; контроль усвоения учебной информации; оценивание результатов выполненной деятельности. | |
8. | Включение изученной учебной информации в систему известных знаний. | |||||
Предлагает для решения типовые задания по теме урока. Координирует и контролирует деятельность учащихся, оказывает консультацион-ную помощь. | Решают предложенные задания из учебника: №426, 428. | Работа в парах. | Вычитание обыкновенной дроби из единицы. Применение этого умения при решении простейших задач. | Выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; 4 управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра | ||
9. | Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока) | |||||
Мотивирует учащихся на подведение итогов урока Выявляет уровень усвоения изученного материала. Комментирует домашнее задание. Выставляет оценки за урок. | Обобщают изученный материал. Делают вывод. Оценивают свою работу. Записывают домашнее задание. | Слай-ды 13-15. | Фронтальная работа. | Подведение итогов урока. | Оценивание результатов выполненной деятельности, самоконтроль и самооценка процесса и результатов деятельности; построение речевых высказываний. |
Ход урока.
«Считай несчастливым тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»
Ян Амос Коменский
1.Организационны момент.
- Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, желаю вам успешной работы! Садитесь.
2. Мотивация к учебной деятельности и постановка целей урока.
- Проверка домашнего задания. ( Учащиеся проверяют домашние задания друг друга, выставляют оценки карандашом.)
3. Повторение и актуализация необходимых знаний.
На слайде 2 записаны дроби и стихотворение с пропусками.
Каждый может за версту
Видеть дробную ………(черту)
Над чертой ……… . Знайте! (числитель)
Под чертою …………. . (знаменатель)
Дробь такую непременно
Надо звать ……………. .(обыкновенной)
На слайде 3 изображены числа
Вопросы:
- Какие числа перед вами? (Целые и дробные)
- Прочитайте дробные числа. Назовите числитель и знаменатель каждой дроби.
- Какие действия мы научились выполнять с дробными числами? (Сокращать, приводить к новому знаменателю, правильные и неправильные дроби, выделять целую часть неправильной дроби, сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями…)
Слайд 4.
Приведите числа к знаменателю 20:
Каким свойством вы при этом пользовались?
Слайд 5.
Сравните числа (с обоснованием):
.
Слайд 6.
Выделите целую часть.
4. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемы.
- Мы многое уже знаем об обыкновенных дробях. А какие арифметические действия мы пока не выполняли с дробями? (сложение, вычитание, умножение и деление)
- Сегодня мы научимся складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
- Выполните в тетрадях №420 (стр.118 учебника).
5. Выдвижение гипотез, составление плана действий для решения проблемы, её решение (создание эталона).
Слайд 7. (Источник слайдов 7 – 9 http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c27e8cd5-c3e0-4724-ad9d-737d78c0d95f/113794/?)
- Проверьте правильность выполнения задания №420.(самопроверка)
- Выполняя последние задания, вам пришлось складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями. Попробуйте сформулировать правила для сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
(Ответы учащихся сначала в парах, затем обсуждение в классе)
Слайд 8. (правила)
- Нам нужно правильно записывать примеры на сложение и вычитание дробей.
Слайд 9.
- Проследите как правильно оформлять записи в тетрадях при решении примеров на сложение и вычитание дробей.
- Запишите решение самостоятельно, а затем проверьте себя.
.
- А как записать правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями на математическом языке (формулы)?
Слайд 10.
- Мы молодцы! Работали продуктивно и дружно. Пришло время немного отдохнуть и размяться.
Слайд 11.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Руки в боки, руки – шире
Раз, два, три, четыре.
Сейчас попрыгать мы решили.
Раз, два, три, четыре.
Потянулись - выше, выше…
Приседаем – ниже, ниже…
Встали – присели…
Встали – присели…
А теперь за парты сели.
Слайд 12.
6. Первичное закрепление (действие в форме громкой, внешней речи).
Выполнение №423, стр.119. У доски работают ученики (по желанию), решают по одному примеру с объяснением и проговариванием алгоритма действий. Остальные – выполняют задание в тетрадях.
7. Самостоятельная работа (действие в форме внутренней речи).
Учащиеся решают самостоятельно №424, стр.119 в тетрадях. Двое учащихся решают задания на откидной доске. Затем проверяют правильность выполнения задания и выполнения записей в тетрадях и на доске.
8. Включение изученной учебной информации в систему известных знаний.
Решение учащимися в парах №426, 428, стр.119. Затем обсуждается и проверяется решение.
Слайды 13-16.
9. Рефлексия деятельности (соотнесение результатов с поставленными целями урока).
- Какую тему мы сегодня изучали? (сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями)
- А какие задачи мы для этого ставили? (научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями)
– Наши задачи выполнены? (да)
Домашнее задание: стр. 119-120,
1 уровень: № 425, 429,433,
2 уровень: № 427, 430,
3 уровень: №427, 430, 431.
–Выставление оценок за урок
- За что ты сегодня можешь себя похвалить?
- Что тебе удалось сегодня на уроке?.
- Над чем надо еще поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
урок обобщения и систематизации знаний по теме...
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)
Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"
Конспект комбинированного урока по математике для учащихся 5 классов "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
Основная цель данного урока – систематизировать, обобщить знания и умения учащихся, сформировать у них универсальные учебные действия, необходимые для сложения и вычитания обык...
Методическая разработка урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" с использованием ЭОР
Конспект урока в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"Тип урока: урок изучения нового материала....
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс
Конспект урока математики "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" 6 класс. Для педагогов коррекционного общеобразовательного учреждения VIII вида....
Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями" в 7 классе специальной(коррекционной) школы.
Конспект урока для детей с ОВЗ....