Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"
план-конспект урока по алгебре (5 класс) на тему

 

Основная  цель  данного  урока – систематизировать, обобщить знания и умения учащихся, сформировать у них универсальные учебные действия, необходимые для сложения и вычитания обыкновенных дробей и дальнейшего изучения данной темы. На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей

Тип урока: комплексного применения знаний

Вид урока: урок-практикум

Цели урока:

Образовательные:

- актуализировать знание правил сложения и вычитания обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

- актуализировать знание правил нахождения части от числа;

- совершенствовать умения складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем;

- развивать умение складывать и вычитать обыкновенные дроби с разными знаменателями;

- решать практические задачи, используя известные действия с обыкновенными дробями;

- осуществить контроль умений складывать и вычитать дроби, решать задачи с использованием этих действий.

Воспитательные:

- обратить внимание учеников на задачи, составленные на тему здоровья;

- воспитывать мотивы учения: познавательную активность, интерес к предмету;

- воспитывать трудолюбие, выдержку, дисциплину, уверенность в своих силах.

Развивающие:

- развивать математическую речь, творческие способности учащихся при решении задач на дроби;

- развивать умения сравнивать, анализировать, аргументировать, осуществлять контроль и

  самоконтроль;

- развивать память, наблюдательность, внимание, умение работать в заданном темпе;

- развивать инициативность, активность, упорство, культуру речи;

- развивать умение работать в группе, слушать одноклассников, объективно оценивать уровень своих знаний.

Оборудование: проектор, компьютер, дидактический материал, карточки с заданиями, ключ – таблица к карточкам.

Ход урока:

I. Организационный момент

Учитель:

– Здравствуйте, ребята. Мы начинаем наш урок. Сегодня на уроке вы узнаете, что знания математики нам нужны в реальной жизни и на конкретных примерах убедитесь в этом. Я надеюсь, что вы с успехом будете применять имеющиеся у вас знания в решении практических задач.

Мы с вами на этом уроке продолжим изучение дробей. В ходе урока, вам необходимо будет заполнить таблицу, которая лежит на парте у каждого из вас.( приложение 1)

  1. II. Актуализация опорных знаний

Учитель:

-Давайте ответим на вопрос «Если я не освою эту тему, я не смогу….» продолжите предложение. Приведите примеры  ситуаций, в которых мы не можем обойтись без дробей.

Ученики:

-Составление рецептов, измерение длин  и т.д.

Учитель:

- Итак, для начала  вспомним, что мы знаем про дроби.

Учащиеся заполняют первую колонку в таблице.

Ученики:

-Мы изучили обыкновенные дроби, они бывают правильные и неправильные, научились сравнивать дроби с одинаковыми числителями или одинаковыми знаменателями, также научились складывать и вычитать обыкновенные дроби.

Учитель:

-Скажите, а как вы думаете, что мы должны сделать на этом уроке, чему научиться?

Учащиеся начинают заполнять вторую колонку таблицы сейчас и продолжают в ходе всего урока.

Ученики:

- Закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания обыкновенных дробей и вырабатывать умение использовать приобретенные знания в повседневной жизни.

Учитель:

- Как вы думаете, где в нашей жизни встречаются дроби?

Ученики:

- Мы используем дроби, когда хотим узнать время. Когда взвешивают товар в магазине. В измерениях. С помощью дробей мы можем измерять длины, делить целое на части, измерить рост человека или расстояние между объектами.

Вначале, проверим вашу готовность к уроку. Проверьте на столах тетради, учебники, ручки.  Запишите в тетрадях число, классная работа.

1 задание: На доске записаны анаграммы, решите их. Переставьте в словах буквы так, чтобы получилось слово -   математический термин. (проверка на слайде 2)

О Ы Н А Б О К В Н Я Е  

М З Е Н Т А Л А Ь Н Е

Т Л Ч И Ь Л С Е И

Ученики:

первое слово «Обыкновенная» - это вид дроби

второе слово «Знаменатель» - это то, на сколько частей разделили

третье слово «Числитель» - это то, сколько частей взяли

Учитель:

2 задание: (слайд 3)

 На слайде и перед вами  (на каждой парте)  торт, разрезанный на 8 частей (разрезной материал). Возьмите каждый по одной части и отложите в сторону. Скажите, на какие части разделен торт? Какая часть торта лежит в стороне?  Какая  эта дробь, что она показывает?

 Учащиеся:

- Торт разделен на равные части. В стороне лежит одна часть, значит одна восьмая торта. Эта дробь правильная и она показывает, что торт разделили на 8 частей, а взяли только одну.

Учитель:

- Сейчас возьмите 11 частей данного торта и отложите в сторону.

Ученики:

-Этого сделать нельзя.

Учитель:

- Почему?

Ученики:

- Всего 8 частей, не получится взять больше, чем есть у нас.

Учитель:

- А теперь, давайте, используя оба разрезных круга на парте, возьмем 11 частей. Какая получиться у нас дробь?

Учащиеся:

- Получиться дробь

3 задание: (слайд4)

Рассмотрим дробь , какая эта дробь, что она показывает?

Ученики:

-Это неправильная дробь, знаменатель показывает, на сколько частей разделили целое, числитель показывает сколько таких частей взяли.

Учитель: Верно, ребята, молодцы. Кстати, египтяне называли ложными неправильные дроби, а реальными правильные. А сейчас сравните, пожалуйста, две дроби   и .

Ученики:

-Дробь , так как при сравнении дробей с одинаковым знаменателем, больше та дробь, числитель которой больше.

Учитель:

-Верно, молодцы, ребята.

III. Работа в парах

Учитель:

3 задание: Мы уже говорили о том, что знание о дробях необходимо в повседневной жизни. Например, 5 «А» класс собрался в поход, решили преодолеть путь равный 8 км. В первый день они прошли  всего маршрута, во второй день еще . Сколько км они преодолеют за 2 дня, и какую часть пути им еще предстоит пройти в третий день. Ваша задача разделиться на 2 варианта и решить данную задачу 2 способами, 1 вариант решает задачу с помощью правила нахождения части от числа, а 2 вариант использует правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями. Затем с соседом по парте обменяйтесь тетрадями, и обсудить ваши решения, выберите тот вариант, который удобнее и проще. Ответ должен получиться одинаковым. После этого, сверьте свое решение, с представленным на слайде.

Ученики: (слайд5)

1 вариант:

1) 8 : 8 = 1 км ( часть всего пути)

2) 1*3 = 3 км ( всего пути ) прошли за 1 день

3) 1*4 = 4 км ( всего пути) прошли за 2 день

4) 3 + 4 = 7 км прошли ученики 5 «А» класса за 2 дня

5) 8 – 7 = 1 км (останется пройти) , а это  часть всего пути.

Ответ: 7 км прошли за 2 дня, 1 км останется пройти

2 вариант:

1) +=  км прошли за 2 дня.

2) 8: 8 = 1 км ( часть всего пути)

3) 1*7 = 7 км ( всего пути ) прошли за 2 дня

4) 8 – 7 = 1 км (останется пройти) , а это  часть всего пути.

Ответ: 7 км прошли за 2 дня, 1 км останется пройти

Учитель: Давайте ещё раз сформулируем правила сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Как это правило записать в форме буквенного выражения?

Ученики проговаривают вслух правила. Записывают в тетрадь  ,  .

Одновременно на слайде также отображается правило в форме буквенного выражения. (слайд 6)

IV. Работа в группах

Учитель:

4 задание:

Вы знаете, что для того, чтобы все всегда успевать и оставаться здоровым необходимо соблюдать режим дня. Вот Коля составил себе такое расписание на день: 1/6 часть суток – чтение книг; 1/8 часть суток – выполнение домашнего задания; 1/12 часть суток – прием пищи (завтрак, обед, ужин); 1/4 часть суток – занятие спортом; 10 часов на сон. Выполним ли его план?

Учащиеся обсуждают решение задачи в группах по 4 человека и делают вывод, что надо составлять свой режим дня так, чтобы на всё хватало времени и что знание дробей позволяет составлять расписание на день.

Ученики: +++==, то есть на все эти действия потребуется 15 часов, также к этому нужно прибавить 10 часовой сон и мы получим 25. Ученики делают вывод, что план Коли не выполним, так как у него получается 25 часов, а в сутках всего 24 часа.

Учитель: Правильно составленный режим дня позволяет достичь максимальной работоспособности и повысить сопротивляемость организма утомлению. Наиболее важную роль в восстановлении жизненных сил играет полноценный сон. Дети 11 лет должны спать не менее 10 часов в сутки. Нельзя много времени проводить возле телевизора и тем более у компьютера. Необходимо больше находиться на свежем воздухе и, конечно же, правильно и по режиму питаться.

V. Физкультминутка.

Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки за голову.

- Я читаю дроби, а если вы услышали среди них правильную дробь,  вы должны корпус повернуть вправо, а если неправильную дробь, то ваша задача повернуться влево.

15   5   9   50   20   75   6    53   1   7                                                                                                                                            20   9   4   51   19   57   17  23   2   7

Сели закрыли глаза и представьте, что с неба падают снежинки и описывают в воздухе цифры. Проследите мысленно глазами за снежинками, описав цифры от 1 до 8.

VI. Работа в группах

Учитель: Заботящийся о своем здоровье пятиклассник должен правильно питаться. В день можно съедать не боле 1/10 кг сладостей и сахара, дневная норма потребления хлеба составляет 1/5 кг; масла (сливочного и растительного) – 1/8 кг. Сколько граммов сладостей, хлеба, масла может съедать в день пятиклассник? Что надо сделать, чтобы решить задачу? (проверка решения на слайде7).

Ученики: выразить килограммы в граммы.

Ученики продолжают работу в группах по 4 человека, решают данную задачу.

кг = 200г хлеба, кг = 100г сладостей и сахара, кг = 125г масла. Всего ++==кг, значит 1000:40 =25 и 25 *17 = 425 (г) в день всего сладостей, хлеба и масла.

 Ученики делают вывод, что задачи на дроби, позволяют правильно составить дневной рацион питания, выражать одни единицы измерения в другие.

VII. Закрепление материала.

Учитель: Сейчас, мы поиграем в математическое лото. Каждый из вас получит карточку с одним примером (приложение 2). Надо найти результат и по таблице с алфавитом найти свою букву. Вычисления  и результат вы записываете на карточке рядом с примером, а букву ищите на столе и прикрепляете на доске под номером своей карточки. Единице соответствует знак «_ пробел между словами в фразе». На решение примера дается 2 минуты. Всем классом составляется фраза и выстраивается на доске. Если кто-то неправильно решил пример и нашел букву, то предложение не получится.

Ученики решают карточки и составляют фразу «“НАМ_НУЖНО_УЧИТЬ_МАТЕМАТИКУ_”».

VIII. Рефлексия

– Итак, ребята, чем же мы с вами сегодня занимались? Что делали? Чему научились?

-Скажите, что мы запишем в третью колонку нашей таблицы?

Ученики:

-Умножать и делить дроби.
– Молодцы! Сегодня на уроке мы совершенствовали свои умения и навыки, применяя полученные знания.
У каждого из вас, на парте лежит лист оценки своей эффективности и качества усвоения материала, по 10 бальной шкале
(приложение3), оцените себя, пожалуйста, на сколько вы были активны на уроке и все ли вам было понятно.

IX. Домашнее задание.

Учитель: Сейчас, ребята, открываем дневники и записываем творческое домашнее задание: «Рассчитать и составить свой режим дня на листе А4 с использованием обыкновенных дробей и после проверки его применить, также необходимо решить № 425,426,429


Приложение1

Таблица

Что мы уже знаем о дробях

Что мы узнаем сегодня

Чему мы сможем научиться на следующих уроках

1.

2.


Приложение2

Математическое лото

Карточки с заданиями

1)

        8)

17  _ 10                                     13      13

15)

50  _ 2                                     7      7

22)

16  _ 5                                       7       7

2)

9)

21  _ 3                                     5      5

16)

23)

24  _  3                                       5       5

3)

10)

17)

24)

33  _  3                                       6       6

4)

11)

12  _ 4                                            3     3

18)

25)

133  _ 11                                     10      10

5)

12)

21  _ 3                                     7      7

19)

26  _ 5                                       5       5

26)

12 _ 4                                            3     3

6)

1  + 7                                   3     3

13)

16  + 9                                       5       5

20)

111  _ 11                                     10      10

27)

7)

17  _ 3                                     5       5

        14)

16  + 5                                       5       5

        21)

3_  +   _7_                                                 17         17

Ключ - таблица к карточкам с примерами

А

Ж

Н

У

Ь,Ъ

        

Б

З

О

Ф

Ы

В

И,Й

5

П

Х

Э

Г

К

Р

Ц

Ю

Д

Л

3

С

11

Ч

Я

Е

10

М

Т

Ш,Щ

    

 1


Приложение 3

Лист оценки эффективности учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики в 5-7 специальном (коррекционном) классе VIII вида по темам: "Устное умножение и деление круглых сотен на однозначные числа" (5 класс),"Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" (7 класс).

Знакомство с с устными приёмами умножения и деления круглых сотен на однозначные числа (5 класс).Знакомство с приёмами сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями (7 класс)....

Урок обобщения и систематизации знаний "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей" (5 кл)

Урок обобщения и систематизации знаний по теме: "Обыкновенные дроби. Сложение и вычитание обыкновенных дробей." 5 класс...

Конспект открытого урока по математике в 5 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Тип урока: урок формирования первоначальных предметных уменийКонспект содержит технологическую карту урока, составленную по материалу учебника  И.И.Зубаревой, А.Г.Мордкович....

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями" ( ФГОС)

Урок изучения нового материала в 5кл. по учебнику И.И.Зубаревой, А.Г.Мордковича по ФГОС с технологической картой...

Конспект урока "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями"

Конспект комбинированного урока по математике для учащихся 5 классов "Сложение и вычитание обыкновенных дробей"...

План - конспект урока на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"

План-коспект открытого урока в 6 классе на тему "Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями"...

конспект Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.

Тема: Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цели урока:Коррекционно-образовательные:Обобщение знаний о сложении и ...